Студопедия — Познание окружающего мира
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Познание окружающего мира







[1] И.В. Макров «Информатика». Москва.

[2] Дрибас В.П. Реляционные модели баз данных. - Минск, 1982.

[3] Дженнингс Р. Microsoft Access 97. - СПб.: BHV, 1999.

[4] Эффективная работа с СУБД А. Рубен, А. Горев, С. Макшарипов СПб.: Питер, 2001.

[5] Бекаревич Ю., Пушкина Н. Самоучитель Microsoft Access 2002.- СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

[6] Дженнингс Р. Microsoft Access 97. - СПб.: BHV, 1999.

[7] Дженнингс Р. Microsoft Access 97. - СПб.: BHV, 1999.

[8] Бекаревич Ю., Пушкина Н. Самоучитель Microsoft Access 2002.- СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

[9] Голод Е.А. MS ACCESS- 95. Основы программирования. – М.: Филинъ, 1997.

[10] Базы данных: Учебник/ Под ред. Хомоненко А. Д.-СПб.: КОРОНА, 2000.

[11] Базы данных: Учебник/ Под ред. Хомоненко А. Д.-СПб.: КОРОНА, 2000.

[12] Базы данных: Учебник/ Под ред. Хомоненко А. Д.-СПб.: КОРОНА, 2000.

[13] Базы данных: Учебник/ Под ред. Хомоненко А. Д.-СПб.: КОРОНА, 2000.

[14] Базы данных: Учебник/ Под ред. Хомоненко А. Д.-СПб.: КОРОНА, 2000.

[15] Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика.

Авторы: Томас Коннолли, Каролли Бегг, Анна Страчан.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................................... 4

Глава 1. Научное познание общества

§ 1. Познание окружающего мира....................................... 8

§ 2. История воззрений на общество............................. 16

§ 3. Строение общества..................................................... 24

§ 4. Цивилизация и общество.................................-.......... 31

Глава 2. Развитие общества

§ 5. Современное общество............................................... 39

§ 6. Модернизация.............................................................. 47

§ 7. Глобализация человеческого общества..................... 54

§ 8. Мировая система......................................................... 59

Глава 3. Рыночная экономика

§ 9. Рыночное общество................................................. 65

§ 10. Эволюция капитализма............................................. 73

§ 11. Отношения между трудом и капиталом............... 82

Глава 4. Сфера производства

§ 12. Производитель на рынке........................................... 91

§ 13. Предпринимательство и бизнес............................... 99

§ 14. Инфраструктура рыночной экономики.................. 107

§ 15. Роль государства в экономике...............................115

Глава 5. Политическая система общества

§ 16. Политическая власть........................................... 122

§ 17. Сущность и организация государства.................... 128

§ 18. Местное самоуправление........................................ 135

Глава 6. Политическая жизнь общества

§ 19. Условия политической жизни................................. 143

§ 20. Формы управления политической жизнью

и механизмы участия граждан......................................... 151

§ 21. Субъекты политической жизни............................... 161

Словарь....................................................................................................................... 169

Литература............................................................................................................ 194


 

Глава 1.

Научное познание общества

Познание окружающего мира

В основе науки и обыденного сознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесс познания.

ПОЗНАНИЕ — это отражение и воспроизведение действитель­ности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание, как правило, только процесс поиска истины, а его результат — знание.

ЗНАНИЕ — проверенный практикой результат познания дей­ствительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Целью познания служит приобретение не любых (подчас ложных), а именно истинных знаний об объективном мире. Любые, т.е. ложные, знания тоже появляются в процессе по­знания, но как издержки.

Знание понимается

в широком смысле как любого рода информация;

в узком смысле как подтвержденная научными средст
вами информация
.

В научном знании все выводы и гипотезы, полученные с помощью научного метода, могут подвергаться критике и быть опровергнутыми.

Познание проходит две главные ступеничувственное и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание — низшая ступень — осуществляется в форме ощущений, вос­приятий и представлений. В нем задействованы пять орга­нов чувств — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, связы­вающие человека с внешним миром. Чувственные образы —


единственный источник всех наших знании о внешнем мире. Но в чувственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явлений, познается только единичное.

На второй ступени — рациональном (логическом) позна­нии — происходит выявление общего, существенного с помо­щью мышления и разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек, строя суждения, умозаключения и понятия, познает закономерности окружа­ющего мира.

Обе ступени процесса познаниячувственная и раци­ональнаянаходятся в единстве, переходят друг в дру­га, взаимно дополняют друг друга. Они обязательно долж­ны быть союзниками в общем деле. Когда же одно стремится господствовать за счет другого, объективно вер­ное знание получить невозможно. Первенствовать они ста­раются за счет умаления заслуг другого, сводя весь процесс познания исключительно к одной форме — чувственной или рациональной.

Преувеличение в познании роли чувственного начала при­вело к появлению в философии сенсуализма.

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus — восприятие, чувство) — на­правление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».



Увеличение в познании роли разума образовало другое фи­лософское течение — рационализм.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rationalis — разумный, ratio — ра­зум) — философское направление, признающее разум основой и главной формой познания, противостоит сенсуализму. Научное (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно ра­ционализму, достижимо только посредством разума — одновре­менно источника знания и критерия его истинности.

Процесс познания включает также такие формы мыс лительной деятельности, как предвидение, фантазия, ги­потеза, воображение, мечта, интуиция. Ученые и мы с вами часто основываем свои действия на интуиции, она может при­вести к благоприятным последствиям, оправдать предполо­жения, но может оказаться и ошибочной, вызвать долговре­менные заблуждения и негативные последствия.

Говоря об интуитивном способе получения знания, мы будем исходить из того, что интуицияэто вспышка про­ницательности (истинной или ложной), источник ее по­явления невозможно точно идентифицировать или объяс­нить. Интуиция служит основой для многих очень важных гипотез, которые могут быть проверены другими методами. История науки показывает, что интуиция является непре­менным компонентом научного знания и ее основная цен­ность состоит в нахождении и формулировании гипотез науч­ной теории, которые после проверки могут стать истинными и обоснованными.

Однако интуиция не может считаться убедительным ис­точником истинных знаний об окружающей действительно­сти. Часто она основывается на недостоверной информации, обрывочных сведениях. Интуитивное знание принимается на веру; не подвергается научной проверке и доказательству и служит, скорее, предварительной ступенькой к научному по­знанию. Его базой служит обыденное знание, повседневный жизненный опыт, не свободный от заблуждений и ошибок. Многие утверждения, основанные на здравом смысле, обще­принятом мнении, не являются истинными.

Отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на проверенных доказательствах. Под


доказательствами в этом случае мы будем понимать конкрет­ные результаты фактических наблюдений, которые другие на­блюдатели имеют возможность видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность.

Методом получения научного знания выступает научное исследование.

ИССЛЕДОВАНИЕ — процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления — материального или идеального) с целью выявления его закономерностей.

Оно опирается на специально сконструированные инстру­менты и методы, начиная с телескопа, барометра и кончая психологическими тестами.

Исследование включает применение частных методов (ме­тодов, специфически характерных для отдельных наук, — физики, химии, биологии и др.) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, аксиоматизация, формализация и др.).

Различают два тесно связанных между собой уровня науч ного исследования:

эмпирический — нахождение новых фактов, обобще­
ние и поиск тенденций протекания того или иного процесса;

теоретический — формулирование общих закономер­
ностей, создание целостной научной теории, а затем форми­
рование развернутой научной картины мира.

Эмпирическое (от греч. empeiria — опыт) означает все, что дано человеку на основе чувственного опыта, т. е. его способности ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия, переживать и понимать что-либо.

Основными компонентами теоретического уровня научно­го исследования считаются:

— постановка цели и задачи;

— предварительный анализ литературы по теме;

— формулировка исходных гипотез;

— организация и проведение полевого исследования (опро­
са, наблюдения, эксперимента и т.д.);

— анализ и обобщение полученных данных;

— проверка исходных гипотез на основе полученных
фактов;


 




— окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. ^—^ Заключительным этапом любого исследования должно стать внедрение полученных результатов. Итог исследова­нияполучение новых научных знанийобъективной истины, т. е. соответствия вновь сформулированного знания с действительным состоянием объекта, а также намеченных программой исследования практических результатов.

ИСТИНА — отражение в сознании человека предметов и явле­ний такими, какими они существуют вне и независимо от по­знающего субъекта.

Истина представляет собой объективно верное воспроизве­дение действительности в сознании человека. Но истина — это не только достигнутый результат в виде суждений, поня­тий, теорий. Истина есть процесс движения от незнания к зна­нию, от менее глубокого ко все более глубокому знанию. И, следовательно, она не может рассматриваться как нечто застывшее, неизменное отображение объектов действитель­ности. Вечных, неизменных истин не существует. Истина всегда относительна, так как не охватывает всего содержа­ния исследуемого предмета, а только его часть. По мере раз­вития познания человек постепенно преодолевает относи­тельность истины, добавляет новые знания, которые перепроверяют, подтверждают или отбрасывают старые зна­ния, считавшиеся ранее истинными. Через относительную истину человек идет к истине абсолютной — истине макси­мально объективной, точной, полной и не ограниченной обла­стью ее применения, неопровержимой дальнейшим развити­ем познания. Критерием истинности является практика. Все научные истины основаны на опытных данных, они по­стоянно пересматриваются в свете новых доказательств.

Иногда можно слышать, будто истина присуща самим пред­метам и явлениям. Но с этим согласиться нельзя. Нет столов истинных или ложных, а есть столы письменные, столовые и журнальные. Истина не является свойством самих объектов. Понятие истины распространяется только на мысли, они дей­ствительно могут быть истинными или ложными. Истине противостоит в познании ложь.


ЛОЖЬ — это неправда, искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в заблуждение.

Источником лжи может быть логически неправильное мышление, неверные факты и др. Ложь можно понимать как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокры­тие того, что было. В логике ложность означает отрицание ис­тинности, а истина — отрицание лжи.

Высшей формой теоретического познания выступает философское постижение мира. Именно в рамках филосо­фии достигли своего совершенства приемы анализа и синтеза знаний, дедукции и индукции, движения от простого к слож­ному и от явлений к сущности.

ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio — выведение) — цепь умозаклю­чений (рассуждение), в результате которых из общих знаний человек получает знание конкретное.

Когда мы знакомы с общей закономерностью — «во всех промышленно развитых странах доля городского населе­ния должна превышать сельское», — мы вправе сделать вы­вод о том, что и в России, если она относится к развитым странам, численность горожан должна превышать числен­ность селян.

Помимо этого, опять же логическим путем, мы способны получить дополнительную информацию, в частности об отто­ке людей из деревни в город, наступлении с определенного этапа дефицита кадров на селе, распространении ценностей городского образа жизни в сельскую местность и др.

В противоположность этому выступает индукция.

ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio — наведение) — умозаключение от фактов к общему утверждению.

В начале 90-х годов появилось множество фактов, сви­детельствующих о том, что подростки часто предпочитают раньше начинать трудовую, прежде всего коммерческую, деятельность вместо того, чтобы продолжать учебу. В большинстве вузов снизился конкурс, абитуриентов ста­ло меньше. Обобщение подобных фактов позволило уче­ным сделать вывод о том, что наше общество переживает кризис образования. Однако в середине 90-х годов конкурс


 




в вузы возрос, количество тех, кто стремился получить высшее образование, увеличилось. Обобщение новых фак­тов навело специалистов на мысль о том, что кризис обра­зования завершился.

Научное знание является результатом последовательного применения методов дедукции и индукции к окружающей ре­альности, выдвижения гипотез и их эмпирической проверки. Таким образом, мы не ошибемся, если скажем, что в основе на­учного исследования лежит философское мышление.

Для него характерны не только всеобщность, но и целост­ность, системность постижения социальной жизни. Философ­ское мышление опирается на силу ума, логики, наблюдатель­ности, умение выявлять в отдельных фактах общечело­веческий смысл явления. Философия дает науке целостное ви­дение проблемы, умение в единичном высвечивать всеобщее, стремление связывать выводы в логически непротиворечивую цепочку.

Основной метод философского познания — теоретичес­кое мышление, опирающееся на совокупный опыт человече­ства, на достижения всех наук. Достоинство философского метода заключается в получении обобщенной картины ми­ра, т.е. предельно широкого теоретического осмысления жизни. В орбиту философского поиска входит не только природная, но и социальная жизнь. Философское исследо­вание социальной жизни получило название социальной философии.

Социальная философия сыграла важную роль в выявлении конечных причин, вечных основ социального существования человека, в понимании тех основополагающих начал, на кото­рых строятся взаимоотношения людей в обществе. За ее плеча­ми многовековая историческая традиция: античное учение об обществе, философская традиция гуманизма эпохи Возрожде­ния, учение французских материалистов о конечных движу­щих силах деятельности человека, политические теории орга­низации общества эпохи Просвещения, учение об общественном договоре (Т. Гоббс), естественных правах челове­ка (Д. Локк), созданные уже в Новое время идеи «философии жизни» XXII века.


1 Понятия: познание, сенсуализм, рационализм, исследова ние, истина, ложь, дедукция, индукция.

Вопросы и задания

1. Какую роль в жизни общества играет познание? Что из­
менилось бы в жизни людей, если бы познание исчезло?

2. Познание представляет собой процесс приобретения но­
вых знаний. Но если сохранять все, что уже нако"плено че­
ловечеством, то, быть может, не понадобится приобретать
новое? Ведь сколько открытого когда-то человеком потом
забывается. Его переоткрывают спустя столетия и тысяче­
летия. Существует поговорка: «Новое — это хорошо забы­
тое старое». Можете ли вы привести примеры «хорошо за­
бытого старого»?

*3.* Познанию как активному отношению к действитель­ности противостоит уход в мир грез и мечты. Люди приду­мали различные способы бегства от действительности: наркотическое опьянение, минимизация человеком своей жизненной активности, отшельничество и бунтарство. От­шельник отворачивается от мира, не желая иметь с ним ничего общего. Бунтарь стремится перестроить мир сооб­разно собственным желаниям, идеалу, часто не считаясь с законами реальности.

Что вам известно об этих или иных способах ухода от позна­ния? Составьте краткий рассказ.

*4. Есть такое выражение: познание — путь ученого незна­ния, т.е. постижение человеком меры собственного неве­жества. Как вы его понимаете?

5. Как соотносятся между собой чувственное и рациональ­ное познание? Почему они могут вступать в конфликт? Ка­кое начало — чувственное или рациональное — преобла­дает в вашем способе познания?

? Проблема. Какие знания об окружающем мире и зачем необходимы каждому современному человеку?

Понятия в конце параграфа выделены для того, чтобы учитель мог организовать работу с ними.

2 Вопросы со значком • являются вопросами повышенной сложности.


 




Дж. Локк считается отцом западного либерализма, тео­ретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроен­ном государстве. В отличие от Т. Гоббса, трактовавшего «ес­тественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк полагал естественным состояние свободы и ра­венства людей, живущих своим трудом. Вместе с тем он ут­верждал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разум­ных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого путем общественного договора создается политичес­кое общество, формирующее правительство, ответственное пе­ред народом.

Важную роль в развитии представлений о государстве и обществе сыграл французский просветитель, правовед и фи­лософ Шарль Луи Монтескье. Он пытался вывести из геогра­фических условий характер, нравы и обычаи народов, их хо­зяйственный и политический строй. Средством обеспечения законности он считал принцип разделения властей. Его ос­новные сочинения — «Персидские письма» (1721) и «О духе законов» (1748). Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, насе­ленности, климата, географической среды, от религии, испо­ведуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку естественно-научный метод.

Монтескье явился одним из основателей современной гео­графической школы, к которой также принадлежит немец­кий географ и этнограф, зачинатель политической географии Фридрих Ратцель (1844—1904). Изучая влияние природ­ных условий на развитие народов и культур в разных геогра­фических зонах, он разработал своеобразную географическую карту культурной жизни человечества. В своих трудах уче­ный дал общую картину расселения народов и распростране­ния культур. По земной поверхности с различной скоростью перемещаются не только людские потоки, но и культурные изобретения, предметы, идеи, явления. Его заслугой считает­ся установление тесной связи между политикой и географи-


 


ей. Сила государства, считал он, во многом зависит от его тер­ритории и географического положения, поэтому, наращивая свою мощь, государство должно стремиться к расширению жизненного пространства.

На возникновение социальных наук большое влияние оказали кардинальные изменения в обществе, произошед­шие в XVIII столетии: революция в Америке, Великая фран­цузская революция и индустриальная революция в Англии определили ведущую роль западной цивилизации в п'оследу-ющем развитии человечества. Начали рушиться старые мо­нархии в Европе, в Северной Америке появились демократи­ческие правительства. В новых индустриальных столицах мира быстро увеличивался рабочий класс. Население плане­ты выросло в несколько раз. Рост городов изменил облик Ев­ропы. Индустриальная революция вызвала технологичес­кий скачок и развитие машинной индустрии. Разрушались социальные связи, в течение веков покоившиеся на непо­движном фундаменте сельской жизни. В новых городах по­явилось то, чего никогда не было в деревнях: массы бедных и нищих людей, неполные семьи, изнурительный детский труд, одиночество пожилых людей. Об этих проблемах как о характерных чертах современного образа жизни писали да­же в XX столетии.

Динамизм социальной жизни благоприятствовал осво­бождению социальных наук от философии. Другим условием освобождения социального знания явилось развитие естест­венных наук, в первую очередь физики, изменивших образ мышления людей. Если материальный мир может быть предметом точного измерения и анализа, то почему таковым не может стать социальный мир? На этот вопрос первым по­пытался ответить французский философ Огюст Конт (1798—1857). В своем «Курсе позитивной философии» (1830—1842) он провозгласил появление «науки об общест­ве», назвав ее социологией.

По мысли Конта, наука об обществе должна встать в один ряд с науками о природе. Его взгляды в то время разделяли английский философ и юрист Иеремия Вентам. (1748— 1832), увидевший в морали и законодательстве искусство руководить поступками людей, английский философ и соци-


олог Герберт Спенсер (1820—1903), развивший механисти­ческое учение о всеобщей эволюции, немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818—1883), основоположник тео­рии классов и социального конфликта, и английский фило­соф и экономист Джон Стюарт Милль (1806—1873), напи­савший фундаментальные труды по индуктивной логике и политэкономии. Они считали, что единое общество должна изучать единая наука.

В конце XIX века наука об исследовании общества разде­лилась на множество дисциплин. Первой выделилась эконо­мика. Хотя термин «экономика» употреблялся еще в 1790 г., предмет этой науки именовался политической экономией до конца XIX века. Основателем классической экономики стал Адам Смит. В своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) он рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономи­ческую историю Западной Европы, взгляды на экономиче­скую политику, финансы государства. Смит подходил к эко­номике как к системе, где действуют объективные законы, поддающиеся познанию. К классикам экономической мысли причисляют также англичанина Давида Рикардо (1772— 1823), одного из создателей трудовой теории стоимости. Он полагал, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов раз­личных классов общества.

Наряду с экономикой в самостоятельные области знания выделились и другие науки. К творцам политической науки, или политологии у относят итальянского политического мыс­лителя Никколо Макиавелли (1469—1527). Его главное про­изведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент постав­лен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Он впервые государственно-политические вопросы вывел из-под сферы влияния религии и морали. К другим ос­нователям-политологам причисляют нидерландского юриста и государственного деятеля Гуго Гроция (1583—1645), одного из основоположников теории естественного права и современ­ной науки международного права (трактат «О законах войны и мира»), и французского историка Алексиса де Токвиля


(1805—1859), создавшего классический политический трак­тат «О демократии в Америке» (1835).

Культурная антропология, из которой позже появилась более общая наука культурология, ставящая целью фило­софское осмысление сущности человеческой культуры, бы­ла следствием открытия европейцами Нового Света. Не­знакомые племена американских индейцев поражали воображение своими обычаями и образом жизни. После этого внимание ученых привлекли дикие племена 'Африки, Океании и Азии. Антропологию, которая дословно означает «науку о человеке», интересовали в первую очередь прими­тивные, или дописьменные, общества. Культурная антро­пология занимается сравнительным изучением человечес­ких обществ. В Европе ее еще называют этнографией и этнологией.

Среди выдающихся этнографов XIX века — исследователь первобытной культуры англичанин Эдуард Бернетт Тай-лор (1832—1917), разработавший анимистическую теорию происхождения религии; американский историк Льюис Ген­ри Морган (1818—1881), в книге «Древнее общество» (1877) первым показавший значение рода как основной ячейки пер­вобытного общества; английский историк религии Джеймс Джордж Фрезер (1854—1941), автор всемирно известной книги «Золотая ветвь» (1907—1915). На базе их исследова­ний, а также учений философов, искусствоведов и социологов постепенно сформировалась культурология.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ — наука, формирующаяся на стыке соци­ального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изуча­ющая культуру как целостность. Ее предметом являются объ­ективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, памятники, явления и события матери­альной и духовной жизни людей.

Итак, мы совершили небольшое путешествие в историю общественной мысли и остановились у самого порога совре­менного этапа науки.

Понятия: общественные науки, экономика, политология, культурология, психология.


 


20



Вопросы и задания

1. Назовите основные этапы развития наук об обществе?

2. Какие ученые занимались развитием соцальных наук?
*3. Характеризуя структуру античного общества, Пла­
тон выделил три класса (вспомните их). Какие классы в
российском обществе можете выделить вы? Охарактери­
зуйте их.

*4. Во времена Аристотеля и Платона высший класс был наделен огромными привилегиями, он постоянно злоупо­треблял своей властью. На ваш взгляд, что-нибудь изме­нилось в закономерностях развития человеческого обще­ства за две с половиной тысячи лет?

*5. Вопрос о частной собственности поднимался в истории социальной мысли неоднократно. Многие мыслители счи­тали частную собственность источником неравенства и со­циального зла, предлагая упразднить ее. Что вы думаете по этому поводу? Улучшатся взаимоотношения между людь­ми, если частную собственность заменить общественной? Свою позицию аргументируйте.

*6. За рубежом учащиеся активно приобщаются к куль­турной антропологии не только в теории, но и на прак­тике. К примеру, американские школьники из Фила­дельфии посещают этнографические заповедники и парки, в частности Фармаунт Парк, где знакомятся с образом жизни и традициями жителей далеких стран. На уроках они выполняют задания, например создают своими руками африканские маски, что является час­тью учебной программы по культурной антропологии, призванной рассказать о самых разных народах во всех концах света. Расскажите о своем знакомстве с другими культурами.

? Проблема. Можно ли считать науку об обществе верши­ной всех знаний, которых достигло человечество?

Практикум 1. Подберите для каждой науки из левой ко­лонки определение, стоящее в правой. Помните: опреде­ление науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.


Таблица

 

1. ПСИХОЛОГИЯ а) народонаселение, процессы рождаемо­сти и смертности, миграцию, продолжи­тельность жизни
2. СОЦИОЛОГИЯ б) бытовые и культурные особенности на­родов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений
3. ЭКОНОМИКА в) происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека
4. ДЕМОГРАФИЯ г) прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономер­ности развития общества
5. ЭТНОГРАФИЯ д) поведение животных и человека, про­цессы восприятия, мышления, осознания, запоминания и т. д.
6. АНТРОПОЛОГИЯ е) отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления
7. ИСТОРИЯ ж) взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институ­тов, социальную структуру общества
8. ПОЛИТОЛОГИЯ з) производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему ры­ночных отношений

Практикум 2. Используя соответствующие главы и пара­графы учебника, попытайтесь закончить приведенные ни­же предложения:

Первым трудом по обществознанию можно считать...

Ш. Монтескье явился одним из основателей...

Индустриальная революция вызвала...

На возникновение социальных наук большое влия­ние оказали...

Динамизм социальной жизни благоприятствовал осво­бождению социальных наук из...


 




Антропологию, которая дословно означает «наука о че­ловеке», интересовали в первую очередь...

В культурологии и философии наибольшее распростра­нение получило понимание цивилизации как...







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2593. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия