Студопедия — Способ вхождения в измененные состояния сознания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Способ вхождения в измененные состояния сознания






Особенности вхождения в ИСС во многом определяются спосо-


бами, при помощи которых человек исследует свою внутреннюю кар­тографию. Тем более что человечеством накоплен богатый, велико­лепный арсенал как естественных, базирующихся на ресурсных воз­можностях самой психики, так и искусственных с использованием различных веществ, способов вхождения в измененные состояния сознания. [97]

Самое интересное, с чем мы столкнулись, анализируя истоки применения расширенных состояний сознания, это тот удивитель­ный факт, что во многих культурах любая духовная практика была связана с необычными состояниями сознания. Истоки использова­ния необычных состояний сознания находятся в глубокой древно­сти, на заре возникновения человеческой цивилизации. Шаманизм насчитывает, согласно археологическим исследованиям наскальных рисунков и мест древних захоронений, около 40000 лет. Системы медитации Хатха-, Лайя-, Раджа-йоги сформировались не позднее 10 тыс. лет до н.э. Исследования антропологов более половины мировых культур, существовавших в течение пяти последних сто­летий, показали, что 90 процентов из них имели некоторые иститу-ализированные формы измененных состояний сознания.

Медитации являются более интеллектуализированным спосо­бом вхождения в ИСС. Молитвы, которые во многих современных религиях занимают центральное место в ритуальном пространстве, являются особой формой медитаций. Молитвы составляли неизмен­ную принадлежность всякого религиозного культа и играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и обществен­ной жизни у древних индусов, греков и римлян. [97]

Следующим способом вхождения в ИСС, который был извес­тен с очень давних времен, является голодание. Как известно, по­чти все основатели мировых религий прошли этот способ аскезы. Святость многих пророков и чудотворцев испытывалась постом или в пустыне, или в горах, или в лесах. Американские индейцы совер­шали в таком состоянии визионерские поиски. Менее известны та­кие способы, как преодоление сна и бичевания. Преодоление сна использовалось во многих ритуалах, включая визионерские поиски индейцев прерийлБичевание во многих религиозных и философс­ких традициях более известно как «умерщвление плоти». Способы очень разные: отказ от одежды, когда природные условия явно предполагали ее ношение; ношение неудобной или истязающей одеж­ды типа власяницы; ношение кандал, вериг, пудовых крестов; погре­бение заживо в различные чрезвычайно неудобные каменные мешки


и др. Некоторые американские индейцы хлестали себя и переносили такие физические и духовные испытания, как «танцы солнца». [97]

Говоря о способах достижения измененных состояний сознания, нельзя обойти вниманием такие, как танцы, песнопения, барабанную дробь и грохот. Издревле танец был необходимым средством прояв­ления чувств, мыслей, которые нелегко было перевести в слова. На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуаль­ные танцы для празднования побед, оплакивания мертвых или праз­днования смерти, лечения больных. Простейшую форму танца для отогнания или умилостивления демонов представляет австралийский танец вокруг деревянного идола. Давид совершал религиозную пляску перед Ковчегом завета. Необходимым элементом греческих вакха­налий были танцы. В древней Мексике во время больших жертвопри­ношений в честь бога солнца плясали вокруг жертвенного огня. Древ­ние германцы танцевали вокруг весенней фиалки (запах которой име­ет, кстати, наркотическое действие). Трансовые танцы были в ходу у древних славян. Дервиши, буддийские монахи, шаманы предаются пляске. Гаитяне впадают в транс во время танцев, когда участники оказываются одержимыми своими богами. Бушмены Калахари так­же используют трансовые танцы. Часто в танец были вплетены пес­нопения и музыкальное сопровождение. Для примера приведем та­нец корробори примитивных австралийских племен. Ночью вокруг костра пляшут мужчины племени, женщины поют. Звуки и движения точно совпадают. Танцоры подпрыгивают в высоту, с левой ноги на правую и обратно, размахивают палками и мечами. Мужское корро­бори имеет воинственный характер, женское — сексуально-эротичес­кий. Женщины танцуют перед линией танцоров-мужчин. В то же вре­мя часто песнопение выступает самостоятельно в качестве метода достижения измененных состояний сознания. Таковы, например, молитвенные песни балийских монахов (кенджак), эскимосские и ти­бетские горловые многоголосые пения, суфийские молитвенные пес­нопения (киршанс, бхаджанс), песни-плачи в русском фольклоре.

В России весьма популярен такой способ достижения ИСС, как температурные воздействия. У американских индейцев «свет-лод-жи» (что-то вроде очень горячей парной) является местом воздей­ствия чрезвычайной жары, погружение в холодную воду использо­валось как экстремальный холод. В России применяются более мощ­ные и жесткие способы. С одной стороны, горячая парная сочетает­ся с битьем вениками (усугубляется температурный фактор, и, как мне иногда кажется, добавляется фактор бичевания), с другой сто-


роны, вместо прохладной воды используется снег, а иногда и окуна­ние в проруби.

На наш взгляд, каждый человек, достигший зрелости, имеет определенный опыт переживания измененных состояний сознания. В жизни возникают обстоятельства, когда ИСС возникают спонтан­но: угроза для жизни, клиническая смерть, интенсивные сексуаль­ные переживания, тяжелые физические заболевания, стрессы, экста­тические эмоциональные состояния, новый необычный опыт и т.д. Жизнь иногда заставляет наше сознание функционировать в необыч­ных режимах. Мы думаем, что это она делает вполне обоснованно, и в этом есть глубокий смысл.

Наиболее физиологичным с современной точки зрения, а самое главное, целенаправленным и осознанным способом достижения измененных состояний сознания является дыхание. [97]

Теснейшая связь между дыханием и психикой известна с древ­нейших времен и зафиксирована уже в первых письменных текстах мировых философско-религиозных традиций. И это заложено в общей семантике слов «дыхание» и «дух» («душа»). Не только в русском языке эти два понятия имеют общие корни. В иудаизме ев­рейское слово «руах» имеет несколько значений - «дыхание», «дух», «ветер». Аналогично в «Ригведах» и «Авесте» слово «ваю» (древне-иранское «вайю») имеет тоже несколько значений: «прана», «ветер», «воздух». В ведийской и индуистской мифологии, что особенно ха­рактерно, подчеркивается связь «ваю» с «сомой». В европейских язы­ках наблюдается та же тенденция. На латыни «respirare» — дышать, «spiritus» — дух, «anima» - дыхание, душа. На греческом языке «pneuma» — дуновение, дыхание, позднее — дух, «psyche» - душа, дыхание, на французском «esprit» — дыхание, ум, сознание. Этот спи­сок можно продолжать еще очень долго, так как тесную связь между сознанием и дыханием мы можем обнаружить во многих древних тек­стах, а также в мировой этнографической литературе.

С древних времен было не только глубокое осознание связи меж­ду состояниями психики и дыханием, что отразилось в языке, пого­ворках, мифологии, но и проникновенное использование этой связи на практике самопознания, духовного просветления.

Дыхание — это мост между базовыми элементами физического и духовного начал человека.

Опыт показывает, что каждое состояние сознания, всякое эмр-циональное переживание, любая внутренняя реальность связана с особым паттерном или качеством дыхания. Те или иные паттерны


дыхания настраивают нас на ощущение и восприятие определенных вещей. Изменяя способ, которым мы дышим, мы можем изменить содержание и результаты любого опыта, переживания, состояния. Например, когда человек испуган или расстроен, он может бессоз­нательно впасть в паттерн с высоким грудным поверхностным и не­ритмичным дыханием через нос. Переключившись на дыхание ртом, направляя медленный глубокий поток дыхания в полость живота или в область сердца, человек может вернуть себе уравновешенность и испытать приятное ощущение, связанное с релаксацией. Человек так­же, возможно, обнаружит, что определенные физические недомога­ния связаны с привычками направлять свое дыхание к тем или иным соматическим центрам или в сторону от них.

Таким образом, при связном дыхании мы не только прорабаты­ваем определенные негативные идеи, состояния, вытесненные в бес­сознательное (подавленные целостности), но и воспроизводим паттерны дыхания тех или иных жизненных обстоятельств. Более того, применяя те или иные приемы связного дыхания, мы можем управлять и координировать наши состояния в жизни и деятельнос­ти вне зависимости от обстоятельств.

Проявление генетического принципа в характеристике подав­ленных целостностей (ПЦ) находит свое выражение в том, что они имеют свое время и обстоятельства рождения на определенной онтогенетической стадии, последующую эволюцию, развитие, рост, естественную инволюцию, старость, смерть. При этом мы вполне до­пускаем, что происхождение некоторых ПЦ может быть связано с периодом внутриутробного развития, рождения, а также транс­персональными слоями психического.

Рассматривая психику человека как особое живое простран­ство, наполняющее реальность смыслами, мы также можем обо­значить ее как мощную энергетическую систему, продуцирующую различные семантические пространства, состоящие из ощущений и восприятий, эмоций и чувств, образов, символов, мыслей. Именно в силу единости энергетического поля невозможно четко дифферен­цировать, а методологически просто неверно, ущербно ставить ка­кие-то пограничные столбы между телом и сознанием, сознанием и духом, духом и телом. Также неверно отделять индивидуальность от социальной и физиологической среды, в которую она погружена и че­рез взаимодействие с которой он познает, осознает себя человеком и, в конце концов, содержанием которой он наполнен и обусловлен. В то же время мы достоверно знаем, что электрический ток течет


по проводам, соки жизни текут в дерево через корни и мир, в кото­ром мы живем, структурирован некими жизненными токами, сило­выми линиями Высшей воли, Высшего замысла.

Структурированы и потоки энергии, и у них есть свое направле­ние, сила, плотность. Все живое обеспечивает свою жизненность этой энергией.

Выше, когда мы рассматривали топологический аспект того материала, с которым работает клиент в расширенном состоянии сознания, мы определили это место в бессознательном.

Модели Свободного Дыхания рассматривают любое нарушение равновесия в жизни человека на физическом, психоэмоциональ­ном, социальном и других уровнях как следствие одной причины — потери целостности сознания, его фрагментации. При этом нару­шение равновесия не понимается как нечто «плохое» или «непра­вильное», то, что необходимо устранить, а как ситуация плодо­творная для развития человека. Дисбаланс же, неосознанный и не использованный для развития, становится источником конфликта и болезней в жизни человека. Какие бы техники не использовались для нахождения новой точки'равновесия и гармонии, необходимым ус­ловием устойчивости этого равновесия является обретение боль­шей целостности сознания, его интеграции. Под интеграцией пони­мается примирение конфликтующих фрагментов сознания и их сли­яние в целостность более высокого порядка.

Процессы Свободного Дыхания позволяют человеку осознать источник напряжения в собственном сознании, приведший к тому или иному нарушению равновесия в его жизни. Осознав конфликт, он получает доступ к различным фрагментам сознания, участвую­щим я конфликте, начинает понимать их мотивы и приоритеты. Постепенно фокус осознания сдвигается со следствия конфликта — какого-то дисбаланса в жизни человека — на те психоэмоцио­нальные и энергетические ресурсы, которые заложены во фраг­ментах сознания, участвующих в конфликте, и способах освоения этих ресурсов. Другие процессы и техники из пространства Сво­бодного Дыхания позволяют человеку найти конструктивное при­менение осознанных ресурсов, это и приводит к разрешению кон­фликта и интеграции фрагментов сознания в единое целое.

Элементы техники свободного дыхания были применены при раз­работке дыхательных механизмов в программе «Глория»(см. главу 3).








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 186. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.022 сек.) русская версия | украинская версия