Культурные традиции отношения к женской природе и
Родам В истории многих народов из фольклорных и исторических источников известно, что женский образ часто отождествляется с мистическими силами природы, рождающей жизнь. Предназначение женщины — рожать детей — воспринималось с древности как важное явление, находящееся на грани с чудом. Все, что было связано с репродуктивной системой женщины, было окутано тайнами, запретами и мистикой. Отсюда и отношение к женщине как к загадочному необъяснимому существу. Если сделать анализ представлений о женской природе у народов, сохранивших древние традиции, то наблюдаются интересные параллели, которые, очевидно, и явились базой для формирования стереотипа представления о женщине как необычном, сверхъестественном существе, имевшем отличающиеся от мужчин психические, эмоциональные, физиологические способности. Тот факт, что мать в период беременности является посредником между окружающем миром и ребенком, что плод регистрирует 1 первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность стар, как мир. Женщина всегда интуитивно ощущала его важность... Для древних цивилизаций период беременности считался особенно важным. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития. Более тысячи лет назад в Китае существовали пренатальные «клиники», где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. В древней Индии беременная женщина считалась благословенной и неприкосновенной. Ей предписывались занятия искусствами, духовными упражнениями, созерцание красивых видов природы,, цветов. Рекомендовалось принимать только вкусную пищу, желательно фрукты, овощи, злаки. Все это должно быть красиво приготовлено и освящено в храме. В этом случае считалось, что формирование внутреннего мира ребенка, его психики идет наиболее благоприятно. Культурные традиции имеют особенности у всех народов, но можно выделить нечто общее. Процессы беременности, родов и период младенчества проходили в контексте жизни общества. И поскольку рождение новых членов общества является значимым событием, эти традиции образуют целый культурный пласт, который можно назвать перинатальной культурой, а каждый человек, в той или иной степени, является носителем этой перинатальной культуры. Важность перинатального периода в формировании будущего взрослого являлась источником эмпирических знаний. Об этом говорит богатство ритуалов и обрядов, восходящих порой к самому процессу зачатия. Обращаясь к источникам древней письменности, мы видим, что прослеживается весьма уважительное отношение к младенцу. В древних текстах в образной мифологической форме описывается путь, проходимый ребенком от зачатия до рождения; подчеркивается, что этот путь является огромным опытом; утверждается, что новорожденный младенец ничуть не отличается от взрослых людей по своей способности осознавать все происходящее, только осознает он это другим способом. Множество ритуалов и обрядов связано с маленькими детьми. У католиков существовал культ поклонения.младенцу. На иконах ребенок часто изображен окруженный золотистым ореолом, символизирующим его непогрешимость. Крещение у христиан в раннем детстве предполагает и определенное отношение взрослых к малышу, а именно отношение как к равному перед Богом. Младенец рассматри-. вался как существо достаточно высокоразвитое, для которого важны не только нормальные физиологические условия существования, но и духовные (психические) процессы в жизни общества. Из вышесказанного видно, что представление о связи беременной женщины с «духовным миром» было весьма распространенным. Методы помощи носят натуропатический, мистический характер: наговоры, вода как магический символ, а не как просто вода, расстегивание и развязывание всех узлов и поясов. Особенно интересны наговоры: происхождение они имеют языческое, позднее, видимо, добавились христианские имена. Призывается в помощь Пресвятая Богородица («бабушка Соломеюшка»), как олицетворение всей женской силы, «в конечном счете, магический авторитет всего женского; мудрость и духовная высота по ту сторону рассудка; нечто благостное, нечто дающее пристанище, нечто чреватое, несущее в себе что-то. Содействующий и помогающий инстинкт или импульс» [36]. Такие аналогии, как «отомкни золотыми ключами... костяную тюрьму, костяные замки...», «водица моя,... ничто тебя не держит — ни горы, ни крутые повороты. Так бы рожаницы проходы были, кости расходились», в соответствующей мистической обстановке действуют как проекции бессознательного содержания. Это создает у относительно примитивного человека ту характерную отнесенность к объекту, которую Леви-Брюль обозначил как «мистичесдая идентичность», или «мистическоесоучастие». Возникновение зачатков акушерства - помощь рожающей женщине — относится, несомненно, к глубокой древности. Русское народное акушерство, как и вся народная медицина, также зародилось в отдаленные времена — в период родового строя у древних славян, о быте которых имеются весьма скудные сведения. Если медицинскую помощь в то время оказывал знахарь («ба-лий», «ведун»), то в области акушерской помощи такой фигурой следует считать бабку-повитуху. Опыт повивальных бабок переходил из поколения в поколение. Это было «интуитивное» акушерство, причем, акушерская техника была своя в каждом конкретном ареале обитания людей и даже у каждой бабки-повитухи. Кроме того, выполняя свои основные функции — принятие родов и забота о новорожденном ребенке, бабка-повитуха часто была необходимой помощницей в крестьянском хозяйстве, защитницей и охранительницей матери и ребенка. Естественно, что материнская и детская смертность были в прямой зависимости от их таланта, интуиции и опыта. Распространение акушерских знаний и обмен опытом между акушерками различных районов обитания был весьма слаб. Государство не принимало никакого участия в организации акушерской помощи. Таким образом, в выживании появившегося на свет человечка основную роль играл «естественный отбор». В течение сотен лет в практике русского народного акушерства накопился ряд полезных приемов и манипуляций, вошедших отчасти в научное акушерство. В то же время применялись бесполезные и нередко опасные приемы, а также обряды и рукодействия, с которыми впоследствии научное акушерство повело усиленную борьбу. Кроме бабок-повитух родовспоможением занимались жившие в монастырях «бабы-вдовицы». Хочется отметить одно общее, что объединяет акушерский опыт практически всех бабок-повитух Древней Руси, особенно в сельских районах, -это русская паровая баня, которая была неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта того времени. Народные врачеватели высоко ценили целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с обильным потоотделением, способствующим удалению через кожу различных вредных веществ. К тому же баня являлась с бактериологической точки зрения стерильным пространством. Кроме того, это отдельное помещение в отличие от других переполненных, в котором жили большие семьи. Важно было и то, что в бане было достаточное количество теплой воды. Все это создавало хорошие условия не только для роженицы, но и для новорожденного. Поэтому, наряду со своим прямым назначением, баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным. Интересно, что во время родов роженицу в то время окружали только женщины: бабка-повитуха, мать, сестра. Мужчины же как бы держались на заднем плане. Они создавали все условия для родов, «добывали пищу», несли охрану, но никогда не вмешивались в сам процесс родов. Так происходит у многих животных в природе. Например, когда рождается детеныш дельфина, самцы держатся вне группы самок, всегда готовые отразить нападение акул. Роды - это ключевое событие, традиционно разделяющее мир мужчин и женщин. Русская народная медицина отличалась самобытностью - народ сам являлся хранителем своих медицинских, в том числе акушерских знаний. Да по-другому и быть не могло, в связи с ужасающей отсталостью науки в допетровской России. Аптекарский приказ, ведавший вопросами медицины в то время, мало занимался организацией акушерской помощи. Сами реформы Петра, давшие мощный толчок развитию науки в России, в том числе медицинской, почти не коснулись организации родильной помощи населению. Хотя, именно в это время стали открываться первые госпитальные школы, которые стали началом систематической подготовки отечественных врачей. Правда, обучение в этих школах велось на латинском языке, и далеко не все русские могли поступить в эти школы. В них учились преимущественно дети иностранцев и дети духовенства. В то же время, велика была материнская и детская смертность, в результате отсутствия акушерской помощи при родах среди широких слоев населения. Если женщины из богатых слоев общества имели возможность обращаться к врачам и акушеркам-иностранкам за акушерской помощью, то женщины из народа часто оказывались без всякой помощи и поддержки [20]. Государство пыталось решить эту проблему с помощью иностранных специалистов (из Голландии для царской семьи специально выписывали «бабок-голландок»). Но русская народная медицина отличалась самобытностью и народ сам являлся хранителем своих медицинских, в том числе акушерских знаний. Поэтому передовые люди России считали необходимым создание отечественных кадров врачей и акушерок, которые бы смогли использовать и знания, почерпнутые из зарубежных трудов и отработанный тысячелетиями опыт русского народного акушерства. Например, М.В.Ломоносов в своих трудах, уделяя большое внимание вопросам увеличения рождаемости в России, рекомендовал целую систему мероприятий, в том числе для развития повивального искусства в России составить русское руководство по акушерству, положить в основу научные труды западноевропейских ученых и богатый опыт русских повивальных бабок, напечатав его в большом количестве. Таким образом, обучение акушерству и образование родовспомогательных учреждений на государственных началах в России начались лишь во второй половине XVIII века, когда по предложению первого организатора российского здравоохранения П.З.Кондоиди (1710-1760) в 1757 г. были открыты в Москве и Санкт-Петербурге «бабичьи школы», где стали обучаться акушерскому искусству в течение 6 лет повивальные бабки, женщины, оказывающие помощь в родах. Но во главе этих школ первоначально были поставлены v ранцы, почти не знающие русского языка. Обучение носило чисто теоретический характер. Не было современных учебных посо а, следовательно, достижения европейского акушерства оставались неизвестными. Поэтому уровень подготовки в этих школах был низкий. Имелись существенные трудности и при наборе учениц: так в 1757 г. в Петербурге были зарегистрированы 11, в Москве - 4 повивальные бабки, именно они составляли весьма ограниченный резерв набора учащихся. В результате за первые 20 лет Московская «бабичья школа» подготовила всего 35 повивальных бабок, из которых только «у пяти были русские фамилии», а остальные - иностранки [25]. И только с появлением отлично подготовленных русских врачей-преподавателей, искренне заинтересованных в развитии в России родовспоможения, начала.осуществляться подготовка акушерских кадров на современном научном уровне. Поэтому «отцом русское акушерства» следует считать не кого-либо из иностранцев, ограни ченную роль которых подчеркивал М.В.Ломоносов, а Нестора Максимовича Амбодика (1744-1812). Получив хорошее образование и защитив диссертацию, он в 1781 г. назначается «профессором повивального искусства» в Петербургскую акушерскую школу, а через 3 года преподавателем родовспомогательного заведения при воспитательном доме. В отличие от ряда иностранных акушеров, уже первые представители нашего отечественного акушерства были широко образованными вдумчивыми врачами, которые применяли акушерские операции лишь после критической оценки всех особенностей родов на основе твердого убеждения, что самопроизвольно роды закончиться не могут. Н.М.Максимовичу-Амбодику принадлежит следующее выражение, которое ярко характеризует осторожный, вдумчивый подход отца отечественного научного акушерства к вопросу о ведении родов: «...Искусная и проворная бабка и благоразумный врач не о снискании тщетной себе славы, но о всеобщей пользе пекущиеся, больше могут сделать при родах одними своими руками, чем всеми прочими искусственными фуднями (инструментами)». В противоположность этому взгляду уместно вспомнить, что в то же время в Геттингенской клинике «Озиандера (1753-1822) операция наложения щипцов применялась в 40 % (!) родов. Возглавив Петербургскую «бабичыо школу» Н.М.Максимович-Амбодик ставит перед собой три цели [20]: 1. Сделать медицинское образование доступным для русских. Для 2. Поставить преподавание на высокий уровень, соответствую 3. Создать учебное руководство по акушерству на русском язы Талантливый и образованный переводчик, он перевел на русский язык множество медицинских книг, способствуя популяризации этим медицинских и естественнонаучных знаний. Максимович-Амбодик был первым русским ученым-акушером, патриотом, а также общественным деятелем, отстаивавшим авторитет и достоинство русских врачей перед иностранцами: «Врач и лекарь единоземец со-отич и друг почитаются для болящего и лучше, и надежнее, и вернее, чем неизвестный пришлец и иноземец, коему и сложение тела, и свойство, и род жизни болящего неизвестны». Интересно отметить, что Максимович-Амбодик подчеркивал, что врач должен знакомиться не только с болезнью, но и с «родом жизни болящего». В 1784 г. Максимович-Амбодик издал свой капитальный труд «Искусство по-вивания или наука о бабичьем деле» - лучший учебник XVIII века на русском языке, без которого было бы немыслимо успешное развитие в России акушерства и научная подготовка акушерских кадров. По этому учебнику обучался ряд поколений русских акушеров. В разных городах России постепенно открывались клиники акушерства и родильные госпитали, в которых «бедные беременные женщины находили себе убежище и помощь». В Петербурге уже с 1771 г. При воспитательном доме был основан «Родильный госпиталь» для бедных рожениц на 20 кроватей. Деньги на постройку этого первого крупного родильного дома пожертвовал заводчик Порфирий Демидов. В 1821 г. здесь уже было 45 кроватей, а в 1836 г. Родильный госпиталь и Повивальное училище («бабичья школа») были объединены в единое «Родовспомогательное заведение», в котором действовало три отделения: для бедных законных рожениц, для незаконно рождающих, «секретное отделение» (для подследственных, сифилитичек и др.). Повивальное училище («бабичья школа» и др., где с 1788'г. преподавал Амбодик) со временем превратилось в императорский клинический повивально-гинекологический институт, носящий ныне имя Д.О.Отта, - подлинную школу акушеров-гинекологов в России. Начиная с середины XIX века, в разных районах страны начали возникать родильные дома на 6-10 кроватей. В Петербурге руководство ими поручалось городским акушерам, должности которых были введены несколько раньше. В Петербурге существовали старший акушер и младшие акушеры. Один из наиболее известных старших акушеров был С.Ф.Хотовицкий, автор «Педиятрики» — первого русского руководства по детским болезням. Возникали и частные родильные дома. Один из них открыла в 1872 г. на свои средства В.А.Кашеварова-Руднева - первая женщина, получившая в медико-хирургической академии диплом доктора ме-д и ц и н ы. Городские акушеры оказывали помощь роженицам на дому, отвечали каждый за свой район, руководили районными родильными домами и вели занятия с повивальными бабками. В основном это были одаренные, высокообразованные люди. Ведь тогда к акушеру предъявляли очень высокие требования, достаточно полно изложенные, например в «Курсе акушерства» И.П.Лазаревича (1892 г., с. 49): «Желающему быть хорошим акушером должно иметь ввиду: заботу о развитии и сохранении своей физической силы, гибкость тела и способности к независимым действиям отдельных групп мышц руки и особенно пальцев; - изощрение всех органов чувств и особенно осязательной спо - сохранение и развитие способности ясно представлять пред - обладание способностью быстрого, всестороннего и глубоко - постепенное совершенствование в искусстве родовспоможения Как мы видим, огромное значение придавалось сверхчувствительности акушерок к постоянному совершенствованию ее профессиональных знаний и способностей. Высокая духовная культура акушерки - залог эмоционального комфорта роженицы, а это, как доказывает данное исследование, является основой успешности родового процесса. Заключая данный раздел, можно утверждать, что опыт предшествующих поколений в области акушерства доказывает необходимость отношения к процессу родов, как к нормальному жизненно важному акту, а не к патологии. Необходимо создание нового социального стереотипа образа родов, чтобы трансформировать общепринятый современной культурой образ «родов в муках». Для этого прежде всего необходимы высококвалифицированные акушерские кадры и участие в подготовке к родам психологов, а также учет новейших психологических данных о факторах, влияющих на течение беременности и родов.
|