Теория инстинктов
Итак, если у Юнга инстинкты и архетипы это близкие по смь1С_ лу явлейия человеческой психики и являются отраженными мо^е_ лями бессознательного, то бессознательное же само представляет собой очень пространное многовариантное явление, которое тр)/д_ но поддается анализу. И хотя Юнг посредством архетипов опис\ал его, опыт показывает, что этих моделей недостаточно. Интересной, на наш взгляд, является концепция В. И. Гарбу^0-ва* об адаптивности человека и систематизации инстинктов. [9^] Первоосновой индивида, натуры человека являются инстинк^Ыу влияющие на его адаптивные способности, личностные характе^и_ стики и проявления индивидуальности (особенности). Гарбузов выделяет семь инстинктов: самосохранения, продс^л_ жения рода, альтруистический, исследования, доминирования, с^о_ боды, сохранения достоинства. Соответственно имеют место семь вариантов доминирования, когда один из инстинктов проявляется счильнее, подавляя другие. Однако, в силу различных внешни\ и биологических факторов доминирование одного или нескольких инстинктов может быть чрезмерным до патологии, проявление <^с_ тальных может оказаться подавленным вплоть до атрофии и то^да речь идет о инстинктопатиях. Причем инстинктопатии, по всей вероятности, могут полностью отражать психопатию. Например, эг^и_ лептоидная психопатия дает обострение инстинктов доминиро^а_ ния, самосохранения и атрофию инстинкта альтруизма. При ис^е_ роидной психопатии — гипердоминирование инстинктов свободы> самосохранения и атрофия инстинктов альтруизма, продолжения рода, при гипертимной психопатии - гипердоминирование инст^н» ктов свободы, исследовательского и атрофия инстинктов самос^х_ ранения, продолжения рода и т. д.. Инстинктопатии приводя^ к конфликтным межличностным отношениям между людьми. Следовательно, из доминирования того или иного инстинкта вытекает первичная, фундаментальная типология индивидуальности< 1. Эгофильный тип. Склонность к повышенной осторожности> тенденция к повышенной симбиотической связи с матерью, скл(^н_ ность к страхам, нетерпимость боли, тревожность по отношение к новому, подозрительность, отрицание любого риска. Эволюци^н-пая целесообразность данного типа в том, что его носители * В.И.Гарбузов - современный русский психотерапевт, имеющий в Санкт-Петербурге свою школу. ются хранителями генофонда рода, племени. Предпочитаемый цвет - серый. 2. Генофильный тип. Склоннёсть к укреплению позиции «мы», - коричневый. 3. Альтруистический тип. Характерные черты этого типа - доб 4. Исследовательский тип. Отличительная черта с детства - 5. Доминантный тип. Характерная черта - стремление к лидер Предпочитаемый цвет - красный и зеленый. 6. Либертофильный тип. Склонность к протесту против любого I оптимистичное™. Подавлены инстинкт самосохранения и продолжения рода. Кредо - свобода превыше всего. Они - хранители идей свободы и интересов каждого. Предпочитаемый цвет - желтый, красный. 7. Дигнитофильный тип. Человек этого типа нетерпим к любой форме унижения. Честь превыше всего. Инстинкт самосохранения на последнем месте. В личной характеристике приоритетна проблема личной, семейной, национальной гордости. Во имя чести эти люди идут на жертву, риск. Эволюционная целесообразность наличия данного типа - заключается в том, что они - хранители чести, достоинства, индивидуальности, личности. Предпочитаемый цвет - зеленый, серый. Несомненно, что чистый тип встречается очень редко, чаще возможны различные сочетания доминирующих типов.. Сочетания инстинктов дают тот набор потенций и возможностей человека, который формирует темперамент и индивидуальные характеристики. На наш взгляд, формула и сочетание инстинктов зависят от генетической программы матери и отца ребенка и тогда инстинктивный тип вполне коррелирует с архетипами (по Юнгу) и становится либо источником потенций, либо источником неврозов и эмоциональных расстройств. Поэтому перечисленные выше доминантные типы, вполне можно назвать архетипами (эгофильный архетип, генофильный архетип, альтруистический архетип и т. д.), которым можно подобрать мифологические собирательные образы бессознательного (Мать, Мудрый Старец, Демон, Бог, Огонь, Защитник, Воин), несущие глубокую символическую нагрузку. Инстинкты (доминирующие) - это как заповеди, программы данные каждому в ДНК, как основополагающие динамики альтруистической, гармоничной адаптации человека в этом мире, как первичная система отношения к самому себе и окружающему миру. Творец предусмотрел в инстинктах фундаментальную типологию -различия в возможностях, способностях, положении и роли в обществе, обеспечив тем самым адаптацию индивида и человеческого рода в целом. Творец сотворил инстинкты как нечто незыблемое, как направляющие динамики эволюции человека. Разнообразие человеческого рода зависит от многовариантности проявления инстинктов, а высшее достижение эволюции человека — это, наверное, появление индивида, в котором все инстинкты проявлены в гармоничном объеме и сочетании. Инстинкты человека проявляются через неосознаваемую сферу психики, пребывая в самых ее глубинах, образуя первичный слой бессознательного. Однако, непознаваемость, глубина бессознательного не случайно ли ассоциируется с образом Богоматери, Бога-Отца в сознании человека? Не имеют ли глубинные слои бессознательного аналогии с архетипом и образом самого Творца. Тогда инстинкты действительно становятся инструментами, посредством которых вершится эволюционный план. А наша задача состоит в том, чтобы найти формы и варианты сотворчества в этом плане, чтобы эволюционный поток существовал не в виде спонтанного нерегулируемого процесса, но чтобы сознательная часть человечества могла ускорять этот процесс, делать его эффективнее. Ведь цель его - рожде-' ние человека с очень высокими характеристиками, очень высокого качества, соответствующего меркам следующего тысячелетия. На наш взгляд, именно в перинатальной психологии кроются возможности управления этими процессами — формирования человека с новым качеством сознания, а значит с новыми высокими адаптивными способностями. Мы выяснили, что базовые инстинкты даются человеку через ДНК родителей, т. е. родители являются носителями потенций будущего ребенка. Но ведь и сами родители могут иметь в глубинах своего бессознательно негативные паттерны, которые усугубляются еще и родовым опытом. Путь ребенка из утробы в этот мир — первичный опыт индивидуальной жизни и этот опыт весьма осложнен той печатью нашего времени, о которой говорилось выше, женщины разучились рожать. Поэтому путь ребенка на этот свет весьма сложен и тернист. Да и пребывание в утробе матери зачастую связано с тяжелыми переживаниями и нагрузками для будущего человека, так как эмоциональное состояние матери и отца не всегда соответствует той идиллии, которая необходима для ощущения гармонии, счастья, целесообразности рождения. В этой связи интересно отметить те находки и систематизации, которые известны нам из трудов С. Грофа (одного из основателей трансперсональной психотерапии) [98].
|