Студопедия — Научное познание и художественное творчество
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Научное познание и художественное творчество






Со времен Гёте и Гумбольдта натурфилософия сочетала достижения естествознания с мощным потенциалом мировой культуры. Попыт­ки осмыслить природу присущи многим художественным произве­дениям. «Истинные поэты всех народов, всех веков были глубокими мыслителями, были философами», — писал поэт начала XIX в. Д. Веневитинов. Сила художественного слова заключена в способ­ности формировать у людей определенные этические ориентиры не средствами дидактики, а благодаря божественной искре таланта. Какой силой предчувствия сегодняшних проблем, которые мы назы­ваем экологическими, наполнено стихотворение А. Ахматовой!

Пространство выгнулось и пошатнулось время, Дух скорости ногой ступил на темя Великих гор и повернул поток.

Отравленным в земле прозябло семя, И знали все, что наступает срок.

Гёте не признавал ньютоновского мировоззрения в те дни, когда оно казалось бесспорным; математические методы, сами числа он считал ненужными при изучении природы. Позже В. И. Вернадский признает за ним правоту, потому что Гёте в своем «донкихотстве» лучше многих видел, что аналитический прием разделения явлений всегда ведет к неполному и неверному представлению, так как в дей­ствительности «природа» есть организованное целое. «Главным моим побуждением всегда было стремление обнять явления внешне­го мира в их общей связи, природу как целое, движимое и оживляе­мое внутренними силами», — писал друг Гёте, великий естествоис­пытатель А. Гумбольдт.

Способностью охватывать духовный и материальный мир как це­лое обладает художественное творчество, которое может обогатить научный поиск. Нередко в наш век точного знания, как полагал В. И. Вернадский, мы смотрим с излишней небрежностью на худо­жественное творчество в научном искании и в научной литературе. Мы забываем, что это творчество не только является элементом, по­могающим открывать научную истину, но что оно само по себе пред­ставляет великую ценность.

Достоевский как философ пророчески предвидел парадоксаль­ную зависимость между техническими достижениями и нравствен­ным онемением. Говоря о грядущих гигантских результатах науки и техники в деле преобразования и покорения природы, он писал в «Дневнике писателя. 1876 год» о том, что люди вдруг могут по­чувствовать себя осыпанными счастьем, зарытыми в материальных благах; они будут летать по воздуху; говядины хватит по три фунта на человека — словом, ешь, пей и наслаждайся. Казалось, человече­ство с восторгом должно было бы ожидать будущего, в котором нет материальных лишений.

«"Вот, — закричали бы все филантропы, — теперь, когда человек обеспечен, вот теперь только он проявит себя! <...> Теперь, те­перь только настала высшая жизнь!" <...> Но вряд ли, — пишет далее Достоевский, — и на одно поколение людей хватило бы этих восторгов! Люди вдруг увидели бы, что жизни уже более нет у них, нет свободы духа, нет воли и личности, что кто-то у них украл все разом, что исчез человеческий лик и настал скотский образ раба, образ скотины, с тою разницею, что скотина не знает, что она скотина, а человек узнал бы, что он стал скотиной. И за­гнило бы человечество; люди покрылись бы язвами и стали ку­сать языки свои в муках, увидя, что жизнь у них взята за хлеб, за "камни, обращенные в хлебы"».

И сегодня мы можем сказать, что цена обращения с помощью науки «камней» природы в «хлебы» цивилизации оказывается слиш­ком высокой. Плоды технического прогресса не только не способ­ствуют совершенствованию человека, но, напротив, понижают его духовную высоту.


В начале XIX в. И. В. Киреевский видел причину европейского кризиса в утрате духовной цельности:

«Промышленность управляет миром без веры и поэзии. Она в на­ше время соединяет и разделяет людей, она определяет отечество, она обозначает сословия, она лежит в основании государствен­ных устройств, она движет нравы, дает направление наукам, ей поклоняются, ей строят храмы, она действительное божество, в ко­торое верят нелицемерно и которому повинуются»[124]. Так в самом начале пути технического прогресса были поставле­ны вопросы, которые особенно волнуют нас сейчас, — о значении и смысле промышленности, науки и прогресса. Чтобы выйти из замк­нутого эгоистического круга, наука должна преобразиться и вклю­чить в свою методологию такие далекие пока от нее категории, как совесть, милосердие, любовь. Наука, которая могла бы работать в на­правлении не мнимого, а подлинного прогресса, — это наука, кото­рая опирается не только на естествознание, но и на высшую челове­ческую мудрость, на все области гуманитарного знания.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 200. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия