Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 129 страница





 

Автор первой из “X.” иядо-перс. поэт 13— нач. 14 вв. Амир Хосров Дехлеви вполне сознательно отказался от создания философски или социально углубленных произв.; он стремился к увлекательности и динамичности повествования, к совершенству формы и изощренности версификации. Узб. поэт Алишер Навои создал в 1483—85 свою “X.” на тюрк. яз., а не на широко распространенном лит. яз. эпохи — фарси. Соблюдая все формальные требования, предъявляемые к жанру назира, он в то же время отразил в своих пяти поэмах современную ему эпоху с ее сложностями и противоречиями. Уже первая поэма “X.” Навои, “Смятение праведных”, содержит в сжатой форме все осн. черты мировоззрения Навои. Последняя из поэм, “Стена Искандера”, является, так же как у Низами, филос. и политич. завещанием поэта, имевшего последоват. систему взглядов на обществ. устройство и принципы управления гос-вом. Высоко оценивший “X.” узб. поэта старший современник и друг Навои, перс. и тадж. поэт Абдуррахмав Джами, также имел замысел создать “X.” “ответ” па поэмы Низами, но воплотил его лишь отчасти: из семи на писанных им поэм (общее их название “Семь престолов”) только три являются “ответными”, остальные не удовлетворяют этому условию. Вся “Семерица” Джами в значит, части поев. изложению суфийской философии; однако поэт нередко берет верх над проповедником, и отд. сюжеты в составе обширных, пересыпанных притчами и назиданиями поэм приобрели самостоят, худож. значимость.

 

φ ΑертельсЕ. Э., Избр. труды. Низами и Физули, М., 1962 (есть библ.); Мустафаев Д., филос. и этич. воззрения Низами, Баку, 1962; История перс. и тадж. лит-ры, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970.

 

ХАРАКТЕР художественный (от греч. charakter — отпечаток, признак, отличит, черта), образ человека в лит. произв., очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через к-рый раскрываются как исторически обусловленный тип поведения (поступки, мысли, переживания, речь), так и присущая автору нравственно-эстетич. концепция человеческого существования. Художественный X. являет собой органич. единство общего, повторяющегося и индивидуального, неповторимого; объективного (социально-психол. реальность человеческой жизни, послужившая прообразом для лит. X.) и субъективного (осмысление и оценка прообраза автором). В результате X. в иск-ве предстает “новой реальностью”, художественно “сотворенной” личностью, к-рая, отображая реальный человеческий тип, идеологически проясняет его (см. Образ художественный). Именно концептуальность лит. образа человека отличает понятие X. в лит-ведении от значений этого термина в психологии, философии, социологии.

 

Представление о X. создается посредством изображения в лит. произв. внеш. и внутр. проявлений личности героя (его психологии, речи, наружности), авторскими и иными характеристиками, местом и ролью персонажа в развитии сюжета. Соотношение в пределах произв. X. и обстоятельств (см. Типическое), являющихся худож. воспроизведением социально-историч., духовно-культурной и природной среды, составляет худож. ситуацию. Противоречия между человеком и обществом, человеком и природой, а также внутр. противоречия человеческого X. воплощаются в худож. конфликтах.

 

Воспроизведение X. в его многоплановости и динамике — специфич. свойство худож. лит-ры в целом (и большинства театр, и кинематографич. жанров на словесно-сюжетной основе). Обращение к изображению X. знаменует выделение лит-ры как иск-ва

 

ХАИД —?ΑΡΑ

 

==481

 

из синкретич. “долитературной” религ.-публицистич. словесности “библейского” или ср.-век. типа. Само понятие X. формируется в Др. Греции.

 

Однако у древних понимание X. как лит. категории отличалось от современного: поскольку в раскрытии идейного содержания главенствовал сюжет (событие), персонажи различались прежде всего не своими X., а своей ролью в изображаемых событиях. В новое время утверждается иное соотношение X. и сюжета: не факты, а “...характеры действующих лиц, благодаря которым факты осуществились, заставляют поэта избрать предпочтительнее то, а не другое событие. Только характеры священны для него” (Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.—Л., 1936, с. 92).

 

Понимание самостоят, идейно-худож. значения X. персонажа возникает уже в антич. лит-ре (напр., в <Параллельных жизнеописаниях” Плутарха герои сравниваются и по типу “судьбы” и по типу X.). Подобная характерологич. двумерность доминирует вплоть до 18 в. (по Д. Дидро — соотношение прирожденного “нрава” и общественного положения”).

 

Ренессансный X. (см. Возрождение) теряет очертания определ. “нрара”, растворяясь в естеств. родовой стихии человеческой “природы” (герой мог самовольно, как бы актерствуя, менять типы поведения). У У. Шекспира мн. действ, лица предстали носителями индивидуального самосознания. Классицизм, возвратившись к жесткой статичности X. (когда X. “сгущается”, сводится к одной господств, страсти), одновременно сосредоточил внимание на самосознании личности, совершающей выбор между “долгом” и “чувством”.

 

На всех этих стадиях духовного и лит. развития X. понимался как внеисторич., универсальная и самотождеств, данность человеческой природы, как “...абстракт, присущий отдельному индивиду” (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3). В романтизме, провозгласившем самоцельность и автономность личности, возвысившем ее как над психол. “природой”, так и над социальной судьбой, сложилось новое понимание X.— как тождественного внутр. миру личности. Наконец, воссоздание индивидуального X. как исторически неповторимого взаимоотношения личности и среды стало открытием критич. реализма 19 в. В практике реалистич. лит-ры постоянно присутствует саморазвивающийся X.— незавершенная и незавершимая, “текучая” индивидуальность, определяемая ее непрерывным взаимодействием с исторически конкретными обстоятельствами, но в то же время —“сама себе закон” (А. А. Блок) и потому порой вступающая в противоречие с первонач. замыслом автора^

 

В реалистич. лит-ре 19—20 вв. X. воплощают различные, порой противоположные авторские концепции человеческой личности. У О. Бальзака, Г. Флобера, Э. Золя первоосновой индивидуальности выступает понимаемая в духе антропологизма общечеловеческая природа, а ее “текучесть” объясняется незавершимостью внеш. воздействий среды 'на первооснову, мерой к-рых и “измеряется” индивидуальность личности. У Ф. М. Достоевского или А. П. Чехова индивидуальность воспринимается на фоне детерминизма обстоятельств как мера личностного самоопределения, когда X. героя остается неисчерпаемым средоточием индивидуальных возможностей. Иной смысл “незавершенности” X. у Л. Н. Толстого: потребность “ясно высказать текучесть человека, то, что он, один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо” (Полн. собр. соч., т. 53, с. 187), объясняется стремлением открыть в индивидуальности, отчуждаемой от других людей обществ, условиями жизни, общечеловеческое, родовое, “полного человека”.

 

Творчество писателей социалистического реализма, наследуя характерологич. достижения предшеств. направлений, и прежде всего реализма 19 в., утверждает новое “видение” детерминирующих обстоятельств: социально-историч. и политич. действительность в ее революц. развитии, в связи с чем конкретно-историч. индивидуальность X. в их произв. приобретает особую, акцентированную концептуальность. В центре внимания сов. лит-ры 60—70-х гг. 20 в. проблема нравств. активности личности, ее ответственности за свой духовный мир и судьбы других людей.

 

• Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 244—53; Социалистич. реализм и классическое наследие. (Проблема характера). Сб. ст., М., 1960; Бочаров С. Г., Характеры и обстоятельства, в кн.: Теория лит-ры, [кн. I], М., 1962; Лихачев Д.С., Человек в лит-ре Древней Руси, [2 изд.], М., 1970; Бахтин М. М., Эстетика словесного творчества, М., 1979, с. 7—162; Гинзбург Л. Я.,О лит. герое, Л., 1979; Введение в худож. характерологию, Самарканд, 1983 (есть библ.),?. И. Тюпа.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА литературная, выделение отличит, особенностей персонажей, событий, переживаний. X. можно считать специфич. первоначалом лит. образности: называние отдельных черт явления в целом (см. Образ). Простейшей формой лит. X. является детализирующее определение.

 

==482 ΧΑΡΑ — ΥИНД

 

В более узком и чаще употребляемом значении X. называют один из лит. компонентов (см. Композиция) — оценочные сведения о герое, сообщаемые им самим (автохарактеристика), другим персонажем или автором. Напр., рассуждение Барона о своей жизни как цепи “переодеваний” (пьеса М. Горького “На дне”). Так понимаемая X. находится на стыке описания и рассуждения, составляя непосредств. обобщающую — генерализирующую сторону худож. изображения.

 

Нередко употребляемые выражения “портретная X.”, “психологическая X.” и т. п. лишены понятийной строгости и означают, что данные компоненты служат средством раскрытия характера героя. К ним примыкает более строгое понятие—“речевая X.”: выявление в строе речи индивидуальных особенностей ее носителя.

 

• Белецкий А. И., В мастерской художника слова, в его кн.: Избр. труды по теории лит-ры, М., 1964; Добин Е. С., Иск-во детали, Л., 1975; Хализев В. Е., Речь как предмет худож. изображения, в кн.: Лит. направления и стили, М., 1976.

 

Я. И. Тюпа. ХАФЙЗ (перс., от араб. хафиз — хранитель), нар. певец и сказитель эпич. и лирич. произв. у таджиков и афганцев. Репертуар X. включает устно-поэтич. и лит. произв. (нар. дастаны, “Шахнаме” Фирдоуси, поэмы Низами и т. п.). X. создают и свои стихи в жанрах нар. поэзии. Записанные у разл. X. варианты фольклорного произв. служат основой для составления сводных текстов изданий фольклора.

 

ХИАЗМ [от греч. chiasmos — крестообразное расположение в виде греч. буквы? (хи)], обращенный параллелизм с расположением аналогичных частей в последовательности А В — В'А' (“Все во мне, и я во всем”, Ф. И. Тютчев); обычно — со значением антитезы: “мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть”.

 

М. Л. Гаспаров, ХИАТУС, гиатус (лат. hiatus—зияние), зияние, в стихе—столкновение заключит, гласного одного слова с начальным гласным др. слова; считается неблагозвучным и в большинстве поэтик избегается или устраняется элизией. В рус. поэзии обычно не учитывается: избегается лишь столкновение на стыке слов двух одинаковых гласных.

 

М. Л. Гаспаров, ХИКАЙАТ, х и к а я т (араб.— повествование), лит. термин в лит-pax Бл. и Ср. Востока и Юго-Вост. Азии. Обозначает (для лит-р классич. периода вплоть до 19 в.) анонимное книжное прозаич. произведение. Старейшие X., напр. в малайской лит-ре, написаны на основе сюжетов др.-инд. эпоса или яван. лит-ры; позднее, с проникновением ислама, в той же малайской лит-ре появились X. на сюжеты произв. араб. и перс. лит-р. С развитием совр. прозы и разграничением ее жанров термин “X.” в ряде лит-р—араб., перс. и нек-рых тюркоязычных — стал обозначать рассказ. ХИНДИ ЛИТЕРАТОРА, одна из лит-р Индии. Развивается на языке хинди и его диалектах. Ранний этап (кон. 1-го тыс.) представлен фрагментами стихов религ.-филос. содержания, излагавших идеи буддийских, джайнских и шиваитских сект, к-рые выступали против ортодоксального брахманизма и кастовой системы. В условиях господства традиций религ.-филос. и худож. лит-ры на санскрите X. л. складывалась как нар. лит-ра, что определило ее связь с радикальными обществ, тенденциями. В 10—14 вв. на диалектах, легших в основу хинди, развивалась феод. героико-эпич. поэзия. Придворные поэты, воспевая воинские подвиги и романтич. похождения своих покровителей, создавали в их честь эпич. поэмы в жанре “расо”. “Притхвирадж-расо” Чанда Бардаи отразила эпизоды борьбы делийского князя Притхвираджа против мусульм. завоевателей, “Бисальдеве-расо” Нарпати Нальха близка романтич. балладе. “Расо” долго сохранялись лишь в устной передаче, что привело к многочисл. интерполяциям, появлению вариантов и модернизации их языка.

 

Религ.-реформаторское движение бхакти 15—17 вв., выражавшее протест против сословно-кастового гнета и стремление к социальному равенству, наполнило X. л. демократич. содержанием и вызвало к жизни новые лит. формы. Поэт-ткач Кабир в песнях и стихотв. изречениях на диалекте брадж и вост. диалектах хинди резко осуждал брахманскую и мусульм. ортодоксию и кастовый строй. Его радикальные воззрения нашли развитие в творчестве основателя религии сикхизма Нанака, излагавшего свои взгляды в стихах на языке панджаби и зап. диалектах хинди, в поэзии Дадудайала. Концепции движения бхакти нашли отражение также в лирико-аллегорич. поэмах на диалекте авадхи, созданных поэтами-суфиями (см. Суфийская литература) на основе инд. нар. сказаний. Малик Мухаммад Джаяси в поэме “Падмават” синтезировал традиции перс. и инд. лирики. Особую популярность в этот период приобрели соч., где идеи бхакти сочетались с нар. истолкованием образов Кришны и Рамы — воплощений бога-охранителя Вишну. Лирич. стихи Видьяпати (или Биддепоти) на диалекте майтхили о любви Кришны и пастушки Радхи положили начало кришнаитской лирике. Фольклорные представления о боге Кришне, к-рый в облике пастуха живет среди крестьян, даруя им радость и счастье, ярко воплотились в стихах, гимнах и песнях Сурдаса на диалекте брадж (кн. “Море поэзии Сурдаса”). Выдающийся представитель рамаитской (прославляющей бога-воина Раму) поэзии бхакти Тулсидас в эпич. поэме “Рамачаритаманас” на диалекте авадхи затронул широкий круг социальных, политич., религ.-филос. и моральных проблем.

 

С сер. 17 в. X. л. утратила демократич. дух и стала приспосабливаться к вкусам феод. аристократии. Осн. темой поэзии, развивавшейся гл. обр. на брадже, стало описание женской красоты и любовных наслаждений, а смыслом поэзии признавалась изысканная утонченность поэтич. формы. Распространились стихотв. трактаты, авторы к-рых излагали теоретич. вопросы традиц. инд. поэтики и иллюстрировали их своими примерами. Изящными и лаконичными двустишиями прославился Бихарилал. Бхушан в традиц. рамках героич. поэзии воспел полководца Шиваджи, нац. героя маратхов.

 

В 1-й пол. 19 в. на основе диалекта кхари боли стала складываться проза. Появились переводы религ. и светских книг с санскрита и английского, возникла пресса на хинди. В социальных пьесах и публицистике выдающегося просветителя Бхаратенду Харишчандры отразился рост нац. самосознания народа, стремление к независимости. Его творчество создало предпосылки для дальнейшего развития реалистич. X. л. В последние десятилетия 19 в. появились оригинальные повести и романы, поэзия на кхари боли, несколько позднее — рассказы, начали развиваться критика и лит-ведение. В нач. 20 в. в связи с ростом нац освободит. движения X. л. приобрела ярко выраженное патриотич. звучание. Идеями борьбы за свободу родины пронизаны стихи Майтхилишарана Гупты, Макханлала Чатурведи, Балкришны Шармы Навина, РамДхари Синха Динкара. Жизнь народа (особенно крестьян) — тема социальных романов и рассказов Премчанда, к-рый явился основателем критич. реализма в X. л. и урду лит-ре. Поэзия 20—30-х гг. развивалась под влиянием романтич. направления “чхаявад”, к-рое возглавляли Сумитранандан Пант, Джайшанкар Прасад, Сурьякант Трипатхи Нирала и поэтесса Махадеви Варма.

 

В 30-х гг. во всех жанрах X. л. наметился поворот к актуальной обществ, тематике. Этому способствовали нарастающее нац.-освободит, движение, распространение марксизма, влияние прогрес. зарубежной лит-ры (особенно советской). В 1936 при участии Премчанда была создана Ассоциация прогрес. писателей Индии, положившая начало мощному лит. движению “прагативад”, под воздействием к-рого развиваются нац.

 

31*

 

лит-ры народов Индии. Творчество Яшпала, Упендранатха Ашка, Нагарджуна, Кедарнатха Агравала, Вишну Прабхакара, Бхайравапрасада Гупты, Рангея Рагхава — большой вклад в борьбу за независимость Индии и классовые интересы трудящихся.

 

В 40-х гг. под влиянием фрейдизма и субъективист. теорий Запада сложился инд. модернизм (его теоретик — Агьея). Индивидуалистич. тенденции проявились и в творчестве Илачандры Джоши и Джайнендры Кумара. Влияние модернист, концепций сказалось на поэзии и прозе хинди и в 50—70-х гг. Судьбы •“маленького человека” в условиях усилившегося классового расслоения инд. общества нередко освещались с индивидуалистич. позиций; картины жизни приобретали пессимистич. окраску. В то же время успешно развиваются традиции реалистич. лит-ры. Писатели Вриндаванлал Варма, Бхагаватичаран Варма, Манматханатх Гупта, Бхишам Сахни, Амритлал Нагар, Пханишварнатх Рену, Мохан Ракеш, Маркандея и др. создали проникновенные произв. о жизни своих современников, утверждая гуманистич. идеалы и веру в социальный и духовный прогресс инд. народа. Важную роль в развитии эстетич. идеалов совр. X. л. сыграли журналы “Ханс” (1930—52), осн. Премчандом, “Ная патх” (1953—58), “Наи каханиян” (с 1960), “Алочана” (с 1951). Новым свидетельством прочности позиций реалистич. метода в X. л. явилось создание Федерации прогрес. писателей Индии (1975), к-рая ставит своей целью сплочение писателей в борьбе за демократич. развитие страны. В условиях независимости X. л. приобретает черты межнац. лит. общности, в развитии к-рой принимают участие представители нехиндиязычных народов Индии. Вместе с тем в ее рамках образуются новые лит-ры, опирающиеся на нек-рые развитые диалекты хиндиязычного ареала — бходжпури, майтхили и др.

 

• Ч а уха н Ш., Очерк истории лит-ры хинди, пер. с хинди, М., 1960; Челышев Е. П., Лит-ра хинди, М., 1968; Окт. революция: ее воздействие на инд. лит-ру, пер. с англ., М., 1980.

 

В. И. Балин.

 

“ХОЖДЕНИЕ”, жанр др.-рус. лит-ры, особая разновидность лит. вида путешествий; описание паломничества (от лат. palma — пальма: странствующий богомолец приносил из Палестины пальмовую ветвь) к святыням Палестины и Византии (ср. зап.-европ. итинерарий). Древнейшими памятниками этого жанра в Др. Руси являются “X.” Даниила игумена (ставшее своего рода путеводителем по святым местам), к-рый находился в Палестине в 1106—08, и “Книга паломник” Добрыни Ядрейковича, побывавшего в Константинополе в 1200—04. Наряду с религ. мотивами путешествие к “святым местам” нередко преследовало одновременно и др. цели (торговые, дипломатические и т. п.). По словам Д. С. Лихачева, жанр “X.” в Святую землю и в Царьград “служил осознанию Руси как части вселенной... Это были два центра мировой истории и мира в его целом. Приобщение к этим центрам воспринималось как приобщение к мировому единству. Паломники и простые путешественники как бы удостоверялись в своих путешествиях, что мир как целое существует, существует и „священная" история мира” (в кн.: Памятники лит-ры Древней Руси. XII век, 1980, с. 14).

 

Со временем, помимо “хождений” в Палестину, появляются описания путешествий в Зап. Европу (“X.” на Феррарско-Флорентийский собор 1438—39) и на Восток — записки о путешествии в Индию Афанасия Никитина (-“Хожение за три.моря”). О гос. посольстве Ивана IV в Константинополь, Иерусалим, Египет и на Афон (1558—61) рассказывается в “X.” Василия Познякова, о др. посольствах (1582—84; 1593— 1594)—в “X.” Трифона Коробейникова. В 17 в. расширяется географич. диапазон “X.”; с “X.” генетически связаны соч. Николая Спафария о поездке в Китай 1675—78, “статейные списки” посольств

 

ХОЖД

 

==483

 

в Зап. Европу (Василия Лихачева, 1659, и др.). “X.” сыграли значит, роль в распространении в Др. Руси апокрифич. лит-ры (см. Апокрифы), географич. знаний; мн. “X.” являются ценными историч. и археологич. источниками. Жанр “X.” нашел продолжение и в новой рус. лит-ре (А. Н. Радищев,?. Μ. Κарамзин и др.).

 

ν Κнига хожений. Записки рус. путешественников XI—XV вв., М., 1984.

 

• Данилов В. В., О жанровых особенностях др.-рус. <хождений”, <Тр. ОДРЛ”, [т.] 18, 1962; Прокофьев Н. И., Pvc. хождения XII—XV вв., в кн.: Лит-ра Др. Руси и XVIII в., М., 1970; Seemann K. D., Die altrussische Wallfahrtsliteratur, Munch., 1976. Д. М. Буланип.

 

“ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ”, памятник др. рус. лит-ры, записки тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию (1468—74); сохранилось в двух основных ред.: летописной (Львовская и Софийская 2-я летописи) и отдельной. В отличие от “хождений” в Святую землю, рассказывает о поездке, предпринятой с мирскими целями. Будучи путевым дневником, написано простым языком, близким к разг. речи; наиболее рискованные мысли записаны не по-русски (перс., араб., тюрк. слова и выражения). Наряду с многосторонней наблюдательностью, повествователь проявляет как необычную для средних веков веротерпимость, так и горячую преданность родной земле и христ. вере.

 

Изд. и лиг.: “Хожение за три моря” Афанасия Никитина. 1466—1472 гг., 2 изд., М.—Л,, 1958; “Хождение...”, в кн.: Памятники лит-ры Др. Руси. 2-я пол. XV в., М., 1982; Семенов Л. С., Путешествие Афанасия Никитина, М-, 1980. Д. М. Буланин.

 

ХОККУ, х а и к у,.жанр япон. поэзии: 17-сложное трехстишие (5+7+5), часто с цезурой после 2-го стиха. Возник в 15 в. в качестве зачина-трехстишия шуточного рэнга; генетически также восходит к первой полустрофе танка (хокку букв.— начальные стихи). В 17 в. Мацуо Ьасе (пример его X. см. в ст. Поэзия и проза) положил начало серьезным X. и разработал формальные и эстетич. принципы жанра. Совершенствование формы X. связано с творчеством Танигути Бусона, демократизация тематики — Кобаяси Исса. Существовало неск. школ X. В кон. 19 в. Масаока Сики дал новый толчок развитию X., приложив к ним заимствованный из живописи принцип “зарисовок с натуры”.

 

Изд.: Япон. трехстишия. Хокку, М., 1980. Β.Η. Γорегляд.

 

ХОЛИЯМБ (греч. choliambos — хромой ямб), или с к а д з о и (греч. skazon, букв.— хромающий), в метрич. стихосложении — ямбич. триметр или хореич. тетраметр с заменой последних двух слогов (^ ^) на — и; это ощущается как эффектный перебой ритма, поэтому размер применялся преим. в стихотворениях комич. и трагикомич. содержания (ямбы Гиппонакта и Каллимаха, мимы Герода, басни Бабрия, эпиграммы Марциала). Пример силлабо-тонич. имитации X. в триметре: Два раза в жизни женщина мила — мужу: В день свадебный, а вслед за этим в день—смертный...

 

и в тетраметре: Плащ из рук моих примите, я Бупалу глаз — выбью. (пер. из Гиппонакта, считавшегося изобретателем этого размера).

 

М. Л. Гаспаров.

 

ХОЛОСТОЙ СТИХ, нерифмованный стих среди рифмованных: 1) как простои недосмотр (3 случая в “Медном всаднике” А. С. Пушкина); 2) для иллюзии оборванности начала или конца текста (начало “Сцены из Фауста” Пушкина); 3) как рудимент припева в строфах (нем. строфы с “вайзе”— ababccx и др.; “Ключ” Г. Р. Державина; нерифмов. концовки рифмов. тирад в рус. раешном стихе и подражания им, напр.: “И какой-то малыш / Показал ему шиш, / И какой-то барбос / Укусил его в нос — /Нехороший барбос, невоспитанный!”, К. И. Чуковский); 4) как след того, что этот стих развился из начального полустишия более длинного стиха (в вост. газели аа ха ха ха... и рубай ааха, в рус. частушке ааха и подражаниях ей, напр.: “Человек сидит в седле, / Ноги тащит по земле, — / Это едет дядя Степа / По бульвару на осле!”, C.B. Михалков), м. л. Гаспаров.

 

==484 ХОЖЕ — ХОРВ

 

ХОРВАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра хорватов, одна из нац. лит-р Югославии (см. Югославии литературы). Развивается на хорватско-серб. яз. В создании хорв. письменности большая роль принадлежит ученикам слав. просветителей и религ. деятелей, создателей слав. азбуки Кирилла и Мефодия, пришедшим в хорв. земли из Моравии (9 в.). Но т. к. в Хорватии христианство было принято по зап. образцу, церковь настойчиво вводила лат. яз. и как богослужебный, и как деловой. Для старослав. яз. употреблялась глаголица. В жанрах религ. лит-ры и летописях использовались мотивы и образы нар. творчества. Молитвы явились первыми образцами духовной поэзии, библейские сюжеты легли в основу религ. драмы. Появилась и светская лит-ра (сатирич. песни о духовенстве, любовная лирика). В кон. 15 в. героич. эпос воспел борьбу народа с осман, завоевателями (см. Хайдуцкие песни, Юнацкие песни).

 

В 15—18 вв. средоточием хорв. культуры стали свободные от осман, ига приморские области (см. Далматинская литература); в др. хорв. областях лит. жизнь затормозилась. Во 2-й пол. 16 в. распространилась протестант, лит-ра; началось книгопечатание. Однако в 17 в. католич. Контрреформация стала изгонять протестантов, сжигать их книги; для творчества писателей этого времени характерны патриотич. настроения, использование фольклорных элементов.

 

В период нац. возрождения и борьбы против австр. владычества (кон. 18— сер. 19 вв.) в Хорватии развивалось просветительство. Появились журналы. Получила распространение сатирич. лит ра, обличавшая консерватизм, невежество дворянства и горожан, идеализировавшая сельскую жизнь (поэма “Сатир...”?.Α. Πельковича и др.). Важную роль в развитии хорв. нац. культуры сыграло обществ.-политич. и культурное движение 30—40-х гг. иллиризм. В 1850 хорваты и сербы заключили договор о едином лит. языке. Гл. направлением был романтизм, опиравшийся на фольклорные традиции. Романтики обосновывали идею нац. самобытности лит-ры. Ведущее место занимала патриотич. поэзия (Л. Гай); получила развитие интимная (С. Враз) и филос. (П. Прерадович) лирика. Историч. темы представлены в эпич. поэмах Д. Деметера и И. Мажуранича. В становлении нац. драматургии и театра важную роль сыграл Деметер.

 

Ведущим направлением в 80-х гг. стал реализм, опирающийся на достижения рус. и зап.-европ. лит-р. В его утверждении значительна роль А. Шеноа, творчество к-рого развивалось от прогрес. романтизма к реализму; постановкой больших социальных и нац. проблем отличается его историч. роман “Крестьянское восстание”. Знаменательно обращение Шеноа и к совр. проблематике. Социальная направленность отличает романы на совр. темы И. Козараца, В. Новака, А. Ковачича, К. Ш. Джальского. В поэзии реализм представлен творчеством С. С. Краньчевича, для к-рого характерны филос. раздумья о сущности бытия, о назначении человека, о судьбах родины. В эти годы в X. л. проявились и натуралистич. тенденции.

 

На рубеже 19 и 20 вв. в связи с развитием капитализма и углублением обществ, противоречий лит. процесс усложняется. Заметное влияние на него оказывает социалистич. идеология. Расширившиеся лит. связи с зап.-европ. культурой обогатили хорв. писателей, но в то же время открыли путь декадент. влияниям.

 

Во 2-й пол. 90-х гг. возникло лит. движение “хорватский модерн”, выразившее антибурж. настроенность, неудовлетворенность достигнутым худож. уровнем отечеств, лит-ры, замкнутостью ее развития, ощущение необходимости перемен. Оно не обладало идейно-эстетич. единством, являло собой разнообразие мнений по кардинальным вопросам назначения иск-ва, по проблемам худож. метода. В “хорватском

 

модерне” противоборствовали или взаимодействова ли импрессионистич., символистские (А. Г Матош, В. Видрич), натуралистич., неоромантич. (В. Назор), реалистич. (И. Косор, И. Козарац) тенденции. Реалистич., нац.-самобытная лит-ра кон. 19 — нач. 20 вв. по-прежнему опиралась на демократич. обществ. мысль, на опыт мировой классики. Расширилась ее социальная тематика, усилилась критич. направленность: историч. романы Джальского, романы на совр. темы В. Цар-Эмина, отразившего социальное расслоение общества и др. Реалистич. линию в поэзии продолжали Краньчевич и Назор, в больших эпич. поэмах и лирике к-рого своеобразно сочетались черты реализма и романтизма.

 

После создания в 1918 югосл. гос-ва в X. л. преобладали нереалистич. худож. течения; их объединяло резкое отрицание империалистич. войны, разочарова ние в послевоен. югосл. действительности, нигилистич. отношение к культуре прошлого. Наиболее влиятельным и программно оформленным стал экспрессионизм, с к-рым были связаны писатели разной мировоззренч. ориентации. Одни выражали настроения мистицизма и меланхолии (католич. поэты), другие — анархо-индивидуалистич. бунт против бурж. морали и культуры (А. Б. Шимич, Т. Уевич). Через увлечение анархоиндивидуалистич. иск-вом прошли М. Крлежа и А. Цесарец. Основанный ими журн. “Plamen” (1919) положил начало революц. направлению не только в X. л., но и во всех югосл. лит-рах. Рассказы Крлежи и Цесареца, обращенные к темам войны и революции, близки левому экспрессионизму, но уже в них проявились черты социально-психол. реализма. С сер. 20-х гг экспрессионизм как направление перестал существовать. Во 2-й пол. 20-х гг. все больше укрепляются позиции реализма. Обновление тематики, углубление социальной критики внесли в лит-ру С. Колар, Д. Цесарич, революц. взгляд на совр. проблемы — Крлежа и Цесарец. С сер. 30-х гг. реализм стал ведущим направлением во всех родах лит-ры; особого успеха добилась проза. В поэзии 20—30-х гг. преобладали импрессионистич. тенденции, проявившиеся, в частности, в творчестве Назора и Г. Крклеца. Утрата эпич. широты, свойственной лит-ре прошлого, восполнялась в эти годы углублением социально-психол. анализа, филос. осмысления жизни. Центр, фигура прогрес. X. л.— Крлежа, создавший остросоциальную поэзию, пьесы и романы общеюгосл. звучания. Заметное место в лит. процессе, занял т.н. “социальный реализм”—направление, опиравшееся на революц. Идеологию. Его представители (Цесарец, X. Кикич и др.) обра тились к проблемам нар. жизни, показали перерастание стихийного протеста пролетариата в осознанную борьбу.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 987. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия