Студопедия — Вселенная как «экологическая ниша» человечества. Антропный принцип и идея целесообразности в космологии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вселенная как «экологическая ниша» человечества. Антропный принцип и идея целесообразности в космологии






С давних времен люди задумывались над тем, что во Вселенной суще­ствует определенный порядок, Замысел. Они находили объяснение как своему локальному, так и глобальному окружению: почва созда­на для того, чтобы на ней росли пригодные для еды растения, небес­ные тела — для навигации, ветры и волны — для получения энергии и т. д. Веками складывалось впечатление, что мир и его богатства приспособлены специально для удовлетворения человеческих нужд.

Древними греками Вселенная рассматривалась как организм, составные части которого были приспособлены для выгоды цело­го. Такой взгляд был основан на аналогии между природным миром и человеческим обществом. Этот же принцип аналогии сохранялся в эпоху Возрождения, лишь парадигма в нем сменилась с органиче­ской на механическую. Сегодня нам очевидно, что природа имеет не­законченный и изменчивый характер, и этим наш мир отличается от «механических часов» эпохи Возрождения. Недоделанные часы не работают, исследование роли времени в природе приводит нас к от­казу от аргументов Замысла, основанных на вездесущей гармонии и совершенстве. Скептическое отношение к аргументам Замысла высказывали известные мыслители Нового времени. Г. Галилей по­лагал, что люди слишком заносятся, если предполагают, что забота о них есть постоянная работа Бога, что люди — цель, за пределы ко­торой божественный разум и власть не распространяются. Р. Декарт считал: так как мы не можем сомневаться, что существуют или суще­ствовали бесконечно большие количества вещей, хотя они и прекра­тили сейчас существовать, они никогда не замечались и не понима­лись людьми и никогда не были полезны для них. И все же Декарт полностью не отрицал преднамеренного Замысла, но заявлял, что опознать его — выше нашего понимания. Известный физик М. Мопер- тьюи вслед за Г. Лейбницем полагал, что наряду с нашим «наилучшим из возможных миров» существуют и другие миры. Его подход к объ­яснению мира был основан на поиске общих регулятивных принци­пов и физических законов, обусловленных принципом наименьшего действия. Согласно Мопертьюи, следует искать объяснение Замысла в фундаментальных законах Космоса, в тех уникальных принципах порядка, которые лежат в основе целого.

Одна из самых интересных черт мира — это возможность того, что Замысел (порядок) может развиваться не благодаря вмешатель­ству Творца, а спонтанно. Это открытие было сделано новой нау­кой — синергетикой. Предметом синергетики являются механизмы самоорганизации, т. е. механизмы самопроизвольного возникнове­ния, относительно устойчивого существования и саморазрушения макроскопических упорядоченных структур, имеющих место в сис­темах такого рода. Синергетика показала, что мир не должен более представляется своеобразным музеем, а являет собой последова­тельность деструктивных и креативных процессов. Известно, что на протяжении многих веков шел процесс отчуждения человека от при­роды, от Вселенной, от своей собственной сущности, ибо классиче­ская наука требовала как можно больше объективности. Древний со­юз человека и природы был разрушен. Со времен Н. Коперника мы не живем больше в центре Универсума, со времен Ч. Дарвина чело­век не отделен больше от животного, и со времен З. Фрейда созна­ние рассматривается всего лишь как часть скрытой от нас реально­сти. Ощущая себя частью природы, человек потерял свой облик, превосходство, специфику своего взаимоотношения с ней. Однако в синергетике роль человека меняется: с позиции абстрактного на­блюдателя он переходит на позицию составной части самооргани­зующегося Универсума. Синергетика показала, что природу нельзя описывать «извне», с позиции зрителя. Описание природы есть живой диалог, коммуникация, свидетельствующая о том, что мы по­гружены в реальный физический мир. В ходе исследований наблю­датель узнает о существовании неустойчивых систем и других яв­лений, связанных с внутренней случайностью и необратимостью. По необратимости и энтропии наблюдатель неизбежно переходит к диссипативным структурам в очень неравновесных системах, что позволяет ему понять ориентированную во времени деятельность самого себя как наблюдателя. Теперь наблюдатель видит себя как неотъемлемую часть того мира, который он описывает. Таким об­разом, для того чтобы макроскопический мир был миром обитае­мым, в котором живут наблюдатели, Вселенная должна находиться в сильно неравновесном состоянии[115].

Но одиноко ли человечество во Вселенной? Многие ученые (И. С. Шкловский, Ф. Дайсон, М. Харт и др.) считают вероятность развития существ с технологической возможностью межзвездного обмена крайне малой (10-10). Российские ученые Л. С. Марочник и Л. М. Мухин обратили внимание на своеобразные условия, суще­ствующие в узкой кольцевой области Галактики, в которой заклю­чена галактическая орбита Солнечной системы. Эту зону, где скла­дываются особые условия для образования звезд в Галактике, они назвали коротационной. Предполагается, что именно в таких зонах и возникает жизнь земного типа. Очень может быть, что мы — един­ственные разумные существа, живущие сейчас в нашей Галактике, а возможно, и во всей Вселенной. К. Саган и В. Ньюман, рассмотрев данную проблему, пришли к такому выводу: если бы высокий разум существовал и обладал технологией межзвездного общения, то он достиг бы уже Солнечной системы и был зафиксирован приборами, но этого нет. Когда-нибудь Вселенная придет в своей эволюции к то­му, что возникнут условия, несовместимые с жизнью разумных су­ществ, такие как невыносимая жара, холод, радиация и т. п. В этом случае технологически развитая цивилизация вынуждена будет соз­давать роботов (зонды Ньюмана), способных существовать в экстре­мальных ситуациях, сохранять и развивать генетический материал разумных существ и ценности, накопленные цивилизацией.

В иерархии структурных уровней материи человек занимает оп­ределенное место. Но само существование человека обусловлено процессами, сделавшими возможным появление органической жиз­ни. Эти процессы обусловлены определенными формами и состоя­ниями материи, а они, возможно, типичны только для тех областей Вселенной, где существуют жизнь и разум. В конце 70-х гг. ХХ в. по­добные рассуждения получили название антропного принципа. Сам термин был введен в 1977 г. английским астрофизиком Б. Картером в его речи на Международном симпозиуме, посвященном 500-й го­довщине со дня рождения Н. Коперника. Антропный принцип был выдвинут в противовес неоправданно широкому использованию принципа Коперника, согласно которому мы не занимаем привиле­гированного места во Вселенной. С позиций современной науки са­мо наше существование как сложных физико-химических существ требует определенных условий, которые встречаются только в опре­деленных местах Вселенной и на определенных стадиях ее истории. К примеру, температуры, подходящие для жизни, могут иметь ме­сто только в узком диапазоне расстояний от обычной звезды типа нашего Солнца. С другой стороны, сама Вселенная как целое нахо­дится в процессе необратимой эволюции. Поэтому для возникновения любой формы жизни должна с необходимостью существовать оп­ределенная последовательность событий[116]. Р. Дикке показал, что первое из требований (для того чтобы мог возникнуть наблюдатель) состоит в том, что Вселенная или Галактика должна иметь достаточ­ный возраст для того, чтобы уже существовали элементы, отличные от водорода. Известно, что для создания физических существ необ­ходим углерод. Но изначально в Галактике существовали только ге­лий и водород. Таким образом, минимальное время для начала эпохи человека установлено возрастом короткоживущих звезд, чтобы эле­менты, отличные от водорода и гелия, образовались внутри этих звезд и распространились во Вселенной в период их смерти. Это верхняя граница. Нижняя граница эпохи человека установлена тре­бованием того, что существует «гостеприимный дом» в форме пла­неты, вращающейся вокруг излучающей звезды, способной произво­дить энергию путем ядерных реакций.

Мы живем в определенную эпоху и являемся свидетелями вышеиз­ложенных факторов: в ранние или поздние эпохи мы просто не могли бы существовать. Из этих рассуждений формируется одна из моди­фикаций антропного принципа — слабый антропный принцип: то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями нашего существования как наблюдателей. Согласно С. Хокингу, слабый ан­тропный принцип утверждает, что во Вселенной, которая велика или бесконечна в пространстве или во времени, условия, необходимые для развития разумных существ, будут выполняться только в некото­рых областях, ограниченных в пространстве и времени. Поэтому ра­зумные существа в этих областях не должны удивляться, обнаружив, что та область, где они живут, удовлетворяет условиям, необходимым для их существования. Так, богач, живущий в престижном районе, не увидит никакой бедности вокруг себя. Применяя слабый антроп­ный принцип, можно «объяснить» тот факт, что Большой взрыв про­изошел около 13 млрд лет назад, так как разумным существам потре­бовалось именно столько времени для их возникновения и развития.

Следующая модификация антропного принципа — сильный ан­тропный принцип: Вселенная должна иметь такие свойства, кото­рые позволяют жизни развиться внутри нее на некоторой стадии ее истории. Или, Вселенная такова, потому что мы существуем. Эта мо­дификация указывает на специфику самой Вселенной, которую мы населяем. Так, для устойчивого существования атомов, звезд и галак­тик необходима очень тонкая «подстройка» ряда численных величин фундаментальных физических констант. Даже небольшое откло­нение от этих величин приводит к резкой потере устойчивости или к выпадению определенного звена эволюции. Так, если бы гравита­ционная постоянная была чуть слабее, чем она есть, то все звезды были бы «красными карликами». Напротив, если бы гравитацион­ная постоянная была чуть больше, то главная последовательность звезд целиком состояла бы из «голубых гигантов», что означало бы отсутствие звезд средней массы типа нашего Солнца, а это означало бы невозможность возникновения во Вселенной разумных существ.

Теолог Дж. Лесли полагает, что сильный антропный принцип яв­ляется естественнонаучным доказательством существования Творца. Из тонкой «подстройки» численных значений фундаментальных физических констант делается далеко идущий вывод о том, что наша Вселенная была «запрограммирована» высшим существом, и при­том наилучшим образом. В противовес такой позиции теологов уче­ные выдвинули гипотезу множественности вселенных, каждая из которых имеет свои собственные начальные условия и свой собст­венный набор научных законов, свой набор численных значений фундаментальных физических констант. В большей части этих все­ленных условия были непригодными для развития сложных орга­низмов; лишь в нескольких похожих на нашу вселенных смогли развиться разумные существа, и у этих разумных существ возник во­прос: «Почему наша Вселенная такая, какой мы ее видим?». Ответ здесь очевиден: «Если бы Вселенная была другой, здесь нас не было бы!». Законы современной науки содержат ряд фундаментальных физических констант, таких как заряд электрона, масса протона, от­ношение массы протона к массе электрона, гравитационная постоян­ная и др. Удивительно, что значения таких величин очень сильно «подогнаны», чтобы обеспечить возможность появления и развития жизни. Однако С. Хокинг полагает, что можно выдвинуть ряд воз­ражений против привлечения сильного антропного принципа для объяснения наблюдаемого состояния Вселенной. Во-первых, если другие вселенные существуют, то они изолированы друг от друга, и события, происходящие не в нашей Вселенной, не могут иметь наблюдаемых следствий в нашей Вселенной. Если эти вселенные — просто разные области одной и той же вселенной, то научные законы должны быть одинаковы в каждой области, потому что иначе был бы невозможен непрерывный переход из одной области в другую. Но тогда области вселенной отличались бы друг от друга только на­чальными условиями и сильный антропный принцип сводился бы к слабому. Во-вторых, сильный антропный принцип молчаливо пред­полагает, что вся наша Метагалактика с нашей галактикой, с Солн­цем и другими космическими объектами существует ради нас. В это трудно поверить. Наша Солнечная система — безусловно необхо­димое условие нашего существования; то же самое можно сказать и обо всей нашей Галактике, но нет никакой необходимости, чтобы все другие галактики, да и вся Вселенная были такими однородны­ми и одинаковыми в больших масштабах и любом направлении.

Современная наука все же более поддерживает гипотезу мно­жественности вселенных, чем гипотезу Бога. Многообразие миров в ХХ в. стало уже не гипотезой, а эмпирическим фактом. Например, наличие макро-, микро- и мегамира доказывает их многообразие. Замена идеи множественности вселенных идеей Бога является за­меной более простой гипотезы на более сложную. Бог есть сверхъес­тественная сила, существующая вне пространства и времени и не подчиняющаяся принципу причинности. В любые высказывания о такой силе и ее свойствах можно только верить, но ее свойства и су­ществование нельзя проверить экспериментальным путем. С. Хокинг полагает: пока мы считаем, что у Вселенной было начало, мы можем думать, что у нее был Создатель. Если же Вселенная действительно полностью замкнута и не имеет ни границ, ни краев, то тогда у нее не должно быть ни начала, ни конца: она просто существует. Места для Создателя в этом случае не остается[117].

Следующая модификация антропного принципа — антропный принцип участия: необходимы наблюдатели, чтобы существовала Вселенная. Существует класс проблем в астрономии и физике, кото­рый ставит фундаментальные вопросы, касающиеся ограниченности человеческого восприятия и мышления. К ним относятся такие проб­лемы, как «случайные» значения фундаментальных физических констант, интерпретация квантовой механики, видимое отсутствие инопланетян и др. Для каждой из них существует одна или более теорий, предлагающих нетрадиционное объяснение ad hoc. Сейчас фундаментально изменились условия, при которых делается наука. Человек не пассивно воспринимает чувственные данные и записы­вает их для будущего использования. Люди сами активно участвуют в выборе данных, которые получают, модифицируют их и накла­дывают на пространственно-временные рамки. Таким образом, наш феноменальный мир самоконструирован и по природе таков, чтобы отталкивать все чужеродное. Поэтому наши субъективные харак теристики ограничивают наши способности. Антропный принцип участия тесно связан с антропоцентризмом в описании Вселенной, когда процесс развития Вселенной уподобляется творческой дея­тельности человека. В науке мы говорим прежде всего о наблюда­теле. Понятие наблюдателя есть результат взаимодействия человека с материальным миром, в результате чего возникают идеализирован­ные образования (понятия, цели, задачи и т. п.) Введение наблюда­теля в квантовую космологию приводит к представлению о творе­нии Вселенной в результате измерения. Копенгагенская школа отводит наблюдателю роль интерпретатора квантовых явлений. Очевидно, что человек находится в двойственном положении — как часть мира и как изучающий и оценивающий этот мир. Отсюда и на­звание самого принципа — антропный. Человек рассматривается как своего рода точка отсчета, мерило сложности связей и отношений всего окружающего мира. А была ли подобная точка отсчета до чело­века и будет ли после него?

Финальный антропный принцип: разумный информационный процесс должен возникнуть во Вселенной, и, однажды возникнув, он никогда не остановится. Если образование сознания с необходимо­стью подразумевалось всеобщим порядком, то тогда будет трудно примириться с перспективой его будущего разрушения, которое ка­жется неизбежным в ряде космологий. Более разумно было бы пред­положить, что природа не безразлична к будущей судьбе сознания и обеспечит условия его вечного существования, но совсем не обя­зательно в современных человеческих формах. Ученые полагают, что в будущем homo sapiens сменит homo computeras.

Последние две модификации антропного принципа отклоняются от научной рациональности и заслуживают определенной критики. Более того, в некоторых научных изданиях они даже не упоминаются.

Как можно классифицировать антропный принцип? На этот счет существуют самые разные мнения. Некоторые авторы (напри­мер, А. В. Нестерук) приравнивает антропный принцип к новой на­учной парадигме. Другие (Б. Картер, Р. Уиллер, В. В. Казютинский,


Ю. В. Балашов) считают его методологическим и эвристическим принципом. В. П. Бранский полагает, что это метафорический прин­цип, обладающий эвристичностью и носящий системно-информаци­онный характер.

Достаточно глубокий анализ антропного принципа показывает, что он является разновидностью принципа наблюдаемости. Если мы стоим на позициях научного мировоззрения, то из вероятного набо­ра космологических моделей нам следует выбрать ту, в которой воз­можно возникновение наблюдателя. Только в этом случае вселен­ная, описываемая этой моделью, будет состоять из принципиально наблюдаемых объектов, а с точки зрения последовательного научно­го мировоззрения объективная реальность и есть совокупность та­ких объектов. Космологическая же модель, исключающая возмож­ность появления во вселенной наблюдателя, тем самым не может давать адекватное описание реальной Вселенной.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 228. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия