Студопедия — Результаты образования.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Результаты образования.






• Реализация человеком своей миссии через раскрытие личност­
ного потенциала и творческую самореализацию. Самобытность
личности, персонализм образования.

• Продуктивность образования, выражаемая как в личном, так и
в общекультурном приращении.

• Открытость человека в будущее, умение действовать в ситуа­
ции неизвестности. Готовность и возможность человека к переходу
в иные формы деятельности и жизни.

Обобщение и педагогическая интерпретация учений отечест­венных философов-космистов позволили нам выделить предпо­сылки эвристического аспекта образования. Развитие данного на­правления связано с разработкой модели эвристического обучения и других компонентов дидактической эвристики. Сформулирован­ные выше философские предпосылки позволят нам в дальнейшем перейти к решению этой задачи.

Философской проблемой эвристического образования является также соотношение между свободой и заданностъю. Образование, ориентированное на внешний заказ (социальный, государствен­ный, родительский), требует от учителя формирующих действий по отношению к ученику. Образование, ориентированное на вы­явление и реализацию внутренней сущности ученика, предполага­ет создание учителем такой среды, которая была бы наиболее бла­гоприятна для развития способностей ребенка. Такое образование невозможно «дать», его можно лишь обеспечить тем или иным способом. Смысл эвристического образования заключается в при­ближении внешне задаваемого образа человека (социального зака-



Глава II


 


за) к внутреннему (индивидуальному ученическому заказу). Обра­зование становится открытым и свободным, если оно приближено к естественному развитию ребенка.

Эвристическое обучение ориентировано не на передачу учени­кам предполагаемых результатов, а на создание гармоничной есте­ственной среды, косвенно обеспечивающей самореализацию лич­ностного потенциала ребенка и побуждающей его к поиску собст­венных результатов в образовательных областях. Такая модель об­разования опирается на активную антропологическую позицию: ученик — не просто «семя» неизвестного для педагога растения, но семя, способное обеспечивать и корректировать свой рост.

С творчеством человека взаимосвязано его развитие: развивает­ся лишь тот, кто создает и творит новое, кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира. Но творчество возможно только в условиях свободы, по крайней мере свободы выбора. Только тогда можно ожидать творческого результата, когда ученик обеспечивается пра­вом выбора смысла и целей образования, образовательной траек­тории, темы творческой работы, формы ее выполнения и защиты, когда поощряется собственный взгляд ученика на проблему. Школа свободного развития и школа творчества, таким образом, суть синонимы, взаимонеобходимые и взаимообусловленные. Наш опыт организации свободного природосообразного обучения позволил сделать вывод: свобода в образовании нужна человеку ради его развития и творчества1.

Эвристическое образование не может быть несвободным, так как открывать ученик может лишь в состоянии открытости. Сво­бодное и открытое образование, в свою очередь, может быть толь­ко эвристическим, поскольку только в этом случае можно избе­жать заданное™.

В соответствии с законами диалектики свобода немыслима без заданное™. Свобода самовыражения ученика предполагает задан-ность методологии его деятельности. Свобода ученика в образова­нии означает самостоятельность его деятельности. Школьник по­лучает качественный творческий продукт тогда, когда с помощью учителя овладевает основами творческой деятельности. Поэтому мало дать свободу детям, надо научить их действовать. Именно эту задачу ставит методология эвристического обучения.

1 Хуторской А.В. Свободное образование. Об изначальном образе альтернативной школы. Черноголовка, 1991; Он же. Свободное образование // Частная школа. 1992. № 1.


Глава III

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

В педагогике методологию определяют как «учение о принци­пах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности» (Журавлев, 1995, с. 33). Более широко под методологией понимается совокупность научных мето­дов познания в конкретной науке, либо учение о научном методе вообще. Под методологией эвристического образования мы будем понимать систему принципов, форм и методов организации про­дуктивной образовательной деятельности, а также учение (тео­рию) об этой системе.

Выделим две трактовки методологии: методологию эвристичес­кой образовательной деятельности как таковой и методологию тео­рии эвристического обучения (дидактической эвристики), уста­навливающую структуру, содержание, организацию, систему конкретных методов и форм эвристической образовательной дея­тельности. В дальнейшем изложении мы будем применять обе трактовки методологии, имея в виду в первом случае — практичес­кую эвристическую деятельность, во втором — теорию организа­ции этой деятельности.

§ 1. Эвристическая образовательная деятельность

Что такое деятельность? В традиционной дидактике процесс обучения представляется как формирование знаний, умений и на­выков учащихся. Объясняется это тем, что данные качества легко поддаются контролю внешне выраженными атрибутами обучения — тестами, контрольными работами, устными ответами. Более аде­кватным представлением о процессе обучения следует считать ин­терпретацию его как процесса управления освоением различными видами деятельности. Деятельность — более широкое понятие, так как кроме знаний, умений и навыков предполагает мотиваци-онный, оценочный и другие аспекты обучения.

Среди подходов к анализу деятельности существуют, по край­ней мере, два — психологический и методологический. Психологи-



Глава III


Методологические основы эвристического обучения



 


ческий подход основан на работах научной школы А.Н. Леонтьева и близких к ней школ. В психологической теории деятельность редуцируется к деятельности индивида, трактуется как его атри­бут, т.е. считается, что субъект осуществляет деятельность. Об­разование с данной точки зрения есть система сменяющих друг друга деятельностей. Деятельность, по мнению А.Н. Леонтьева, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире (1975, с. 82).

Деятельность в данном случае — мотивированный процесс ис­пользования учеником тех или иных средств для достижения собст­венной или внешне заданной цели. То есть выделяются субъект, процесс, предмет, условия, способы, результаты деятельности. Деятельность раскладывается на отдельные действия. Процесс де­ятельности начинается с постановки цели. Далее следует уточне­ние задач, выработка плана, установок, схем предстоящих дейст­вий, после чего ученик приступает к предметным действиям, ис­пользует определенные средства и приемы, выполняет необходи­мые процедуры, сравнивает ход и промежуточные результаты с поставленной целью, вносит коррективы в свою последующую деятельность.

В другом подходе — методологическом (Г.П.Щедровицкий), истоки которого базируются на идеях Гегеля и Маркса, носителем деятельности является не отдельный индивид, а, наоборот, дея­тельность есть субстанция сама по себе, которая захватывает ин­дивидов и тем самым воспроизводится. Такое понимание деятель­ности сформулировал на примере языка Гумбольдт. Принято считать, говорил он, что человек овладевает языком; но, может быть, правильнее сказать: язык овладевает человеком, язык захватывает человека и заставляет двигаться по своим законам...

Попытки определить в данном случае носителя деятельности и ее минимальную единицу приводят к такой проблеме — во время поисков всегда приходится выходить за рамки деятельности одного человека или даже взаимосвязанных групп людей и механизмов. «Если же вы возьмете человеческий социальный организм, то уже непонятно, складывается ли социум из отдельных людей или же он "изготовляет" отдельных людей с самого начала как элементы своей системы». Оказывается, что «существует всего лишь одна единица — весь универсум человеческой деятельности»1.


Проводя системно-структурный анализ деятельности, Г.П. Щедровицкий приходит к парадоксальному выводу: «человек есть ячейка внутри развивающейся системы деятельности». А сама деятельность «не есть ни процесс, ни вещь, а есть структура. Данная структура состоит из разнородных элементов, включенных в свой особый закон развития, реализуемый с помощью специфи­ческих механизмов. Закономерности деятельности могут быть по­няты только тогда, когда мы берем эту структуру как целое»1.

Таким образом, различия в толковании деятельности сопряже­ны с понятием человека, его функциями и ролью по отношению к деятельности. Является ли он носителем индивидуальных деятель­ностей, из совокупности которых складывается весь универсум человеческой деятельности, или, наоборот, человек есть вопло­щенная в индивидуальном случае некая универсальная деятель­ность?

Особенно актуальным данное противоречие становится, если перейти от общего понятия деятельности к понятию образователь­ной деятельности. Само образование в данном случае может отно­ситься к двум различным и взаимосвязанным сущностям — отдель­ному ученику и совокупности людей, например всему человечест­ву. Проблемой рассмотрения становится соотношение и взаимо­связь между образованием отдельного школьника и образованием всех людей или их некоторой общности.

В нашем случае оба указанных подхода к пониманию деятель­ности — психологический и методологический, объединяются. Психолого-методологический аспект эвристической деятельности мы трактуем: 1) как предметную деятельность субъекта (ученика), организуемую им совместно с педагогом; 2) как деятельность субъ­екта по установлению деятельностной структуры и генезиса пред­метных знаний, создаваемых и преобразуемых им во взаимодейст­вии с педагогом. Когнитивная и креативная деятельности ученика дополняются и раскрываются с помощью оргдеятельностной, ме­тодологической составляющей.

Содержание деятельности. Рассматривая эвристическое обуче­ние в аспекте школьного образования, разграничим понятия «творческая деятельность» и «эвристическая деятельность» и опре­делим структурные компоненты последней. Под творческой дея­тельностью или творчеством обычно понимается «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и ду-


 


1 Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. С. 253—254.


Там же. С. 262.



Глава HI


Методологические основы эвристического обучения



 


ховных ценностей»1. Эвристическая деятельность — более широ­кое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает в себя: 1) сами творческие процессы по созданию образовательной продукции в учебных предметах, 2) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества; 3) ор­ганизационные, методологические, психологические и иные про­цессы, которые обеспечивают творческую и познавательную дея­тельность. Другими словами, эвристическая деятельность включа­ет не только творческую деятельность, но и метатворческую (греч. meta — означает «стоящее за»), т.е. методологическую и когнитив­ную деятельности, которые «стоят за» творчеством и обеспечивают его реализацию.

Определим эвристическую образовательную деятельность как деятельность, имеющую целью участие ученика в конструирова­нии всех элементов собственного образования: смысла, целей, содержания, оптимального выбора форм и методов обучения, ин­дивидуальной траектории освоения образовательных областей и т.п.

Разграничим также «эвристическую образовательную деятель­ность» и «эвристическую деятельность», выступающую для него общенаучным родовым понятием. Эвристическая образовательная деятельность является разновидностью последней, наряду с эврис­тической научной деятельностью, эвристической изобретательской деятельностью и др. В дальнейшем, говоря об эвристической деятельности, мы будем иметь в виду деятельность, относящуюся к образованию, т.е. эвристическую образовательную деятельность.

Уточняя содержание эвристической образовательной деятель­ности, рассмотрим его связь с репродуктивной деятельностью школьников. В ряде исследований педагогов и психологов репро­дуктивные виды деятельности отделяются от продуктивных, на­пример Д. Б. Богоявленская выделяет три уровня интеллектуальной деятельности: репродуктивный, эвристический и креативный (1973, с. 144—146). В других работах доказывается, что репро­дуктивная деятельность вместе с продуктивной являются фактора­ми творческого развития человека (Овчинников, 1984). На наш взгляд, в многообразии процессов, обусловливающих продуктив­ную деятельность ученика, сложно произвести их строгое разгра­ничение. Чтобы осуществлялась эвристическая деятельность уче­ника, недостаточно организовать его творчество и процессы, кото­рые обеспечивают это творчество. Неизбежны, а в определенных


случаях и необходимы, образовательные процессы нетворческого, репродуктивного характера: копирование, действия по образцу, которые необходимы для обучения детей, например, эвристичес­ким способам деятельности. Возможно, конечно, стихийное со­здание учениками собственных способов эвристической деятель­ности или рефлексивное выявление их из происходящей деятель­ности, но в большинстве случаев освоение этих способов происхо­дит по образцу, т.е. репродуктивно.

Репродуктивное освоение эвристической деятельности не ведет к уменьшению реализации творческого образовательного потен­циала учеников, оно вооружает их средствами создания личност­ных образовательных продуктов, помогает им самовыразиться, так как способствует усвоению творческого алгоритма деятельнос­ти. Поэтому необходима разработка таких учебных программ, в которые включен деятельностный компонент с детальным пере­чнем необходимых для усвоения учениками видов и способов дея­тельности. Подобный подход практикуется, например, в Вели­кобритании1. Такой путь в большей степени способствует выстра­иванию детьми индивидуальных образовательных траекторий, чем традиционное тематическое содержание программ по учебным предметам.

В эвристической образовательной деятельности могут одновре­менно присутствовать эвристические и репродуктивные компонен­ты, и учителю важно различать их в целостном учебном процессе. Например, учитель предложил первоклассникам сформулировать себе домашнее задание. У одного из них возникает желание напи­сать дома прописью 100 одинаковых цифр, он ставит себе соответ­ствующую цель и выполняет дома запланированную репродуктив­ную деятельность. Но сама постановка им данной цели является эвристическим элементом деятельности (если ее не подсказал ему учитель или другой ученик), т.е. предметом эвристической дея­тельности здесь служит не математический, а оргдеятельностный, методологический ее компонент. Аналогичным образом задание учителя изобразить с помощью всего одной цифры орнамент или рисунок на тетрадном листе вызывает творчество не столько мате­матического, сколько композиционного или художественного плана.

В то же время 100 написанных одинаковых цифр в нашем примере — это новый внешний для ученика образовательный про-


 


Психология. Словарь / Под общ. ред А.В. Петровского. 2-е изд. М., 1990. С. 393.


Национальный учебный план. Департамент образования науки и Уэльский отдел. Лондон, 1989.


6-501



Глава HI


Методологические основы эвристического обучения



 


дукт по математике, которого ранее у него не было, и этому внешнему продукту соответствует внутренний — приобретение на­выка написания определенной цифры. Однако степень творчества ученика при создании им данного продукта низкая, поскольку в данной деятельности он двигался не к новому творческому результату, а к заранее известному образцу. Продуктом такой деятельности является количество написанных цифр, т.е. новый объем извест­ного продукта. Продуктом эвристической деятельности является сформулированная ребенком цель, которой ранее у него не было и которая была найдена им как способ решения проблемы в возник­шей учебной ситуации.

Как видим, в структурном отношении эвристическая образова­тельная деятельность многокомпонентна: любая другая деятель­ность может входить в ее состав в качестве составляющего элемен­та, если в конечном итоге создается новый для ученика образова­тельный продукт.

Таким образом, эвристическая деятельность включает в себя:

а) творческие действия и процессы;

б) метатворческие действия и процессы;

в) нетворческие по содержанию действия и процессы, выте­
кающие из необходимости разрешения эвристических си­
туаций.

Содержание эвристической деятельности. Для характеристики учебной деятельности учащегося обычно применяют понятия «изу­чение», означающее «постичь учением, усвоить в процессе обуче­ния»1; «усвоение», трактуемое как «основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта»2, «познание» как «процесс творческой деятельности людей, формирующий их зна­ния...»3. В эвристическом обучении понятия «изучение» и «усвое­ние» не отражают его специфики, поскольку не предполагают ин­дивидуальной продуктивной деятельности учащегося по созданию собственного образовательного продукта. Эвристической образо­вательной деятельности более соответствуют понятия «познание», «исследование», «создание», «сочинение», «составление», «раз­работка» и т.п., которые отражают продуктивный характер обучения.

Изучая реальную действительность (фундаментальные образо­вательные объекты), ученик одновременно с созданием образова­тельного продукта выполняет и репродуктивную деятельность, на-

1 Ожегов СИ. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. М., 1986. С. 211.

" Психология: Словарь. С. 418.

3 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М., 1980. С. 285.


пример, усваивает способы познания, знакомится с имеющимися внешними продуктами познания — культурными аналогами, т.е. изучает их. Одновременное создание собственного образователь­ного продукта и усвоение уже созданных может быть выражено одним словом — освоение (самой действительности и знаний о ней). Понятие «освоение» в образовании имеет смысл активного созидательного проникновения учащегося в образовательную сферу. Термин «освоение» наиболее полно отражает процесс про­дуктивного вселения человека в окружающий мир, обозначающего смысл эвристического образования.

Западногерманский ученый В. Лох, анализируя отношение че­ловека к культуре, также останавливается на термине «освоение» (Aneignung) применительно к деятельности человека: «...он изучает это осуществление культуры только в том случае, если он активно постигает ее структуры, пытается в деятельности осуществить их, упражняется, производит новые структуры...» (1969, S. 131).

Уточнив необходимые дидактические понятия, рассмотрим проблему содержания и структуры эвристической образовательной деятельности. Чтобы построить функциональную структуру эврис­тической образовательной деятельности, воспользуемся результа­тами анализа теоретических работ и эмпирического анализа раз­личных видов деятельности, выполненного В.Д. Шадриковым (1996, с. 12). Опираясь на полученные автором данные и эвристи­ческий подход к обучению, обозначим структуру функциональной системы эвристической образовательной деятельности: потреб­ность и мотивы эвристической образовательной деятельности; внешние и внутренние цели; программы деятельности; информа­ционная основа и образовательная среда деятельности; принятие решений как результат самоопределения учащегося; продукты дея­тельности; деятельностно важные личностные качества. Схема функциональных связей и отношений перечисленных компонен­тов эвристической образовательной деятельности изображена на рис. 1. Прокомментируем ее основные элементы.

Источником основных мотивов образовательной деятельности школьников является их потребность в самореализации (пяти­угольник внизу схемы). Направление и характер самореализации определяются индивидуальными особенностями учеников — лич­ностными качествами, относящимися к познанию окружающего мира, самопознанию, коммуникациям и другим образовательным сферам и областям. Образовательная деятельность предоставляет им возможность создавать образовательную продукцию в любой сфере их интересов. 6*


       
 
   
 


84 Глава HI


Методологические основы эвристического обучения 85

Цели образовательной деятельности по отношению к ученику делятся на внешние нормативные и внутренние субъективные (шестиугольники внизу по бокам). Внешние цели задаются учите­лем в различных формах и видах, предусматривающих, например, выполнение образовательных стандартов. Внутренними целями являются те, которые учащийся сформулировал самостоятельно или с помощью учителя по отношению к образовательной области или объекту изучения.

Ребенок выполняет деятельность, в процессе обучения сопря­гая ее с мировой культурой; из внешних и внутренних образова­тельных целей формируются нормы образовательной деятельнос­ти, которые являются общими установками ее осуществления и основой для составления учебных программ (верхняя часть схемы).

Образовательные программы в соответствии с внутренними и внешними целями подразделяются на общие для всех и индивиду­альные для каждого ученика. Между двумя видами программ су­ществует динамическая связь и взаимодействие: общая программа деятельности предполагает разработку и включение в себя индиви­дуальных программ, которые, в свою очередь, корректируют общую программу. По отношению к образовательным стандартам общая программа образования опирается на федеральный, нацио­нально-региональный и школьный компонент стандартов, а инди­видуальная программа — на вариативную часть образования, уста­навливаемую на основе индивидуальных особенностей и личност­ного выбора учащегося.

Внешняя образовательная среда и информационная основа для образовательной деятельности определяют условия ее осуществле­ния и включают в себя: фундаментальные образовательные объек­ты, культурно-исторические аналоги знаний о них, специально отбираемую образовательную информацию, необходимые посо­бия, материалы и др.

Самоопределение учащихся и принятие ими решений в процес­се образовательной деятельности (центр схемы) происходит непре­рывно, так как ее ключевой элемент — образовательная ситуация. Создание и осознание таких ситуаций побуждает ученика и учителя принимать решения об эффективных способах своих действий. Важнейшими компонентами таких способов являются методологи­ческие действия: остановка и рефлексия. Остановка предметной деятельности, т.е. деятельности, относящейся к учебному содер­жанию предмета, необходима для того, чтобы переключиться на другую деятельность — рефлексивную, с помощью которой выяв­ляется методологическая основа предметной деятельности.



Глава HI


Методологические основы эвристического обучения



 


Результатом эвристической образовательной деятельности яв­ляются образовательные продукты учеников, относящиеся к изу­чаемым образовательным областям — наукам, искусствам, техни­ческим сферам, процессам коммуникации и др. Создание внеш­него материализованного продукта удовлетворяет, тем самым, по­требность учащихся в самореализации и содействует развитию их соответствующих личностных качеств: когнитивных, креативных, оргдеятельностных и др.

Рассмотренная структура эвристической образовательной дея­тельности позволяет определить ее характерные признаки.

Первый признак — обусловленность содержания эвристической деятельности личностными мотивами, целями и особенностями учащегося. Например, для ученика, с хорошими исполнитель­скими способностями, деятельность по исполнению внешних ука­заний не будет эвристической, если он не создаст нового для него образовательного результата, хотя его личностный потенциал при этом будет реализовываться. Если же он привносит в деятельность новое содержание, то деятельность является эвристической.

Второй признак эвристической образовательной деятельности — создание субъектом деятельности собственного образовательного продукта, соответствующего типу осуществляемой деятельности. Последнее добавление существенно, поскольку в практике обуче­ния возможно неправомерное обозначение эвристической или творческой деятельностью той, которая таковой не является. На­пример, составление учеником викторины по словесности из гото­вых материалов не может считаться эвристической деятельностью по словесности, поскольку образовательный продукт учащегося обнаруживается в подборе и проведении викторины, а не в словес­ном ее содержании; элемент творчества в этом случае возможен в созданной структуре викторины или форме ее проведения.

Третий признак эвристической образовательной деятельности — наличие ситуации субъективного затруднения или проблемы, пре­одоление которой обусловливает внутренние приращения субъекта деятельности. Понятие трудности или проблемы для каждого уче­ника субъективно: «Когда один ученик решает проблему в хорошо известной ему области знаний, — пишет Э. Стоуне, — она может просто показаться ему банальной, а другой человек с меньшим уровнем знаний вряд ли воспримет эту проблему точно так же. Для первого решение данной проблемы будет почти алгоритмическим, поскольку ему ничего не стоит применить в этом случае известные ему методы. Для второго, не знающего этих методов, каждый шаг решения будет вызывать сомнения, и он вряд ли сумеет указать


основные его моменты, в то время как первый мог бы описать каждый шаг метода решения проблемы» (1984, с. 262).

Таким образом, эвристическая образовательная деятельность характеризуется следующими признаками:

1) осуществляется субъектом деятельности на основе его лич­
ностного образовательного потенциала, индивидуальных
способностей, мотивов и целей;

2) вызывает субъективные трудности и проблемы в деятельнос­
ти субъекта, обусловленные недостаточным владением ме­
тодами, средствами и другими условиями, необходимыми
для ее осуществления;

3) приводит к созданию нового для субъекта образовательного
продукта, соответствующего типу осуществляемой деятель­
ности.

§ 2. Методология эвристического познания

Первичность познания реальных объектов. В научном позна­нии все многообразие бытия представлено, как правило, реаль­ным миром — миром вещественных объектов и идеальным миром — миром идей. Взаимосвязь реального и идеального мира проявляет­ся в деятельности познающего их человека. Например, растение, относящееся к реальному миру, и идея растения выступают для биолога двумя разными объектами, имеющими, тем не менее, общий первосмысл, который и познается ученым в его профессио­нальной деятельности.

В традиционном школьном обучении в качестве объектов по­знания (изучения) преобладает идеальный мир — мир общеприня­тых идей, научных понятий, закономерностей, теорий. Работа учеников с объектами реального мира незначительна по объему и содержанию, изучение ведущих образовательных областей состо­ит, как правило, в усвоении обширного объема знаний. В учеб­ных программах, пособиях, а еще более — в непосредственной практике традиционного обучения, мир реальных объектов подме­няется изучением соответствующих им понятий и других продуктов познания, полученных не учениками, а специалистами, учеными, авторами учебного материала. Происходит это, на наш взгляд, не из-за трудностей практического изучения реальных объектов или отсутствия учебного времени на их рассмотрение, а по причине традиционной необходимости сохранения общей, по возможности единой, конструкции содержания учебного материала, удобства его передачи ученикам и контроля за его усвоением. Предлагае­мый ученикам для изучения педагогически обработанный матери-



Методологические основы эвристического обучения 89

88 Глава III

ал выступает в роли адаптированной научной информации о зна­ниях других людей — специалистов в различных областях — ученых, писателей, художников и др. Изучение учениками информации о чужих знаниях практически не оставляет им места для создания собственных знаний о реальном мире.

Таким образом, в традиционном школьном образовании отсут­ствует выстраивание учениками личного мира знаний, что препят­ствует не только построению ими индивидуальных образователь­ных траекторий, но и творческой самореализации в целом.

Решать эту проблему можно, на наш взгляд, путем изменения методологии обучения, а именно — с помощью первоначального задания ученикам в качестве образовательных объектов реальных, а не идеальных объектов познания, а также через обучение способам познания реальных объектов и конструированию добываемых зна­ний. Изучая объект реального мира, ученик отыскивает и создает знания о нем, т.е. открывает идеальные теоретические конструкты — факты, понятия, закономерности. Осознавая созданные ими зна­ния и способы познания, ученик фиксирует их в виде личного образовательного продукта, что позволяет затем применять их для последующего познания реального мира. Образовательная дея­тельность учащегося выступает связующим звеном идеального и реального мира — равноправных атрибутов гармоничного человека.

Каждый ученик, имея возможность получить, открыть или сконструировать собственное знание о реальном объекте, неиз­бежно проявляет и развивает свои личностные познавательные способности. При изучении одних и тех же для всех учеников реальных образовательных объектов школьники конструируют субъективные образы этих объектов, не всегда совпадающие как друг с другом, так и с общепринятой системой знаний. Напри­мер, познавая подсолнух — реальный образовательный объект, один ученик формулирует идею подсолнуха как символ Солнца, другой — как источник семян новых растений, третий — как пищи для людей или животных. Разные образовательные продукты по­знания одного и того же объекта свидетельствуют не об их ошибоч­ности, а о различных образовательных позициях и траекториях учеников. Субъективность познания означает, что каждый ученик проникает в глубины своего идеального мира, расширяет соответ­ствующую индивидуальную сферу своего личностного потенциала. Среди множества образовательных объектов имеются фунда­ментальные образовательные объекты узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реаль­ная область познания и конструируется идеальная система знаний


о них. Фундаментальный образовательный объект имеет две грани своего проявления для субъекта его познания — реальную и иде­альную. Такой фундаментальный образовательный объект, как дерево, выступает, с одной стороны, как само дерево, т.е. реаль­ный объект, с другой — как идея дерева, понятие о нем. Идея объекта принадлежит идеальному миру понятий, она более уни­версальна, чем реальный объект, поскольку присуща разным объ­ектам из разных областей. У двух реальных берез есть общая идея березы, у березы и сосны есть общая идея дерева, у дерева и водоросли есть общая идея растения, у природных и культурных процессов есть общая идея движения и т.д.

Субъективность знаний. Процесс познания фундаментального образовательного объекта и результаты его познания зависят от индивидуальности субъекта познания, его способностей, уровня развития, применяемых методов познания. Данную особенность иллюстрирует схема, изображенная на рис. 2. Познание одного и того же фундаментального объекта разными субъектами Cj, C2,... Сп приводит к различным выявленным ими идеям этого объекта, лежащим в плоскости идеального мира. Если фундаментальный образовательный объект принадлежит реальному миру, то индиви­дуальные образовательные продукты его познания П15 П2,... Пп, — идеальному миру знаний. В конечном итоге изучение учениками-



Глава III


Методологические основы эвристического обучения



 


субъектами одних и тех же реальных образовательных объектов приводит не только к получению различных индивидуальных обра­зовательных продуктов, но и к индивидуальным образовательным траекториям учеников.

Следует заметить, что на первичной стадии создания образова­тельных продуктов П1} П2,... Пп, к ним не применяется понятие ошибки. Недопустимо говорить, что llj правильно, а П2 ошибоч­но, или наоборот, поскольку в данном случае неправомерен пере­нос субъективного результата на уровень объективного (общего). Ошибка всегда субъективна и относительна, объективных ошибок не существует, поэтому истинность субъективных образователь­ных продуктов rij, П2,... можно установить лишь внутри соответ­ствующих им систем знаний. Только внутренняя логика этих сис­тем может дать ответ по поводу истинности или ошибочности их отдельных элементов.

Сказанное не отрицает необходимости критического обсужде­ния образовательных продуктов учеников и их первичной проверки «на прочность». Обсуждение, спор, или защита учениками своих образовательных продуктов является основанием для развития и выращивания личностных систем знаний учеников, получаемых путем достраивания первично полученных ими образовательных продуктов до целостного системного вида. Выстраиваемых систем знаний оказывается, как правило, меньше, чем ученических про­дуктов. В результате обсуждения, обобщения и классификации некоторые внешне отличные друг от друга образовательные про­дукты, принадлежащие разным авторам, оказываются элементами одной системы.

Процессуальная основа эвристического обучения. Субъектив­ность получаемых учениками результатов служит предпосылкой выстраивания ими индивидуальных образовательных траекторий. Сходства и различия субъективных образовательных продуктов учеников естественны и необходимы, с одной стороны, для само­реализации индивидуального потенциала каждого ученика, с дру­гой — для последующего сопоставительного анализа и коллектив­ной работы по выявлению своеобразия примененных учениками познавательных способов и классификации коллективно получен­ных результатов.

Сравнение образовательных продуктов Пр П2,... готовит уче­ников к последующему восприятию соответствующих культурно-исторических аналогов (П^,,) — общепризнанных продуктов по­знания, полученных учеными и специалистами при исследовании тех же фундаментальных объектов, которые изучали ученики.


Следует заметить, что понятие культурно-исторического аналога — более широкое, чем понятие научного аналога, поскольку включает кроме научных и другие результаты познания — художе­ственные, социальные, религиозные, ремесленные и др.

Вести речь с учениками о многообразии культурно-историчес­ких продуктов познания одних и тех же объектов необходимо так же, как и о многообразии ученических образовательных продук­тов. В науке, искусстве, религии и других сферах человеческой деятельности не существует единственных знаний и толкований об одних и тех же реальных объектах и связанных с ними проблемах. В традиционных учебных курсах часто за истину выдается «пра­вильное» знание, которое при более тщательном рассмотрении оказывается не более чем одной из версий или теорий по данному вопросу. Ни одна наука не может развиваться без противоречий и различных подходов, теорий и идей о познаваемой, создаваемой и преобразуемой действительности. Параллельно с материалисти­ческим подходом развивается идеалистический, с логическим — образный, с практическим — теоретический. Например, с биб­лейским описанием происхождения мира существуют многочис­ленные космологические гипотезы и теории; одновременно с тео­рией цвета Ньютона существует теория цвета Гёте. Необходимо также учитывать границы применимости различных культурных аналогов, отражающие абсолютность и относительность знаний, принципы соответствия и дополнительности в науке.

Само образование детей — своеобразный аналог, прообраз «взрослой» профессиональной деятельности, поэтому включает в себя основные типы деятельности человека и многообразие их ре­зультатов. Ученики, создавая индивидуальные образовательные продукты познания одних и тех же объектов, моделируют на уров­не своего развития и образования аналогичные процессы «боль­шой» науки или иной сферы деятельности взрослых. Такой про­цесс является переходом к знакомству и сопоставительному усвое­нию учениками культурного многообразия общечеловеческих про­дуктов труда, поскольку дети осваивают «настоящие» способы дея­тельности, которые должны иметь не столько учебно-тренировоч­ную, сколько реально действенную роль в их жизни.

Таким образом, процессуальной основой эвристического обу­чения является такая последовательность педагогических дейст­вий, которая обеспечивает опережение внутреннего образователь­ного продукта учащегося перед внешней заданной программой об­разования, последняя остается в скрытом, непроявленном состоя­нии вплоть до получения необходимого ученического образова-


       
 
   
 


92 Глава III

Обозначения: Д, — деятельность ученика по личностному познанию ре­альной действительности — фундаментальных образовательных объектов (ФОО) и получению личного образовательного продукта (Плнч). Учитель — организатор деятельностей Др Д2, Д3; Д2 — деятельность ученика по сопо­ставлению личного образовательного продукта с культурно-историческими аналогами (КИА). Учитель вносит КИА; Д3 — деятельность ученика по созда­нию общего образовательного продукта (По6щ); Др^ — рефлексивная дея­тельность, осуществляемая учеником и учителем на всех этапах обучения, результаты которой входят в Побщ

тельного содержания (рис. 3). Внутренние потенции учащегося проявляются и раскрываются раньше, чем перед ним открываются соответствующие кладовые человеческого опыта. Предметом пер­вичной деятельности ученика выступает непосредственно позна­ваемая реальность, а не соответствующие системы человеческих знаний о ней. Ученик, познавая реальные фундаментальные обра­зовательные объекты (ФОО), получает личный образовательный продукт ), который сопоставляется с продуктами человечест­ва в данной области познания — культурно-историческими анало­гами (КИА). Лишь затем ученик обогащается «знанием всех бо­гатств», а ученический результат включается в общий образова­тельный продукт учащегося о6).

Педагог (фигура вверху) организует деятельности ученика по личностному познанию реальной действительности Д1? по сопо­ставлению личного образовательного продукта с культурно-исто-


Методологические основы эвристического обучения 93

рическими аналогами Д2, рефлексивную деятельность ученика Дрефл-' которую выполняет и сам на всех этапах обучения.

Первичность познания учеником реальности обеспечивает: во-первых, создание учеником собственного образовательного продук­та, который характеризует уровень его личного образовательного приращения, имеющего внутренний деятельностный источник; во-вторых, — индивидуальную образовательную траекторию уча­щегося, складывающуюся из его образовательных продуктов, со­поставленных с культурно-историческим пластом человеческого знания и включенных в него; в третьих — реализацию личностного образовательного потенциала учащегося через выявление и разви­тие его индивидуальных способностей, обеспечивших создание личного образовательного продукта.

§ 3. Образовательное пространство как эвристическая среда

Рассмотрев процессуально-деятельностные основы эвристичес­кого обучения, перейдем к моделированию условий их реализа­ции.

Что такое образовательная среда. В соответствии с выявленны­ми идеями отечественных философов главными элементами эврис­тического обучения выступают ученик как субъект (микрокосм), окружающая образовательная среда с включенными в нее объекта­ми (макрокосм) и система их взаимодействия как процесс образо­вания (вселения) ученика. Эта модель позволяет спроектировать целевую парадигму эвристического образования учащегося: расши­рение его внутреннего мира до внешнего, сопровождающееся про­дуктивной деятельностью.

Представим внешний мир в виде известных образовательных сфер (областей), и внутренний — также в виде расширяющихся со временем сфер: интеллектуальной, эмоционально-образной, культурно-исторической, социальной и других. Эти сферы тесно связаны, подвижны и образуют во взаимодействии то, что мы назвали образовательным пространством ученика. Заметим, что по­нятия «сфера», «траектория», «пространство» и т.п. используются нами отнюдь не в математическом смысле, а в качестве педагоги­ческих модельных представлений, помогающих визуализировать методологию эвристического обучения.

Процесс обучения происходит через деятельность учащегося, в которой проявляются его внутренние способности. «Полет мысли» или чувственные ощущения (слух, зрение и др.) увеличивают про­странство человека в процессе его обучения. Физическое зрение,



Глава HI


Методологические основы эвристического обучения



 


например, помогает человеку проникать всюду, куда он может попасть взглядом. Динамическая совокупность расширяющихся, взаимодействующих, взаимопересекающихся сфер — таков образ человека образовывающегося, постепенно заполняющего собой доступный его познанию мир.

Вселиться внутренним миром во внешний ученик может в соб­ственной деятельности, создавая творения, подобные окружаю­щим. Если весь внешний мир условно разделить на образователь­ные области, то смысловое познание и понимание их учеником происходит через создание и осознание им в себе соответствующих внутренних областей, т.е. через рефлексивную деятельность.

Познавая смыслы фундаментальных образовательных объектов, ученик осваивает внешнее образовательное пространство. Одно­временно происходит обратный процесс — внешнее пространство наделяется внутренней развивающейся сущностью ученика через создаваемые им образовательные продукты. Внутренний и внеш­ний мир ученика в ходе образования интегрируются и представля­ют собой одно многомерное пространство.

Помочь ученику проявить избирательность к учебному мате­риалу можно, задав содержание образования в форме структуриро­ванной образовательной среды. Например, в теории обучения М.Монтессори роль такой среды играют искусственно созданные средства обучения: вкладыши, рамки, наборы бусин и т.п.; в ди­дактической системе СТ. Шацкого такой средой выступал окру­жающий социум; для школы диалога культур — соответствующие образцы первоисточников и их смысловое отражение в диалоге.

Под образовательной средой мы будем понимать естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика.

Образовательное содержание учебного предмета в средовом подходе не передается ученикам напрямую, а выращивается у них в ходе учебной деятельности: при изучении образовательных объ­ектов, коллективной коммуникации, сопоставлении полученных результатов с культурно-историческими аналогами и т.д.

Согласно средовому подходу, содержание образования ученика трактуется как средство его собственного самопроявления (Борыт-ко, 2000; Левин, 2001). Способы конструирования содержания образования в этом случае отличаются от традиционных. Напри­мер, не требуется изначального задания полного объема планируе­мого содержания образования, поскольку предполагается, что каждый ученик конструирует и создает в результате деятельности


внутреннее содержание образования, отличающегося от внешне заданного.

Модели образовательных сред. Окружающая человека образова­тельная среда может быть представлена в виде сопряженных и жизненно важных для него сфер. Состав и строение этих сфер в различных образовательных концепциях различно.

В вальдорфской педагогике такими сферами, соответствую­щими человеческому телу, душе и духу, считаются физический мир, душевно-чувственный мир и мир духа. (Если быть более точным, Р. Штайнер опирается на следующее деление сфер чело­века: физическое тело; жизненное тело; астральное тело; Я, как зерно души; самодух, как преображенное астральное тело; жизне-дух, как преображенное жизненное тело; духочеловек, как преоб­раженное физическое тело1).

В философском учении русского космизма также говорится о сопряжении человека с многообразной окружающей Вселенной. Д.Л. Андреев подробно описывает многослойность Вселенной, на­личие в ней метакультур, связанных между собою общими метаис-торическими процессами. Структуру человека Д.Л. Андреев опре­деляет следующим образом. Человеческие монады — неделимые и бессмертные духовные единицы, высшие Я людей; мир, в котором пребывают человеческие монады, носит имя Ирольн. Задача мо­нады — творческий труд по просветлению Вселенной в низших ее мирах. Монада создает из материальности пятимерных про­странств шельт, а из материальности четырехмерных — астральное тело, объединяемые понятием душа. Именно шельт является тем «Я», которое странствует по низшим слоям. Для жизни в мирах трех и четырех измерений стихиаль Мать-Земля создает для мона­ды эфирное тело. После спуска в нижние миры начинается про­цесс восхождения2.

Многослойность и многосферность мира, с которым взаимо­действует школьник, признают не только представители духов­ной, но и материалистической педагогики. Так, Б.Т.Лихачев на­зывает три группы сфер, с которыми взаимодействует ученик: ноосферу (космическая, производственно-экономическая, эколо­гическая); социосферу — системы общественных отношений (про­изводственных, правовых, нравственных); психосферу (сфера разу­ма, рационального регулирования поведения; сфера подсознатель-

' См.: Штайнер Р. Теософия: Введение в сверхчувственное познание мира и назна­чение человека / Пер. с нем. Ереван, 1990. С. 44. ' См.: Андреев Д.Л. Роза Мира. Метафилософия истории. М., 1991. С. 50—51.




Глава III


Методологические основы эвристического обучения



 


ных, интуитивных механизмов мышления; сфера бессознательно­го, эмоционально-иррационального регулирования поведения, врожденных механизмов реагирования; сфера спонтанного прояв­ления заложенных природой сущностных сил, дарований, способ­ностей, механизмов приспособления к жизни). «Осмысление под­растающим поколением основ трех областей знания: ноосферы, социосферы и психосферы дает возможность гармонизировать его отношения с миром планеты Земля и космосом, с обществом и самим собой»1.

Таким образом, концепция образования как взаимодействия учащегося с окружающими его сферами, играющими роль среды, имеет отражение в различных педагогических моделях. Процесс такого взаимодействия представляет собой не что иное, как обра­зовательный процесс. Для его осуществления ученик должен вла­деть способами, адекватными сферам, с которыми он взаимодей­ствует. Эти способы взаимодействия играют роль языка, на кото­ром ученик «разговаривает» с окружающими его сферами.

Взаимодействие «учениксреда» включает в себя множество кана­лов, каждый из которых подразумевает определенный язык взаи­модействия.

Во-первых, это языки физических органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Каждый человеческий орган вырабатывает свой язык взаимодействия с миром: глаза взаимодей­ствуют с миром языком цвета и форм; уши — тоном, тембром, громкостью звука; кожа — твердостью и мягкостью, тепловыми ощущениями; познание происходит также с помощью языка дви­жений: мимики, жеста, танцев.

Во-вторых, это логические, коммуникативные и иные языки, ориентированные на мыслительные операции ученика; их чаще всего используют в школьной практике.

В-третьих, это языки сверхчувственного взаимодействия с миром, например эмпатия, интуиция, медитация, озарение, ин-сайт, которые позволяют осуществлять познание, минуя логичес­кие мыслительные операции.

В-четвертых, это язык общения ученика с самим собой, т.е. язык рефлексивного взаимодействия его внутренних сфер. Ученик способен познавать объекты не только внешнего, но и своего внут­реннего мира, который включает предметы его собственных мыс­лей и чувств (понятия, категории, образы) ясно отделяемые им от внешнего мира; их познание происходит с помощью рефлексивных

1 Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Уч. пос. для студ. пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., 1992. С. 323.


форм и методов деятельности. По мнению Г.П. Щедровицкого, именно рефлексия «снимает различие внешнего и внутреннего» (1997, с. 371).

Совокупность всех каналов связи «ученик — среда» вместе с соответствующими им языками относится к деятелъностному со­держанию эвристического образования. Цель эвристического обуче­ния заключается в том, чтобы помочь каждому ученику открыть каналы своего общения с миром, осознать их особенности, а также научиться различным языкам такого общения, необходи­мым для эвристической деятельности. Языки взаимодействия уче­ника с многообразными сферами познаваемого мира входят в со­держание эвристического образования.

Способ познания, как утверждал П.А. Флоренский, опреде­ляется не только познающим, но и познаваемым. Так, лежащий на дороге камень, текущая река или произнесенное слово содержат в себе свойства быть познанными с помощью любой из сфер внут­реннего мира ученика. Чтобы познаваемый объект был наблюдаем учеником, должны соблюдаться определенные условия: а) объект должен быть выделен учеником из окружающей среды; б) обозна­чен им в виде термина, понятия, рисунка, знака или иного сред­ства; в) между учеником и объектом должно быть установлено взаимодействие на основе одного из известных ученику способов.

Ученик способен познавать объекты не только внешнего, но и своего внутреннего мира, который включает предметы его собст­венных мыслей и чувств (понятия, категории, образы), ясно отде­ляемые им от внешнего мира; их познание происходит с помощью рефлексивных форм и методов эвристической деятельности.

Образовательные процессы, их емкость, интенсивность и про­дуктивность определяются тремя условиями: с одной стороны, изначальным личностным потенциалом, который у всех людей разный, с другой — спецификой внешней образовательной среды, с третьей — ситуациями взаимодействия человека со средой и с самим собой (рефлексия, самопознание).

Технология взаимодействия ученика с образовательной средой. В предельном случае под образовательной средой будем считать образовательную область. Традиционно под образовательной об­ластью понимается, как правило, некоторый объем информации, предназначенной для усвоения учениками и подкрепленный сфор­мированными умениями и навыками. С точки зрения эвристичес­кого обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена в его внутреннее личностное содержа­ние, если у него нет на то соответствующей готовности, заключа­ющейся в «оживлении» его внутренних образовательных процес-


7-501



Глава HI


Методологические основы эвристического обучения



 


сов. Невостребованная информация будет им «складирована» в пассивном отсеке образовательного багажа и развивающей роли не сыграет. И наоборот, отсутствие необходимой информации, ко­торая резонировала бы с реально происходящими внутренними процессами ученика, тормозит их движение.

Каким образом определить качество и количество информаци­онной среды, требуемой для развития естественных образователь­ных процессов ученика? Что еще, кроме информации, необходи­мо для такого типа образования? Анализируя условия реализации целей образования в пространстве культуры, В. Слободчиков вы­двигает задачу превращения в образовательную среду наличного для каждого места образования (класса, школы) социокультурно­го содержания, под которой он понимает все средства и содержа­ние образования (1997, с. 184).

На наш взгляд, на начальном этапе образовательного процесса никаких дополнительных источников информации, кроме естест­венного окружения ребенка, не требуется. Начальный внешний мир сам предлагает бесконечные возможности и условия для само­развития человека. Введение дополнительной информации в жизнь учащегося должно происходить на основе наблюдения и анализа педагогом различных ситуаций взаимодействия ребенка с внешним миром. Действия ученика, создаваемые им образова­тельные продукты способны сообщить видящему и вдумчивому педагогу сведения о необходимой ученику информации. Основная же задача учителя — не внесение в образовательную среду ученика все новых и новых компонентов, а организация свободного обра­зовательного взаимодействия с уже существующими и выделенны­ми для учебных целей объектами внешнего мира. Ученик сам, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и ре­зультаты осознания своей деятельности сможет изучать необходи­мые ему информационные блоки, развиваясь в процессе творчест­ва. Для организации такой деятельности учащемуся необходимы приемы, способы, технологии деятельности, которые могут быть усвоены им во взаимодействии с педагогом или с помощью задан­ных школой образовательных процессов1.

Необходимое условие творческого самовыражения учащегося — анализ им средств, с помощью которых он осуществляет свою деятельность. В исследовании Н.Г. Алексеева, проведенном в 60-х гг., показано, что эвристический подход наиболее всего соот-

1 См.: Хуторской А.В. Свободное развитие как пространство образования // Новые ценности образования: Культурные модели школ. Вып. 7. М., 1997.


ветствует анализу учеником средств решения им учебной задачи (1992, с.411). В процедуре такого анализа учитель не просто пере­дает учащимся некоторую сумму знаний, но побуждает их к дейст-вованию, в то же время общая линия деятельности в целом им все время контролируется.

В результате взаимодействия с образовательной средой ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания. Эти знания отличаются от первичной информационной среды, в которой происходила эта деятельность. Знания здесь сопряжены с информацией, но не отождествляются с ней. Основными отли­чиями знаниевого продукта учащегося являются усвоенные им спо­собы деятельности, понимание смысла изучаемой среды, самоопре­деление относительно нее и личное информационное и знаниевое приращение учащегося.

«Средовый» подход к эвристическому обучению является про­дуктивным, поскольку он ориентирован на создание учеником внутреннего образовательного продукта в форме приращения зна­ний, умений, способностей, способов деятельности, целей и ценностей. Кроме того, ученик создает внешние, отчужденные от него образовательные продукты: исследования, сочинения, по­делки, другие произведения, также имеющие свое содержание.

Средовый подход к конструированию содержания образования становится особенно актуальным сегодня в связи с развитием гло­бальных электронных сетей, образовательных Интернет-масси­вов, телекоммуникационных технологий. Открытость и открывае-мость окружающего мира ставит множество проблем научно-педа­гогического плана. Например, на каких принципах должен кон­струироваться современный учебник, если содержание образова­ния считать средой обучения?

§ 4. Индивидуальная образовательная траектория

Как обучать всех по-разному? Эвристическая образовательная деятельность осуществляется каждым учеником в соответствии с его индивидуальными особенностями. Учитель, желающий видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей: как одновременно обучать всех по-разному? В связи с этим возникает проблема: как органи­зовать образование учеников по их собственным, но разным траек­ториям? Наиболее успешно решает эту проблему тот педагог, ко­торый знает и владеет набором разных смыслов, форм и техноло­гий образования, т.е. опирается на концепцию, допускающую внутри себя многообразие образовательных траекторий учеников.



Глава III


Методологические основы эвристического обучения



 


От такого учителя требуется непрерывное переопределение своих действий и позиций, для него становится привычной ситуация образовательной неопределенности.

Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными спосо­бами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.

Первый способ — дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, диф­ференцируя изучаемый им материал по степени сложности, на­правленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу: «физики», «гуманитарии», «техники»; или: способные, средние, отстающие; уровни А, В, С.

Второй способ предполагает, что собственный путь образова­ния выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Другими словами, каждо­му ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.

Первый подход наиболее распространен в школах, второй — достаточно редок, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, а одно­временной разработки и реализации разных моделей обучения уче­ников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к лич­ностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.

На реализацию второго подхода в индивидуализации обучения ориентирована теория эвристического обучения, поскольку в ее основе лежит идея самореализации личностного потенциала каж­дого учащегося. Задача эвристического обучения состоит в обеспе­чении индивидуальной зоны творческого развития ученика. Вы­полняя эвристическую образовательную деятельность и опираясь на индивидуальные качества и способности, ученик выстраивает образовательный путь. Одновременность реализации персональ­ных моделей образования — одна из целей эвристического образо­вания, разработанная в нашем исследовании1.

Индивидуальная образовательная траектория — это персональ­ный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Под личностным потенциалом ученика здесь понимается сово­купность его способностей — оргдеятельностных, познаватель-

1 См.: Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр. 1996. № 6.


ных, творческих, коммуникативных и иных. Процесс выявле­ния, реализации и развития данных способностей уч







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 617. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия