Студопедия — Юнгенианскиц психоанализ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Юнгенианскиц психоанализ






Карл Густав Юнг, известный в системе мирового психоанализа, был первым современным психологом. Он рассматривал психику как комплиментарное взаимодействие сознательного и бессозна­тельного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свал­кой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоми­наний и подсознательно ассимилированных запретов. Юнг считал бессознательное человека творческим, разумным принципом, свя­занным с окружающей природой, космосом, со всем человечеством.

Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональ­ные единицы - комплексы (Jung, 1973).

Комплексы - это констелляция психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чув­ствами.

Архетипы - изначальные мифопорождающие паттерны бессоз­нательного, влияющие на саму ткань феноменального мира.

Общепринятые психологические подходы опираются на неко­торые общебиологические факторы (инстинкты, влечения) и на личностные свойства. При этом инстинкты всегда признаются той мощной частью психической жизни человека, которая трудно под­дается анализу, управлению, трансформации.

Юнг считает, что инстинкты суть не личные, а общераспрост­раненные и наследуемые факторы мотивирующего характера, за­частую они так сильно удалены от края сознания, что современная психотерапия видит свою задачу именно в том, чтобы содейство­вать пациенту на пути их осознавания. Инстинкты - по своей сути


 


 





I


являются специфически оформленными силами влечения. Поэтому они составляют точную аналогию архетипам.

Таким образом архетипы суть бессознательные отображения самих инстинктов; другими словами, они представляют собой мо­дель и образец инстинктивного поведения (К. Юнг. Структура пси­хики и процесс индивидуализации. 1996. М., Наука).

Например, архетип Матери образует основу так называемого комплекса матери. Причем, возможен вариант любящей и устраша­ющей матери. Философия Санкхьи (Веданта) оформила архетип матери в виде понятия Пракрити и подразделила его на три гуны: благо, страстность, пассивность (саттва, раджас, тамас). Это - три существенных аспекта матери, а именно ее оберегающая и питаю­щая доброта, ее оргастическая эмоциональность и ее темнота, при­сущая преисподней.

Та особая черта Пракрити в философской легенде - ее танец перед Пурушей, чтобы напомнить последнему о «различительном познании», относится уже не к архетипу матери, а к архетипу Ани-мы. Архетип Анимы — женская, хтоническая часть души и в психо­логии мужчины постоянно смешан с образом матери.

Образ матери универсален в психологии всех людей, однако на практике, при изучении индивидуальных случаев этот образ все же существенно изменяется. Очевидно, сильное влияние оказывает перенос значимости личной матери. Однако, это не столько личная мать, от которой исходят влияния на детскую психику, а тот архе­тип, который проецируясь на мать, придает ей некий мифологичес­кий фон и наделяет ее авторитетом.

Травмирующие воздействия матери, рассмотренные ретроспек­тивно с этиологической точки зрения, делятся на 2 группы: те, которые соответствуют действительным свойствам характера и ус­тановкам матери и те, которыми она обладает в проекциях, фанта­зиях ребенка (т. е. в архетипических слоях его сознания). Поэтому — причина инфантильных неврозов по К. Г. Юнгу чаще всего — мать.

Так например, в случае инфантильных фобий — мать может появиться во сне в виде животного, ведьмы, привидений, пожира-тельницы людей, гермафродита и т. п. Иногда такие фантазии мо­гут иметь и оттенок реально услышанных мифов, сказок, случай­ных замечаний.

Архетип не является только лишь устрашающим собиратель­ным образом, таковым он становится только в результате соответ-


 


ствующего опыта человека. Сам по себе он принадлежит к величай­шим ценностям человеческой души. Содержание архетипов настоль­ко емко, чт.о не учитывание их как весомых частей психического мира человека, означало бы потенциальный урон. Смысл как раз в том, чтобы развязать негативные проекции, чтобы их содержания опять вернуть архетипу, возвратив личности целостное позитивное воспри­ятие мира (К. Г. Юнг).

Через анализ сновидений Юнг пришел к выводу, что кроме ин­дивидуального бессознательного, существует коллективное бессоз­нательное, единое для всего человечества. Религиозные и мифоло­гические знания он рассматривал как уникальный источник инфор­мации о коллективных аспектах бессознательного.

На основании своего собственного духовного опыта Юнг при­шел к выводу о реальности духовного измерения и предположил, что духовный элемент - это органичная и неотъемлемая часть пси­хики, а подлинная духовность - один из аспектов коллективного бессознательного.

Иначе, чем Фрейд, Юнг подходил к понятию либидо и видел в нем не столько биологическую силу, направленную к механисти­ческой разрядке, сколько созидательную силу природы (космичес­кий принцип, жизненный порыв). Это нашло отражение в концеп­ции о функциях символов. Он также ввел понятие синхронности, которое обозначает осмысление совпадения событий, разделенных во времени. В связи с этим его глубоко интересовали древние тра­диции и религиозные учения.

В психологической системе Юнга хорошо разработано обоб­щенное понимание процесса смерти - возрождения как архетипи-ческой темы.

Перинатальные явления с их акцентом на рождении и смерти представляют по Юнгу критическую грань между областями инди­видуального и трансперсонального. Опыт смерти и возрождения является поэтому средством философского объединения индивида от полного отождествления с единичностью тела, — биологической системы. В переживаниях смерти-возрождения есть один важный аспект — эти переживания сопровождаются специфическими физи­ологическими явлениями — удушье, тошнота, рвота, потение, не­контролируемые движения, расстройства сердечно-сосудистой си­стемы, неконтролируемое мочеиспускание, слюноотделение.

Юнг, однако, заострил внимание на том, что перинатальные явления имеют не только архетипический контекст, но имеют так


 


же актуальный биологический характер, т. е. несут в себе память о процессе рождения и событиях во время родов. Хотя биологичес­кий компонент наиболее сильно проявляется в связи с перинаталь­ным опытом, различные переживания биологического и транспер­сонального характера могут тоже сопровождаться сильными сома­тическими проявлениями - аутентичное детское гримасничанье, го­лос, поведение и появление сосательного рефлекса во время возра­стной регрессии; лихорадочные движения, специфические позы, звуки, отождествляющие с животными, рвота фонтаном, маска аг­рессии, зла, связанные с демоническим архетипом (Гроф С., 1993). Заслугой Юнга явилось обращение внимания и тщательное изу­чение некоторых категорий трансперсональной сферы и открытие таких тем, как динамика архетипов и коллективного бессознатель­ного, мифотворческие свойства психики, синхронные связи психо­логических процессов с объективной реальностью. Все это послу­жило базой для развития более глубоких подходов к пониманию глубинных психических процессов. В рамках перинатальной психо­логии нас как раз и будет интересовать непосредственный глубин­ный опыт с психологическими и актуальными соматическими ха­рактеристиками.


личность

О Самость сновидения

родители коллективное бессознательное

сверхличность

 

Структура сознания с точки зрения Юнгенианского анализа


 








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 175. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия