Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эволюция научной картины мира и ее исторические формы





Понятие «научной картины мира» — одно из фундаментальных поня­тий философии науки. Подобное сочетание слов говорит само за себя. Очевидно, что речь идет о некоторой форме мировоззрения (карти­на мира), характер которого определяется преимущественно науч­ным познанием (научная). И действительно, согласно определению, «научная картина мира... — это синтетическое, систематизирован­ное и целостное представление о природе на данном этапе развития научного познания» [101] .

Таким образом, уточняется, что та форма мировоззрения, кото­рой является научная картина мира, во-первых, имеет исторический, или эволюционный, характер, а во-вторых, обладает синтезирующей, или обобщающей, направленностью.

Эволюционность научной картины мира соответствует эволюци­онному характеру научного знания как такового, которое кумуля­тивно и динамично не случайным образом, но по своей сути. Дина­мика научного познания, или так называемый научный прогресс, задается ни чем иным, как устремленностью к возрастанию очевид­ности и наглядности собственных законов природы, и лежит в самом основании новоевропейской науки, исходные методические прин­ципы которого были сформулированы еще в конце XVI-XVII вв.

Ф. Бэконом и Р. Декартом. Даже название бэконовского сочине­ния — «О достоинстве и приумножении наук» — закономерно, тем более — его содержание, в котором он ясно дает понять, что челове­ческому познанию все открыто, и единственным препятствием на пу­ти его абсолютного совершенства является краткость жизни[102]. Отсю­да выражение: «То, что сегодня кажется нелепым, завтра окажется действительным» и ему подобные. Закономерным следствием дина­мичности научного познания является так называемая парадигмаль- ность понятия научной картины мира, где под «парадигмой» следу­ет понимать совокупность научных воззрений, свойственных той или иной исторической эпохе.

Интегративность научной картины мира состоит в том, что она является центром собирания, систематизации и согласования дан­ных отдельных наук с целью создания целостного образа мира. Следует учитывать, что научная картина мира принципиальным об­разом возвышается над неполными образами мироздания отдельных дисциплин и предполагает высшую форму научного обобщения. При этом зависимость отдельных наук и научной картины мира взаимо- обратна. С одной стороны, научная картина мира — это совокуп­ность результатов научного познания отдельных областей исследо­вания, с другой стороны, она служит предпосылкой дальнейшего развития познания и его истинности.

Вышесказанным определяется еще одна характерная черта поня­тия «научной картины мира» — ее эвристичность. В. С. Степин об­ращает внимание на следующий факт:

«Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, не­жели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики»[103].

Таким образом, между действительным миром и картиной дейст­вительности, «написанной» наукой, существует неустранимый за­зор, который и провоцирует бесконечное стремление научного по­знания к дальнейшему движению, к все новым и новым открытиям.

Научная картина мира есть сугубо новоевропейский феномен. И хотя до Бэкона и Декарта уже не только существовало понятие «науки», но и была сформирована некая совокупность естественно­научных воззрений, а также был сделан ряд чисто научных откры­тий, все же до начала Нового времени говорить о научной картине мира неверно и даже бессмысленно.

Согласно античному миропониманию, благодаря которому эту эпоху принято называть космоцентризмом, все сущее представляет собой единый и неделимый космос, т. е. такой гармоничный порядок бытия, в котором всякому сущему принадлежит свое собственное место и уготована своя судьба. Все имеет свое предназначение, и со­стоит оно в реализации собственной «природы», т. е. того содержа­ния, которое заключено в том или ином сущем от самого его рождения. Соответственно, познать то или иное явление либо вещь и означало познать его природу, или причину, почему эта вещь такова, а не иная.

Средневековый способ мировосприятия также был далек от по­нимания мира как научной картины. Сотворенный всеблагим и все­могущим Творцом мир понимался как иерархически упорядоченное строение, восходящее и стремящееся к совершенству Бога, но никог­да его не достигающее. В этом мире, как и в античном, нет места зри­телю, который бы мог обозревать мир, как картину, но все существа в нем вовлечены в единый процесс самосовершенствования с це­лью спасения. Подобный способ мироистолкования, основанный на истине христианских догматов, принято называть теоцентризмом (от слова theos — Бог, который действительно выступает средоточи­ем всех явлений и событий в мире). Логично было бы предположить, что и способ познания также определяется личностью Творца. И вер­но: познание сущего ничего не говорит о самом этом сущем, но есть слово о его Создателе. И в этом смысле «ученый» был прежде всего знатоком священных текстов, поскольку любому явлению действи­тельности он мог найти объяснение, исходя из истины божественно­го откровения.

Познание впервые становится свободным, т. е. самоудостоверяю­щим истинность бытия всего сущего, в Новое время, а именно в связи с философским учением Декарта. Заслуга последнего состоит в том, что он, сформулировав понятие «Мыслящего Я», придал зарож­дающейся новоевропейской науке методологическое обоснование. Декарт обнаружил, что, освободившись от прежних религиозных авторитетов, выступавших критерием истинности бытия всего суще­го, познание утратило всякие критерии собственной достоверности.

В результате возникла необходимость найти такой критерий. Под­вергнув все источники познания методологическому сомнению, в ре­зультате чего не уцелели ни математическая наука, ни воспитание, ни опыт, Декарт обнаружил, что единственной достоверностью, не подверженной процедуре сомнения, является само мыслящее (в том числе и сомневающееся) сознание, Ego Cogito. Именно оно, это «Мыс­лящее Я», заняло отныне исходную позицию в познании, определив в существовании представляемое ясно и отчетливо и лишив бытия то, что представлялось неясным и невразумительным. В результате мыслящее сознание начертало себе образ мироздания, который мож­но в собственном смысле назвать «научной картиной мира».

Античные и средневековые способы объяснения физических яв­лений, с точки зрения собственно научного знания, кажутся наивны­ми и надуманными (смешна аристотелевская «теория левитации», нелогичен план творения бытия из ничего и т. д.). Напротив, мир со­временной физики кажется просто физическим миром, самой при­родой, который исследователь познает естественными чувствами, здравым смыслом и опять-таки «естественным разумом». Однако следует помнить, что «новая философия» и связанные с ней экспери­ментальная и математическая физика казались в свое время скорее «модернистской выдумкой», не считающейся ни с нормами мыш­ления, ни с простыми очевидностями повседневного опыта. Для средневекового человека астрономические открытия Коперника ка­зались столь же нелепыми, как в наши дни геоцентрическая система устройства Вселенной. А в ответ на рассуждения Галилея о движе­нии тел в пустоте современники неизменно вопрошали: где в приро­де существует пустота, о которой он говорит? И причина подобного непонимания вовсе не в косности и догматизме предшествующего знания, но прежде всего в различии исходных способов миропо­нимания. Античная Вселенная представляет собой плоскую Землю и полусферу неподвижных звезд не потому, что греки не имели теле­скопа, чтобы «увидеть истину своими глазами» (даже когда теле­скоп уже был изобретен, большинство ученых считало этот прибор искажающим зрение, ибо увиденное противоречило непреложной истине божественного Слова), но потому, что исключительно в зем­ном существовании, осиянный светом неподвижных звезд, человек обретал свою судьбу и чувствовал себя дома.

Следует твердо уяснить себе, что характер научного познания той или иной эпохи не является конституирующим для нее, но, напротив, научное познание производно от общего характера ми­ровосприятия, свойственного той или иной эпохе, так называемой «фундаментальной метафизической позиции» (если использовать вы­ражение М. Хайдеггера). Лишь в Новое время (начиная с XVII сто­летия) наука приобрела статус конституирующего, т. е. основопо­лагающего, элемента мировоззрения. Всем временам свойственны воззрения на мир, определенного рода миропонимание, однако на­учный характер, согласно которому наука служит основанием и оп­ределенностью истолкования мира, той призмой, сквозь которую преломляется свет истины и является глазам современников, это мировосприятие приобретает лишь на новоевропейской почве.

Первый этап развития научной картины мира соответствует «эта­пу додисциплинарной науки» (В. С. Степин) и представляет собой механистический образ мироздания. В соответствии с ним реаль­ность подчинена причинно-следственной связи, и любой природный процесс может быть описан и изучен подобно механизму, каждая де­таль которого выполняет ту или иную вполне определенную функ­цию. Научная картина мира данного периода, который еще называ­ют «классическим», имеет в своем основании открытия Коперника, Галилея и Ньютона.

В дальнейшем под воздействием первых теорий термодинамики механистическая картина мира лишилась своего основания и была поколеблена. Выяснилось, что жидкости и газы невозможно пред­ставить в качестве механических систем. Более того, сложилось убеждение, что случайные процессы в термодинамике имеют не внешний характер: они имманентны, т. е. внутренне присущи систе­ме. Таким образом, оказалось невозможным ожидать направленного развития системы, которая в каждый момент времени не является однозначно детерминированной. Исследователю оставалось лишь фиксировать вероятности того или иного события. Возникшая в кон­це XIX — начале XX в. новая картина мира получила название веро­ятностной, соответствующей «неклассической» ступени развития науки.


В свою очередь, образ вероятностной картины мира был рассеян новыми открытиями в области синергетики (Г. Хакен, И. Приго- жин) — теорией самоорганизации, исходной установкой которой яв­ляется то, что в любой данный момент времени будущее остается неопределенным, поскольку является самопроизвольным. Смысло- образующими понятиями синергетики являются «самоорганизация», «нелинейность», «открытые системы», «стихийно-спонтанный струк- турогенез», которые неоднозначно указывают на то, что в новой кар­тине мира царят становление и многовариантность.

К ключевым понятиям современной научной картины мира отно­сится также понятие «информации», которое впервые получило обоб­щающий характер в связи с работами Н. Винера, предложившего «информационное видение» кибернетики как науки об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах, а затем в рам­ках «информационной теории управления», развиваемой школой Б. Н. Петрова. Развитие молекулярной генетики выявило всеобщ­ность принципов записи генетической информации в молекулах ДНК при историческом развитии органического мира. Было выявлено, что информация служит основной формой обобщения и передачи знания как такового. Таким образом, постепенно область применения понятия «информация», изначально принадлежащего области кибер­нетики, было расширено до объективной характеристики материаль­ных систем и их взаимодействия. В результате «понятие информа­ции стало общенаучным понятием, то есть общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общена­учное средство исследования, заложив основание информационной картины мира» [104] .







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 256. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия