Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Наука в контексте современной иивилизаиии. Сциентизм и антисииентизм. Наука и паранаука





Развитие современной науки имеет ряд особенностей, которые на­прямую связаны с такими феноменами, как сциентизм, антисциен­тизм, паранаука, а также псевдо-, или «теневая», наука.

Как известно, идеал научности в процессе исторической эволю­ции изменялся — от математического к естественнонаучному и за­тем — к гуманитарно-научному. В свое время даже 3. Фрейд мыслил свою теорию психоанализа как глубоко естественнонаучную дисцип­лину, достижения которой со временем — по мере развития научно- технического прогресса — можно будет проверить естественно­научными же методами, но уже довольно давно наблюдается стойкая обратная тенденция.

Физик В. Паули обращается за научным вдохновением к ученику Фрейда психологу К. Юнгу и обнаруживает психические архетипы в астрономии Кеплера; физики В. Гейзенберг и А. Эйнштейн ищут основания знания в философии и художественной литературе. Даже отрицающий философский метод физик С. Вайнберг утверждает, что исследовать взаимодействие электронов, которые абсолютно одинаковы, совсем не то же, что изучать человеческое сообщество порой непредсказуемых индивидов. Существуют и концепции гума­нитарного реконструирования естественных наук, в соответствии с которыми естествознание следует ориентировать на пользу об­щества в моральном и общественном аспектах (Л. Толстой, Г. Мар- кузе).

Современный критерий научной истины оказывается размыт, и в определенной мере «повинен» в этом антифундаментализм, или деонтологизация науки, что, в свою очередь, связано с внутренней критикой естественнонаучного идеала и кризисом логического по­зитивизма.

«Антифундаменталистская тенденция просматривается в истол­ковании всех важнейших областей научного познания: матема­тического, естественнонаучного, гуманитарного. Она является выражением отхода от классических представлений. Объектив­но она ведет к понижению статуса обоснования как норматива научности»[85].

Хорошо известна «анархическая» эпистемология П. Фейерабен­да, который полагал, что ученый может выдвигать любые теории, иг­норируя критику, именно потому, что наука ничем не отличается от мифологии и религии, являясь, по сути, одной из форм идеологии.

Поиск современного критерия научности связывается с социо­культурной размерностью, или с необходимостью учета социально- культурных факторов, таких, например, как естественное право че­ловека, с допустимостью плюралистичности научных идеалов, с по­нятием истины как сплава эффективности и релевантности. Совре­менный философ Ю. Хабермас обосновывает критерий научности достижением соглашения компетентными исследователями из вне­временного научного сообщества (т. е. с учетом высокой роли преем­ственности). Особенно стала заметна такая тенденция, как стремле­ние к междисциплинарности.

В то время как сциентизм базируется на абсолютизации рацио­нально-теоретических компонентов знания, антисциентизм опира­ется на ключевую роль этических, правовых, культурных ценностей по отношению к идеалу научности. Следует отметить направление теории познания, имеющее долгую историю, в котором акцент дела­ется на роли собственно субъекта в познавательном процессе. Дан­ное направление во многом обосновало позиции антисциентизма. Здесь можно назвать таких мыслителей, как основатель феноменоло­гии Э. Гуссерль (1859-1938), представители баденской школы нео­кантианства В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936). Они подчеркивали, что какой бы рациональной доктрины не при­держивался ученый, ему все равно не удастся освободиться от своей изначальной субъективности и от влияния того контекста культуры, в котором он сформировался, поэтому гарантировать рациональное и безоценочное познание объекта субъектом просто невозможно.

Вклад в развитие антисциентистской доктрины внес также уче­ник Гуссерля немецкий философ М. Хайдеггер (1889-1976), отда­вавший приоритет «метафизическому способу мышления», созерца­нию, имманентно связанному с чувственностью.

Многие критики современной культуры склоняются к антисциен­тистской позиции, обращая внимание на феномен разрушения цело­стности комплекса научного знания и как следствие — отчуждение этого комплекса от человека. Ученый, занимающийся разработкой некоторой задачи, не несет ответственности за применение своих от­крытий на практике и подчас не задумывается о влиянии этого от­крытия на развитие общества в настоящем и будущем. Рабочий за станком не имеет цельного и ясного представления о технических принципах работы всего производственного комплекса на своем предприятии. Психологи и психотерапевты считают естественным отчуждать от человека его собственный опыт, чтобы категоризиро- вать и корректировать его в соответствии с разработанными ими нормативами и оценочными критериями. Рост технического прогрес­са зачастую обгоняет способность людей к обучению и успешному использованию технических новинок. Все эти факторы отчуждения научного и технического прогресса образуют базу для критического отношения к научно ориентированной парадигме.

Одним из логичных следствий антиномии «сциентизм — анти­сциентизм» оказывается обострение противостояния «традицион­ной» науки и так называемой «паранауки» (или псевдонауки). Пара- наука (от греч. para — около) и переводится как «околонаука» — обычно так говорят о знании, не являющемся научным, но маски­рующемся под него.

Анализируя феномен паранауки, необходимо отметить то высо­кое место, которое наука занимает в современном обществе и кото­рое, по сути, в некотором роде сакрально. Еще Ницше говорил о том, что смена идола религии на идол науки не приведет к истине и сво­боде.

«Сегодня наука — гигантский ареал власти, — утверждает один из современных философов К. Свасьян, — корпус догматов такой непрошибаемой твердости, по сравнению с которыми церковные догмы оставляют впечатление мягкости и эластичности»[86]. В самом деле, любой обыватель, казалось бы, не интересующийся наукой непосредственно, каждый день, открывая газету или заходя

в Интернет, сталкивается с массой информации, выстроенной в «кли­повой» манере по одному сюжету: «Ученые доказали, что.». Льви­ная доля такой информации доводит до сведения общества, как сле­дует питаться, отдыхать, дышать, думать и т. д., чтобы прожить как можно дольше и лучше. При этом, как правило, никогда не указы­вается, кто конкретно, на какой экспериментальной базе, по чьему заказу эти исследования проводил и где опубликовал отчет о них, никак не комментируются противоречия и нестыковки. С одной сто­роны, подобная идеологема действительно вносит элементы контроля в жизнь граждан, образуя их «повестку дня», заставляя размышлять над предложенными нормами и образцами поведения и самоинспек­тироваться на предмет соответствия, что в полной мере оправдывает критику Ницше, Фейерабенда и многих других антисциентистски настроенных мыслителей.

С другой стороны, эта же охотно распространяемая средствами массовой информации идеологема представляет обществу несколь­ко иной образ науки, не соответствующий науке истинной. Истин­ная наука ориентирована на самоограничение, далека от развлече­ний, критична, склонна к сомнениям, ее исследования не обещают революционных переворотов и не дают мгновенных рекомендаций для срочного претворения в жизнь. Подобная наука обладает струк­турой, не вписывающейся в дискурс общества потребления, не инкор­порируемой в структуру средств массовой коммуникации. Поэтому естественным образом на ее месте появляется некая паранаука, или псевдонаука, которая становится имманентной стратегией современ­ной идеологии. Она понятна потребителю — не обременяет необхо­димостью иметь хотя бы начальную базу знаний, уверенно обещает конкретные, достижимые результаты, в ряде дисциплин обращается напрямую к проблемам читателя, рассматривая их как автоном­ные от общих закономерностей, подменяя социальные, экономиче­ские и политические факторы индивидуальным. Например, в апреле 2007 г. газета «Деловой Петербург» опубликовала на своем сайте об­щую рецензию на рекомендательную литературу в области бизнес- теорий. Последовательное выполнение изложенных в них рекомен­даций, по мнению редактора, ничего у читателя не вызывает, кроме фрустрации, потому что все они базируются на теории возвышения личности над объективными обстоятельствами, что в конечном сче­те не способствует адекватной оценке себя и действительности.

Необходимо также отдельно отметить роль вненаучного знания. К вненаучному знанию обычно относят литературу, религию и ис­кусство. Когда мы начинаем рефлексировать над тем, как идеал на­учности соотносится с истиной, является ли истина корреспонди­рующей (когда утверждение соответствует положению вещей), или она является соглашением профессионалов, или возможностью но­вого проблемного горизонта, мы обнаруживаем, что наука не облада­ет монополией на истину как некой своей априорной привилегией. Речь идет не о противопоставлении научного и вненаучного знания, а о взаимном дополнении. Профессор СПбГУ Р. А. Зобов отмечает, что все выдающиеся ученые всегда и во все времена проявляли жи­вой интерес к таким формам вненаучного знания, как искусство, ли­тература и т. д., но делалось это интуитивно, в то время как филосо­фия науки дает рациональное объяснение этому феномену. Можно привести еще такой пример. Нобелевский лауреат, физик С. Вайн- берг обращает внимание на заметную роль эстетического фактора в современной физике. Когда ученый размышляет, браться ли ему за разработку очередной теории, его выбор во многом определяется красотой физических формул, потому что оценить, насколько вер­ной окажется теория, сразу невозможно, и для того чтобы решиться потратить на нее, возможно, десятилетия своей творческой жизни, необходимо проникнуться эстетикой изложения, дающей отклик на эмоциональном уровне[87].

Несмотря на включенность элементов вненаучного знания в кон­текст культуры, данное знание сложно анализировать, оставаясь в структуре научных категорий: заключения об истинности или лож­ности какого-либо положения зачастую выносятся на нерефлексив­ном эмоциональном уровне, затруднена возможность логического оформления, а также образования форм обеспечения преемствен­ности такого знания. Иногда новое знание оказывается в положе­нии вненаучного из-за того, что находится за пределами действую­щей научной парадигмы (философия истории Дж. Вико, творившего в XVIII в., идея гелиоцентрической системы мира Аристарха Самос- ского (III в. до н. э.)).


Уже упомянутый нами Эдмунд Гуссерль писал, что конституи­рующим для европейской цивилизации являетя рациональный тип мышления, берущий начало в античной Греции и заключающийся в том, что человек от удивления перед объектом исследования перехо­дит к очищенному от непосредственной, сиюминутной заинтересо­ванности наблюдению, вследствие чего рождается теория. Мы не можем находиться в плену иллюзий, т. е. полагать, что возможно безоценочное, внесубъектное знание, но надо понимать и то, что отказ от рационального мышления ведет к острому кризису современной цивилизации. Способность к рациональному научному мышлению — фундаментальная ценность, на основе которой возможны рефлексия над научным идеалом и интеграция социогуманитарного и научно- технического знания.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 295. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия