Студопедия — Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии социально- гуманитарного познания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии социально- гуманитарного познания






Характеристика того или иного типа познания определяется сово­купностью определений объекта познавательной деятельности, ко­торому должно соответствовать искомое знание, и метода (путей достижения субъектом этого знания). Уже характеристика самого объекта задает частично, но не полностью, определенность метода. Конечно, человеческая деятельность есть нечто отличное от происхо­дящего в природе. Вопрос состоит в том, различаются ли они сущно- стно или только привходящими характеристиками. Если верно первое, то должны быть установлены принципиально иные, чем в объясне­нии природы, законы, объясняющие человеческую деятельность; если верно второе, то в естественнонаучном и социально-гуманитарном познании даже при различии предметов может иметь место сходство характеристик знания, которое мы хотим получить и, соответствен­но, методов достижения этого знания.

В этом вопросе важно следующее: поскольку методы естествен­ных наук (математические и физические методы) сформировались раньше, чем методы социально-гуманитарного познания, то именно они чаще всего и без сомнения в справедливости и возможности этого действия используются в качестве образца в науках, направленных на изучение человеческой деятельности. Однако раннее по времени не всегда значит первое по существу дела. У социально-гуманитарного познания есть собственные необходимые законы и специфические методы. И можно отметить, что эти методы могут не просто сосуще­ствовать в тех или иных сферах познания с методами естественных наук, но и задавать образец. Это можно пояснить следующими приме­рами. Во-первых, и в современном естествознании мы часто изучаем синтетические продукты человеческой деятельности; в этом случае очень важно не просто относиться к ним как к совершенному анало­гу природного объекта, а учитывать ту принципиальную разницу, которую внесла человеческая деятельность (например, разницу меж­ду природными и синтезированными лекарственными средствами). Во-вторых, в современных теориях, объясняющих познавательное проблемы квантовой механики, существует представление о том, что «никакое квантовое явление (phenomenon) не может рассматривать­ся таковым, пока оно не является наблюдаемым (регистрируемым) явлением»[145]. То есть до тех пор, пока оно не оказывается элементом человеческой деятельности.

Итак, осознание того, что социально-гуманитарное познание спе­цифично, что оно есть поиск специфического знания о предмете, приходит не сразу. Для этого должно оформиться представление о су­щественном, принципиальном отличии человеческой деятельности (деятельности разумного существа, способного ставить цели и вы­бирать средства для их реализации) от происходящего в природе. Только после этого можно говорить об особенностях методологии социально-гуманитарного познания. Для этого необходимо иметь следующие взаимосвязанные предпосылки.

1. Представление об автономии человеческого разума, его незави­симости от мира природы. Разумная деятельность подчиняется иным, нежели природные, законам; это значит, что эти законы ни даны Высшим Разумом, координирующим существование природного мира и человека и потому синхронизирующим эти два порядка законов, ни могут быть взяты из природы. Эти специфические законы человеческий разум дает себе сам и по­тому не подчиняется им, но уважает их.

2. Представление о том, что законы, которые человеческий разум дает себе сам, не могут быть открыты и установлены раз и на­всегда, потому что человек не есть самотождественная (всег­да себе равная) вещь. Это, в свою очередь, связано в двумя обстоятельствами. Во-первых, человек — существо конечное, т. е. исторически определенное, и потому может иметь место различие в исторически определенном функционировании этих законов. Во-вторых, человек — существо универсальное,

т. е. социальное, и потому эти законы не индивидуальны и «субъективны», но социальны; т. е. это законы совместной человеческой деятельности, законы взаимодействия, и потому мы можем понимать себя, свою деятельность только в своем отношении к другому, и наоборот. Из этих предпосылок возникновения социально-гуманитарного познания как специфического типа познавательной деятельности, предпосылок, которые безусловно возникают только в определен­ном социально-историческом контексте, становится понятен необ­ходимый характер отношений субъекта (того, кто познает) и объекта (того, что познается). Человек познает самого себя через свое отно­шение к другому и другого (другую человеческую деятельность) — через его отношение к себе. В этом контексте может быть понятно высказывание известного отечественного философа М. М. Бахтина, определяющего особенности гуманитарных наук:

«В гуманитарных науках точность — преодоление чуждости чу­жого без превращения его в чисто свое»[146].

Соответственно, если в научном исследовании предполагается возможность чистого различия, проведения строгих границ между субъектом и объектом, а не наоборот — их взаимосвязь и взаимоза­висимость, — то это исследование не относится к типу социально-гу­манитарного познания.

Теперь мы должны определить особенности путей (методов) со­циально-гуманитарного познания. Эти особенности связаны с теми сущностными определениями, которые отличают человеческую дея­тельность от происходящего в природе. Коротко остановимся на ос­новных особенностях, отметив при этом, что мы, конечно, не говорим здесь о конкретных методических процедурах, используемых в соци­ально-гуманитарных науках. Речь идет о том, чтобы отметить те общие положения, которые могут объяснить принадлежность тех или иных способов исследования к типу социально-гуманитарного познания.

1. В социально-гуманитарном исследовании не может не при­ниматься во внимание историческая определенность человеческой деятельности как существенная для исследователя. Искомое зна­ние должно подчеркивать эту определенность и, соответственно, останавливаться скорее на описании особенностей, чем на подве­дении под общий закон. Эту специфику социально-гуманитарного познания подчеркивают представители баденской школы неокантиан­ства Г. Риккерт (1863-1936) и В. Виндельбанд (1870-1876). Вот что пишет Риккерт в своей работе «Науки о природе и науки о культуре»:

«Виндельбанд "номотетическому" методу естествознания. про­тивопоставляет "идеографический" метод истории, как направ­ленный на изображение единичного и особенного. "Действи­тельность становится природой, если рассматривать ее с точки зрения общего, она становится историей, если рассматривать ее с точки зрения индивидуального". Точно таким же образом я сам пытался, с целью получения двух чисто логических понятий при­роды и истории. формулировать логическую основную проблему классификации наук по их методам, и в этом смысле я противо­поставляю генерализирующему методу естествознания индиви­дуализирующий метод истории»[147].

2. Известно уже ставшее классическим высказывание немецкого историка культуры и философа В. Дильтея (1833-1911): «Природу мы объясняем, душевную жизнь мы понимаем». Было бы неверно понимать противопоставление понимания и объяснения как проти­вопоставление непосредственности восприятия (вживания во внут­ренний опыт) и опосредования общезначимым объяснением. И в од­ном, и в другом случае речь ведь идет о науках. «Понимание» должно относиться к восприятию целостной жизни и в этом смысле должно рассматриваться как объяснение конкретно-историческое и телео­логическое, принимающее во внимание цели и мотивы, а собствен­но «объяснение» как метод познания природы концентрируется на установлении закономерных причинных связей. Что принципиаль­но у самого В. Дильтея в отношении характеристики понимания, так это «основополагающий опыт общности», который является необхо­димой предпосылкой социально-гуманитарного познания:

«Все понятое несет на себе как бы печать знакомого из такой общности. Мы живем в этой атмосфере, она постоянно окружает нас. Мы погружены в нее. Мы повсюду у себя дома в обществен­ном и историческом мире, мы понимаем смысл и значение всего, мы вплетены в эти общности»[148].

Однако при этом может и должна иметь место историческая дистанция между понимающим и тем жизнепроявлением, которое должно быть понятно. Преодоление этой дистанции, достижение по­нимания в «развитой», «научной» форме — задача герменевтики. Получаемое в результате знание — «не наивная понятность непо­средственной коммуникации, но артикулированное, знание общно­сти, обеспечивающей возможность осознанного общения»[149].

3. Проблематичность методологии гуманитарных наук связана с тем, что необходимо преодолевать не только крайности объекти­визма, но и крайности субъективизма. По меткому выражению из­вестного современного социолога П. Бурдье, необходимо преодолеть «дуалистическое видение, признающее либо только прозрачные для самосознания акты, либо вещи, детерминированные извне»[150]. Пробле­ма этого преодоления ранее была уже обозначена фразой Бахтина (преодолеть чуждость чуждого, не делая его своим). В этом контексте могут быть поняты две методологические особенности. Во-первых, методология социально-гуманитарного познания характеризуется необходимостью постоянного соотнесения условий формирования объекта с условиями его воспроизведения в качестве предмета позна­ния в познавательной ситуации. Во-вторых, в социально-гуманитар­ном познании знание может достигаться путем отнесения к ценности, но при этом должна существовать свобода от оценочных суждений (так считает, например, Макс Вебер). Ценность при этом со времен неокантианства понимается как нечто общезначимое, а оценочное суждение — как утверждающее мировоззренческий приоритет по­знающего субъекта.

Для описания особенностей метода социально-гуманитарного по­знания существует слово, которое постепенно завоевывает себе за­конное место в языке науки. Это слово — диалог. Диалог — значит, «субъект» и «объект» равноправны, но взаимосвязаны, и их взаимо­связь — в событии, в понимающей деятельности.

«Нет ни первого, ни последнего слова и нет границ диалогиче­скому контексту... Даже прошлые, то есть рожденные в диалоге прошлых веков, смыслы никогда не могут быть стабильными (раз и навсегда завершенными, конечными) — они всегда будут ме­няться (обновляясь) в процессе последующего, будущего развития диалога. В любой момент развития диалога существуют огром­ные, неограниченные массы забытых смыслов, но в определенные моменты дальнейшего развития диалога, по ходу его они снова вспомнятся и оживут в обновленном... виде. Нет ничего абсо­лютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрож­дения»[151].

В заключение, возвращаясь к вопросу о том, какая методология должна задавать образец исследований — естественнонаучная или социально-гуманитарная, — хотелось бы отметить, что в современном мире признается возможность и необходимость диалогических от­ношений не только человека с человеком, но и человека с природой.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 224. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия