Студопедия — Франко-русский союз и политическая ситуация в Европе к концу XIX в. 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Франко-русский союз и политическая ситуация в Европе к концу XIX в. 6 страница






 

§ 2. «Печальник Земли Русской»: проповедник Иоанн Кронштадтский

 

Любовь к России, к ее прошлому и настоящему, вера в великое предназначение народа и державы Российской объединяла разных людей. Одним из известнейших русских патриотов XIX — начала XX вв. являлся духовный пастырь Иоанн Кронштадский (1829-1908). Он приходился ровесником Л. Н. Толстому, но его миропонимание и общественное подвижничество носило совершенно иной характер. Отец Иоанн исповедовал традиционные духовные ценности, страстно отстаивал их. В отличие от «сиятельного нигилиста», он видел в крушении существующего миропорядка не начало «царства света», а «торжество тьмы». Уже в конце XIX в. Иоанн Кронштадтский предчувствовал возможность «триумфа Сатаны» и предсказал неизбежные ужасы «русского апокалипсиса».

Родился будущий известный проповедник в селе Сура в Архангельской губернии, в семье бедного сельского священника. К го предки были священниками: и дед, и прадед, и прапрадед. Носил он фамилию Сергиев и его нарекли Иоанном в честь преподобного (святого) Иоанна Рыльского, жившего в IX в. в Болгарии, прославившегося своими христианскими подвигами, и день поминания которого пришелся на день крещения мальчика из села Сура.

Иван Ильич Сергиев окончил церковноприходскую школу, а затем Духовную семинарию в Архангельске. Далее обучался в Петербургской духовной академии, которую окончил в 1855 г. Был всегда в числе первых учеников и удивлял своим прилежанием. Знал почти наизусть Священное Писание (Библию), сочинения крупнейших богословов и Жития православных святых. Вскоре после окончания академии Иоанн был возведен в священники и получил назначение в Андреевский собор в городе Кронштадте. Все последующие десятилетия жизнь Иоанна неразрывно была связана с этим храмом и его со временем стали называть «Кронштадтским».

Он родился и вырос в бедной семье; видел много людского несчастья и отчаяния. Однако это не ожесточило его сердце. Когда переехал в Кронштадт, то и здесь столкнулся с бедностью, неверием, жестокостью. В городе было немало высланных из Петербурга бродяг, много рабочих и грузчиков порта, среди которых процветали пьянство, воровство, кровавые драки. Вот на этих опустившихся людей и обратил свое внимание молодой священник, именно в их лачуги пошел, чтобы умилостивить, открыть им свет Веры Христовой. Немалое число этих, как их называли, «босяков», благодаря проповедям отца Иоанна, возвратились к нормальной жизни, стали примерными семьянинами и честными тружениками.

За свою жизнь отец Иоанн произнес тысячи проповедей; говорил о разном, но неизменно о Боге, о праведной жизни на земле, о добре и зле. Постоянно наставлял: «Надо любить всякого человека и в грехе его и в позоре его. Не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем». Чтобы победить окружающее зло, несправедливость, учил проповедник, следует не заниматься разрушением общественных условий; необходимо освещать души людские Словом Божьим.

Не следует гнаться за богатством; все земное проходит, как «утренняя роса под лучами солнца». «Суетна жизнь наша, т.е. всуе, напрасно, даром, ни за что пропадают дни жития нашего для вечности; все о земном, житейском хлопочем, о вечности мало помышляем, будущего Страшного суда, будущего мучения и будущего блаженства, конца не имеющих, не воображаем себе. В каком-то духовном тумане все мы живем; плоть и плотские страсти одолели; дух (душа человеческая) угнетен, задавлен, задушен».

Иоанн Кронштадтский стал врачевателем человеческих душ. В конце XIX в. профессор-нейрохирург С. И. Сикорский писал о нем: «Когда мы говорим о выдающихся дарованиях какого-либо лица, мы ищем доказательств его деятельности — в науке, поэзии, искусствах и практической жизни, мы задаем себе вопрос о специальности. Специальность отца Иоанна — нравственное усовершенствование себя и других. Его труды записаны не в книгах, но в миллионах сердец; записаны и запечатлены так прочно, как не всегда запечатлевается в нашем уме то, что мы видим, слышим, читаем. Этот живой носитель и проповедник идеалов, проводящий ежедневно 15-20 часов в сутки то в храме, то под открытым небом, то в многолюдном собрании, словом, делом, примером, а более всего своей личностью воспитывает общество. Он преподает науку жизни. Греческие мыслители были правы, утверждая, что прожить жизнь есть великое искусство, и что только мудрец сумеет осуществить эту задачу. В наши дни таким мудрецом, нравственным философом является отец Иоанн Кронштадтский».

На его проповеди стекались бессчетные толпы простого народа, тысячи других писали ему, просили совета, наставления, утешения. Никого не забывал, на все человеческие горести откликался. Много ездил по России, выступал перед верующими и в храмах, и на площадях. Каждая проповедь становилась событием, а число собиравшихся поражало современников. Только на его службе в Харькове 20 июля 1890 г. присутствовало более (Ю тыс. человек. Никто этих людей не звал, никто не делал заранее никаких объявлений в газетах о выступлении батюшки. Люди, только прослышав о приезде Иоанна, сами шли, преодолевая порой тысячи километров, чтобы увидеть и услышать великого праведника Земли Русской.

После поездки на Сахалин А. П. Чехов писал, там «в какой бы дом я ни заходил, я везде видел на стене портрет о. Иоанна Кронштадтского. Это был пастырь и великий молитвенник, на которого были с надеждой устремлены взоры всего народа».

Учил: любите своих близких, любите Россию, окружающий мир — творения Божие — и жизнь улучшится. Чем больше будет любви и веры, тем красочнее и легче будет жизнь, тем радостней, светлее станет на земле. Чувствовал своим сердцем, что не нее ладно в государстве. Страстно обличал ложь, неправду либеральных и социалистических учений, видя в них угрозу существованию России. «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога-Вседержителя и учись у твоих святых предков пере, мудрости и мужеству». «Господь вверил нам русским великий спасительный талант православной веры. Восстань же, русский человек!».

Когда в России в начале XX в. начались революционные беспорядки, Иоанн Кронштадтский взывал: «Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу и вам и России». Тогда горько предрек: «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению». «Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божием с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония».

В начале 1908 г. у него было видение о грядущих временах, оказавшееся пророчеством. «Я взглянул и вижу: царский дворец, а кругом бегают разной породы животные и разной величины звери, гады, драконы, шипят, ревут и лезут во дворец. И уже полезли на трон помазанника Божьего Николая II... Вдруг трон пошатнулся, и пала корона, покатилась. Звери ревели, бились, давили Помазанника. Разорвали и растоптали, как бесы в аду, и все исчезло».

Вместе со страждущими, письмами и телеграммами текли к отцу Иоанну огромные суммы на благотворительность. Получая деньги, он их тут же раздавал. На эти пожертвования ежедневно кормил тысячу нищих, создал в Кронштадте «Дом трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом. Основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Петербурге построил женский монастырь на берегу реки Карповки, в котором был после смерти в декабре 1908 г. и погребен. В 1989 г. Поместный Собор Русской православной церкви причислил праведника Иоанна Кронштадтского к святым Православной церкви.

Похороны выдающегося проповедника явились национальной печалью. В траурных процессиях в Петербурге участвовали сотни тысяч людей. По всей России служились поминальные панихиды, в самых дальних углах страны люди плакали и молились. Однако народную скорбь отражали и подробно описывали лишь немногочисленные газеты и журналы так называемого, «консервативного направления». Большинство же распространенных российских изданий ограничилось лишь краткими информационными сообщениями. Когда же через два года скончался Л. Н. Толстой, то эта тема надолго завладела первыми полосами газет «прогрессивно-либерального направления». Смерть «яснополянского нигилиста» и его похороны описывались в мельчайших подробностях, а пространные статьи и репортажи пестрели оборотами: «горе России», «народ скорбит», «Россия прощается с Л. Н. Толстым», «прощание с Великим Гражданином» и т.д. Двойной стандарт использовался даже в этих печальных обстоятельствах. По мнению «прогрессивной общественности» и ее «трубадуров», в первом случае речь шла о смерти «столпа темных сил», кумира «невежественных» и «необразованных», а во втором — о расставании с «национальным светочем».

 

§ 3. Живопись, музыка, театр, архитектура

 

Живопись. В 1870 г. в России произошло событие, оказавшее мощное воздействие на развитие изобразительного искусства: возникло Товарищество передвижных художественных выставок. Это была общественная организация, которую государство не финансировало. Товарищество организовали молодые художники, большей частью выпускники Петербургской академии художеств, не разделявшие эстетические (художественные) принципы академии. Изображать «вечную красоту», ориентироваться на «классические образцы» европейского искусства они не хотели. Отражая общий общественный подъем 60-х годов, художники стремились «приблизить искусство к жизни», стать выразителями общественных чаяний и настроений. Они хотели раскрыть красоту окружающего мира, показать живых людей, их заботы и устремления. С Товариществом передвижников были связаны почти все выдающиеся художники России второй половины XIX в.

На протяжении последующих десятилетий Товарищество передвижников (обычно их называли просто «передвижники») организовало множество выставок, которые не просто демонстрировались в каком-то месте, но и перевозились («передвигались») по разным городам. Первая такого рода выставка состоялась в 1872 г.

Даже простое перечисление имен русских художников второй половины XIX в. заняло бы много места. Отметим лишь некоторых.

Крамской Иван Николаевич (1837-1887), родился в бедной мещанской семье. Рисованием увлекался с детства и первыми рисовальными приемами овладел самостоятельно. В 16 лет поступил ретушером в ателье одного харьковского фотографа, а в 1856 г. перебрался в Петербург, где тоже работал ретушером. С 1857 г. учился в Петербургской академии художеств, где быстро показал свои способности в рисовании и живописи. В 1863 г. стал возмутителем спокойствия в академии, возглавив группу из 14 студентов-выпускников, отказавшихся участвовать в конкурсе, куда требовалось представлять картины только на мифологические темы. Протестующие покинули академию и создали Артель взаимопомощи, ставшую позже основой Товарищества передвижников. Крамской являлся выдающимся мастером портрета и запечатлел на полотнах известных людей России: Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, П. М. Третьякова, С.П. Боткина, А. С. Суворина и других. Его кисти принадлежат и портреты простых крестьян. Крамской создал и большие произведения на евангельские темы, например «Христос в пустыне» (1872) и на бытовые — «Неутешное горе» (1884).

Левитан Исаак Ильич (1860-1900), родился в Ковенской губернии в небогатой еврейской семье. Учился в Московском училище живописи и ваяния, в «пейзажном классе» у известного художника-передвижника А. К. Саврасова (1830-1897). Полотно И. И. Левитана «Симонов монастырь» было признано лучшей ученической работой 1879 г. В 1886 г. Левитан впервые выставляет у передвижников свою картину «Весна», а с 1888 г. становится постоянным участником «передвижных» экспозиций. Постепенно Левитан приобретает славу «первого пейзажиста России». Он стал знаменитейшим художником этого направления, создав множество картин, раскрывавших красоты русского пейзажа, отображавших ширь и неповторимость природы. К числу наиболее известных его работ относятся: «Владимирка» (1892), «Над вечным покоем» (1894), «Март» (1895), «Озеро, Русь» (1900).

Перов Василий Григорьевич (1833-1882) — один из организаторов Товарищества передвижников и активный его участник. Учился живописи в Арзамасской рисовальной школе, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской академии художеств. По окончании курса в 1869 г. получил стипендию и совершенствовал свое мастерство в Париже. Уже в 60-е гг. Перов заявил о себе как о большом художнике-реалисте; его картины отличались острым общественным содержанием. «Сельский крестный ход на Пасху» (1861), «Проводы покойника» (1865), «Тройка» (1866), «Последний кабак у заставы» (1868). Бедность, безнадежность, отчаяние, запечатленные Перовым, сделали его произведения необычайно популярными в среде учащейся молодежи, среди радикальной интеллигенции. Художественные произведения большого живописца некоторые воспринимали как «приговор системе», где бедные, т.е. большинство, всегда обречено на унижение, «приговорено к безысходности».

Перову не только удавались эмоционально-обличительные полотна, но и лирические жанровые сцены, а также портреты: «Птицелов» (1870), «Охотники на привале» (1871), «А. Н. Островский» (1871), «Ф. М. Достоевский» (1872). Обращался Перов и к историческим темам, а его самой известной такой картиной является «Суд Пугачева» (1875).

Репин Илья Ефимович (1844-1930) — один из самых разносторонних художников, которому с равным блеском удавались портреты, жанровые сцены, пейзажи и большие полотна на исторические темы. Он родился в бедной семье военного поселенца в городе Чугуеве в Харьковской губернии, и первые навыки рисования получил у местных украинских иконописцев. В 1863 г. переехал в Петербург и поступил в Академию художеств, где первым его наставником был И. Н. Крамской. Академию он окончил в 1871 г. и как способный выпускник получил стипендию для творческой командировки во Францию и Италию.

Уже в 70-е гг. XIX в. Репин становится в ряд наиболее крупных живописцев, его имя делается популярным. Каждая новая его картина вызывает живейший интерес, споры. К числу наиболее знаменитых полотен художника относятся: «Бурлаки на Волге» (1873), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891), «Арест пропагандиста» (1882), «Мусоргский» (1881). Репин на своих полотнах запечатлел панораму жизни страны, показал яркие народные характеры, могучие силы России.

Серов Валентин Александрович (1865-1911), выдающийся мастер портрета. Его работы поражают своей глубиной; художнику удается передать настроение человека, его характер. Его ранняя работа — «Девочка с персиками» (1887) — принесла Серову широкую известность. Художник создал обширную галерею портретов современников, большая часть которых написана в начале XX в. В их числе портреты актрисы М. Н. Ермоловой, художника К. А. Коровина, певца и актера Ф. И. Шаляпина, актера В. И. Качалова, балерины Т. П. Карсавиной, писателя М. Горького, купчихи М. А. Морозовой, князя Ф. Ф. Юсупова, царя Николая II. Хотя другим живописным жанрам Серов уделял меньше внимания, его кисти принадлежат полотна на бытовые и исторические темы, а также пейзажи: «Октябрь» (1895), «Баба в телеге» (1899), «Стригуны на водопое» (1904), «Петр I» (1907).

Музыка. Музыкальная жизнь России второй половины XIX в. отличалась широтой и многообразием. В крупнейших городах возникали музыкальные учебные заведения (консерватории и училища), открывались концертные залы, создавались музыкальные общества. Именно в этот период раскрылся талант наиболее известных русских композиторов — М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова.

Мусоргский Модест Петрович (1839—1881), окончил школу гвардейских подпрапорщиков, где занимался музыкой под руководством известного музыкального педагога А. А. Герке. В1852 г. появилось первое музыкальное произведение М. П. Мусоргского — полька «Подпрапорщик». В конце 50-х гг. он близко знакомится с композитором А. С. Даргомыжским и входит в кружок музыкальных деятелей, получивших позже название «Могучая кучка», обучался технике музыкальной композиции у М. А. Балакирева. Как крупный композитор Мусоргский заявил о себе оперой «Борис Годунов», законченной в 1872 г. Сюжетной основой ее являлась поэтическая трагедия А. С. Пушкина. Однако первая постановка на сцене успеха не принесла. Русская публика, воспитанная на итальянских музыкальных спектаклях, с трудом воспринимала музыкальную драму, пронизанную русским звучанием. Понадобилось время, чтобы это монументальное произведение композитора стало одним из главных достижений русской музыкальной культуры.

Помимо «Бориса Годунова» Мусоргскому принадлежит и опера «Хованщина», вся построенная на народных музыкальных мотивах; и опера «Сорочинская ярмарка» по Н. В. Гоголю, в которой использованы украинские народные напевы.

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908), происходил из старинной дворянской семьи. Служил офицером во флоте и с юных лет увлекался сочинением музыки. После выхода в отставку вошел в состав «Могучей кучки» и целиком посвятил себя музыке. С 1871 г. — профессор Петербургской консерватории, в 1883-1894 гг. — управляющий Придворной певческой капеллой.

Уже первая опера Римского-Корсакова, «Псковитянка», поставленная в 1873 г., сделала имя композитора широко известным. Вся опера пронизана народной мелодичностью, в ее основе, сюжет из древней русской истории. Он написал несколько опер на сказочно-былинные сюжеты: «Садко» (1896), «Млада» (1892), «Царская невеста» (1898), «Кощей Бессмертный» (1902).

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943), окончил в 1891 г. Московскую консерваторию и получил известность как замечательный дирижер и пианист. До сих пор он считается одним из самых ярких представителей мирового пианистического искусства. С юных лет Рахманинов сочинял и музыку. На выпускном акте консерватории его одноактная опера «Алеко» (по поэме А. С. Пушкина «Цыганы») удостоилась большой золотой медали. Позже он получил известность как автор произведений для симфонического оркестра и фортепьяно. Им написано много инструментальных и вокальных вещей различных жанров, отличающихся мелодическим богатством; его музыка сочетает романтический пафос с камерно-лирическими настроениями.

Среди немалого числа выдающихся русских музыкантов и композиторов существует одно имя, которое сразу же возникает, как только речь заходит о русской музыкальной культуре — Петр Ильич Чайковский (1840-1893). Это не просто величайший русский композитор, это — гений.

Он родился в дворянской семье. Окончил Училище правоведения в Петербурге в 1859 г. и служил четыре года чиновником в Министерстве юстиции. Но душа его принадлежала музыке. Еще будучи чиновником, он в 1861 г. поступил в учебный класс Русского музыкального общества, затем, в 1862-1865 гг., прошел курс композиции в Петербургской консерватории. В 1866 г. его пригласили в Московскую консерваторию, где он в качестве профессора проработал двенадцать лет. В 1885 г. он стал директором Московского отделения Русского музыкального общества, в 1892 г. избран членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, а в 1893 г. удостоился звания почетного доктора Кембриджского университета (Англия).

Музыкальным сочинительством занимался с ранних пор и за свою жизнь создал множество ярких произведений различного характера. Его музыка полна страсти, чувства, она завораживает и подчиняет, она наполнена выразительной силой, раскрывает внутренний мир человека, передает порывы его души. Он создал высочайшие образцы опер, балетов, симфонических и камерных произведений. В их числе: оперы «Евгений Онегин» (1878), «Мазепа» (1883), «Чародейка» (1887), «Черевички» (1885), «Пиковая дама» (1890) и другие.

Чайковский — реформатор балета. Написанные им музыкальные композиции стали главными компонентами балетных спектаклей: «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). Это крупнейшие произведения балетного искусства. К мировым шедеврам принадлежат шесть симфоний, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия «Франческа да Римини» и многие другие произведения, в том числе великолепные скрипичные и концерты для фортепьяно.

Театр. Положение русского театра во второй половине XIX в. существенно изменилось. Снятие ограничений на создание частных трупп привело к росту их числа. В конце XIX в. почти во всех
губернских городах имелись постоянные театральные здания («зимние»), количество же временных («летних») театров не поддавалось учету. Возникло множество частных театральных антреприз (трупп), гастролировавших по России. Однако в этом многообразии сохранялись театры, считавшиеся первыми в театральном мире.

Среди балетных и оперных сцен к ним принадлежали Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве. Они назывались «императорскими» и содержались на царские средства. Хотя организация их мало менялась, но в отношении репертуара изменения произошли существенные. К концу XIX в. здесь уже преобладали оперы и балеты русских композиторов.

На сценах драматических театров шли пьесы как отечественных, так и зарубежных авторов. До конца XIX в. драматическими «первыми сценами» оставались Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге. В самом конце XIX в. в их число вошел и Московский Художественный театр.

Он был учрежден актером и режиссером К. С. Станиславским (1863-1938) и режиссером В. И. Немировичем-Данченко (1858-1943). Первый спектакль — драма А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» — состоялся в октябре 1898 г. В труппу театра вошли молодые актеры, которые потом стали украшением русской сцены: М. П. Лилина, В. В. Лужский, И. М. Москвин, М. Ф. Андреева, О. Л. Книппер (Чехова), В. Э. Мейерхольд и другие. Театр сформировал новый тип актера, тонко передающего особенности психологии героя, а каждый спектакль являлся ярким театральным действием, где не было «незначительных ролей». Все актерские работы отличались филигранным мастерством. На сцене МХТ ставились русские и иностранные пьесы. Именно здесь ныне всемирно известные чеховские пьесы получили настоящее признание, здесь же с огромным успехом прошли первые постановки пьес М. Горького.

Но еще до возникновения Художественного театра в «первопрестольной столице» произошло другое театральное событие национального масштаба — возникла первая в России Частная опера. Первый спектакль состоялся в январе 1885 г. Основателем и инициатором всего дела явился крупный железнодорожный предприниматель Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) — известный купец-меценат. Ранее оперные спектакли нередко походили на концерт сольных партий на фоне декораций. Мамонтов решил организовать оперу иначе: соединить на сцене воедино певца, художника, музыкальное и хоровое исполнение, чтобы сделать спектакль единым и цельным художественным произведением. В этом была новаторская идея Частной оперы, которая потом стала правилом при оперных постановках и в других театрах.

Среди целого созвездия выдающихся русских актеров второй половины XIX в. особо выделяются М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская и Ф. И. Шаляпин. Каждый из них — целая эпоха и истории отечественного театра.

Ермолова Мария Николаевна (1853-1928), родилась в Москве в семье суфлера Малого театра. В 1870 г., будучи ученицей Московского театрального училища, дебютировала на сцене Малого театра, а в следующем году вошла в труппу театра. Создала героико-трагические образы Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Веги), Иоанны Д‘Арк, Марии Стюарт («Орлеанская дева» и «Мария Стюарт» Ф. Шиллера). Среди выдающихся работ русского репертуара — Катерина, Василиса Мелентьева, Лариса, Евлалия («Гроза», «Василиса Мелентьева», «Бесприданница» и «Невольники» А. Н. Островского). Когда выступала Ермолова, в театре не было ни одного свободного места, ее спектакли завершались под гром аплодисментов. Она была любимой актрисой не только Москвы, но и всей России, и ее гастрольные поездки по стране всегда сопровождал полный успех.

Комиссаржевская Вера Федоровна (1864-1910) — дочь известного оперного певца Ф. П. Комиссаржевского. С детства грезила театром, много работала над ролями, но долгое время выступала лишь на провинциальной сцене. Только в 1896 году се пригласили в Александринский театр в Петербурге. Быстро завоевала признание как лирическая актриса, обладавшая простой, проникновенной искренностью. Свои роли она исполняла с большим душевным подъемом, сила ее сценических переживаний овладевала зрителем. Особенно прославили ее роли Нины Заречной («Чайка» А. П. Чехова) и Норы («Кукольный дом» Г. Ибсена).

Шаляпин Федор Иванович (1873-1938) — уникальный русский певец и актер, величие которого признается во всем мире. Родился он в бедной семье, с детства работал: сапожником, токарем, писцом, грузчиком. С музыкальной грамотой познакомился в церковном хоре. В 1891-1892 гг. ездил по России в составе украинской песенной группы. Потом учился пению у педагога Д. А. Усатого в Тифлисе, где в 1893 г. и начал выступать на профессиональной сцене. В 1896 г. его пригласил в свою труппу Савва Мамонтов. Именно в его Частной опере взошла звезда этого удивительного певца и актера, ставшего скоро первым вокалистом России. Среди его лучших партий Царь Борис («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Иван Грозный («Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова), Сусанин [«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М. И. Глинки], Дон Кихот («Дон Кихот» Ж. Массне). Шаляпин великолепно исполнял также русские народные песни и романсы. Позже проявил себя и как театральный режиссер.

Архитектура. С середины XIX в. наметился явный поворот в развитии архитектуры. Ранее зодчие творили главным образом по заказу вельмож, членов царской фамилии, воздвигали великолепные дворцы, монументальные здания для государственных учреждений, храмы. Теперь все чаще возникала потребность создавать и здания другого назначения: деловые конторы (офисы), железнодорожные вокзалы, магазины, большие доходные дома. Только строительство Транссибирской магистрали потребовало построить в короткие сроки десятки железнодорожных вокзалов, сотни мостов.

Капитализм предъявлял свои требования: здания должны быть удобны, функциональны и одновременно красивы. И еще одно условие надлежало выполнять: строить надо было быстро и экономно. Эти новые задачи русские архитекторы решали успешно. При этом архитектура не превратилась в придаток узких функционально-экономических потребностей. Строительство больших общественно значимых сооружений продолжалось еще более широко, чем раньше. Приведем лишь несколько примеров.

В 1893 г. в Москве было завершено строительство (архитектор А. Н. Померанцев) огромного торгового центра — Верхних торговых рядов (ныне — ГУМ). Для того времени это было крупнейшее торговое здание, аналогов которому не существовало. Современников поражала огромная стеклянная крыша, спроектированная инженером В. Г. Шуховым. Здание органично вписалось в общий ансамбль Красной площади, став неотъемлемой ее частью. В двух этажах размещалось около тысячи лавок и магазинов. Подобного назначения торговые центры возникли во второй половине XIX в. во многих городах России, но московскому оригиналу они уступали в размерах.

Еще раньше Верхних торговых рядов на Красной площади в 1881 г. было завершено строительство величественного здания Исторического музея (открыт для публики в 1883 г.). Он стал самым большим подобным музеем в России и одним из крупнейших в мире (архитектор — В. О. Шервуд).

Шервуд явился и автором памятника-часовни гренадерам — героям взятия Плевны, открытого в Москве в сквере у Ильинских ворот в 1887 г. Это один из самых величественных памятников погибшим героям отечества. Чугунную восьмигранную шатровую часовню венчает православный крест. На боковых гранях — четыре горельефа: солдат, благословляющий сына-солдата на подвиг; янычар, вырывающий ребенка из рук матери-болгарки; гренадер, берущий в плен турецкого солдата, и русский воин, срывающий цепи с женщины, символизирующей Болгарию.

Скульптор Михаил Осипович Микешин (1835-1896) прославился уже в молодые годы, после открытия в 1862 г. в Новгороде памятника «Тысячелетие России», созданного по его проекту. Он же стал автором и другого известного монумента: памятника Богдану Хмельницкому, установленному в Киеве в 1888 г.

Русский скульптор Александр Михайлович Опекушин (1838- 1923) создал ряд замечательных памятников, отличавшихся исторической конкретностью и поэтичностью. Наиболее известные из них: памятник А. С. Пушкину в Москве, открытый в 1880 г. и памятник М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889).

Русская культура развивалась по разным направлениям, ее достижения и успехи признавались и современниками, и соотечественниками, и иностранцами. В ряду скульпторов этого периода имя Марка Матвеевича Антокольского (1842-1902) занимает первейшее место.

Он родился в городе Вильно (Вильнюс) в бедной еврейской семье. В 1862 г. ему удалось поступить в петербургскую Академию художеств, во время учебы в которой он сблизился с И. Е. Репиным, оказавшим на юношу огромное творческое воздействие. Его ранние произведения из гипса, воска, цинка, дерева, меди и бронзы свидетельствовали о большой силе художественного дарования, они производили сильное впечатление удивительной выразительностью, пластичностью, «живой страстностью». Широкая известность пришла к Антокольскому в 1871 г., после демонстрации в Академии его «Иоанна Грозного». Скульптура вызвала восхищение современников, а известный художественный критик В. В. Стасов и писатель И. С. Тургенев опубликовали хвалебные статьи. Скульптор много выставлялся за границей. На Всемирной выставке в Париже в 1878 г. его произведения удостоились золотой медали. Среди наиболее известных произведений мастера его скульптурные композиции «Иисус перед народом», «Мефистофель», «Ярослав Мудрый», «Нестор Летописец», «Умирающий Сократ», «Спиноза», «Христианская мученица».







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 206. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия