Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Специфика социально- гуманитарного познания





Познание представляет собой один из видов деятельности человека как разумного существа. Как и всякая деятельность, познание пред­полагает возможность определения субъекта и объекта. Если понять разум как способность ставить цели, направляющие волю, и выби­рать средства их достижения, то познание должно пониматься как стремление к определенной цели — знанию, которое должно соот­ветствовать объекту. При этом очевидно, что необходимо предполо­жить различные типы познания, поскольку могут различаться: + объекты познавательной деятельности, которым должно соответ­ствовать искомое знание (определенность предмета); + пути достижения субъектом этого знания (определенность метода).

Указанные взаимосвязанные пункты всякий раз необходимо оп­ределять для того, чтобы иметь возможность осмысленно говорить о том или ином реально существующем виде познания, в том числе о той или иной реально существующей науке.

В самом общем виде социально-гуманитарное познание предпо­лагает достижение знания о законах действия людей как разумных существ, о тех законах, которые они устанавливают себе сами как ра­зумные существа, т. е. о законах свободы.

Когда ставится вопрос о специфике социально-гуманитарного типа познания, то имеется в виду возможность выделить черты, отличаю­щие его от другого или других типов познания (по преимуществу от естествознания). Возможность такого определения типических черт не исключает того, что в реальной научной практике наблюдается их совмещение, взаимное дополнение, что позволяет говорить о единст­ве научного знания. В разные исторические периоды существования наук возможны следующие ситуации:

+ черты одного типа признаются более значительными, чем черты другого для достижения общих целей познания (например, в Но­вое время образцом научности вообще считается естественнона­учное и математическое познание); + происходит подчеркнутое выделение (до противопоставления иному) специфических черт какого-либо вида познания, что свя­зано с формированием соответствующих наук (например, станов­ление социогуманитарного знания в качестве отдельной области исследований в XIX в.); + совмещаются принципы и методы различных видов познания; это совмещение не только оказывается предметом специального ин­тереса методологии научного познания, но и наблюдается в ре­альной исследовательской деятельности.

Можно сказать, что современный тип научной рациональности в его неклассической и постнеклассической формах (см. определения в главе 2, раздел 2.3) связан с признанием характеристик социаль­но-гуманитарного познания в качестве не только самостоятельных, но и определяющих более или менее полно отдельные виды соци­альных и гуманитарных наук. Эти характеристики начинают высту­пать в качестве образцов научной рациональности в целом. Такое возрастание значения этого вида познания связано, во-первых, с раз­витием социальных и гуманитарных наук и, соответственно, c разра­боткой и обоснованием собственных принципов и методов; во- вторых, с признанием значения этих принципов и универсальности методов в различных областях наук, традиционно противопостав­ляющих себя корпусу социально-гуманитарного знания; и, в-треть­их, с острым осознанием необходимой ответственности ученого за результаты непосредственно научной деятельности. Эта ответствен­ность возможна при условии осмысления собственной социальной и исторической укорененности, т. е. при осмыслении необходимости дополнения своей позитивной научной деятельности (направленно­сти на собственный предмет) критическим взглядом на самого себя как на объект социально-гуманитарного познания.

Теперь необходимо подробнее рассмотреть типические черты со­циально-гуманитарного познания.

В данном разделе будет рассмотрена первая характеристика со­циально-гуманитарного познания, а именно определение его объ­екта. Этот объект — человеческая деятельность, ее формы и резуль­таты.

Одним из первых мыслителей, определивших человеческую дея­тельность в качестве предмета науки, т. е. поставивший задачу обна­ружения законов человеческой деятельности, был итальянский мыс­литель Джамбаттиста Вико (1668-1744), выдвинувший основания «новой науки» о мире, который был создан людьми:

«В этой густой ночной тьме, покрывающей первую, наиболее уда­ленную от нас Древность, появляется вечный, незаходящий свет, свет той Истины, которую нельзя подвергнуть какому бы то ни было сомнению, а именно, что первый Мир Гражданственности был, несомненно, сделан людьми. Поэтому соответствующие ос­нования могут быть найдены (так как они должны быть найде­ны) в модификациях нашего собственного человеческого ума. Всякого, кто об этом подумает, должно удивить, как все Филосо­фы совершенно серьезно пытались изучать Науку о Мире При­роды, который был сделан Богом и который поэтому он один мо­жет познать, и пренебрегали размышлением о Мире Наций, т. е. о Мире Гражданственности, который был сделан людьми и Наука о котором поэтому может быть доступна людям»[128]. Одну из наиболее отчетливых формулировок специфики объек­та социально-гуманитарного познания (в форме противопостав­ления предмета «наук о природе» и «наук о культуре») можно найти в трудах представителя баденской школы неокантианства Г. Рик- керта (1863-1936):

«Природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противопо­ложностью природе в этом смысле является культура как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообраз­но оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности»[129].

В связи с этим определением можно отметить, что естествозна­ние, как и всякая наука вообще, относится она к объектам природы или к так называемым культурным феноменам, представляя собой деятельность сотрудничающих ученых, действующих сообразно по­ставленным ими целям, подлежит возможному прояснению в качест­ве предмета «наук о культуре». Необходимо подчеркнуть, что в оп­ределении человеческой деятельности в качестве предмета социаль­но-гуманитарного познания существенны оба понятия. Во-первых, недопустимо абстрагироваться от того, что человек есть сознатель­ное существо и, соответственно, не учитывать, что его деятельность является целесообразной и ориентированной на ценности. Если, на­пример, конкретным объектом внимания ученого выступает общест­во, то оно, по словам немецкого философа и социолога Г. Зиммеля (1858-1918), рассматривается как «единство, которое реализуется только своими собственными элементами, ибо они сознательны»[130]. Соответственно, задача исследователя состоит в том, чтобы опреде­лить, «какие предпосылки должны действовать для того, чтобы от­дельные конкретные процессы в индивидуальном сознании были ре­альными процессами социализации; какие из содержащихся в них элементов делают возможным в качестве результата, абстрактно вы­ражаясь, производство из индивидов общественного сознания»[131].

Во-вторых, что не менее существенно и, без сомнения, связано с первым элементом определения, недопустимо рассматривать фор­мы и результаты человеческой деятельности в их самостоятельном существовании, в отрыве от самой этой деятельности, т. е. натурали­стически, а не конкретно исторически. Пример такого искаженного понимания предмета исследования приводит современный философ М. К. Мамардашвили (1930-1990) в статье «Превращенные формы»: «Такова, например, капитализированная стоимость в системе бур­жуазной экономики, обнаруживающая "способность" к самовоз­растанию. Это — типичный случай иррациональной превращен­ной формы, когда вещь наделяется свойствами общественных отношений и эти свойства выступают вне связи с человеческой деятельностью, то есть вполне натуралистически»[132].


Задача гуманитарных наук при этом как раз и может состоять в том, чтобы восстановить и проследить как действительность этих отношений, так и закономерность появления превращенных продук­тов этих отношений.

Кроме того, специфика объекта социально-гуманитарного позна­ния заключается в том, что он не может быть понят безотносительно к субъекту познания. Этой характеристике можно дать несколько пояснений. Во-первых, можно сказать, что и в качестве субъекта, и в качестве объекта выступает человеческая деятельность (только в разных смыслах); во-вторых, можно привести в пример невозмож­ность «чистого» эксперимента и необходимость «включенного на­блюдения» в социально-гуманитарных науках, подтверждая в пер­вом случае зависимость объекта от средств и условий наблюдения, а во втором — необходимость преодоления различия дистанций для достижения знания об объекте. Можно, правда, отметить, что и совре­менное естествознание допускает возможность подобного понима­ния объекта исследования, констатируя определенную зависимость эффектов наблюдения от его средств и возможностей. Для социально- гуманитарного знания нужно понять именно необходимость (а не только лишь допустимость) такого отношения к объекту, причем именно эта необходимость и должна обеспечить определенность это­го вида познания. Вот что пишет об этом познавательном взаимодей­ствии известный современный философ М. М. Бахтин (1895-1975):

«Точные науки — это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъ­ект — познающий (созерцающий) и говорящий (высказываю­щийся). Ему противостоит только безгласая вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изу­чаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъек­том, стать безгласым, следовательно, познание его может быть только диалогическим»[133].

Итак, недостаточно понимать эту «относительность» как зависи­мость объекта от субъекта (от его положения, средств и условий по­знания) или как некоторое «удвоение» субъекта (субъект познающий и субъект, действующий как часть объекта познания). Во-первых, эта зависимость должна быть понята как взаимная и необходимая.

Во-вторых, если нечто (человек действующий) противостоит как объект, то он уже не есть субъект; в социально-гуманитарном позна­нии ставится задача преодоления самой объективации (отстранения, противопоставления, потери). Почему это необходимо и как это воз­можно, будет рассмотрено в разделе о специфике субъектно-объект- ных отношений и особенностях методологии в социально-гумани­тарном познании.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 203. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия