Студопедия — РАЗВИТИЕ ПОДХОДА РАВНОСТНОСТИ - ОСНОВЫ БЕЗГРАНИЧНОГО СОСТРАДАНИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РАЗВИТИЕ ПОДХОДА РАВНОСТНОСТИ - ОСНОВЫ БЕЗГРАНИЧНОГО СОСТРАДАНИЯ






Если у нас есть ясное и четкое понимание философии и психологии бодхичитты, и мы пытаемся вести себя соответствующим образом в повседневной жизни, пробуя применять во всех своих действиях идею посвящения себя с открытым сердцем другим существам, это уже является достаточной духовной практикой. Это уже само по себе хорошо. Конечно, зарождение подлинной бодхичитты - такого состояния ума, когда мы автоматически больше заботимся о других, чем о себе, - это очень глубокая степень осознания, и нам предстоит пройти долгий путь, прежде чем ее достигнуть. Однако недостаточно одного желания для того, чтобы полностью раскрыть свое сердце. Этот процесс происходит постепенно, в течение долгих занятий духовной практикой.

С моей точки зрения, одной из прекрасных черт буддизма является то, что он предлагает нам путь ^ практической тренировки ума. Он не говорит:

"Бодхичитта - это здорово, потому что Будда так, сказал!" Вместо этого он предлагает нам методы. зарождения такого подхода, и мы сами можем убедиться в том, работает он или нет, хорошо это или. плохо.

Согласно этим методам, первое, что нам следует в себе выработать - это чувство равностно, ста, или равновесия. Так же как фундамент - основа, на которой мы строим здание, так и равностность - непредвзятое отношение ко всем живым. существам - основа для культивации бодхичит. ты. Как показывает опыт мастеров медитации прошлого, по достижении состояния такого равновесия бодхичитту можно взрастить довольно быстро. Однако, поскольку привычка к строгому делению людей на друзей, врагов и посторонних глубоко в нас укоренилась, такая уравновешенность ума достигается нелегко. Мы, с нашим неуемным желанием во что-нибудь "вцепиться", привязываемся к нашим дорогим друзьям, с ненавистью и отвращением отвергаем тех, кто нам пришелся не по вкусу, и с безразличием смотрим на людей, которые, как нам кажется, не приносят нам ни вреда, ни пользы. До тех пор пока наш ум находится во власти таких факторов, как предпочтение, антипатия и безразличие, мы не сможем взрастить в своем сердце драгоценную бодхичитту.

Равностность - это не интеллектуальное понятие; это не просто еще одна мысль или абстрактная идея, с которой можно немножко поиграть, повертеть так или этак. Скорее, это состояние ума, особое качество сознания или осознанности, которое достигается через постоянное ознакомление с ним. Для того чтобы это произошло, нужно приложить немало усилий. Иными словами, нам следует тренировать свой ум, трансформируя свое от. ношение к другим людям в самой его основе. Например, когда я впервые встречаюсь на медитативном курсе с новой группой, мое отношение ко всем одинаково. Я никого из них раньше не встречал (словно они из-под земли появились!), и у меня не было времени к кому-то из них привязаться или почувствовать антипатию. Они для меня все равны. Если я перенесу это ощущение непредвзятой равностности, испытываемое мной по отношению к новым, незнакомым людям, на моих друзей (к которым я привязан), а также на моих врагов и критиков (которые мне не нравятся), то я приступлю к развитию в себе подхода подлинной равностности ко всем живым существам.
Существует детализированная медитативная техника, направленная на создание такого равновесия. Вкратце приведу ее. Вы представляете себя окруженным тремя людьми: один из них - ваш лучший друг, второй - заклятый враг, а третий - совершенно незнакомый человек. Один из вариантов визуализации таков: друг стоит у вас за спиной, а враг и незнакомец - перед вами, причем вы окружены толпой людей и других живых существ в человеческом обличье. Расположив всех таким образом, вы внимательно исследуете те чувства, которые вы испытываете по отношению к каждому из трех вышеназванных лиц, и анализируете, почему вы отнесли их к той или иной категории.

