Студопедия — Буддизм. Буддизм- религиозно-философской учение, распространившееся в Индии (после V в
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Буддизм. Буддизм- религиозно-философской учение, распространившееся в Индии (после V в






Буддизм- религиозно-философской учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах
• правильное видение - понимание основ буддизма и своего пути в жизни; • правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные благородные) меняется жизнь; • правильная речь - слова человека его речь воздействуют на его душу, характер; • правильное действие - жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; • правильный образ жизни - соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; • правильное умение - усердие и трудолюбие; • правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь; • правильное сосредоточение - регулярные медитации, осушествляющие связи с космосом.
• Основателем данного учения считается Г аутама Будда (Сид хардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.) родившийся в княжеской семье в Северной Индии.Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет, отшельник, мудрец), после чего «прозрел» (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям. • Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" (умершвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). • "Средний путь" - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана - высшая благодать.  
• Земная жизнь полна страданий. • Страдания имеют свои причины - жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д. • От страданий можно избавиться. • Существует путь, ос­вобождающий от страданий, - отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
Особенности
Благородные истины, открытые Буддой
Этапы "Восьмиричного Пути Освобож­дения" - предлагаемого буддистской философией каждому человеку плана лич­ностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Ве­ликое Освобождение
Пять заповедей-ориентиров буддизма
• не убий; • не укради; •будь целомудренным; • не лги; • не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ

 

 



Этапы развития социальных учений Древней Греции и Древнего Рима

• просветительская деятельность софистов и Сократа; • зарождение "сократичес­ких" школ; • философия Платона; •философия Аристотеля.
• философы сократического периода меньше уделяли внимания поиску первоначала; • допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; • выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон - автор учения о "чистых идеях); •" проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; • от декларативно-догматического метода мышления - першли к диалогическо-дока-зательственному; • внесли вклад в развитие логики; • вели практическую просветительскую деятетьность (софисты и Сократ).
Досократический период(VII - V вв. до н. э.), основными проблемами которого были: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, по­иски первоначала всего сущего, а основным методом - декларирование собственных взглядов, превращение их в догму  
Мыслители -"досократики", представляющие данный период
• милетская школа – «физики» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) • Гераклит Эфесский, • элейская школа, • атомисты (Демокрит, Левкипп);    
Классический (сократический) период(середина V - конец IV вв. до н. э.) - время расцвета древнегреческой культуры(совпавшее с расцветом древнефеческого полиса)
Основные направления
Отличая рассмотрения проблемы сущности природы и Космоса в классический период от решения ее "досократиками "

 

 


 


Этапы развития социальных учений Древней Греции и Древнего Рима
• распространение антиобщественной философии киников; • деятельность "сократи­ческих" школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков), Эпикура и др;
• кризис античных моральных и философских ценностей; • снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; • отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; • поиск физической и духовной опоры в самом себе; • стремление к отрешению от действительности; • преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур), • признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека (физическое – киренаики, моральное - Эпикур)  
Основные направления
Особенности
Эллинистический период(конец IV – II вв. до н. э.) - период кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками
• фактическое слияние древнегреческой и древнерим­ской философий в одну - античную философию; • влияние традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др), • небольшое внимание к проблемам окружающей природы; • повышенное внимание к проблемам человека, об­щества, государства; • расцвет эстетики (предметом которой бьпи мысли и поведение человека); • расцвет стоической философии, сторонники кото­рой видели высшее благо и смысл жизни в максималь­ном духовном развитии личности; • все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов; • повышенное внимание к проблеме смерти и заг­робной жизни; • рост влияния идей христианства и раннехристианских ересей.
Особенности
Римский период(I в.до н. э. - V в. н. э.) Сенека, Марк Аврелий (император Рима в 161 –180 гг), Тит Лукреций Кар, поздние стоики, ранние христиане
(продолжение)

Социальные учения Средневековья- ведущее направление, распространенное в Европе в V - XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир - его творения (Тертуллиан Карфа­генский (160 - 220), Августин Блажен­ный (354 - 430), Боэций (480 - 524), Альберт Великий (1193- 1280), Фома Аквинскнй (1225- 1274), Ансельм Кентерберийский (1033- 1109), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285- 1349), Николай из Отрекура (XIV в).  
Особенности
Основные черты
Основополагающие догматы
Решение проблемы добра и зла
• теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом исследований являлся Бог); • господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах); • человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека); • провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; • выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении; • выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека Иисуса Христа; • мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
Согласно догмату творения • Бог сотворил окружающий мир из ничего; • творение мира есть результат акта Божественной воли; • мир сотворен благодаря всемогуществу Бога; • природа не может творить сама себя; • единственным творческим началом во Вселенной является Бог; • Бог вечен, постоянен и всепроникающ; • подлинным бытием является только Бог; • сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу; • так как мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен; • нет четкой границы между Богом и его творением. Согласно догмату откровения • мир можно познать, только познав Бога; • Бог недоступен для познания. • несмотря на то, что Бог непознаваем, он сам разрешил познать себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию; • единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии; • Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека - вере.
• окружающий мир всецело сотворен Богом; • Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости; • следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром; • зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога; • поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей; • в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир - творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
• зародились еще в Римской империи в I - V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигли высшего расцвета в V-XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения); • отличались замкнутостью насамой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
Социальные учения Средневековья


Фома Аквинский (1225-1274) – доминиканский монах
Постулаты Фомы Аквинского
Проблема бытия
Крупный теологический средневековый мыслитель, систематизатор схоластики. Автор томизма – одного из господствующих направлений католической Церкви. Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Против язычников», комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
Бог – есть первичный двигатель всего. Бог – первопричина всего. Бог является первоначальной необходимостью. Бог – высшее совершенство. Бог – разумное начало, которое направляет всё к цели, придаёт смысл всему.
Всё состоит из материи и формы (идеи). Суть любой вещи – единство формы и материи. Форма – определяющее начало, а материя есть лишь вместилище формы. Форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи. Идея (форма) вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии человека.
Томизм Фомы Аквинского
Учение Августина Блаженного
Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430) - христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Афри­ка, Римская империя)  
Основные положения
Размышления о Боге
Значение учения Августина Блаженного
• заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства; • один из основателен ранней схоластики; • главное произведение Августина Блаженного – «О граде Божьем» - на протяжении столетий стало распространенным трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики; • иные произведения Августина: "0 прекрасном и пригодном", "Против академиков", "0 порядке".
• ход истории, жизнь общества - борьба двух противоположных царств - Земного и Божественного; • Земное царство воплощено в государственных учреждениях, власти, армии, законе, императоре; • Божественное царство представлено священнослужителями - людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, объединенными в Церковь; • Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным; • так как большинство людей грешны и далеки от Бога, светская власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; • короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей и непосредственно Папе Римскому; • Церковь - единственная сила, способная объединить мир; • бедность, подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее; • высшее блаженство - счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; • после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
• Бог существует; • доказательства существования Бога - его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; • все - материя, душа, пространство и время - является творениями Бога; • Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить, будет творить в будущем; • знания (чувства, мысли, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
• уделено большое внимание истории; • Церковь (подвластная государству и преследуемая в Риме) объявлена властью наряду с государственной; • обоснована идея господства Церкви над государством, а Папы - над монархами; • выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что было выгодно как Церкви, так и государству; • воспевался человек, его совершенство, богоподобность; • одновременно рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

 


• совершенствование орудий труда и производственных отношений; • кризис феодализма; • развитие ремесла и торговли; • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; • укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; • появление первых парламентов; • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковном) философии; • повышение уровня образованности в Европе в целом; • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); • научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
• гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; • неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма; • натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; • реформационное (XVI - XVII вв), представители которого - Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. -стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; • политическое (XV - XVI вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей; • утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
• антропоцентризм и гуманизм -преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики); • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.); • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; • торжество индивидуализма; • широкое распространение идеи социального равенства.
Предпосылки возникновения
Характерные черты
Основные направления
Социальные учения эпохи Возрождения это совокупность школ и учений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., которые объединяли антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер  
Социальные учения эпохи Возрождения


 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 160. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия