Студопедия — Занятие первое
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Занятие первое






(2 часа)

Культурологические подходы к понятию «культура»

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Многозначность понятия «культура» как отражение сложности феномена культуры.

2. Основные подходы к определению сущности культуры.

3. Культура как специфический способ жизни человека. Основные функции культуры.

4. Культура и цивилизация.

 

Приступая к изучению данной темы следует уяснить, что культурология рассматривает культуру как сложную саморазвивающуюся систему. Она является подсистемой более сложной системы – общества. Культура как специфическая целостность и сложная саморазвивающаяся система существует в связи с обществом и в зависимости от общества. Общество, в свою очередь, развивается в зависимости от существования и развития культуры. Культурологический подход к культуре как целостной системе материальных и духовных элементов позволяет осмыслить культуру в качестве специфической формы жизнедеятельности, выявить и определить принципы культурных связей подсистемы, культурные образцы, институты, определяющие ее сущность и содержание.

Культура – явление очень сложное, многомерное, и это позволяет подойти к определению ее сущности с разных сторон. Существует много разных подходов:

1) антропологический, при котором культура понимается как выражение сущности человеческой природы;

2) деятельный, когда культура интерпретируется как результат человеческой творческой деятельности;

3) социологический, когда культура понимается как фактор организации жизни общества;

4) аксиологический (ценностный), определяющий культуру

как систему ценностей, которые придают различным

явлениям культуры определенный смысл;

5 ) нормативный, когда культура объясняется как

совокупность норм и правил, регламентирующих

жизнь человека и общества;

6) функциональный, когда культуру характеризуют

через ее важнейшие функции в обществе: например

как систему знаков, выполняющих коммуникаци-

онную функцию между людьми, и т.д.

Все эти подходы (как и некоторые другие) оправданы, и соответствующие определения культуры имеют рациональное зерно, каждое из них указывает на какие-то существенные черты культуры, проясняя ее многообразную роль в жизни человека. В то же время можно указать и на недостатки каждого определения, его принципиальную неполноту и односторонность. Как правило, эти определения не являются взаимоисключающими, но дополняют друг друга. Все основные подходы к культуре предполагают ее рассмотрение как сложной системы с собственной внутренней организацией, указывают на необходимость определения сложности системы и выявления закономерностей функционирования и взаимосвязи ее элементов. Подходы к культуре должны учитывать ее творческий субстрат как специфическую деятельность человека.

В качестве рабочего определения можно пользоваться любым из вышеприведенных подходов. Однако мы хотели бы выделить определение, связывающее культуру с реализацией сущности самого человека, выделяющее человека из мира животных, которые биологически приспосабливаются к меняющимся природным условиям существования. Человек в процессе творческой преобразовательной деятельности меняет саму среду обитания, он создает искусственную среду или «вторую природу». И в дальнейшем человек, чтобы стать собственно человеком (социокультурным существом), должен освоить культуру, созданную до него. Культура – это специфически человеческий способжизни, когда созданные предыдущими поколениями культурные формы организуют всю жизнь людей: организуют взаимодействие человека с природой (орудия труда, технологии производства, трудовые навыки, экологическое мировоззрение и право и т.д.), взаимодействие человека с человеком (язык, обычай, общие верования и этикетные нормы и т.д.), сам процесс мышления человека (система понятий, законы логики и т.д.).

Таким образом, о культуре можно говорить как о специфической целостности, основой которой является творческая деятельность человека. Организуя всю жизнь людей, культура выполняет множество разнообразных функций, важнейшими из которых являются:

1) адаптивная функция – культура организует приспособление человека к меняющимся природным и социальным условиям;

2) познавательная функция – культура организует познание человеком окружающего мира, целью которого является истинное знание, необходимое для адаптации и преобразования мира; формы познавательной деятельности исторически менялись от мифа к науке;

3) интегративная функция – культура организует объединение людей, необходимое для решения жизненно важных задач; интеграция людей возможна на разных культурных основаниях: язык, общая система ценностей, обычаи, общая религия или иное мировоззрение и т.д.; стоит, однако, помнить, что все эти культурные формы могут людей объединять, но могут и разъединять людей;

4) информационная функция – культура выступает механизмом «социальной памяти», сохраняя и передавая от поколения к поколению полученную информацию, накопленный опыт интеллектуального и духовного развития;

5) коммуникативная функция – культура организует взаимопонимание и взаимодействие людей, выступая средством связи между ними;

6) знаковая функция – культура выступает как определенная картина мира, где каждое явление имеет свое обозначение, свое «имя», знак, и соответствующее имени значение; если явление не обозначены человеком в рамках определенной культурной картины мира, то это явление не имеет значения, а, следовательно, его как бы и нет; культура как картина мира является той призмой, через которую мы видим мир и понимаем его;

7) регулятивная функция – культура регулирует поведение человека для сохранения равновесия внутри определенной общности и, следовательно, для сохранения каждого отдельного индивида; делается это, прежде всего, с помощью системы социальных норм: правовых, моральных, норм обычая и т.д.

8) аксиологическая функция – культура определяет поведение человека и через систему ценностей (или ценностных ориентаций) - своеобразных духовных ориентиров, которые дают людям общее представление о том, что хорошо и плохо, важно и неважно в жизни, прекрасно и безобразно, справедливо и несправедливо, и т.д. - помогая людям ориентироваться в различных жизненных ситуация, осуществлять свободный выбор поступка; ценности (ценностные ориентации) являются фундаментом определенной культуры, закрепляются в культурных традициях общества и передаются от поколения к поколению через систему образования и воспитания, таким образом обеспечивая преемственность поколений, их опыта;

9) преобразовательная функция – культура в основе своей есть преобразовательная деятельность людей, направленная на совершенствование мира и человека; сущностным отличительным признаком человека является его стремление к совершенствованию;

10) рекреативная функция – культура организует и восстановление духовных и физических сил человека, необходимых для преобразовательной деятельности, для жизни вообще;

11) гуманистическая функция – культура выполняет важнейшую функцию социализации и инкультурации, обеспечивая формирование человека как социокультурного существа, живущего в обществе, по его правилам и нормам, осуществляя свою деятельность и общение в определенных культурных формах.

Вышеуказанные функции не исчерпывают всех реальных функций культуры в жизни человека и общества, но дают достаточно полное представление о роли культуры в жизни общества.

При изучении данной темы важное значение имеет соотнесение понятий «культура» и «цивилизация». Понятие «цивилизация» (от лат. civilis- гражданский) возникло как определение качественного отличия античного гражданского общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., термин «цивилизация» также использовался как характеристика высшей стадии социокультурного развития. В середине XIX в. в работе Н.Я.Данилевского «Россия и Европа» и позднее в первой половине ХХ в. в трудах А.Тойнби и других европейских мыслителей сформировалось иное значение этого термина как локальной этнической общности с выраженной культурной спецификой.

Вместе с тем, несмотря на наличие определенных эмпирических оснований для выделения локальных цивилизаций, в науке до сих пор не сложились единые методологические основания и критерии для классификации той или иной исторической общности в качестве автономной цивилизации. Культурологический подход к понятию «цивилизация» предполагает ее рассмотрение как специфического социокультурного феномена, ограниченного конкретными пространственно-временными рамками. Под «цивилизацией » в узком смысле слова понимают только материальную сторону в процессе социально-исторического развития (при этом в понимании культуры акцент делают на духовной стороне этого процесса). В современной культурологической литературе «цивилизация » в широком смысле слова определяется как социокультурная общность, обладающая качественной спецификой; это - целостное конкретно-историческое образование, отличающееся особым характером своего отношения к миру природы и самобытностью своей культуры.

 

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 436. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия