Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 127 страница





 

Д. Д. Ивлев.

 

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ (от греч. phrasis, род. п. phraseцs — выражение и logos — слово, понятие), устойчивые обороты данного языка, к-рые, подобно словам, не создаются, а воспроизводятся в речи. К Ф. относят также пословицы, поговорки, крылатые слова и фра зеологич. обороты, восходящие к лит. источникам: “Дома новы, но предрассудки стары” (А. С. Грибоедов), “Звезда пленительного счастья” (А. С. Пушкин), “Алые паруса” (А. С. Грин). Ф. различаются по степени семантич. слитности, по происхождению, по стилевой принадлежности и стилистич. окраске.

 

По степени семантич. слитности выделяют: 1) фразеология, сра щения, абсолютно неделимые и немотивированные в своем значе нии (<бить баклуши”); 2) фразеологич. единства с переносным, метафорич. значением (“положить зубы на полку”). Эти два типа Ф. называют идиомами; 3) фразеологич. сочетания, имеющие в своем составе слово со связанным лексич. значением (“окладистая борода”, “потупить глаза”); 4) фразеологич. выражения двух видов: номинативные (“высшее учебное заведение”) и коммуника тивные (“Человек — это звучит гордо”, М. Горький).

 

Большая часть рус. Ф. исконно рус. происхождения; таковы разговорные (“в ногах правды нет”) и просторечные (“с гулькин нос”) обороты. Последние, как правило, обладают яркой экспрессивно стью (“пустить козла в огород”) и эмоциональностью (“мелкая сош ка”— неодобрит.; “канцелярская крыса”— пренебрежит.). Заимствованные Ф., в т. ч. и кальки (“камень преткновения”, “геркулесовы столбы”, divide et impera — “разделяй и властвуй”), принадлежат к разновидностям книжного стиля.

 

Как экспрессивно-выразит. средство Ф. используются в публицистич. стиле (“холодная война”, “черное золото”), а также в языке худож. лит-ры. Для усиления стилистич. эффекта существуют разнообразные способы творческого, индивидуального обновления Ф.: 1) обыгрывание прямого и переносного значения: “золотой теленок”— “златой телец”; 2) обновление Ф. путем его расширения или замены слова: “Сор из куреня нечего таскать” (М. А. Шолохов), “с о ц и а л ьн о горбатых одна могила исправит” (М. Горький); 3) создание авторского Ф. по образцу общеязыкового: “Он прошел через пламя и воду, Он с пути не свернул своего...” (М. В. Исаковский) и др.

 

Н. П. Кабанова.

 

ФРАНЦУЗСКАЯ АКАДЕМИЯ (Academie Franзaise), науч. учреждение во Франции, старейшая из академий Европы, осн. в 1635 кардиналом А. Ж. Ришельё. Цель Ф. а.— изучение языка и лит-ры, формирование языковой и лит. формы, в частности создание словаря франц. языка и его грамматики. Академия присуждает лит. премии, в т. ч. Большой приз (Grand Prix), приз за лучший роман (Prix du Roman). В состав Ф. а. входят 40 “бессмертных” членов. Избранными могут быть только граждане Франции. Стремившаяся в 17 в. влиять на развитие лит-ры, Ф. а. с 18 в. стала скорее почетным, нежели активно функционирующим учреждением. Входит в Ин-т Франции.

 

ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра франц. на рода на франц. яз., сложившаяся на терр. совр. Франции. В процессе история, развития из нее выделились франкоязычные лит-ры Бельгии и Швейцарии; нек-рые нац. лит-ры развивались, вбирая опыт франц. и мировой лит-ры (франкоязычные лит-ры Канады, Алжира, Марокко и др. стран). Во взаимодействии с Ф. л.

 

==474 ФРАЗ — ФРАН

 

развивались ранние лит-ры, существовавшие в границах совр. Франции на др. языках (Провансальская литература. Бретонская литература), а также ср.-век. Латинская литература.

 

Франц. фольклор восходит к 9 в.— трудовые, свадебные и др. песни, сказания, легенды, сказки, сохранившиеся в поздних обработках и записях.

 

Первые письменные памятники Ф. л. относятся ко 2-й пол. 9 в.— соч. на религ. темы (“Кантилена о св. Евлалии” и др.). В 10—11 вв. в военнодружинной среде складываются эпич. “песни о деяниях”— жесты, первые записи к-рых относятся к нач. 12 в. В жестах, исполнявшихся и, возможно, созда вавшихся жонглерами, описания историч. событий 8—10 вв. преобразованы фольклорными и фантастич. наслоениями. Жесты, воспевающие одного героя, вскоре оформляются в циклы. Один из них связан с именем Карла Великого и его сподвижников (“Песнь о Роланде”). В цикле о Гильоме д'0ранж (“Коронование Людовика”) преданный и храбрый вассал противопоставлен слабому и коварному королю Людовику. Третий цикл (поэмы “Рауль де Камбре”, “Жирар Руссильонский” и мн. др.) изображает феод. усобицы.

 

Одновременно с жестами получает распространение лит-ра на лат. яз.—“ученая” поэзия и проза, зарождается литургическая драма (сначала на лат., а с 12 в. на франц. яз.) и светская поэзия — лирика вагантов.

 

В 12 в. складываются осн. жанры рыцарской литературы: лирические и повествовательные (стихотв. повесть и роман). Под влиянием прованс. поэзии трубадуров возникает во 2-й пол. 12 в. поэзия труверов (Конон де Бетюн, Тибо Шампанский и др.). Наиболее значит, образцы куртуазной новеллы (ле) создаются поэтессой Марией Французской. К началь ному периоду развития франц. рыцарского романа относятся произв., использующие античные псевдоисторич. сказания (“Роман о Трое”, “Роман об Александре” и др.). В 60—90-х гг. 12 в. появляется любовно-приключенч. роман: наиболее известные обработки кельтских сказаний о любви Тристана и Изольды (см. “Тристан и Изольда”), а также стихотв. рыцарские романы “бретонского цикла” Кретьена де Труа, использовавшего кельтские предания о короле Артуре и его рыцарях (“Ланселот, или Рыцарь телеги” и др.) (см. также Артуровскме легенды). Последний из романов Кретьена (“Персеваль, или Повесть о Граале”) вызывает появление в нач. 13 в. обширной серии романов о поисках Грааля, в к-рых странствиям героев придается религ.-мистич. смысл.

 

В 13 в., в эпоху зрелого средневековья, мотивы и темы рыцарской лит-ры переосмысляются в соответствии с новыми этич. представлениями, что особенно ощутимо в стихотв. “Романе о Розе”, оказавшем огромное влияние на все последующее развитие ср.-век. поэзии. Ведущую роль начинает играть городская лит-ра. Значит, популярность приобретают возникающие еще в кон. 12 в. фаблио. Дидактика и аллегоризм, свойственные “Роману о Розе”, проявляются и в изображении проделок хитрого лиса в “Романе о Лисе”.

 

В 14—15 вв. перестройка системы поэтич. жанров и расширение тематики произведений приводит к возникновению т. н. поэзии фиксированных форм (баллад, рондо и др.) и новой поэтич. школы с характерным для нее представлением о поэзии как о “второй риторике” во главе с Гильомом де Машо. От Машо и его последователей (Эсташа Дешана, Кристины Пизанской и др.) линия развития франц. поэзии ведет к школе “великих риториков” (кон. 15 — сер. 16 вв.), сохраняющей пристрастие к аллегоризму и сложнейшей формальной организации произведения и одновременно предвосхищающей нек-рые черты ренессансной поэзии “Плеяды.”. Франсуа Вийон, выдающийся поэт сер. 15 в., был связан со школой Машо, но на следовал и традициям вагантов, нар. поэзии, фаблио. Проникнутая индивидуалистич. сознанием, поэзия Вийона также предвосхищала лит-ру Возрождения.

 

Позднее средневековье — время расцвета театр. жанров. Уже в 13 в. зарождаются миракли. Дальнейшее развитие литургич. драмы приводит в 14 в. к созданию жанра мистерий. В нач. 15 в. появляются аллегорич. пьесы с морально-этич. проблематикой (моралите). В то же время под влиянием нар. смеховой культуры возникает комич. театр — фарсы, близкие по тематике к фаблио и к соти. Фарсы существовали во Франции до нач. 17 в. и оказали значит, воздействие на формирование комич. ренессансного театра.

 

В кон. 15 в. Франция вступила в эпоху Возрождения. Развитие гуманитарных областей знания, углубленное освоение антич. культуры осуществляется уже в нач. 16 в. гуманистами (Гийом Бюде и др.). Упрочившиеся связи с Италией делают возможным широкое усвоение итал. ренессансной культуры. Франц. лирика 1-й пол. 16 в. (поэты лионской школы) отмечена влиянием Ф. Петрарки (концепция любви как пути к· добродетели). В творчестве К. Маро усвоение итал. поэтич. культуры соединяется с нац. традициями. Новеллистика, возникшая еще в 15 в. под влиянием итал. лит-ры (“Сго новых новелл”), получает развитие в творчестве Маргариты Наваррской. Выдающимся писателем раннего франц. Возрождения был Франсуа Рабле. В его романе “Гаргантюа и Пантагрюэль” широчайшее обозрение совр. действительности, представленной в образах нар. смеховой культуры, сочетается с утверждением идеалов ренессансного гуманизма. В сер. 16 в. поэты “Плеяды” (П. Ронсар, Ж. Дю Белле и др.) предприняли реформу франц. поэзии и драмы. “Плеяда”, осуществлявшая подражание природе в совершенных формах антич. и итал. ренессансной словесности, обогатила Ф. л. новыми жанрами (элегия, ода, буколика, эпич. поэма и др.), способствовала формированию нац. лит. языка.

 

В кон. 16 — нач. 17 вв. во Ф. л. переплетаются черты ренессансного иск-ва, барокко и зарождающегося классицизма.

 

Традиции Возрождения продолжает Мишель Монтень. В центре “Опытов” Монтеня, положивших начало европ. эссеистике, стоит фигура автора, наблюдающего разл. явления природного и культурного мира и передающего читателю свой индивидуальный духовный опыт. В нач. 17 в. приобретает популярность пасторальный роман барокко (“Астрея” О. д' Юрфе) и плутовской роман (“Правдивое комическое жизнеописание Франсиона” Ш. Сореля), положивший начало созданию романов т. н. бытового реализма. Возникновение реалистич. прозы во Ф. л. 17 в. связано также с деятельностью вольнодумцев, т. н. либертенов (Т. Вио, С. Сирано де Бержерак и др.). Основы классицистич. ораторской прозы складываются в творчестве Ж. Л. Г. Бальзака.

 

В лирике традиции любовной поэзии “Плеяды”, приобретшие характер эпигонского петраркизма, сочетаются со стремлением к изысканному остроумию и предвосхищают расцвет салонной поэзии барокко в творчестве В. Вуатюра (см. Прециозная литература). Наряду с этим существует высокая трагич. поэзия барокко (Т. А. д'0бинье). Основы классицистич. поэзии вырабатываются Ф. Малербом, стремившимся к созданию высокой гражд. лирики, к очищению франц. языка, к закреплению границ поэтич. жанров (создание политич. оды). В драматургии нач. 17 в. господствует барокко: трагедия, трагикомедия (Ж. Ротру), пастораль; в последней начинают складываться основы классицистич. построения драмы. Формированию классицистич. доктрины способствовали рационалистич. философия Р. Декарта и деятельность Французской академии (осн. в 1635).

 

К кон. 30-х гг. 17 в. классицизм начинает играть ведущую роль в лит. процессе. Особенно ярко проявил себя классицизм в драматургии. В творчестве П. Корнеля, крупнейшего драматурга 17 в., трагедия классицизма впервые обретает законченные формы. Центральный персонаж корнелевских трагедий — носитель особого героизма, определенного рационалистич. представлением о необходимости подчинения

 

эмоциональной жизни человека стремлению к добродетели и нравств. совершенству (“Сид”, “Гораций” и др.). Мольер, крупнейший комедиограф 17 в., в 50— 70-х гг. создает совершенные образцы классицистич. комедии, предлагавшие зрителю, согласно требованиям классицистич. эстетики, поучение и развлечение одновременно и сочетавшие хитроумную интригу и изящный диалог с обсуждением нравств. и социальных вопросов (“Тартюф”, “Ученые женщины” и др.).

 

В сер. 17 в. получает развитие бурлескная поэзия (П. Скаррон и др.), жанр романа в двух его разновидностях — галантно-барочной (Мадлен де Скюдери и др.) и бытовой, ориентированной на “сниженную” тематику (Скаррон, А. Фюретьер). В 70-х гг. зарождается классицистич. роман (“Принцесса Клевская” мадам Лафайет). Большое значение приобретают разл. дидактич. формы классицистич. прозы — “мысли”, “сентенции”, “характеры” (Б. Паскаль, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер) и поэзии (“Басни” Ж. Лафонтена); достигает расцвета эпистолярная (мадам Севинье), ораторская (Ж. Б. Боссюэ) и мемуарная (Ж. Ф. П. Рец) проза классицизма. В творчестве Ж. Расина получает дальнейшее развитие трагедия классицизма. Расин сосредоточил внимание на душевных переживаниях героев; героич. стиль корнелевских трагедий сменился лирическим (“Андромаха”, “Федра” и др.). Своеобразный итог развитию лит-ры классицизма подводит “Поэтическое искусство” Н. Буало (1674).

 

В кон. 17 в. во Ф. л. проявляются просветит, тенденции (Б. Фонтенель, TIT. Перро).

 

18 в. во Франции — это прежде всего век Просвещения. Важнейшее событие в культуре этого века — издание “Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел” (т. 1—35, 1751—80), выразившей наиболее яетко просветит, концепцию мира и человека. Редактором и организатором “Энциклопедии...” был Д. Дидро. В ее создании принимали участие Ш. Л. Монтескье, Вольтер, Ж. Л. Д'Аламбер, Ж. Ж. Руссо. В лит-ру на равных правах включаются науч. размышления, прежде всего из области наук о человеке. На первое место выдвигается проза, в к-рой господствуют синтетич. лит науч. формы: филос. роман (“Персидские письма” Монтескье; “Кандид, или Оптимизм” Вольтера и др.), филос. новелла-сказка, близкая к притче (“Белый бык” и мн. др. произв. Вольтера), филос. повестьдиалог (“Племянник Рамо” Дидро). Зачастую филос. тенденции переплетаются с сатирическими; гротескное остранение существующих порядков достигается, в частности, с помощью вост. колорита. Для культуры 18 в. характерна появившаяся в конце предыдущего столетия эпопея филос. характера — “Приключения Телемака” Фенелона. В поэзии один из центр. жанров — описательная поэма, перелагающая новейшие науч. открытия на язык светских людей (“Времена года” Ж. Ф. Сен-Ламбера, “Сады” Ж. Делиля и др.). Поэты 18 в. культивируют также разл. жанры “легкой поэзии”; эта пронизанная эротич. и гедонистич. мотивами лит-ра, наибольший расцвет к-рой приходится на эпоху Регентства (1715—23), принадлежит к т. н. культуре?οκοκό. Νеоклассич. тенденции проявляются в конце века в поэзии А. М. Шенье, пытавшегося овладеть не только антич. сюжетами, но и духом антич. иск-ва.

 

Не в меньшей степени, чем филос. энциклопедизм и рационализм, лит-ре 18 в. свойственно культивирование “чувствительности”, сосредоточенность на внутр. состоянии человека. Историю сердца человеческого показывает психол. роман (“История кавалера де Грие и Манон Леско” А. Ф. Прево, “Жизнь Марианны” П. Мариво); в его становлении большую роль сыграли развитые во Ф. л. 17—18 вв. мемуарная и эпистолярная традиции; на их основе возникают такие произв., ФРАН

 

==475

 

как “Заблуждения сердца и ума” К. П. Ж. Кребий она-сына или “Опасные связи” Лакло. Освоению новых форм изображения душевной жизни человека в огромной степени способствовало творчество Руссо (роман <Юлия, или Новая Элоиза”, 1761, а также изд. посмертно “Исповедь”, 1782—89); Руссо повлиял и на изменение социальной тематики: в прозе Ж. А. Бернардена де Сен-Пьера, Н. Ретифа де Ла Бретонна проявляется руссоистское внимание к “естественному человеку”, к конфликту личности с обществом. В поэзии под влиянием Руссо и швейцарца С. Геснера большую популярность во 2-й пол. столетия приобретает идиллия. Худож. открытия Руссо, Бернардена де Сен-Пьера и др. позволяют говорить о предромантич. характере их творчества.

 

Для лит-ры 18 в. характерно и пробуждение внимания к реальному быту, сочетающееся с сатирич. обличением светского общества. В начале столетия эти тенденции воплощаются в плутовском романе (“История Жиль Блаза из Сантильяны” А. Р. Лесажа); под влиянием англ. романа 18 в. в дальнейшем эта линия укрепляется (“Монахиня”, “Жак-фаталист” Дидро).

 

В драматургии интерес к новым, буржуазным фигурам совр. действительности и конфликтам эпохи крушения феодализма находит воплощение в комедии (Лесаж, Ж. Ф. Реньяр, Бомарше). В соответствии с требованиями классицистич. поэтики трагедия по-прежнему считается центр, жанром, однако 18 век выдвигает лишь двух крупных трагич. поэтов — П. Ж. Кребийона-отца и Вольтера, причем последний во многих отношениях отходит от строгого соблюдения классицистич. канонов. Под влиянием англ. лит-ры в драматургии воцаряется “слезная комедия” (Детуш, П. К. Н. Лашоссе), сменяющаяся мещанской драмой, теорию и первые образцы к-рой создал Дидро. Жанр этот позже получил развитие в творчестве Л. С. Мерсье.

 

Во время Великой франц. революции психол. традиция отходит на второй план; получает распространение массовая революц. песня (“Марсельеза” К. Ж. Руже де Лиля; песни-прокламации П. С. Марешаля), публицистика (Робеспьер, Марат), очерк.

 

Нач. 19 в. совпадает во Франции с возникновением лит-ры романтизма. Первые его образцы — романтич. романы — испытывают влияние смежных жанров: филос. трактата (“Гений христианства” Ф. Р. Шатобриана, включающий повести “Атала” и “Рене”), лирич. дневника (“Оберман” Э. П. Сенанкура), автобиографии (“Адольф” Б. Констана). В центре романтич. романов — конфликт мятущейся личности с враждебным ей миром и поиски путей воссоединения с патриархальным коллективом (“Рене” Шатобриана, “Коринна, или Италия” г-жи де Сталь, “Жан Сбогар” Ш. Нодье). Романтич. роману присущи исповедаль ность тона и обостренное чувство историзма, проявляющееся не только в историч. романах, но и в произведениях о современности (“Сен-Мар” А. Виньи, “Исповедь сына века” А. Мюссе). Романтич. концепция творческой личности нашла выражение в лит. критич. работах Ш. Сент-Бёва. Ощущение раздвоен ности человеческой жизни, ее сопричастности как земному, реальному, так и идеальному бытию характеризует фантастич. линию романтич. прозы (Нодье, П. Мериме). Эпоха романтизма дала также образцы мистико-филос. эпопей, посвященных раздумьям о судьбах человечества (П. С. Балланш, А. Ламартин). В романтич. лирике классические поэтич. темы (время, вечность, слава и др.) пропускаются через призму индивидуального поэтич. сознания (Ламартин). В лирике и романах В. Гюго, романах Ж. Санд личност ность тона сочетается с вниманием к социальным вопросам. Образцами гражд. поэзии являются мн. стихотворения Гюго (сб. “Возмездия”), лирика П. Бе ранже и О. Барбье, Э. Моро, песни Ш. Жиля.

 

==476 ΦΡΛΗ

 

Уже в творчестве поэтов-романтиков видны симптомы кризиса романтич. системы; стихотворения и поэмы Мюссе исполнены иронии, “снижающей” пере живания и страдания лирического “я”; Виньи ищет способы достичь в лирике подлинной эпичности; в поэ зии и прозе Т. Готье и Ж. Нерваля ведутся поиски “чистой” поэтич. формы, символич. многозначности образов. Наиболее громко романтизм заявил о себе в драматургии (драма “Эрнани” Гюго, “Антони” А. Дюма-отца; “Чаттертон” Виньи). Однако бурный успех романтич. театра был непродолжителен. Анти романтич. тенденции в драматургии выразила в сер. 19 в. т. н. школа здравого смысла (Ф. Понсар, Э. Ожье, О. Э. Скриб, А. Дюма-сын). В направле нии объективного, реалистич. изображения мира и человека романтич. традицию продолжили и пере осмыслили О. Бальзак, Стендаль и Мериме. Стендаль показывает, как психологию человека, в частности романтич. героя-индивидуалиста, формирует историч. действительность. Бальзак, во многом сохраняя пре клонение перед романтической сильной личностью, ставит перед собой задачу создания совр. эпопеи, к-рая должна изобразить общество 19 в. с его трагедиями, главная из к-рых — власть денег над людьми. В правдивом описании окружающего мира видел цель лит-ры теоретик “искреннего реализма” Шанфлёри, считавший верность описаний ценнее совершенства стиля. В прозе 2-й пол. века традиции объективного описания действительности продолжили Г. Флобер, Г. Мопассан, А. Франс, А. Доде и др.

 

Сер. 19 в.— пора поисков новых путей развития Ф. л. Поэты-“парнасцы” (Ш. Леконт де Лиль, Т Банвиль, Ж. М. Эредиа и др.), стремясь уйти от эмоционального субъективизма романтиков, обраща ются к объективному миру, воспринятому через призму культурных реминисценций (см. “Парнас”). Предвестием поэзии 20 в. стала лирика Ш. Бодлера, где гротескному изображению совр. бурж. действитель ности способствует использование формообразующих возможностей самого языка. В прозе Флобер рисует пошлый быт совр. буржуа, уделяя огромное внимание тщательнейшей отделке формы прозаич. повествования. С Флобером сближалось творчество бр. Гонку ров. Гротесковая антибуржуазность и изощренность лит. техники характерны для “Песен Мальдорора” Лотреамона. Поиски новых источников лиризма, стремление к суггестивному воздействию на читателя — основа творчества А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме. На основе открытий, сделанных этими поэтами, возникает символизм как школа в поэзии; его провозглашает в 1886 Ж. Мореас в “Манифесте символизма”. Отрицание прозы жизни в форме ухода в вымышленный, искусственный мир характерно для лит-ры декаданса (позднее творчество Ж. Гюисманса).

 

Символизм — лишь одна из форм реакции против романтизма; другая — натурализм. Теория “экспериментального романа”, созданная Э. Золя, ратует за научность, документализм, социологический и историч. анализ, за учет данных естеств. наук, преувеличивая при этом роль наследственного фак тора. В серии романов Золя “Ругон-Маккары” (1871—93) дано социально-психол. исследование капиталистич. общества. Позитивистская научность, увлечение технич. прогрессом, историей цивилизаций лежат в основе науч.-фантастич. лит-ры (Ж. Берн), культурно-историч. сочинений (И. Тэн, бр. Гонку ры, Ж. Э. Ренан). История страны непосредственно влияет во 2-й пол. столетия на лит-ру, порождая произв., тесно связанные с политикой и проникнутые, с одной стороны, духом патриотизма (Эркман Шатриан), антибуржуазности (А. Бек, Вилье де Лиль-Адан и О. Мирбо) и революционности [Ж. Валлес; писатели Парижской Коммуны: Э. Потье и Ж. Б. Клеман, Л. Кладель, Л. Мишель, Э. Шат лен; см. Парижской Коммуны (1871) литература}, с другой — националистич. и консервативным духом (М. Баррес, П. Бурже и др.).

 

Реалистич. лит-ра на рубеже 19—20 вв. развивалась в борьбе с лит-рой империалистич. реакции (публицист Ш. Моррас и др.) и одним из самых характерных ее проявлений — колон, романом (К. Фаррер), в полемике с декадент. (М. Швоб) и модернист. (А. Жид) течениями. С традицией ренессанс, смеховой культуры связан А. Жарри — предшественник авангардизма. Худож. прогресс Ф. л. этого периода определяло творчество классиков реалистич. иск-ва, испытавших воздействие социалистич. идеи. В тетралогии “Современная история” А. Франс открыто выражал сочувствие рабочему классу, обличая бурж. цивилизацию в фантастич., сатирич. и гротескных романах (“Остров пингвинов”, “Восстание ангелов”). Лит. и обществ, деятельность сочетал Ж. Ренар, сотрудничавший в газ. “L'Humanite” с момента, ее основания (1904), его ирония направлена против праздных, озлобленных буржуа (повесть “Рыжик”); сочувствием согреты его миниатюры о жизни обездоленных. Ш. Л. Филипп, трагически решая тему “ма ленького человека”, запечатлел жизненную мудрость бедняков. Жизнь народа реалистически воссоздал Э. Ле Руа, взаимоотношения человека с природой — Л. Перго, артистический мир — Г. С. Колетт. Героич. мотивы звучали в творчестве неоромантика Э. Ростана (комедия “Сирано де Бержерак”) и в поэзии Ш. Пеги. Возрастающий интерес к социализму характерен для Р. Роллана, к-рый сопрягает устремления личности с чаяниями народа, с ходом истории (драматургич. цикл “Театр Революции” и др.). История идейных исканий творч. личности — содержание романа “Жан-Кристоф”; повесть “Кола Брюньон” возродил ренессансную традицию Рабле.

 

В полемике с символистской отстраненностью от реальности возникли: в кон. 19 в. “научная поэзия” Р. Гиля, в 1906 унанимизм с его иллюзорной верой в гармонию между классами (Ж. Дюамель, Ш. Вильдрак и Ж. Ромен); в 1911 —камерная лирика “фантазистов” (Т. Дерем, П. Ж. Туле и Ф. Карко); лирич. панорама современности Б. Сандра ра. Романтич. традиция ощутима в лирич. “романе воспитания” АленФурнье “Большой Мольн”. Сложным переплетением модернист, и реалистич. тенденций отмечено творчество М. Пруста, чей роман “В поисках утраченного времени”— одно из характерных соч. “потока сознания”. Живое чувство истории побуждало писателякатолика П. Клоделя выходить в своих пьесах за пределы символизма и неоклассицизма (Ж. Мореас) к социально значимым проблемам. Отдав дань модернист. исканиям, Г. Аполлинер прокладывал собств. путь к “новому реализму” в поэзии и прозе; в его позднем творчестве (драма “Цвет времени”) выражено осуждение жестокости войны и индивидуалистич. бегства от действительности.

 

1-я мировая война 1914—18 и Великая Окт. социалистич. революция в России обозначили новый этап в развитии Ф. л. В романах А. Барбюса (“Огонь”, “Ясность”), родоначальника социалистич. реализма во Ф. л., отразился рост революц. сознания франц. народа. Барбюс, Р. Лефевр и др. мастера культуры в 1919 создали междунар. орг-цию писателей “Кларте”, выступившую в защиту Сов. России, за мир. П. Вайян-Кутюрье, к-рый в 1921 встречался с В. И. Лениным, в очерковых репортажах рассказал о СССР. Роллан от позиции “Над схваткой” (назв. сб. его статей) приходит постепенно к утверждению идеи революц. гуманизма; роман-эпопея “Очарованная душа”. Вместе с М. Горьким и другими Роллан был идейным вдохновителем междунар. антифаш. фронта.

 

Анархистско-нигилистич. бунтарство, культ иррационального — у истоков модернист, течений: дадаизма (Т. Тцара) и сюрреализма (А. Бретон, Ф. Супо). Для бурж.-охранит, направления характерны апология ницшеанского героя (А. Монтерлан), авторитарной личности (П. Дриё ла Рошель), эстетизация фантасмагорического мирка, обескураженного рождением нового мира (П. Моран). В творчестве П. Валери совершилась эволюция от символизма к т. н.

 

интеллектуальной поэзии. Критика бурж. пошлости присуща В. Ларбо и Р. Радиге. Жестокие эгоисты, “полые души” собственничества запечатлены в романе “Фальшивомонетчики” А. Жида. Тема одиночества, разрыва естественных человеческих связей характерна для Ж. Грина. Суровый реализм Ж. Бернаноса окрашен авторской симпатией к обездоленным, к праведным душам.

 

В сплочении писателей демократич. направления существ, роль сыграли Междунар. конгрессы писателей в защиту культуры (1935, 1937). Выходят романы Л. Муссинака, Э. Даби, Ж. Фревиля, Т. Реми о положении рабочего класса, его участии в обществ. борьбе в годы Нар. фронта. Вайян-Кутюрье в повести “Детство” поведал о воспитании чувств молодого человека 20 в., к-рого война бросает в гущу идейных сражений. Л. Арагон насыщает свои стихи и прозу конкретным обществ, содержанием, создает первые романы из цикла “Реальный мир”. В 30-х гг. переходит на революц. позиции Ж. Р. Блок (“Испания! Испания!”, 1936). Фаш. агрессию в Испании осудил и А. Мальро (роман “Надежда”); зверства франкистов изобличил Бернанос (“Большие кладбища в лунном свете”). В то же время во Ф. л. 30-х гг. проявились и откровенно реакц. (романы Седина и др.) и консервативно-утопич. тенденции, идеализация патриарх. крестьянства (Ж. Жионо).

 

Укрепление позиций критич. реализма ярко выразилось в творчестве Р. Мартен дю Гара; в его многотомном романе “Семья Тибо” воссоздано духовное оскудение буржуазии и с.-д. лидеров в канун 1-й мировой войны. Острая критика собственнического мира с позиций христианства, поиски “живой души” среди очерствевших душ — присущи романному иск-ву Ф. Мориака (“Клубок змей” и др.). Дюамель отвергал бурж. своекорыстие и эгоизм, декларируя, однако, отказ от обществ, активности в пользу нравств. самосовершенствования (цикл романов “Жизнь и приключения Салавена”). В русле критич. реализма развивалось в 20—30-х гг. творчество Вильдрака, А. Шамсона, Р. Доржелеса, А. Моруа, Г. Шевалье (трилогия “Клошмерль”), Л. Гийу, М. Эме, М. Арлана, Ж. Лакретеля (тетралогия “Высокие мосты”). Общественно значимые проблемы поставлены в драмах Вильдрака, Э. Бурде, М. Паньоля, Ж. Ануя, Ж. Кокто. Театр Р. Роллана, Ж. Жироду и П. Клоделя, неоднородный в своей идейно-эстетич. основе,— драматургич. классика 1-й пол. 20 в.

 

В годы 2-й мировой войны 1939—45 рождается лит-ра антифаш. Сопротивления: публицистика Г. Пери, патриотич. поэзия П. Элюара, Арагона, Э. Гильвика, Ж. Кассу, Ж. Марсенака, П. Реверди, А. Френо, Мадлен Риффо, рассказы Веркора (см. Сопротивления литература). Отказавшись от сюрреалистич. экспериментаторства, обращается к песенной, нар. основе стиха Р. Деснос. Фаш. варварству противопоставляет стойкую память о нормальном ходе жизни, о счастье мирных дней Ж. Превер. Тема ответственности за судьбы родины звучит в творчестве писателей-католиков: П. Ж. Жува, Ж. Кейроля, П. Эмманюэля. Писателей-антифашистов разных эстетич. направлений сплачивал Нац. комитет писателей и его орган—газ. “Les Lettres francaises”, осн. Ж. Декуром в 1942; на ее страницах прозвучала отповедь писателям-коллаборационистам (Селин, П. Дриё ла Рошель, А. Монтерлан и др.), сотрудничавшим с нем фаш. оккупантами.

 

В Движении Сопротивления проявилась решающая роль народа, рабочего класса и его авангарда — ФКП в завоевании нац. независимости. Путь от трагич. 1940 до освобождения Парижа в 1944 запечатлен в публицистике Блока и Мориака, в произв. Л. Муссинака, Э. Триоле, П. Куртада, Ж. Коньо, К. Авлина, Фревиля, Ж. Лаффита. В романе “Коммунисты” Арагон

 

ФРАН

 

==477

 

запечатлел историю Франции в этот переломный период ее развития. Ф. л. понесла потери; были казнены (Декур), пали в бою (Ж. Прево) или стали жертвами фаш. концлагерей (Р. Деснос и М. Жакоб) мн. писатели. Выполняя боевое задание, погиб А. Сент-Экзюпери, создатель своеобразной филос. лирич. прозы (“Планета людей”, “Военный летчик”, сказка “Маленький принц”).







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 622. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия