Инстинкт сохранения достоинства.
Л - Познание окружающего мира, анализ. И - Точка сознания Я (самоконтроль) С - Медитации, релаксация, неглубокий сон,
туального опыта, способствующего эволюции человека, барьер между индивидуальным сознанием и бессознательным; нижняя зона - бессознательное (зона имеющая сложную иерархичность, которую мы упрощаем до: индивидуальное бессознательное, архетипы, зона трансов, трансперсональный опыт, перинатальной опыт, коллективное бессознательное, сознание Универсума). Вертикальная ось означает траекторию движения сознания индивида в процессе его эволюции, причем, ось - идеальный вариант совпадения точки сознания с потоком интуиции и сознания Универсума (с его волевой компонентой, которую можно соотнести с понятием Дух). В обычной жизни точка сознания свободно перемещается и зависит от целей и потребностей индивида, а так же от Я-концепции, т. е. самооценки, самоанализа, степени самоуправления, реализации индивидуальной воли. Ось, соединяющая верхнее и нижнее Я в структуре сознания, отражает различную степень зрелости Я-концепции индивида.. Например: Базовое Я (БЯ). В большей степени это инстинктивная часть нас. В ней сосредоточены неосознаваемые стереотипы мышления, образа жизни, поведения, которые сформировались в результате личного опыта жизни под воздействием как собственных проб, ошибок и находок, так и автоматически перенятые по наследству через родителей из глубины поколений. Отличительной особенностью этой части нас является отсутствие чувства времени. То, что произошло 20-30 лет назад, для БЯ актуально, как вчерашнее событие. Оно не различает реального и воображаемого. Ребенок, напуганный собакой, и будучи взрослым, продолжает бояться собак. В большей степени эта часть нас формируется в первые годы жизни, включая и внутриутробный период. Поэтому можно сказать, что БЯ это в основном ребенок. И формы работы по трансформации своего БЯ сходны с формами воспитания детей. Так в психотерапии гуманистического и трансперсонального подхода существуют методы работы по исцелению «внутреннего ребенка». Светлой стороной БЯ является открытость, доверчивость, желание творить. Это качества «Совершенного», «Божественного ребенка» внутри нас. Теневой стороной БЯ является большой опыт страхов и негативных установок. Опыт «раннего ребенка» внутри нас. Поэтому в работе по трансформации важно, чтобы БЯ получило как можно больше позитивных, эмоционально окрашенных, динамичных образов и деталей. Его надо переубедить, как ребенка, путем самого разнообразного внушения, попробовать открыться для иоиого опыта. Наиболее глубокой формой расширения опыта явля-Ю-1Ч и мифы и сказки. Преимущество того, что БЯ есть в нас, в том, что мы, находясь в настоящем, можем изменить свое отношение к прошлому (переделывание личностной истории) и, пользуясь вооб-ра жением, строить и осуществлять будущее. Сознательное Я (СЯ). Это публичная и познающая часть нас. ()па думает, планирует, оценивает, организует и принимает решении. С ее помощью мы концентрируем внутреннюю энергию и внимание, соприкасаемся с тайной через созерцание и воображение, <отрабатываем новые навыки. Сердце является тем местом, где встречаются сознательное и базовое Я. Когда сердце чувствует что-то хорошее, значит оба Я соединились. По сравнению с БЯ, внутренних потенций здесь меньше. В основном это способы концентрации нпимания, активизации памяти, скоросчета, скорочтения и другие. Высшее Я (ВЯ) или Сверх-Я, Супер-Я. Это та часть нас, которую различные традиции относят к области Духа. Так как каждая i.ультура живет своими универсальными принципами, то люди на н'мле различаются в понимании того, что значит Дух. Для одних i радиций это Дух предков, для других - Абсолютное Ничто,...Ис-inua,...Бог, как Вездесущий Дух и др. В психологии, говоря об пой области, чаще подразумевают архетип внутренней Божественной сущности человека. В любом случае это та часть нас, которая i ни чана с чем-то большим, чем наша личность (персона). Здесь го-иорят о трансперсональной области переживаний. Эта часть чув-< i пуст к нам абсолютную любовь. Она никогда не судит нас. Задача 1Г/1 помочь нам понять свое духовное предназначение, для чего мы здесь на этой планете. Наделяя нас Силой Духа, она делает нас i мглыми и настойчивыми в поисках Внутренней Мудрости Души. 11см больше мы интегрируем ВЯ в нашу жизнь, тем мудрее и духовнее становимся. Для личностного и духовного роста необходимо предоставить нашему БЯ безусловную любовь и учиться доверять своему ВЯ Главная задача - это интеграция трех Я. Если это происходит, то чело-иск достигает мудрости, любвеобильности, и при этом присутствует чувство игры, гармонии. Для него жизнь - это увлекательное приключение, такой человек способен видеть волшебство жизни. Он подобен ребенку, который очаровывается тем, что цветок жи- LOftt Пренебрежение любой из частей нашего существа приводит ко ни утренним конфликтам, психическим расстройствам и физическим заболеваниям. Например, в каждой семье существуют неосознанные запреты на выражение эмоций. Если нельзя проявлять свой гнев в 3-4 года, то и в 30-40 лет он будет автоматически подавляться. В глубине гнева, как правило, находится праведная, здоровая ярость, которая энергетизирует человека. В исцеленном состоянии вспышка гнева сразу же трасформируется во внутреннюю готовность к действию. А обычно этот энергетический потенциал «застревает» в форме ' гнева и разрушает не только тело человека, но и окружающее пространство. Пример. На тренинге одна молодая женщина работала над проблемой неудач. Она почувствовала, что ей надо выразить весь накопившийся гнев через какое-то разрушительное действие. Ей хотелось разнести в щепки стул, на котором она сидела. Труппа поддержала ее в этом. Полчаса мы наблюдали ее сражение со своей тенью. Она уверенно замахивалась стулом... и, в последний момент аккуратно ставила его на пол. Это было выше ее сил. Она плакала. Нам пришлось побуждать ее к действию. В конце концов это свершилось. После бурного восторга она сказала: «Я испытала счастье. Я поняла, что мои неудачи были из-за того, что я боялась самовыражения и подавляла в себе энергию гнева. Теперь я ногу действовать!» Мы знаем, что с того дня она действительно стала осуществлять свои планы в жизни. «Тень» - это скрытая часть нас, она может заключать в себе не только угнетающие чувства - грусть, печаль, но даже радость. Скрытыми деструктивными установками, усвоенными в детстве, могут быть: «нельзя много смеяться»; «нельзя просить, чтобы тебя обняли, так как это признак слабости»; «нельзя выражать грусть, потому что другим от этого плохо» и другие установки, запрещающие самовыражение. Ребенок, чтобы пользоваться любовью и одобрением близких, научается подстраиваться к ним. Но что было спасительным в детстве, во взрослой жизни может стать причиной неудач и страданий. Все чувства, которые не смогли когда-то выразиться, будут стремиться заявить о себе. Это способ, которым наше Я возвращает нас к целостности. Например, грусть и слезы возвращают равновесие в случае утраты близкого человека. Если они подавляются, то уходят под «землю» (в недра физического тела, в психосоматику). Очень часто клиенты приходят к психологу от того, что им плохо. Их тяжелое состояние не позволяет им сформулировать свои проблемы. Мы стараемся помочь им в этом. Пример: однажды в группе участвовала девушка, которая была.'1>устна и почти ничего не говорила. Мы обратили внимание, что v нес неестественная маска на лице. Как правило, это результат невыплаканных слез. Мы осторожно стали расспрашивать ее об пиом. Много лет она носила их в себе после того, как упер дороет ей человек. Она не позволяла &ебе плакать во время похорон, тик как чувствовала, что является опорой для других. Несколько Ji/t'u пересиливания себя убедили ее БЯ никогда не плакать вооб- //</'. После тренингов вместе со слезами к ней вернулась радость и тюовь к жизни. Возвращаясь к описанию структуры сознания (рис. 1), отметим, что верхняя точка Я - символизирует проявление максимальной реализации Я-структуры и реализации инстинкта доминирования в i амом позитивном его проявлении. В этом состоянии сознания человек, опираясь на интуицию и интересы общества, способен брать ответственность на себя, мобилизовать интеллект и волю во имя достижения высших целей. Для реализации планов и идей эта позиция очень перспективна для че-лопека. Противоположная же позиция точки сознания Я в нижней об-л.к-ти структуры сознания совпадает с реализацией инстинкта 3 -альтруизма - реализация высших форм служения семье, коллекти-иу, сообществу. Человек, обладающий таким качеством сознания имеет глубочайшую связь с бессознательным человечества, поэтому он чувствителен, сердоболен и сострадателен. Его жизнь - это иемиый транс любви и сострадания. Область подсознания, разделяющая сознание от бессознательною, выполняет буферную функцию между ними. Организация буфера происходит за счет инстинктов самосохранения 1 и сохранения рода 2. Эти инстинкты вообще нацелены на сохранение всего полезного, с чем сталкивается человек в своей жизни и этот опыт накапли-иается в блоках памяти разного уровня. Здесь накапливается инфор-мация о жизненном опыте рода, семьи и на основании этих блоков памяти сортируется и вся остальная информация, поступающая от активного сознания. Эта область фильтрует и те информационные потоки, которые человек может получать из бессознательного по-i редством интуиции и эмоций. Если эта информация соотносится с накопленным опытом, она поступает в блоки памяти, если нет - то, очевидно, не воспринимается. В этот момент человек почему-то не слышит голос своей интуиции, не допускает возможности существования новой идеи, нового чувства и т. д. Осуществляя свои охранные функции, эти инстинкты и подсознание не дают нам запомнить тяжелые сновидения, помогают забыть родовую боль, освобождая 'нашу психику от излишних нагрузок. Но тем не менее они также глубоко запечатлевают весь наш жизненный опыт с соматическими характеристиками. Кроме сна и глубинных блоков памяти, подсознание формируй ет общий профиль эмоционального реагирования и описанной выше; эмоциональной компетенции, так как в зависимости от опыта, на-? копленного на уровне подсознания, человек имеет навыки доступам к бессознательному через эмоции и интуицию. И если этот опыт| благоприятен, то человек имеет, как часто говорят, «открытое со-| знание», «светлую голову», «легкий характер». Человек интуитив-j но чувствует ситуацию и как в ней себя вести, чувствует достовер-1 ность и недостоверность информации, полученной от людей. Такие люди, если не богобоязненные, то интуитивно чувствуют наличие «высших сил» божественного присутствия, ангельского ведения, т. е. образов бессознательного. Эти люди обычно не выпячивают этих ощущений, а интуитивно чувствуют, что должны оставаться в зоне интимных переживаний, которые не должны быть доступны другим людям. Интуитивный и позитивный эмоциональный опыт помогает человеку осуществлять циркуляцию жизненной энергии от обычного активного опыта до энергии бессознательного. А так как бессознательное представляет собой океан психической энергии, то такой опыт энергетизирует человека, делает его эффективным и адаптивным. Другое дело, если человек случайно преодолел фильтры подсознания еще не будучи готовым к такому открытию, еще не имея эволюционного опыта взаимодействия с сильными энергиями бессознательного. В этом случае есть опасность попадания в стихийные хаотические потоки бессознательного и человек может перегрузить свою психику неадекватными переживаниями и пострадать от такого опыта. Это может произойти от наркотического воздействия, сильной алкоголизации (до «чертиков»), неграмотного медитативного опыта (без учителя). Тогда человек может встретиться с архетипическими образами бессознательного, которые его сознание не в состоянии интерпретировать, так как подсознание не имеет соответствующих аналогов. Человек переживает панический страх, который фиксиру- с i с 14) сознание на этом образе. В результате может возникнуть пси-коз, который требует соответствующей терапии (В данном случае •ффоктивнее всего трансперсональная психотерапия, т. е. терапия •и-рг.ч образы бессознательного и посредством энергии трансов). Пример: Молодая девушка каждый день в течение недели упот-/><<>/! яла спиртное в больших количествах. П конце недели утром, проснувшись от кошмарных сновидении, она в тревоге вышла на улицу и вдруг увидела черта, похоже- < > на человека. Он следовал за ней, имел зеленоватую окраску тела. ('шрах девушки был настолько велик, а галлюцинация настолько i // ih-на и достоверна, что она побежала в милицию просить о по-мощи. Милиция определила ее в психиатрическую клинику. В кли-tuthc галлюцинация прошла сразу же, как только девушка ощути- м < сбя защищенной. После работы с психологом и применения методов работы со страхами и обсуждения причины возникновения шого образа девушка пришла к осознанию опасности алкого-•III ащии. В результате появился внутренний запрет на алкоголь. Таким образом, психиатрической терапии не потребовалось. В.пчш случае страшный бессознательный архетипический образ по-кил механизмом, предупреждающим об опасности и остановил дг пушку от алкоголизма. Правда, результат этого случая зависел и ОТ правильно проведенной психокоррекционной работы, согласно и сложенным концепциям. Страхи, особенно неосознанные, явления величайшей важности и iu ихической жизни человека. В эволюционных процессах они т.шолняют иногда позитивную (обучающую, предупреждающую) ром,, а иногда негативную разрушающую роль. Особенно когда * i pax становится неуправляемым, навязчивым. Ксли позитивная эмоция включает позитивную связь с благопри-итпыми архетипическими зонами бессознательного, то негативная >моция включает связь с отрицательными, темными, хаотическими.ipxатипическими областями бессознательного. Вопросы, касающиеся эмоций, подробно будут рассмотрены в . i, 2, Первичное формирование базы данных подсознания зависит от нгрииатального опыта и регуляторов прохождения через матрич-«II,и;юны (I, II, III, IV) сознания. Самым близко лежащим слоем от подсознания является индивидуальное бессознательное, оно явля- i как бы продолжением или глубиной подсознания индивида. На и, и но и схеме оно и находится под слоем подсознания,
Если взять категории восточной философии и понятие реинкарнации души (бессмертной духовной составляющей человека), то индивидуальное бессознательное как раз и может отражать многократный опыт воплощения души человека в различные времена, в различных ситуациях и качествах. Память об этом опыте воплощения хранится в «свернутом» состоянии, но в определенный момент может быть востребована. Это происходит иногда в момент вещих сновидений, когда сознание попадает в такой блок индивидуального бессознательного, где хранится важная для индивида информация и какой-нибудь архетипический образ может ее передать символически. Пример: Женщина разменивала квартиру и вела переговоры с партнерами. Сновидение в этот период открыло образ прабабушки, которая предупредила, что один из партнеров опасен. Появилось чувство тревоги, что потребовало обратиться к психологу. Как в далънейгием выяснилось, этот партнер действительно замышлял махинацию в связи с этой квартирой. Таким образом, становится ясно, что подсознание действительно иногда становится вспомогательным фондом информации. Оно открывает пласты памяти и информации, помогая человеку в процессе адаптации, выживания и выполняет некую охранную функцию. Как было сказано ранее, можно предположить, что в организации слоя подсознания принимают участие инстинкты сохранения рода и самосохранения. Они направлены на реализацию процессов деторождения, поддержания должного уровня иммунитета и адаптивных возможностей человека. На нашей схеме они совпадают с уровнем подсознания. Инстинкт продолжения рода проявляется в нашей жизни не только в форме желания иметь ребенка, но ив сексуальном влечении к противоположному полу. Исследуя этнографический, исторический материал мы пришли к выводу, что в древних культурах этот инстинкт контролировался ритуалами, мистическими и религиозными обрядами. Гормональное созревание, оформление способности продолжить род отождествлялось с мистической трансформацией физического тела и тела души (эмоций) и включало высшую духовную ответственность за семя рода (сперму), за материнское лоно (яйцеклетку). Особенно стремились следить за чистотой рода высшие касты, i том благодаря этому иметь потомков высокого качества (Индия, Брамины). Считалось, что каждый мужчина, имеющий сексуальный кон-i.iKT с женщиной, оставляет кроме спермы свой информационный • \< л в ее чреве. И если женщина имела много мужчин до рождения реоенка, то она не сможет выносить его благополучно, не может пыть на 100 % уверенной в нормальности (физической и психической) своего дитя. Возможно, именно это представление и послужи-\<> основанием для возникновения запретов и ограничений для женщин, которые сохранились до сих пор на Востоке. Мы обнару-i или также две тенденции в древних традициях: - женщина относится к существам мира духов, неземных ан- - женщину считают существом, изначально нечистым (за счет Подтверждая первый вариант, до сих пор существуют духовные верования и религиозные знания, где высшим духовным учителем считается женщина, как существо изначально мудрое, имею-IIIсе глубинную интуицию, т.е. связь с глубинными пластами обще-н Аонеческой памяти. Особенно в Индии это представление сохрани лось наиболее явно. Считается, что получить благословение от женщины-гуру наи-<м>лее важно для духовного роста. Также и отношение к беременной. Она считается святым существом (одухотворенным), так как •ни гаи душа ребенка, развивающегося во чреве матери, усиливает и ее духовные возможности. Существовал обычай - просить благо-. лмнения у беременной, дарить подарки беременной, чтобы иметь <»-л,н оприятное течение жизни. Беременных старались изолировать от толпы, им предписывалось общение или друг с другом, или со i им пленниками, или с наставницами-женщинами. Предписывалось i.i к же заниматься искусствами, ухаживать за цветами, петь песни, i In гание должно было быть легким, без животных продуктов, имеющее следующие качества: сочное, сладковатое, нетвердое, вкус- IH»е. Считалось, что беременная должна чаще смотреть на красивое и думать о хорошем, тогда ребенок будет иметь приятную наруж-|цм II» и добрый нрав. Согласно второму варианту представлений о женском мире до пор существует мнение, укрепленное некоторыми религиозными
воззрениями, что в основе рождения ребенка лежит грех. Изначально соединение мужчины и женщины греховно, порочно. И в результате все рождающиеся дети - дети греха. Женщина же - существо, склонное к совращению мужчины, обладающее чарами психического влияния на мужчину, способствующее его грехопадению В связи с этим на ум приходят такие архетипические образы как «Ведьма», «Колдунья». В отличие от первого варианта, где мы могли бы применить такие образы, как «Ангел», «Фея», «Богоматерь». Все эти представления живут в общечеловеческой памяти, в бессознательном и, в зависимости от психического опыта, задей-ствуются в тот или иной момент жизни, влияют на наши представления, предчувствия, поведение. Возвращаясь к инстинкту продолжения рода, мы видим, что у женщин первой категории этот инстинкт осознан, а значит управляем. У женщин второй категории этот инстинкт стихиен, отпущен, неконтролируем, а значит неуправляем. Поэтому, очевидно, он ^отождествляется с темными силами (злыми, агрессивными архетипическими образами). С точки зрения эволюции человека наиболее целесообразен контролируемый осознанный инстинкт, так как сам по себе он — потенция и источник энергии. Но если эта энергия расходуется без «закона», она так же опасна, как неконтролируемый огонь, электричество, атомная энергия. Наш мир, в котором сексуальная энергия отпущена без контроля, гибнет в агонии инфекций, психозов, уродств. А ведь именно эта энергия является самой мощной созидательной силой, которую можно сравнить с колодцем, наполненным живительной влагой. Но нельзя, чтобы вода этого священного колодца расходовалась без смысла... Так же, как святую воду не употребляют для стирки и мытья полов, так и этот священный источник нельзя употреблять на всякие разные нужды: развлечение, удовольствие, разнообразие и прочее. Это не означает запреты, а означает необходимость возникновения новой культуры, которая не обязательно полностью повторит культуру браминов, но внесет в сферу сексуальных отношений элементы эстетики, искусства, духовности, целесообразности. Иначе человек ищет новые формы любви, получая суррогаты. Например, лесбиянство. Пример: исследователь-психолог, внедрившийся в среду лесби- к как психотерапевт, врач, оказывал им врачебные услуги ин- >гнито и собирал статистические данные, которые весьма Лесбиянки, отказываясь от мужской любви, выбирают себе по-Л.НИ1ЫХ партнерш, основываясь на психоэмоциональных травмах, «mi t,iиных с мужчинами (отец, муж, любовник). Чаще всего это результат мужской агрессии, черствости, бездуховности. Любовь, тепло, взаимопонимание они находят среди женщин, показывают наблюдения, любовь лесбиянок сильна, чувствен-4.1, >моциональна. Но! В среде лесбиянок обнаружилась склонность к таким за-00 ч-Маниям, как СПИД, психические расстройства, расстройства >к<*окринной системы, заболевания желудочно-кишечного тракта, "< (><>('нно желудка, заболевания слизистой половых органов, ран-ярко текущий парадонтоз, кожные заболевания, ослабление функций надпочечников. Реализация инстинкта неестественным (не по закону) разбалансирует иммунную систему и при-к деградации организма. И еще одно важное наблюдение. \., оиянки, если решают забеременнеть, не вынашивают ребенка, и если вынашивают, то чаще всего имеют уродства у своего потомства. Природа противится продолжению рода через женщин, t^nnopbie инстинкт продолжения рода, проявленного в виде сексу-илмюго в лечения, направили только начувственное удовольствие, \'чета законов гармонии, духовных принципов. Может быть именно поэтому в древности считалось очень важ-iii.iM получить благословение на брачный союз от матери и отца, • пнщснника. Это предполагало получение наставлений, законов, за- По, к сожалению, эти традиции в наше время утрачены. Не и- ик,1и мать способна на благословение и духовное нравственное игдгние своих детей, потому что сама не имела такого опыта. 11гсмотря на то, что каждая мать любит свое дитя, но не всякая •нм(>ит мудро. Чувственная любовь очень часто дает уродливые '|'"1>мы. Мудрая любовь всегда красива и гармонична. Так инстинкт продолжения рода и в семейных отношениях мо-• < i быть проявлен в разных формах, не всегда гармоничных. Ин- • i ммктивная привязанность матерей к своим детям иногда проявля- • и и п виде слепой любви, мешающей раскрыться дарованиям ребен-
ка, его природным силам. Страх потери ребенка, тревожность мате ри создают неблагоприятную эмоциональную атмосферу для разви тия волевых, творческих качеств, вызывает изменение характера личности ребенка. И опять, вспоминая древние ритуалы благословения, причаще ния, посвящения в юноши, мужчины (или в девушки, женщины), м: понимаем, что они позволяют дать детям ощущение закона жизни установленного не случайно. Эти ритуалы освобождают родителе и детей от излишней эмоциональной зависимости, а рождают чув ство веры, доверия друг к другу, помогая сменить отношения роди тель - ребенок на отношения взрослый (родитель) - взрослый (сын, дочь). Все вышеописанные примеры подтверждают целесообразность! осознанного отношения к инстинкту продолжения рода и необходимости его регуляции через общественные, социальные законы, а прежде всего посредством развития культуры общества. Вернемся в зону активного сознания человека. Исследователь-,! ский, творческий инстинкт (4) в этой зоне, провоцирует человека^ на освоение окружающего мира, развивая интеллект и заполняя сферу подсознания интеллектуальным опытом. И задача состоит в том, чтобы сфера интеллекта и эмоциональная сфера реализовывались гармонично. Потому как если информационно-интеллектуальный опыт вытесняет эмоции из жизни человека, то в определенный момент он может превратиться в сухого, бездушного грамотея, презирающего окружающих или злого циника, манипулирующего теориями. Творческий процесс, позитивная эмоция, стремление к красоте питают душу человека благодатными потоками энергии бессознательного из высших духовных архетипических слоев. Поэтому исследовательский инстинкт (творческий), обязательно включает творческую компоненту как стремление к созданию целостности гармонии, красоты. Оставшиеся инстинкты свободы (6) и сохранения достоинства (7) - это силы, данные человеку для улучшения качества человеческого рода и расширения его физических и духовных возможностей. Они поэтому и вынесены за пределы структуры, что их задачей является расширение этой структуры, пополнение и охрана ее резервов. А инстинкт сохранения достоинств^ помогает создать в процессе эволюции человека с высшими нравственными качествами и сохра- ||ч п. их в генетической программе человека. В нашей структуре присутствует еще очень важный компонент, i оюрый выражен центральной осью - Я, проходящей через все «\ои сознания. Эта ось соответствует такому качеству или состоянию сознания, которое соотносится с понятием «воля». Но мере развития аспекта воли, человек может вначале опи-I»,шли на свою индивидуальную волю, а потом, подключив интуиции», может выйти на уровень соединения с волей Универсума. В i.и их случаях мы говорим о «силе духа» человека и соподчиненно-«|н божественной воле, плану эволюции Универсума. Тогда получается, что Сознание (мысль) - это инструмент ос-тм'иия Плана Бытия, Воля - организующая сила этого процесса «и поения и познания, а Эмоция — это энергия, качество осуществ-лгими этих процессов. Не случайно ведь сказано, что Бог есть все -и «hi есть любовь, т. е. любовь как всепроникающая энергия Бытия i ь та самая эмоциональная энергия, описанная в нашей триаде: • <» шапие, воля, эмоция. Вернемся к перинатальным явлениям. Перинатальный опыт и m -ыть базовых матриц отражаются на всей системе эволюционно-Iо мути человека. 11ервая перинатальная матрица дает первичный рпыт для формирующегося психического мира ребенка об идеальных образах, \ ч \ониях существования и источниках жизни. В этот период созна-ни< ребенка имеет доступ к океану бессознательного и только мать «п»1 обна закрепить этот опыт, если сама способна творчески ис-1и> м, ювать эту энергию и информацию. Однако и наоборот. Например, женщина в I половине беремен-|нм ти, страдающая от токсикоза и проклинающая все на свете, со-i очень неблагоприятный эмоциональный фон для развития ребенка. Иногда женщины в этот период переживают стресс по поводу Неоформленных брачных отношений и состоявшейся беременнос- • и Долгий период раздумий, сомнений жить ребенку или не жить е переносится в блоки памяти бессознательного ребенка и формирует защиту от возможной опасности, исходящей от родителей, i «морые его не желают. В дальнейшем это может вылиться в от- ление ребенка от родителей на каком-то этапе его взросле-|мп1 или отсутствие взаимопонимания, доверия к родителям, склон-щи ц, к депрессиям. 11 матрица фиксирует опыт индивидуального бессознательного
и позволяет реализовывать те возможности, которые Имеются в виде наследственных характеристик, опыта рода, фамилии, Ью за счет проявленных инстинктов может быть дополнена и усовершенствована, Тем более, матрица может быть преобразована сознательным поведением матери в родах, ее самоорганизацией, самообладанием. Например, так как II матрица связана с таким сложным и ответственным актом в физиологии женщины, как открытие шейки матки, то эффективность раскрытия зависит от того, как с э^им моментом справилась мать роженицы и ее бабушка, т. е. зависит от родовой наследственной программы по женской линии. Так же? замечено, что на успешность процесса открытия шейки матки влияет эмоциональный фон и качество взаимоотношений роженицы и ма^ери. Нами замечено, что наиболее тяжелая ситуация в этот период родов складывается если будущая бабушка не желает внука, гневцтся по поводу его появления и отрицает целесообразность его рождения. Из 20 случаев с подобной ситуацией 19 имели осдожнеш1Я в пе риоде открытия шейки матки, Коррекция семейных отношений с помощью специально разра ботанных психологических методик и обучение жещцин необходимым родовым навыкам (дыхание, голос, движения) позволяет избежать осложнений на этом ответственном участке родового пути Таким образом, позитивный эмоциональный фон мо^ет выровнять наследственные огрехи и психологические преграды к рождению человека, может позволить избежать затруднений гфи рождении. На наш взгляд, II перинатальная матрица ребенка, отражая наследуемый родовой опыт материнской линии, связ^на с базовыми инстинктами продолжения рода матери и инстинкте^ самосохранения ребенка. И главное заключается в согласованной реализации этих инстинктов не вредя друг другу Л тогда шейка матк^ открывается и ребенок проходит через самое узкое отверстие родового пути. Если II период прошел благоприятно и шейка матки открылась, а ребенок прошел этот трудный участок пути мягко и плавно, то еле дующий шаг, III период родов ребенка (III перинатальная матрица) чаще всего, тоже может быть мягким и постепенным. Нам удавалось наблюдать, при очень глубокой релаксации ро женицы, самопроизвольное без усилий матери, без потужного пе риода прохождение ребенка через последний этап родового пути Женщина в этот момент испытывает глубокий транс, медленно и глу боко дышит или издает звук (которому заранее обучается). в этот момент усилить релаксацию и транс удается-именно мужу, который ет шептать ей на ухо приятные слова, успокаивать, ласкать. Если • < шцина достигает достаточной глубины релаксации, ребенок бук-n i \ i.iio выливается из влагалища, не повредив ни себя, ни мать. I lo бывают случаи, когда за счет слабой родовой деятельности, н.11 ологий, болевого шока, мышцы женщины запирают влагалище и |м-<мчюк не может пройти. Именно в этот момент ребенок может • им градать от асфиксии, получить травму шейных позвонков, если )то уже осложнения, а причина - отсутствие возможности и умения женщины к глубокому расслаблению. Это говорит о глупи ином опыте эмоциональных травм, осознанных и неосознанных • i p.ixob, блокировавших силы инстинктов, силы воли, самооблада Г.пшм образом, III перинатальная матрица, несмотря на то, что "m.i но времени не очень длительная (соответствуя последнему периоду родов), тем не менее влияние ее на успешность тандема «мать ргбенок» в родах очень велика. И конечно же женщина здесь иплясггся причиной проблем в родах, так как ребенок уже сделал •и.и, прошел шейку матки, а этот этап зависит от самообладания и |юртности женщины, а, может быть, от степени проявления ее • ч.груизма и любви к ребенку. Поэтому в этот период, если ак- • и пикируются инстинкты самосохранения и сохранения рода и мате И;i нашей схеме III перинатальная матрица ориентировочно • •" • i несена с уровнем подсознания, т. е. с уровнем сознания, кото- Но последний барьер в родах, который отделяет^ ребенка от ре- • м.ной жизни в активном сознании. Когда же этот барьер преодолен, наступает период IV перина- • i липой матрицы и, на наш взгляд, этот период - вся жизнь чело- .1 к и все последующие. Именно в первые моменты вступает в силу • -и.ом процесс, как импринтинг, именно в первые секунды этого пе \.к*тся исследовательский инстинкт, заставляющий ребенка с
,. интересом наблюдать совершенно новые формы окружающего мира Логический ум будет только-только делать первые шаги, а интуиция и чувства будут добавлять в банк данных памяти огромный объем информации. На нашей схеме этот период - вся верхняя часть структуры;! Мы видим, что исследовательский инстинкт, инстинкт доминирова-1 ния, инстинкт свободы в процессе жизни будут помогать человеку1 адаптироваться в новой среде, будут помогать занять в ней свое' место и реализовать свое предназначение. Инстинкт сохранения, достоинства поможет сформировать важные для личности тсаче-j ства, повышающие его статус в обществе и развивая такое духов-i ное качество, как совесть. Но на этом пути человек встретит много препятствий, связанных и с социальными установками, и качеством и условиями воспитания, и с качеством эмоций, которые сопровождают всю его жизнь. Как употребит человек свои запасы - инстинкты, как осуществит| все свои свободы, на что нацелит свою жизнь? Это зависит от mho-i гих факторов, но все же изначальная программа, рожденная в симЧ биотическом единстве с матерью в период внутриутробной жизшй при рождении - это та база, тот фундамент, на котором сроится| здание судьбы. И конечно, так же, как и в родах, на первых порах] жизни ребенок черпает основу жизненного опыта через проекцию своих родителей. Именно в соотнесении ребенком своего собственного Я, своей воли с волей родителей и строится система его ценностей, целей и возможностей. Обобщая вышесказанное можно прийти, к следующим выводам. Выводы 1. Структура сознания человека сложна и многообразна и не мо- жет быть описана лишь схемой сознание - бессознательное;! эго - Супер-эго; Я -сверх-Я, а требует расширения представ- j лений об истоках и базовых процессах формирования таких категорий, как индивид, личность, индивидуадьность. 2. Трансперсональные переживания доказывают наличие в сфе-ре бессознательного архетипических зон с близким по смыслу содержанием и отличающихся эмоциональной окраской. (Богиня-Мать; Царица Тьмы; Бог-отец; Демон и т. д.). 3. Инстинкты, особенно доминантный, влияют на прохождение жизненного опыта, помогая реализации потенции человека. В случае инстинктопатии базовые потенции человека блокируются, разрушается личность и здоровье. Инстинкты — психофизиологические представители бес-созна-к-льного в реальной жизни человека, являются инструментами адаптации и эволюции человечества. Понятие Сверх-Я; Сознание Супер-эго, сознание Универсума, Иысшее Я, Божественный Дух - являются бли
|