Когда вы зададите себе вопрос, почему вы чувствуете близость только к одному человеку, а к двум другим нет, то, вероятно, обнаружите, что приходящие на ум причины носят очень поверхностный характер и основываются на нескольких отобранных вами конкретных событиях. К примеру, вы можете считать кого-то другом только потому, что думая о нем или ней, вспоминаете определенные моменты, когда по отношению к вам была проявлена доброта или высказана привязанность. А второй человек оказывается врагом потому, что вы помните о каких-то неблаговидных поступках с его стороны. Что касается третьего, то причина, почему вы считаете его посторонним, чужим, заключается в том, что у вас не отложились в памяти моменты, когда бы он принес вам пользу или причинил вред.

Причины, лежащие в основе вашей реакции на человека, в действительности носят случайный характер. Если вы старательно покопаетесь в своей памяти, то непременно вспомните множество ситуаций, когда эти три выбранные вами человека, не полностью соответствовали отведенной им вами роли. Очень возможно вам вспомнятся моменты, когда так презираемый вами "враг" проявил по отношению к вам доброту; или когда ваш любимый друг пробудил в вас гнев; или даже когда человек, к которому вы сейчас безразличны, очень много для вас значил. Если вы поразмыслите об этом, то уже никогда не сможете относиться к этим людям с такой предвзятостью, как сейчас. А когда вы задумаетесь о том, что каждое живое существо - в течение своего безначального существования в прошлых воплощениях - уже причиняло вам зло и приносило добро, как соответственно враг и друг в этой жизни, вы придете к пониманию равенства всех живых существ, поскольку все они уже многократно выступали по отношению к вам в роли друга, врага или постороннего.

Тренируя свой ум таким образом, вы добиваетесь того, что ваше чувство привязанности к другу, неприязни к врагу и безразличия к постороннему постепенно начинает ослабевать. Это признак того, что вы начинаете испытывать некоторую уравновешенность ума. Держитесь за это чувство, и в конечном итоге практика приведет вас к тому, что оно станет неотъемлемым качеством вашего ума.

Медитация на равновесие - это лучший способ добиться великолепного здоровья ума. Вместо того чтобы платить сто долларов за часовой прием у терапевта, лучше медитируйте на равновесие! Закройте глаза и не обращайте внимания на все физические ощущения. Отключите пять органов чувств и позвольте себе погрузиться в глубины интенсивной осознанности ума, переживающего опыт равновесия. Вы станете более уравновешенным, спокойным и открытым человеком. Даже после десяти минут подобной медитации вы вернетесь в совершенно новый мир, не похожий на прежний.

Существует очень распространенное заблуждение насчет того, как развить в себе чувство равновесия. Некоторое люди думают, что для этого нужно стать ко всему и ко всем безразличным. Они боятся, что, ослабив свою привязанность к семье и друзьям, они утратят чувство любви и близости. Но не стоит тревожиться. При подлинно равностном отношении, мы никоим образом не можем ни для кого закрыть свое сердце.

Чем больше мы занимаемся практикой, учась видеть изначальное равенство всех существ и преодолевая нашу привычную тенденцию к жесткому делению на друзей, врагов и посторонних, тем больше открывается наше сердце, неизмеримо возрастает наша способность любить. Освободившись от предрассудков, мы начнем полностью отдавать себе отчет в том, что все без исключения желают и имеют право быть счастливыми, стремиться избежать даже малейших страданий. Таким образом, основываясь на подходе равностности, равновесия, мы получаем возможность культивировать в себе безграничную любовь и сострадание и в конечном итоге достичь полной реализации бодхичитты - открытости сердца, всецело посвятившего себя служению всему живому, ради всеобщего блага.

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 401. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия