Академия Платона и Аристотеля.
Платон – ученик Сократа. Основатель объективного идеализма. Все работы Платона написаны в форме диалогов или мифов, образов. Испытывал учения Сократа, пифагорейцев, Гераклита, Парменида, боролся против материалистического учения. Основная идея: Бог создал самые прекрасные идеи. Он расположил их в определенном согласии друг с другом. Получилась самая прекрасная в мире долина идей – эйдосов – Гиперурания. Далее уже другой персонаж – Демиург (творец) – стал творить мир по этим идеям. Из рассуждений Платона следует, что любому объекту в мире соответствует своя идея, и она представляет собой сущность этой вещи. Платон считал, что душа человека бессмертна. Нахождение в теле человека - мука для души. Душа, освободившись от тела, поднимается в Гиперуранию и созерцает при этом сущность мира. По Платону, душа каждого человека владеет сущностью мира. Объективный идеалист. Платон считал, что сущность мира познаваема. Он – противник агностицизма. /* В настоящий момент антропология рассматривает не столько человека, сколько весь его духовный горизонт. Считается, что духовный горизонт человека имеет свою структуру. Ее элементами являются феномены. Феноменология Гуссерля. */ Долина эйдосов Платона выглядит как духовный горизонт Бога, а каждая душа, видевшая его духовный горизонт, является его аналогом. Духовный горизонт человека аналогичен духовному горизонту Бога. Душа человека, после вселения в нового человека все забывает. Человек начинает вспоминать то, что видела душа, когда начинает учиться. В человеческом сознании два уровня: чувственное и рациональное. Чувственное познание – это первая его навигация (хождение под парусом). Рациональное – вторая навигация (на веслах) – более тяжелая. Миф о пещере. Люди видят и слышат только то, что они готовы услышать. В дальнейшем эти вопросы были подняты копенгагенской школой как методологические проблемы физики: - проблема физической реальности - проблема наблюдаемости параметров Платон первым дал определение материи – это строительные леса, из которых Демиург создал мир. В Гиперурании идеи Бога располагаются не как попало, а в определенном порядке. Связи самые разные – от прямых до коррелятивных. Связи между идеями – аналог всеобщей универсальной связи. По-видимому, это и аналог той цели, к которой должна стремиться наука в отражении этой связи. Платон – настоящее имя Аристокл. Богатый землевладелец. Три вида любви: - как физиологическое влечение “с первого взгляда” - при сохранении первого – влюбленная очарованность душой - при сохранении двух первых – жажда красоты и добра (эрос). Эти идеи были развиты религиозными русскими космистами Федоровым и Флоренским: Любовь – космическое творение. Из учения этих граждан следует, что люди влюбляются в собственные идеалы в другом человеке. Платон: “женщина должна быть красивой, умной и доброй”. Платон – автор многих работ по этике и устройству государства. Считал самым высшим уровнем правления аристократию, самым низшим – демократию . Карл Поппер “Открытое общество и его враги” - критикует работу Платона “Государство” как основание тоталитаризма. Аристотель. – сын придворного врача Македонии (Филиппа). Учитель Александра Македонского. Родился во Фракии, обучался в Афинах, в академии Платона. Философия Платона – образная, Аристотеля – понятийная. Аристотель – великий древнегреческий философ и ученый, создатель науки логики, основатель физики, психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Самый универсальный ум античности. В своём учении о материи и форме Аристотель пытается ответить на вопрос «почему существуют вещи?». Создатель и систематизатор целой системы категорий философии и вообще науки. Система эта держалась до Гегеля. Энгельс назвал по этому поводу Гегеля Аристотелем нового времени. По Аристотелю: Форма человека – его душа. По способу, в котором существует данный человек, можно судить о его душе. Материя мертва, но ей придает жизнь форма. Философские учения Аристотеля: - Физика - наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией. - «Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия. Причины бытия: 1) формальная («то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель)), 2) материальная (потому что материя составляет из себя всё, из чего состоит мир, не было бы материи, не было бы и мира), 3) движущая (мир находится в постоянном движении и должно существовать нечто, что производит это движение, например, Бог), 4) конечная (то, ради чего всё в мире осуществляется, ибо бесцельное не может быть осмысленным и гармоничным). Бытие: 1) неживого, 2) живого, 3) человека, 4) общества. 5)..?, 6) Бога, как единства всего бытия. Такое деление бытия – основания классификации движения по Энгельсу. Аристотель: вероятность – мера действительности в возможном, мера необходимости в случайном. Аристотель начал обсуждать качество, количество, меру. Мера – единство количества и качества. Нарушение меры обращает вещь в собственную противоположность (софисты). Аристотель критиковал теорию эйдосов (э. - это тот предмет, на который на самом деле направлена постигающая способность человека), однако сам колебался между материализмом и идеализмом.
|