Тема 1. Природа и сущность этики деловых отношений.
абазинский народ культура духовный Устное народное творчество составляет важную часть духовной культуры абазинского народа. Фольклор абазин, как и любого другого народа, отличается жанровым и тематическим богатством; он национально своеобразен и художественно самобытен. Выдающееся место в фольклоре абазин, как и абхазов, адыгов, осетин, карачаевцев и балкарцев, занимает героически народный эпос «Нарты». Нартский эпос очень древен. «Можно смело утверждать, что первоначальное ядро данного эпоса, более архаичные и центральные образы его отражают эпоху первобытнообщинного строя в различных стадиях его развития», - пишет Салакая, один из исследователей эпоса. В фольклоре абазин, как и у других народов, большое место занимают так называемые малые, или философские жанры: пословицы, поговорки и загадки. О разнообразии абазинских музыкальных инструментов сообщали уже письменные источники XIX в. Отмечены «двухструнная балалайка, которой забавлялись абазины», «травяная дудка»; обобщая имеющиеся сведения, Л. И. Лавров перечислял среди старинных музыкальных инструментов род балалайки (мыш|къвабыз), двухструнную скрипку (апхьарца), инструмент вроде арфы (анду), дудку из ружейного ствола (к|ыжк|ыж), деревянные трещотки (пхарч|акь). По своему звучанию более удовлетворяла слушателей и исполнителей гармоника. Из народных танцев распространенными были парный танец (г|ах|вра), хороводный танец (к|вашара), исполняемый большой группой юношей и девушек, джигитка - исключительно мужской танец. Одной из наиболее развитых областей абазинского народного художественного творчества является декоративно-прикладное искусство. Творчества абазинских мастеров отличаются высоким художественным совершенством. Оно проявляется и в гармоничности пропорций, изящных линиях и богатой орнаментировке составных частей национального костюма, и в мягкой многоцветности домашних тканей, и в тонкой резьбе на изделиях из дерева, и в узорах плетения и вязания, и в ювелирных изделиях. Повсеместно была распространена художественная вышивка - «Орнаментировка частей костюма (женские бешметы и шапки, мужская и женская обувь), кисетов и сумочек». Вышиванием занимались женщины и девушки всех социальных слоев. Вышивали шерстяными и шелковыми нитками, канителью. Канителью вышивали не только костюмы, головные уборы, но и такие предметы быта, как кожаные сумки и конское снаряжение. Самобытным видом декоративно-прикладного искусства была и художественная обработка металла - железа, меди, серебра. В настоящее время широко распространена гармоника, рассматриваемая абазинами как народный инструмент. Она используется и сама по себе, и для музыкального сопровождения песен. Абазины всегда придавали большое значение физическому воспитанию подрастающего поколения. Сложившись уже в глубокой древности, их система воспитания была проста и понятна взрослым и детям. Она была обусловлена конкретно-историческими условиями и продолжала совершенствоваться. Физическую закалку дети получали в семье. Достоинство и честь семьи во многом определялись поведением детей. Не было большего позора для человека и вырастившей его семьи, чем молва о трусости или безнравственности. Отец - кумир абазинского мальчика, воплощение лучших мужских достоинств - и с раннего детства учил его преодолевать в себе слабость, боль, страх. Отправляя сына в путь, на работу, он часто говорил: «Ты горе, как бы тебе трудно не было, не жалуйся, будь мужественным». Он воспитывал сына на своем примере, придерживаясь заповедей, таких как «настоящий мужчина всегда и везде помнит о своей чести» или «встретил препятствия - преодолей». Детей воспитывала не только семья, но и родня, весь аул, все общество. Любой старший мог сделать замечание младшему, и тот принимал это как должное. Многие качества, необходимые в трудовой и военной жизни, вырабатывались в играх «тшыг|в» (всадники), «нахъг|ахъ» (тянуть туда и сюда), лазании по шесту, парной борьбе на поясах, прыжках в высоту через протянутую веревку и в длину через ров, перепрыгивании через препятствия, поднимании и переносе тяжестей. Любили и водные игры - такие, как «дзцара» (плавание), «дзыц|ахьла дзцара» (подводное плавание), «дзылах|вара» (окунание) и др. особой популярностью у абазин, как и у других народов Кавказа, пользовались конские состязания. В скачках участвовали несколько десятков человек. В том числе мальчики тринадцати - четырнадцати лет. В прошлом широко была распространена вера в чудесные свойства разных камней, черепов животных. При этом одним камням приписывались положительные, другим - отрицательные свойства. Так, до сих пор сохранилось убеждение, что камень с естественным отверстием приносит благополучие семье, конский череп - способствует плодородию домашних животных и предохраняет от дурного глаза. Чудесными свойствами наделяли в прошлом отдельные деревья, рощи и другие «священные» места. А. П. Берже отмечал, что в «племени Азега» «чтут священные леса, рощи и скалы». Абазины так же как и абхазы, почитали ореховое дерево и дуб, тополь же считали приносящим несчастье. Существовало поверье, что тополь, который растет ввысь, мнит себя главным и высоким, поэтому в хозяйстве, где растет тополь, мужчины постепенно вымирают. Абазины верили в существование «алмасты» и «уыд» (ведьм и колдунов). По существовавшему в прошлом обычаю, убитого молнией не оплакивали, веря, что на него пала божья десница. До настоящего времени в народе помнят христианские праздники и некоторые христианские запреты. С конца XVIII в. абазины стали официально исповедовать ислам суннитского толка с соблюдением всех его предписаний: уразы, пятикратного намаза, ежегодного жертвоприношения (къвырман). В настоящее время абазины единственный народ Карачаево-Черкесии, который входит в Единый перечень коренных малочисленных народов России. Согласно Всероссийской переписи населения, прошедшей в 2002 году, количество абазин в Карачаево-Черкесии - 32 346 человек, что составляет 7,3% от населения республики. Абазинский район в Карачаево-Черкесии был создан в 2006 году по итогам референдума, прошедшего в конце 2005 года, на котором жители пяти аулов решили объединиться в единый муниципальный район. В Карачаево-Черкесской республике абазинских аулов насчитывается около 13: Апсуа, Абазакт, Псыж, Эльбурган, Инжич-Чукун, Кубина, Красный Восток, Ново-Кувинск, Малоабазинск, Тапанта, Абаза-Хабль, Кара-Паго, Койдан. Площадь Абазинского района Карачаево-Черкесии составляет около 300 квадратных километров, население - 15 тысяч человек.
Тема 1. Природа и сущность этики деловых отношений. 1. Сущность этики деловых отношений. 2. Основные принципы этики деловых отношений. 3. Закономерности межличностных отношений. 4. Этические проблемы деловых отношений.
|