Четвертая перинатальная матрица БПМ-4
Эта матрица соответствует последнему этапу родов, появлению на свет ребенка. После прохождения через препятствия и пребывания в замкнутом пространстве и темноте ребенок вдруг сталкивается с ярким светом. Отсекается пуповина, соединяющая его с матерью, ребенок теряет ощущение единства с матерью и если его унесли надолго от нее, переживает шок от разрыва с питающей и знакомой окружающей средой. В этот момент может быть подкреплено разочарование, что материнская природа агрессивна, враждебна. Подкрепляется и травма БПМ-2 - одиночество и незащищенность. В дальнейшем это может проявиться как отчужденность, недоверие к матери, отсутствие взаимопонимания и глубоких искренних чувств к ней в период взросления. Если же ребенка сразу после рождения положили к груди матери и он ощутил единство с ней в новом качестве, то инстинктивно включается сосательный рефлекс и ребенок начинает сосать грудь, получая первое, очень важное питание. Стимуляция ребенком соска включает сократительную деятельность матки и рождается «детское место», спокойно заканчивая весь родовой акт. И симби-отическая связь ребенка и матери, продолжая существовать на новом уровне, приходит к новому равновесию. Ребенок без травмы и потерь приобретает и осваивает новые формы существования и спокойно доверяется материнской груди и рукам. Такой естественный ход событий формирует у ребенка потенциальные возможности к самореализации, адаптивности и доверие к окружающему миру. В этом моменте обязательно должен принимать участие отец ре-< к*и ка, который первым должен прикоснуться к младенцу и положить его на грудь матери. Ребенок тогда получает и опыт общения с новым отцовским (мужеским) качеством бытия, что дополняет его позитивный эмоциональный опыт. Однако, если ребенок рождался трудно, получил удушье, потерял силы, то конечно же у него не хватит сил для встречи с родителями и пробуждение его инстинктов и сознания будет гораздо более длительным. Некоторые роды проходят настолько тяжело для ребенка, что он некоторое время находится в реанимации и •м\ тем еще долгое время приходит в себя, отходя от травмы, нане-еенной материнской природой. Такие травмы не проходят бесследно, а оставляют глубокие печати на уровне физического и психического развития ребенка и запечатываются в глубинных слоях сознания, паттернах памяти. В трансперсональном опыте этого периода могут быть и позитивные образы и ощущения прямого попадания на «самое дно космоса», видение белого сияния или золотого, радужного света сверхъестественной красоты. Его можно соотнести с явлениями архетипических слоев сознания, ассоциирующихся с образами бог жественных существ. Могут возникнуть также образы пробуждающейся природы, озонные запахи после бури. Человек, проходя через образы этой матрицы, испытывает чувство спасения, духовного освобождения, искупление грехов. Приходит ощущение но-ных сил, появляется доверие к окружающему миру. Трансперсо-иальный опыт как бы достраивает то, что не удалось осуществить при биографическом рождении. На уровне эрогенных зон, БПМ-4 связана с состоянием удовлетворения, которое наступает сразу же после активности, облегчающей сильное напряжение (как после рвоты, дефекации, оргазма, деторождения). Трансперсональный опыт, дающий возможность пережить заново момент рождения (смерти - возрождения) опровергает фундаментальные утверждения материалистической науки и механистического взгляда на жизнь. С одной стороны, этот опыт формирует некую исходную базу информации о мире и себе, с другой стороны позволяет пережить такие образы, чувства, процессы, ощущения, которые не вписываются в индивидуальный жизненный опыт, а черпаются из.каких-то других информационных слоев пси-
хическои жизни человечества. В этой связи приходит на ум теория Вернадского о ноосфере, информационной сфере общечеловеческого опыта, информационной сфере Земли. Трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космическим пространством (ноосферой), заполненным сознанием Универсума, эта связь до конца непостижима.. Теория перинатальных матриц, рассмотренная нами выше и описанная, исходя из опыта работы с беременными и роженицами (в течение 10 лет), дает возможность существенно изменить существующие научные представления относительно непредсказуемости и качеств рождающегося нового человека. Если С. Гроф исследовал и описал перинатальные матрицы, как трансперсональный опыт в процессе терапии, то результатом данного труда явилось формирование таких механизмов управления, организации сознания матери, а через нее и ребенка, которые позволяют предотвратить возникновение негативных блоков памяти перинатального опыта. Поэтому необходимо подготовить и организовать женщину так, чтобы она смогла пережить мягкие роды, и дать возможность ребенку на всех этапах рождения реализовать свои инстинкты и потенциальность. Этим мы предупреждаем формирование негативных психоидов, систем конденсированного опыта (СКО), которые в будущем могут мешать человеку реализоваться. Целью углубления автора в теории инстинктов и перинатальных матриц было вычленение понятий и процессов, необходимых для построения нового варианта структуры сознания. Из анализа вышеперечисленных подходов и выводов, полученных эмпирическим и практическим путем, мы пришли к схеме сознания, изображенной на рис. 1. Сводная схема отражает процессы психической жизни человека на разных этапах его развития. Схематически очерченное овальное пространство — это ориентировочная область индивидуальных психических процессов человека, контур которой на самом деле не сплошной, а прерывистый, т. е. имеет чисто схематический смысл и отделяет индивидуальное сознание и психическую жизнь индивида от окружающего океана сознания Универсума. Схематическое яйцо сознания делится на 3 области: верхняя — зона активного сознания (инструмента познания окружающего мира), средняя зона - подсознание (зона защитных психических механизмов и зона накопления психического (духовного) и интеллек-
|