Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Нелинейность роста научного знания





Представление о научных революциях, являющееся базовым для ря­да концепций, которые сформировались в философии науки XX в., стало неотъемлемой частью общего понимания процесса развития научного знания. Как и любая другая сфера культуры, наука со вре­менем направленно и необратимо изменяется, т. е. развивается. Эти изменения проявляются в таких аспектах, как рост объема науч­ных знаний, ветвления и сопряжения в классификации научных дис­циплин, постоянное усложнение теоретических конструкций и мо­делей и т. д.

К характерным особенностям динамики развития науки относит­ся своеобразная «аритмия», выражающаяся в регулярной смене эво­люционных фаз революционными. При этом наблюдается темпо­ральное ускорение в каждой последующей эволюционной фазе, т. е. ускорение постепенного («нормального», по терминологии Куна) роста науки.

Научная революция — это разрешение многогранного противоре­чия между старым и новым знанием в науке, сопровождающееся кардинальными изменениями в основаниях и содержании науки на определенном этапе ее развития. Она представляет собой сложный и многогранный феномен роста научного знания. Само же наличие двух фаз в развитии науки есть выражение принципиальной нели­нейности роста научного знания, так как в ходе научных революций происходит перерыв непрерывности, выражающийся в выборе одних стратегий и программ исследования и отбрасывании других.

Другой аспект нелинейности роста научного знания заключается в своеобразном движении науки вспять. То есть в процессе научной революции новые теоретические конструкты и схемы объяснения нередко формулируются на основе идей, которые были «забракова­ны», отброшены на предыдущих этапах развития науки. Таким не­обычным образом происходит возврат к некоторым пунктам истории науки. Так, создание механической картины мира сопровождалось борьбой двух научно-исследовательских программ — ньютоновской и картезианской. Ньютон строил механическую теорию на основе принципа дальнодействия, Декарт предложил альтернативный вари­ант механики на базе принципа близкодействия. В XVII-XVIII вв. победила программа Ньютона, однако в ходе научной революции конца XIX — начала XX в. идея близкодействия была возрождена в новом «звучании».

Сущностные основания регулярного воспроизводства такой фа­зы развития науки, как революция, следующие (при этом каждое по­следующее основание вытекает из предыдущего): + рост заметного числа фактов, для которых в существующей науч­ной картине мира не могут быть сгенерированы объяснительные схемы;

+ необходимость выработки новых теоретических представлений, которые позволят интегрировать новые эмпирические данные в систему всего комплекса научных знаний; + кардинальная перестройка картины мира;

+ философское обоснование новаций, включая их сопряжение с об­щекультурным фоном.

В ходе научных революций происходит качественное преобразо­вание фундаментальных оснований науки, замена старых теорий но­выми, существенное углубление научного понимания окружающего мира в виде становления новой научной картины мира, так как по­следняя содержит все базовые компоненты научного знания в обоб­щенной форме.

Можно выделить два фактора, способствовавшие укоренению представления о научных революциях в философии науки и в са­мой науке. Один из факторов был сгенерирован еще в XIX столетии в диалектических философских системах Г. В. Ф. Гегеля (объектив­но-идеалистический модус) и К. Маркса и Ф. Энгельса (материали­стический модус), в которых был сформулирован и обоснован прин­цип историчности субъекта. Как следствие, в этих доктринах все познавательные способности и возможности человека мыслятся ис­торически меняющимися. А значит, исторически изменчив научный разум и продукт его деятельности — научные знания, равно как и со­ответствующий разуму тип научной рациональности. Второй фак­тор сформировался в ходе собственного развития науки: к середине XX в. стал общепризнанным постулат об эволюции Вселенной, на определенном этапе эволюции и самоорганизации которой появи­лись жизнь и разум (антропный принцип). Отсюда вытекает тезис об их, т. е. жизни и разума, собственной эволюции в качестве одной из ветвей универсального эволюционного процесса.

Анализ истории науки позволяет выделить такие типы научных революций:

+ глобальная — революционный переворот в основаниях всей нау­ки, сопровождающийся переходом к новому типу научной рацио­нальности;

+ комплексная — радикальные изменения в ряде научных областей; + частная — кардинальный переход к новому пониманию предмет­ной области данной науки на основе создания новой фундамен­тальной теории;

+ научно-техническая — качественное преобразование производи­тельных сил общества, условий, характера и содержания труда на основе внедрения результатов научного познания во все сферы жизни человека.

Первая глобальная научная революция завершилась формиро­ванием науки как социального института в XVI-XVII вв. благода­ря исследованиям Г. Галилея, П. Гассенди, Р. Декарта, И. Ньютона и др., в ходе которых была создана первая фундаментальная естест­веннонаучная теория (в строгом смысле этого слова) — механика. Она стала ядром механической картины мира, в которой мироздание представлено как бесконечное число атомов, перемещающихся в про­странстве и времени по неизменным законам движения. Универсаль­ным средством материальных тел выступает тяготение (гравитация), которое проявляется в их взаимном притяжении. В механической картине мира пространство и время мыслятся как две сущности, не зависящие ни от материи, ни друг от друга. Взаимодействие тел, обладающих массой (что эквивалентно их материальности), рас­сматривалось с позиций принципа дальнодействия: взаимодействие передается на любое расстояние мгновенно без участия какого-либо материального агента в абсолютной пространственно-временной среде. Любое событие в этой картине мира жестко детерминировано, предопределено, свергается с «железной» необходимостью. Любая случайность исключена, она трактуется как недостаток знания, его ограниченность. В этом аспекте механическую картину мира харак­теризует «демон Лапласа» — гипотетический разум, способный обо­зревать весь мир, точно реконструировать прошлое и предсказывать будущее любого тела на основе знания его пространственных коор­динат в настоящий момент времени, равно как и всех сил, воздейст­вующих на него.

В механической картине мира природа предстает как монолит, внутри которого исчезает различие между живым и неживым, меха­ническим и телесным. Поэтому гипотетическое исчезновение живо­го и разумного — человека — ничего не изменило бы в мире. Такое представление о жизни и разуме стало возможным в результате ут­верждения в механической картине мира редукционизма — сведения всех многообразных явлений универсума к простым и неизменным частицам материи — атомам и законам их движения.

С этого момента и вплоть до 30-х гг. XX в. длился классический этап развития науки, прежде всего классического естествознания.

Вторая глобальная революция в науке проходила в ходе создания теории относительности и квантовой теории, которые послужили фундаментом квантово-релятивистской (квантово-полевой) карти­ны мира, характеризующей неклассический этап развития науки.

Первоначально теория относительности А. Эйнштейна создава­лась с целью разрешить трудности, возникшие в электромагнитной картине мира (недостаточность объяснения фотоэффекта, линейного спектра атомов, теплового излучения и т. д.). Эпохальные открытия на рубеже XIX-XX вв. стали основой неразрешимых противоречий между фундаментальными постулатами и представлениями элек­тромагнитной картины мира и новыми фактами и идеями, например М. Планка, высказанными по поводу этих фактов.


В этой картине мира нашли свое разрешение противоречия и па­радоксы первых двух научных картин мира, что стало возможным благодаря открытию нового уровня организации материального ми­ра — микромира. Квантово-полевые представления о материи поз­волили свести воедино противоположные свойства материальных объектов — непрерывность (волна) и прерывность (дискретность). Установление единства противоположностей в строении материи позволило отказаться от постулата о неизменности материи. Пере­ход квантового поля из одного состояния в другое сопровождается взаимопревращением частиц друг в друга, аннигиляцией одних час­тиц и порождением других.

Кардинально меняются представления о пространстве и времени, свойства которых определяются характером движения материаль­ных систем. Как следствие, в квантово-полевую картину мира вво­дится представление о едином пространственно-временном конти­нууме, окончательно утверждается относительность основных форм существования материи.

В новой картине мира существенно трансформируется понима­ние о закономерности и причинности, их вероятностной природе. Фундаментальными признаны статистические законы, частной фор­мой которых выступают динамические. Принципиально новым яв­ляется постулат о закономерной взаимосвязи свойств изучаемых объектов и наблюдателя, человека. Более того, утверждается фунда­ментальная согласованность основных законов и свойств Вселенной с существованием в ней жизни и разума.

Третья глобальная революция совершается в наши дни (началась приблизительно в 70-е гг. XX в.). Ее сущность связана с утверждени­ем в науке принципов развития, системности и самоорганизации, а также антропного принципа. На их основе формируется новая науч­ная картина мира — эволюционно-синергетическая. С началом этой революции наука вступила в новую стадию своего развития — постнеклассическую.

Одна из комплексных научных революций в науке связана с соз­данием квантовой теории, которая стала причиной радикальных из­менений не только в физике, но и в химии и геологии. Как следст­вие, возник целый ряд пограничных наук — квантовая химия, физи­ческая химия, геохимия и др.

Примером же частной научной революции может служить созда­ние генетической теории в биологии.

Таким образом, революции в науке представляют собой своеоб­разные «точки бифуркации» в процессе самоорганизации научного знания; а значит, характеризуются неопределенностью и непредска­зуемостью. Отсюда вытекает невозможность предсказания побе­ды одной из конкурирующих научных парадигм, научно-исследова­тельской программы, теории, подхода и т. п. Однако хаос научной революции — один из сущностных факторов, формирующих среду интенсивного научного поиска «заряженных» эвристической силой («сумасшедших», по определению Бора) идей, гипотез, теоретиче­ских конструктов, разработка, апробация и селекция которых позво­лит увидеть новые горизонты научного познания мира.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 731. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия