Студопедия — Проблема соотношения человека и общества в контексте современной науки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема соотношения человека и общества в контексте современной науки






Соотношение человека и общества приобретает особую актуальность в настоящее время во всех странах, особенно в России. Историче­ский опыт однозначно свидетельствует о том, что во все времена от­сутствие гармонии человека и общества приводит к социальным по­трясениям (экстремизм, терроризм, революции, войны, перестройки и пр.). И неудивительно, что в таких условиях проблема человека неизменно выходит на передний план.

В наши дни нетрудно убедиться, что управлять развитием обще­ства без знания человека практически невозможно. Действительно, на всех уровнях социума, включая правительство и элитарные груп­пы, люди понимают сложность сложившейся ситуации, когда вели­колепно просчитанные реформы неизменно терпят крах, как только они доходят до человека. Это всех заставляет задуматься над вопро­сом: а что же представляет собой человек?

При этом следует обратить внимание на то, что за последние де­сятилетия резко изменился характер науки, которая переходит от классического варианта, сформировавшегося в XVII в., к фазе пост- неклассической науки. Здесь открываются новые возможности для понимания человека и общества и выявления специфических осо­бенностей их взаимодействия.

Как известно, классическая наука все сводила к субъектно-объ- ектным отношениям, где объект рассматривался как нечто объектив­ное и от него не зависящее. Это же относилось и к законам, форму­лируемым средствами науки. И неудивительно, что многочисленные попытки истолкования человека и общества в контексте таких пози­тивистских представлений не оправдывали надежд, хотя и были по­лучены некоторые позитивные результаты (Д. С. Милль, Г. Спенсер, О. Конт и др.). Связано это прежде всего с тем, что все попытки включить человека в структуру научного знания категорически от­вергались, ибо не укладывались в рамки традиционных рационали­стических представлений.

Что же касается постнеклассической науки, то она органично включает в свою структуру как субъект-объектные, так и субъект- субъектные отношения. Здесь любой объект воспринимается чело­веком как нечто родственное ему, т. е. как субъект, что позволяет вы­явить и в человеке, и в обществе особенности, которые были недо­ступны в рамках классической науки. И здесь наиболее значимыми оказываются такие черты человека и общества, как гармоничное со­четание, социальное здоровье, менталитет (ментальность), толерант­ность, уровень приобщенности к полноценной духовной культуре, самореализация и пр. При этом особую значимость приобретает со­четание материальных и духовных компонентов.

На необходимость такого сочетания указывали представители русской философии, в частности, русского космизма. Н. А. Бердяев справедливо подчеркивал, что человек представляет собой фокус, в котором сходятся все слои бытия. П. А. Флоренский определял человека как «конспект бытия». На этом фоне марксизм представля­ется как философия, выросшая из рационализма и игнорирующая ряд духовных факторов, которые не вписываются в прокрустово ло­же рационалистических схем.

Следует обратить внимание на то, в современном техногенном (капиталистическом, индустриальном) обществе востребован преж­де всего средний человек (человек одномерный — Г. Маркузе, чело­век-масса — Х. Ортега-и-Гассет и др.). Такой человек хорошо вписы­вается в структуру промышленного производства, но ориентируется преимущественно на получение материальных благ (деньги, престиж­ные вещи и т. п.). При этом он отказывается от приобщения к полно­ценной духовной культуре, самореализации и творчества. А это есть путь к деградации, а для общества — к тоталитаризму, что представ­ляет реальную угрозу для социума. Современная наука прекрасно просчитывает такие тенденции и их пагубные последствия для об­щества и человека. Но, к сожалению, правительства и элитарные группы продолжают их игнорировать.

Социальная синергетика как наука ХХ столетия, работающая с от­крытыми сверхсложными системами, в ходе анализа самооргани­зационных процессов также фиксирует сложности в понимании человека и общества и трудности прогнозирования результатов их взаимодействия («точки бифуркации», появление неконтролируе­мых глобальных последствий, возникающих под влиянием незначи­тельных импульсов, и пр.).

Что касается творческого человека, ориентированного изначаль­но на метапотребности (приобщение к культуре, самореализацию и т. п.), то в техногенном обществе он оказывается невостребован­ным, что служит источником значительной напряженности в социу­ме. Многие исследователи (Э. Фромм, А. Маслоу, К. Г. Юнг и др.) считают, что импульсы, идущие от креативной личности, могут вы­зывать негативные последствия для общества, особенно находяще­гося в переходной стадии развития. Нам представляется, что следует различать понятия креативности и творчества. Креативность есть понятие психологическое, означающее способность человека порож­дать нечто новое, которое, однако, может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. Творчество же всегда предполагает ориента­цию нового на этические нормы. И на формирование человека имен­но с такой ориентацией общество должно обращать сейчас особое внимание, ибо в противном случае нас ждет довольно мрачное буду­щее. Легко видеть, что на современно этапе развития общества роль творческой личности возрастает. Это связано с тем, что перед социу­мом возникает большое количество вызовов как со стороны природы, так и со стороны других цивилизаций. Ответы на такие вызовы тре­буют нестандартных решений, которые могут быть даны только твор­ческими личностями.

К сожалению, о большинстве современных людей можно сказать, что они «односторонние», ибо, как уже говорилось, именно они оказываются наиболее востребованными техногенным обществом. И такая односторонность проявляется во все возрастающих масшта­бах. Наука только констатирует это явление, но пока не в состоянии дать ему объяснения. Однако на всех уровнях развития общества люди всегда испытывали ностальгию именно по многосторонней личности, сформировавшейся в античной Греции.

Анализ исторического материала убедительно показывает, что именно многосторонняя личность, в которой так нуждается совре­менное общество, формируется в процессе приобщения человека к полноценной культуре, как к материальной, так и особенно к ду­ховной. И процесс этот должен отслеживаться государством.

Известно, что духовная культура представляет собой целостное образование, частями (компонентами) которой выступают наука, ре­лигия, искусство, философия и т. д. Приобщение к одному из этих компонентов (или к нескольким) обрекает человека на односторон­ность. И действительно, в наши дни мы можем наблюдать, что приоб­щенность, скажем к религии, делает из него фундаменталиста и фа­натика, к науке — сциентиста и т. д. Включенность же одновременно во все компоненты осуществляется через механизм целостности, ко­торый не укладывается в контекст традиционных научных представ­лений.

Но приобщенность к культуре как целому порождает важнейшее свойство человеческой личности, которое еще в античном мире по­лучило название «чувства меры» и которое уже в те далекие времена считалось величайшим даром богов. Такое чувство меры трудно поддается рациональному объяснению. Человек высокой культуры часто даже и не подозревает о наличии у него этого чувства. Однако он интуитивно не сделает лишнего шага и обязательно признает на­личие и правомерность иных позиций, точек зрения и т. п., которые либо лежат за границами его компетентности, либо с которыми он по тем или иным причинам не может согласиться. В наше время наиболее острые ситуации возникают в тех точках, где сталкиваются наиболее удаленные друг от друга компоненты духовной культуры. Особенно четко это проявляется в диалоге науки и религии. И наи­более продвинутые и многосторонние личности прекрасно понима­ли и понимают, что замыкаться в какой-либо одной сфере опасно и бесперспективно. И не случайно Папа Римский Иоанн Павел II вынужден был публично признать, что современное христианство обязано считаться с достижениями науки. И многие выдающиеся ученые (А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, В. И. Вернадский и многие дру­гие) признавали и признают необходимость диалога между наукой и религией. Выясняется также, что такой диалог значительно расши­ряет горизонты сознания человека.

Разумеется, взаимоотношения человека и современного техно­генного общества крайне сложны и многоплановы, а зачастую и про­тиворечивы. В контекст такого взаимодействия включаются как рациональные, так и иррациональные (интуитивные, образно-эмо­циональные и пр.) параметры. Понятно, что оптимальным вариан­том будет гармоничное включение человека в социум, что определя­ет его хорошее, комфортное самочувствие в нем. И любой человек всегда стремится к такому состоянию, которое в современной социо­логии получило название «социальное здоровье». Соответственно общество, в котором оно реализуется, называют «здоровое общество».

Общество, особенно общество современное, представляет собой сложную целостную развивающуюся систему. И человек, чтобы стать полноценным членом такой системы, должен обладать набором спе­цифических свойств, которые он приобретает с самого раннего воз­раста в процессах включения в самые разнообразные социальные структуры и социум как целое. Среди каналов, способствующих такому включению, обычно называют такие, как семья, система об­разования, воспитания, культура с набором составляющих ее компо­нентов и т. д.

Ситуация осложняется тем, что процесс включения человека в од­ни социальные структуры проходит через контроль сознания (наука, политика, система образования, производство и т. д.), а в другие (приобщение к социуму как целому, искусство, тайные общества, ре­лигиозные концепции и пр.) — не проходит. В результате у человека формируются качества, противоречащие или даже взаимно исклю­чающие друг друга, что, как показывают психологические исследо­вания, может приводить к интенсивной деградации личности. Дей­ствительно, в нашей стране в периоды брежневщины и хрущевщины к людям часто предъявлялись требования, взаимно исключающие друг друга. Скажем, с одной стороны утверждались высокие идеалы (моральный кодекс строителя коммунизма и пр.), а с другой реальная жизнь требовала диаметрально противоположного. Понятно, что в этих условиях ни о каком социальном здоровье не могло быть и речи.

Многие факторы свидетельствуют о том, что современное инду­стриальное общество создает не слишком благоприятные условия для реализации высокого уровня социального здоровья его членов. Понятно, что для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек дол­жен обладать приличным физическим и психическим здоровьем. Однако мы вынуждены констатировать, что как в России, так и в за­падных странах таких людей не слишком много и число их с течени­ем времени неуклонно сокращается.

Следует также иметь в виду, что физическое и психическое здо­ровье служат только предпосылками для формирования социального здоровья. Это условия необходимые, но не достаточные. Нетрудно видеть, что человек будет комфортно себя чувствовать в обществе в том случае, если он органично включается в его структуры и полу­чает возможность на высоком уровне удовлетворять свои матери­альные и духовные (самореализация, приобщение к полноценной культуре и пр.) потребности.

Техногенное же общество ориентирует людей на достижение высокого уровня удовлетворения исключительно материальных по­требностей (высокие заработки, предпринимательство, приобрете­ние престижных вещей и т. п.). В гуманитарных науках (психология, социология, история и др.) убедительно показано, что это тупико­вый путь развития. Естественные же науки (физика, биология и пр.) ориентируют общество на развитие техники и, соответственно, на материальные факторы, что открывает широкие возможности для виртуализации общества, манипулирования человеческим сознани­ем и т. д. Многие исследователи считают, что современная постне- классическая наука должна снять это противоречие путем переори­ентации как естественных, так и гуманитарных наук и тем самым стимулировать развитие человека и общества и гармонизировать процессы взаимодействия между ними.

Взаимоотношения человека и общества значительно осложняют­ся еще и тем, что в современном социуме декларируется свобода включения человека в самые разнообразные социальные структуры и в то же время создается масса ограничений для такого включения. Разумеется, для развития современного общества требуется так на зываемое жесткое включение большого количества людей в такие структуры, как армия, производственные объединения и т. п. Такое принудительное включение имело место на всех уровнях историче­ского развития, начиная с первобытного строя. Известно, что в фео­дальном обществе такая включенность человека в те или иные струк­туры юридически была закреплена актом его рождения.

В современном индустриальном обществе теоретически допуска­ется свободный выбор включения в те или иные структуры. Такое включение называется мягким. Однако в действительности воз­можности такого выбора значительно ограничиваются. В самом де­ле, на каждом шагу создаются барьеры для включения в элитарные группы разного рода, в систему образования в виде сокращения сфе­ры бесплатного образования и пр., в творческие коллективы и т. д.

Определенные группы часто принуждают своих членов включаться в те или иные социальные структуры с целью отстаивания в них их интересов. Этот вариант получил название «номенклатура», и он в измененном варианте существует и в наши дни. Не следует также забывать, что мягкое включение в те или иные структуры часто представляет опасность для человека (мафиозно-криминальные группы, экстремистские образования, тоталитарные секты и т. п.).

Ситуация складывается таким образом, что современное инду­стриальное общество, к сожалению, развивается за счет человека. В этих условиях большие надежды возлагаются на информационное (постиндустриальное) общество, в которое наиболее развитые про­мышленные государства надеются войти в ближайшие десятилетия. Предполагается, что в этом обществе социальный статус человека будет определяться доступом к информации, а в производстве будет задействовано не более 10% населения. Остальные же получат свобо­ду и найдут себе применение в сфере услуг, где смогут в гораздо большей степени реализовать свои задатки и способности (А. Кас- тельс, Э. Тоффлер и др.).

Однако на Западе в последнее десятилетие уже возникают извест­ные сомнения по поводу информационного общества. Уже приводят­ся серьезные аргументы в пользу того, что ожидаемое постиндустри­альное общество будет просто качественно новым этапом в развитии нашего техногенного общества и человек в нем может оказаться в еще более сложной ситуации.

Следует, однако, отметить, что изменение характера науки и типа рациональности значительно расширяет возможности использова­ния разнообразных каналов связи человека и общества, среди кото­рых наиболее значимым на современном этапе развития общества является этика. Ориентация на этические принципы ведет к консо­лидации общества и облегчает включение человека в контекст куль­туры, в самые разнообразные ее компоненты (наука, религия, искус­ство и пр.). Понятно, что этот процесс гораздо легче прослеживается в социальном и гуманитарном познании.

Итак, можно констатировать, что современная постнекласси- ческая наука значительно расширяет горизонты человеческого соз­нания. Переходя от субъектно-объектных отношений к субъект- субъектным, она признает факт существования вненаучного знания (интуитивного, образно-эмоционального и пр.), которое становится компонентом всех объектов действительности. Естественно, это от­носится и к таким сверхсложным системам, как человек и общество.

Отсюда становится понятным, почему все попытки интерпретации соотношения человека и общества в рамках традиционных пред­ставлений классической науки, начиная с О. Конта и заканчивая марксизмом, оказались в конечном счете безуспешными. И человек, и общество в действительности несравненно богаче и не укладыва­ются в рамки классических схем.

В наши дни проблема соотношения человека и общества подни­мается на более высокий уровень рассмотрения. Все в большей мере акцент смещается на человека творческого, многостороннего, соци­ально здорового, ориентированного на самореализацию, на приоб­щение к полноценной духовной культуре, т. е. в результате — на ду­ховные ценности. В этом контексте все многочисленные попытки включить его в структуры, ориентированные на достижение исклю­чительно материального благополучия, в итоге неизбежно приводят к разочарованию и отвергаются. И общество, в котором востребо­ванным оказывается средний, односторонний человек, преследую­щий достижение преимущественно материальных целей, справедли­во считается больным (Э. Фромм и др.). В этих условиях главной задачей становится формирование человека, способного более или менее адекватно оценивать ситуации, в которые он оказывается включенным.

Отношение человека к природе, обществу и другим людям как к субъектам кардинальным образом меняет ситуацию. Противопо­ставление субъекта и объекта здесь отступает на задний план, а на пе­редний выходят гармония, этические ориентации, толерантность и пр.

Учет различных сторон взаимодействия человека и общества поз­воляет понять природу человека, выделить аспекты, которые можно анализировать в рамках науки, и те, которые требуют использования вненаучных представлений. Потенциальные возможности человека оказываются гораздо более многообразными, чем это предполага­лось до сих пор. Учет таких особенностей личности и их использова­ние открывает широкие возможности для гармонического развития и общества, и человека. Самореализация позволяет человеку рас­крыть свои внутренние потенции, которые затем могут быть исполь­зованы для развития общества и преобразования природы на благо человека. Поэтому общество должно делать все возможное, чтобы стимулировать процесс самореализации входящих в него людей.


Таким образом, процесс нормального развития общества осущест­вляется под влиянием внешних воздействий, исходящих от природы, других цивилизаций и внутренних импульсов, формирующихся в про­цессе самореализации человека. Абсолютизация или неучет тех или других негативно сказываются на развитии социума.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 223. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия