Студопедия — Исторические традиции помощи и поддержки женщины в период беременности иродов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исторические традиции помощи и поддержки женщины в период беременности иродов






_

Определенный интерес для науки и практики представляет изу­чение опыта родовспоможения в одной из древнейших стран — Индии.

Любовь к детям возведена у индийцев в своеобразный культ. Прежде чем ребенок появится на свет, его родители пройдут через целую систему специальных обычаев и обрядов.

Таинство зачатия совершалось в соответствующее время, когда супруги были физически здоровы. Все их мысли концентрировались на акте сотворения потомства, и создавалась чистая благоприятная атмосфера благодаря жертвоприношениям и чтению соответствую­щих гимнов.

Посещение жены в благоприятное для зачатия время было свя­щенной обязанностью каждого женатого мужчины. В древности люди не боялись расширения семьи и рождения возможно больше­го числа детей, это считалось религиозной заслугой. Впрочем, при­знавались исключения -по физическим, психическим и моральным причинам: «Пусть не боится муж, который не приходит к жене слишком старой, бесплодной, дурного поведения, рожающей мерт-


вых детей, у которой нет месячных, к малолетней или имеющей мно­го сыновей».

«Вишну-пурана» говорит: «Пусть не приходит к жене, не совер­шившей омовения, к больной, у которой еще не прекратились месяч­ные, которая не достойна похвалы, разгневана, чувствует себя пло­хо, недоброй, любящей другого мужчину, которая вообще не имеет желания, голодна или объелась».

Во время беременности женщину оберегали от злых сил, есте­ственных и сверхъестественных, и ее поведение регулировалось, чтобы способствовать развитию ребенка в чреве.

Авторы древних сочинений сознавали, что все поведение буду­щей матери влияет на еще не родившегося ребенка. Поэтому после изложения правил и установлений до рождения, они излагали обя­занности беременной и ее мужа. Эти обязанности могут быть объе­динены в три группы. Первая основана на суеверном представле­нии, что злые духи (в нашем представлении - злые мысли) пытаются повредить беременной женщине и потому ее следует защищать от них. Вторая группа содержала правила, предохраняющие от физическо­го перенапряжения. А третья была рассчитана на то, чтобы сохра­нить физическое и духовное здоровье матери.

Цикл дородовых обрядов начинается на 6-8 день беременности и завершается на 6-8 месяце очистительным обрядом симантам. Знающие люди дадут массу советов, поспешат истолковать не только сны, но и пятна на коже беременной, уверяя ее в том, что это признак красоты будущей матери. Ей объяснят причину специфи­ческого состояния, когда возникает недомогание, тяга или отвра­щение к тем или иным блюдам. Будущей матери приготовят и дадут едкое и острое лекарственное снадобье против рвоты и тошноты, будут внимательно следить за ее здоровьем. Например, закапывание 'сока баньянового дерева (в правую ноздрю женщины) считалось по­лезным для предотвращения выкидыша и обеспечения рождения мальчика. Согласно медицинскому трактату Сушрута, баньяновое дерево обладает свойством удалять все виды осложнений во время беременности, например: изжогу, обилие желчи и т.д.

Особенно тщательно готовятся в индийских семьях к обряду симантам. Он проводится только один раз в жизни над женщиной, у которой наступила первая беременность. В день, назначенный астрологом, возжигается жертвенный огонь. Считается, что он при­дает силы беременной женщине, сбережет младенца в ее утробе и поможет матери благополучно разрешиться от бремени. Женщины


 


брахманских каст, участвующие в церемонии, помогают будущей матери совершить тщательное омовение. Они надевают на нее новое сари. Кроплением головы беременной жертвенным маслом заверша­лась церемония.

В основе обряда расчесывания волос беременной на пробор ле­жали также представления индийцев в области физиологии, что с пятого месяца беременности начинает формироваться сознание бу­дущего ребенка. Поэтому беременная женщина должна была про­явить особую заботу, чтобы облегчить этот процесс, избегая всяко­го физического беспокойства зародыша. Этот факт символически выражается разделением ее волос.

В течение всей беременности будущей матери предписывалось совершать омовения особенно тщательно. Если для удаления обыч­ной грязи с тела вполне достаточно пресной воды, то для снятия некоей «магической» скверны следует пользоваться «священной» водой. Для ее получения достаточно произнести определенное зак­линание. Такой водой очищаются и после родов. Трактат Сушрута предписывает предосторожности: «Со времени беременности пусть она избегает сожительства, перенапряжения, страха, сна днем, бод­рствования ночью, не поднимается на повозку, не сидит подобно петуху, избегает слабительного, кровопускания, задержки мочеис­пускания и опорожнения кишечника».

«Ребенок — никогда не приедающийся плод, также как вода — напиток, никогда не вызывающий отвращения» — говорят тамилы (народность Индии). Видимо поэтому авторитет и социальный ста­тус беременной женщины, особенно той, которая впервые готовит­ся стать матерью, значительно возрастает. Ее окружают любовью, уважением и восхищением.

Традиция предписывает родственникам, друзьям и соседям на­вещать будущую мать и оказывать ей разные знаки внимания. Они говорят ей ласковые слова, всячески выказывают радость и выража­ют благоговение перед ней. Это своего рода социальная психотера­пия, цель которой заключается в подготовке женщины к акту дето­рождения, в снятии психологического напряжения и естественного страха перед родами. Родственники всем своим поведением и отно­шением к будущей матери пытаются дать ей понять, что появление нового члена их общины желательно.

Особо следует сказать о подарках, которые преподносят бере­менной. В этом смысле будущих матерей приравнивают даже к радже и духовным лицам. «Не приличествует идти с визитом к радже,


 


беременной женщине, духовнику и в храм с пустыми руками» — гово­рят в Индии. Чаще всего им дарят украшения, новые одежды, шаф­ран, цветы, фрукты. В народе давно подмечено, что беременные ис­пытывают особую тягу к специфическим яствам, к особой расцветке тканей - вот почему индийцы стремятся всячески угождать пожела­ниям и даже капризам будущих матерей. В конечном счете, они дела­ют приятное ожидаемому младенцу и вместе с тем задабривают ду­хов, якобы незримо присутствующих возле женщины.

Тот факт, что женщины в период беременности редко болеют, был подмечен давно. Вот почему в Индии сложилось поверие о неких таинственных силах, оберегающих мать и младенца. Неуди­вительно, что подарки ей рассматриваются как дары духам, обере­гающим младенца в утробе.

Есть еще целый ряд поверий, связанных с деторождением. На­пример, считается, что женщина в положении не в коем случае не должна спать в одиночестве. Возле нее должен обязательно нахо­диться кто-то из близких, готовый в любой момент прийти на помощь. С наступлением ночи беременной не следует выходить из дому. Ей надо остерегаться делать резкий переход из темноты к свету, воз­держиваться от пряных, ароматных и жгучих блюд, избегать быст­рой ходьбы и подъема по крутым ступеням или в гору.

Ввиду скорого появления младенца делаются необходимые за­пасы продовольствия, тканей, домашней утвари. Заготавливают каям - растительные лекарства, облегчающие роды. Средневековые со­чинения сообщают о ряде предварительных действий, касающихся подготовки помещения для родов, церемонии вступления в него роженицы, о присутствии возле будущей матери некоторых жела­тельных лиц. Из более поздних источников мы узнаем, что приготов­ления к родам начинались за месяц до рождения ребенка. Первое, что было необходимо в этой связи, — выбор подходящего помещения в доме. «Дом должен быть построен искусным архитектором на ров­ном месте. Пусть он смотрит на восток или на север и выглядит при­влекательным и крепким».

За день или за два до родов женщина входила в помещение для родов, которое хорошо охранялось со всех сторон, под звуки ра­ковин и других музыкальных инструментов. Будущую мать сопро­вождало много других женщин, имеющих детей, отличающихся здоровьем (их качества должны были передаваться роженице). Они ободряли женщину и готовили ее к спокойным родам посредством полезных притираний, давали наставления относительно еды и по-


ведения.

Во время рождения совершались церемонии, способствующие долгой жизни и обретению разума, когда новорожденного благослов­ляли, чтобы он стал крепким, как камень, сильным и разящим как топор, и вырос разумным человеком.

В «Атхарваведе» есть целый гимн, содержащий молитвы и зак­линания для обеспечения легких и безболезненных родов. «... Да испустит воды женщина, правильно зачавшая! Да разойдутся суставы для родов! Четыре стороны у Неба, Четыре также у Земли: Боги вместе взывали к жизни зародыш Да раскроют они (ее) для родов! Роженица да раскроет (лоно)! Мы заставляем лоно развернуться, расслабься, о родящая!»

У индусов существует мнение, что и мать и младенец осквернены вследствие родов. Осквернены - то есть совершили переход из мира духов в мир материальный, физический, (недуховный), но еще не­сколько дней имеют силу связи с духовным миром. Ниже мы увидим, что не только в Индии так считают. Вот почему в течение 5-15 дней ребенок и роженица считаются неприкасаемыми. Неприкасаемость также понималась не в смысле скверны, а в смысле открытости и уяз­вимости. Они находятся в отдельном помещении, доступ к ним зап­рещен. Лишь по истечении этого срока их могут посетить самые близ­кие люди, помочь обмыть ребенка и принести новые одежды.

Рождение ребенка - огромное событие в индийской семье, роде и общине. Утонченная поэзия дает прекрасные образцы, посвящен­ные периоду детства и детям. До сих пор поэты создают так назы­ваемый тал - колыбельную песню с особыми ритмами, одну из деся­ти частей традиционной поэмы о детстве. Поэма без тала считается ущербной и лишенной достоинств.

Еще Афанасий Никитин во время своего путешествия в Индию отмечал факт высокой рождаемости среди народов Индии: «а (жен­ки) все ходят брюхаты, детей родит на всякый год, а детей у них много». Как совсем невиданное на Руси бытовое явление, с особым вниманием Никитин описал обычай индийцев - мужей помогать своим женам во время родов: «а у жены дитя родится, ино бабить муж» (т.е. при родах роль повивальной бабки исполняет муж). Таким образом, мы вкратце ознакомились с уникальным в сво-


ем роде циклом дородовых и родовых обрядов, существующих в Ин­дии. Нетрудно заметить высокую культуру деторождения, свойствен­ную индусам. А ведь большинство этих обрядов совершается и ныне. Индии можно не бояться понижения рождаемости с таким уважи­тельным отношением к беременной женщине, особенно к перворо­дящей. Такой набор психотерапевтических приемов как: усиленное внимание к беременной, так, что она почти не остается одна, подно­шение подарков, повышение социального статуса, оказывал свое бла­гоприятное внимание на желание рожать детей. Самое главное, что женщина не боится остаться одна, она знает, что ей все объяснят и помогут.

На Руси наибольшим почитанием пользовался культ Рода и Рожаниц, что во многом обусловило преобладание женских бо­жеств в славянском пантеоне.

Род - это божество семьи, родственного клана, даритель жизни близким душам.

Рожаницы — его вечные спутницы, покровительницы рожаю­щих и младенцев, богини человеческого размножения. Культ Рода и Рожаниц был наиболее устойчив у языческих славян, он долго сохранялся и после крещения Руси, «на прелесть верным христья-нам». Впрочем, и они довольно скоро объединили архаичных язы­ческих Рожаниц со своими новозаветными персонажами: Анной, родившей Марию, и Марией, родившей Иисуса, что позволяло им повсеместно «праздновать древнее благодарственное моление под прикрытием церковных обрядов».

Таким образом, семья для русского человека всегда была смыс­лом существования, опорой не только государственности, но и ми­ропорядка. Каждый взрослый здоровый человек, если он не монах, имел семью. Не иметь жены или мужа, будучи здоровым и в зрелых годах, считалось безбожным, то есть противоестественным и неле­пым. Бездетность воспринималась наказанием судьбы и как величай­шее человеческое несчастье. Большая, многодетная семья пользова­лась в деревне и волости всеобщим почтением. Дети в семье счита­лись предметом общего поклонения. Согласно православной кон­цепции, высшим «благом для семьи» были дети, рождение же дочери — будущей матери — считалось «честью дому». На протяжении веков церковь упорно формировала идеал женщины — многодетной матери.

Суровые наказания налагались церковью за детоубийство, попыт­ки избежать беременности или прервать ее. Ряд церковных поста­новлений предусматривал защиту здоровья беременной, роженицы


и ее ребенку: «Егда в утробе какая жена носит младенець, то не вели кланятися ей до пояса, аще и в великий пост. Мнози би вережаются,

до земли кланяяся...»

Суровое наказание — приравненное к каре за детоубийство — ждало мужа, «аще он риняся пьян на свою жену, вередит в ней дитя».

В России, как и во многих других странах, также существовали родильные обряды. Они включали:

- обряды, сопровождающие ребенка на свет;

- очистительные обряды для матери и ребенка;

- обряды, символизирующие принятие ребенка в семью и

общину.

Традиция восточных славян предусматривала запреты как для беременной женщины, так и для членов общины, в которой она проживала. Прежде всего, это запрет отказывать в чем-то беремен­ной. Отказывать нельзя было ни под каким предлогом, если она про­сила что-нибудь из пищи. Это также подтверждало представление, что у беременной женщины существует связь с «иным» миром. Если окружающие откажут ей в какой-либо просьбе, то мыши причинят им ущерб. Мыши — хтонические животные, связанные с миром мерт­вых. Беременным запрещалось ходить в одиночку на кладбище, в лес («чтоб испуга не было, а то ребенок беспокойным будет»). В запрете ходить на кладбище выражен страх, что мертвящая сила умерших скажется на плоде. Вообще, испуг беременной считался нежелате­лен. Во избежание нервных перегрузок беременным запрещалось ссо­риться, ругаться, встревать в перепалки домашних и соседей. Вери­ли, что ребенок может родиться беспокойным, будет громко кричать по ночам. Оба эти запрета, несмотря на мистические мотивировки, действительно способствовали охране здоровья матери и ребенка. Физические особенности человека зачастую определялись еще до его рождения. Некоторые соматические признаки ребенка могли быть вызваны поведением его матери в период беременности. Например, причиной физических изъянов новорожденного могли быть наруше­ния запретов, относящихся к взаимоотношениям со стихиями, жи­вотными.

Будущая мать не должна причинять вред животным, тем более убивать их. Ущерб, нанесенный ею животным и в мире людей, от­разится на ребенке, находящемся в мире природы.

В традициях многих волостей России было не освобождать бе­ременную от работ в летнюю страду. Поэтому преждевременные роды («от натуг») случались обычно в поле или на пашне. Приго-


 

 


 


товления к родам в таких случаях сводились к минимуму. Прежде всего, женщине следовало уединиться от посторонних, особенно мужских глаз. Считали, что в присутствии мужчин разродиться бу­дет очень трудно, так как мужчины больше боятся родов. Женщине полагалось снять повойник (головной убор), распустить волосы («чтобы путь был прямой»), все развязать, расстегнуть. Верили, что неисполнение указанных действий магическим образом затруднит роды. Пуповину новорожденного в таких случаях перерезали под­ручным инструментом (косой, серпом или др.) или перегрызали зу­бами и завязывали собственными волосами. Ребенка домой несли в подоле материнской юбки или сарафана. Материнский подол в Зао-нежье наделялся значительной обереговой силой. Рожденного в до­роге следовало завернуть в шубу, а не в подол матери. При родах в дороге разрешалось принять помощь от мужчины.

Важно было выбрать место для родов. В Заонежье самым пред­почтительным в этом смысле считался хлев для скота — сугубо «женское» пространство в жилище, куда мужчины обычно не за­ходили. Верили, что женщине легко родить там, где рожал домаш­ний скот. Категорически запрещалось рожать на кровати и на печи («Печь - ладонь Божья»). В бане рожали редко, из опасений, что ребенок будет «диким и убогим, как баня». В других волостях Рос­сии рожали и в бане, и на дворе. Но роды обычно проходили вне дома. Это объяснялось тем, что родильница во время родов нахо­дится в состоянии «временной смерти»: она отправлялась в мир «иной» за ребенком. Обычно рожали на соломе (солома — элемент природы; на соломе также обмывают умершего). Родильница, как говорилось выше, должна была распустить волосы, снять пояс.

Опытные роженицы заранее запасались ножницами, ниткой и соломой для подстилки. Знающие необходимые заговоры уходили рожать тайком. В народе верили, что родить тем легче, чем меньше народу об этом знает. Неопытные просили помощи у свекрови, иначе приглашали бабку-повитуху. Для облегчения родов в поме­щении заранее приоткрывали форточки или окна («чтобы открыть проходы»). Соломенную подстилку покрывали холстом, а рожени­цу «от сглаза» — лоскутным одеялом. Днем роженица должна быть одета в сарафан, ночью — в сорочку. Рожали лежа на спине, встав на колени или присев на корточки. Если рожали в доме, рукой держались за печной столб.

В некоторых губерниях все находящиеся в доме прощаются с родильницей и уходят в другую избу или другое место, опять же


остерегаясь рассказывать посторонним о происходящем. С родиль­ницей остаются ее муж и повитуха; они стараются, насколько воз­можно, облегчить страдания рожающей женщины. Для этого укла­дывают ее около рукомойника, обводят три раза вокруг стола, зас­тавляют держаться за привязанный к брусу полатей кушак, когда сочтут нужным, чтобы она рожала стоя; муж трижды перелезает между ее ног.

Значительную роль в обрядах играет вода. Обычно использует­ся вода из движущихся водоемов - рек, ключей. Во время родов повитуха отправляется на реку, зачерпывает воду по течению, при­несенной водой опрыскивает роженицу и дает ей выпить. Эти дей­ствия сопровождаются чтением заговоров: «Водица моя, царица, бежишь через горы, крутые повороты, ничто тебя не держит — ни горы, ни крутые повороты. Так бы рожаницы проходы были, кости расходились». Речная вода символизирует приход ребенка из «ино­го» мира. Обрядовая акция, заключающаяся в том, что роженица пьет речную воду изо рта своего мужа - и реже родных, основана на имитации родов: «Образ разинутого рта органически сочетается с образами глотания и пожирания, с одной стороны, и с образами живота, чрева, родов, — с другой стороны»

По северно-русским представлениям, ребенок развивается в утробе матери и рождается так же, как развивается и вылупляется птенец из яйца. Так, роженице дают попить речной воды, которой предварительно обмыли куриное яйцо: «Как кура яйцо рожает лег­ко, так и у меня ребеночек родись легко».

Глубинную семантику имеют и различные положения во время родов. При трудных родах рожениц подвешивали вниз головой: «...верхом инквизиционных приемов, проделывающихся над роже­ницами, бесспорно, является подвешивание их «к воронцу» или ма­тице за ноги, спускание с постели, полатей или полка по доске вниз головой и встряхивание за ноги».

Положение роженицы вниз головой символизирует ее «смерть», пребывание в ином мире; вместе с тем они направлены на проведе­ние благополучных родов, поскольку направление вниз «стремится к безусловному и положительному центру - к поглощающему и рождающему началу земли и тела».

При трудных родах обращались к опытной повитухе - бабке-пупорезке. Она давала распоряжение греть воду и истопить баню. Подойдя к роженице, она первым делом распускала на себе воло­сы, развязывала все узлы и застежки и заставляла сделать то же


 




X

самое присутствующую свекровь. Та и другая обязаны были прыс­нуть изо рта в лицо роженице водой, поскольку верили, что каждый узнавший о родах, но не сделавший этого «сам перемучается» за нее. Затем повитуха читала молитву «Сон Богородицы» или обраща­лась к ней за помощью со словами: «Пресвятая Богородица-Мария (вариант — «бабушка Соломеюшка»), Господь с тобою, помогите рас-простаться, родить по благу, по-хорошему, Рабе Божией имярек. Аминь!» Во время чтения молитвы повитуха попеременно массиро­вала роженице живот и поясницу. Если это не помогало, то делали массаж в протопленной бане. Если баню не успевали истопить, то роженицу сажали на ведро с горячей водой. В Заонежье также прак­тиковались «приемы» встряхивания роженицы над подстилкой, пе­ретягивание живота полотенцем, протягивание роженицы сквозь ло­шадиный хомут или привешивание ее на веревках и полотенцах к печ­ному столбу.

Облегчения родов пытались достичь и другими мерами. Их воз­действие оказывалось полезным лишь тогда, когда в них верила сама роженица и окружающие ее женщины. Активно при этом ис­пользовалась христианская символика. Например, родственников роженицы отправляли к священнику с наказом выпросить у того пояс от ризы. Верили, что пояс священника, положенный на живот роженицы, облегчает ее мучения и ускорит роды.

Очень широко при трудных ро.дах использовали магическую сим­волику воды, в том числе «святой», запасаемой в крещенье или на Пасху. Если таковой под руками не оказывалось, то ее святили «до­машними» способами. Такую воду плескали в лицо роженице или опрыскивали ею роженицу целиком, чтобы ускорить роды. Исполь­зовалась также «наговорная» вода. Известно, например, что св. Ни­колая просили помочь «прорубить путь младенцу».

Еще один способ использования воды состоял в том, что с ули­цы звали прохожего, прося его прыснуть изо рта водой на лицо роженицы. Сделать это он должен был как можно неожиданнее, чтобы напугать роженицу. Считалось, что испуг окажет положи­тельный эффект на исход родов. Куском хлеба роженица кормила жеребенка, которого вводили для этого в избу или 'в хлев. Счита­лось, что это облегчит и ускорит роды. При данных действах баб-ка-пупорезка или свекровь читали молитвы: «Встану я, раба Бо-жия, имярек, благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в дальнее чистое поле. По данному чистому полю идет сама Пресвятая Богородица, несет в руках поднос, на


подносе золотые ключи. Пресвятая Богородица! Отомкни золотыми ключами у рабы Божией, имярек, костяную тюрьму, костяные зам­ки, костяные ворота, выпусти на белый свет младенца! Аминь!»

Действия повитухи с новорожденным направлены на отделение его от природной сферы, превращение в человека, «доделывание». Она «правила» головку ребенка, которая должна быть круглой. Эти действия, по-видимому, основаны на представлении о магических свойствах круга. В головку неправильной удлиненной формы могут проникнуть болезни, через такую головку возможен легкий контакт с внешним миром. Наиболее уязвимым местом для проникновения болезней является темя. Для предотвращения их проникновения по­витуха посыпала темя солью или мазала сажей.

Она также «правила» пуп новорожденного и матери. Пуп - ми­фологический центр человеческого тела, любые его смещения при­водят к нарушению работы организма, к болезням.

Новорожденного заворачивали в старую отцовскую рубаху. Объяснение давалось разное: «Чтобы отец ребенка любил», или «чтобы ребенок спокойным был как отец».

Управившись с ребенком, бабка хлопочет около родильницы: парит ее в бане или в печи, правит живот и сдавливает груди, чтобы удалить первое плохое молоко. Чтобы ребенок был покоен, для этого, по рождении, его обертывают отцовыми портами.

. Роженица и новорожденный до совершения специальных обря­дов считались «нечистыми», открытыми миру духов, незащищенны­ми так же, как и в других культурах. Новорожденного ни на минуту нельзя было оставить до сорока дней. Роженице запрещалось спать с мужем, питаться вместе со всеми за столом, есть мясо, ходить в го­сти, доить корову, месить тесто и т.д. На новорожденного распрост­ранялся запрет показывать посторонним. Только после первого очи­щения баней его мог увидеть отец, после второго-третьего — братья, сестры и другие члены семьи. После крестин бабка-повитуха остает­ся в доме родильницы с неделю или две. Обязанности ее в это время — заботиться о ребенке, а также ходить за родильницей. Родильницу она парит в бане или печке, поит различными лекарственными трава­ми и правит опустившийся после родов живот, растирая его при этом «деревянным» маслом. Из лекарств, употреблявшихся родильница­ми известны: настой водки на калгане, анисе, чабрец, ромашка и ду­шица.








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 208. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия