Перинатальные матрицы
В сфере сознания все представления абстрактны и нет четких пределов. Однако, существуют различные структурные схемы и системы, которые помогают глубже погрузиться и исследовать эту таинственную часть человеческого существа. С. Гроф, например, выделяет четыре уровня или четыре области психики и соответствующего им опыта 1) сенсорный барьер; 2) индивидуальное бессознательное; 3) уровень рождения и смерти; 4) трансперсональная область. Большинству людей доступны переживания на всех четырех уровнях. Переживания эти можно наблюдать в период спонтанных трансо-иых состояний (сон, галлюцинация, творческий всплеск, влюбленность), в кризисных состояниях (травмы, операции, наркоз), а также во время сеансов психоделической психотерапии с использованием музыки, ритма, танцев, работы с телом, дыхания, психоделиков. Лабораторные методы изменения сознания - биологическая обратная связь, лишение сна, сенсорная изоляция, сенсорная перегрузка тоже могут вызвать такие явления. Их переживанию спо- ( обствуют различные религиозные, мистические обряды древности, восточные духовные практики (медитации, мантровое пение). Таким образом, существуют естественные и искусственные ме-х.-шизмы вхождения в глубинные сферы сознания и существуют различные приемы, которые непосредственно активизируют бес-i о шательное, выборочно усиливают наиболее релевантный эмоциональный материал и облегчают его выход на уровень сознания, хотя бы в символической, ассоциативной форме. Они (механизмы наведения транса) создают некий внутренний радар, который сканирует систему и ищет содержимое с наиболее сильным эмоциональным зарядом. При этом биографический материал, всплывающий в ходе работы с переживаниями-, можно пережить заново. Это отражается не только на уровне эмоциональных реакций, но и на уровне физических ощущений. Эти релевантные воспоминания образуют чаще всего динамические сочетания (констелляции), которые С. Гроф назвал - «системы конденсированного опыта» (СКО). СКО - это динамическое гочетание воспоминаний, объединенных сильным эмоциональным разрядом, интенсивных телесных ощущений, они представляют собой общий принцип, действующий на всех уровнях психики и не ограничиваются только биографической сферой. На наш взгляд, СКО соответствует тем блокам памяти, которыми занимается геш-, тальт-терапия. Это неотреагированные эмоциональные блоки памяти. Биографические СКО связаны также и с конкретными аспектами процесса рождения. Перинатальные мотивы и их элементы относятся к эмпирическому материалу трансперсональной сферы. Нередко динамическая констеляция содержит материал нескольких биографических периодов, биологического рождения и определенных областей трансперсональной сферы, где элементы объективной реальности могут сочетаться с архетипическими и мифологическими. На психоделических сеансах часто проявляются повторные переживания опасной для жизни болезни, травмы, операции и происшествия с утопа-нием, эти события обычно более весомы, чем обычные эмоциональные психотравмы. Остаточные эмоции и телесные ощущения, возникшие при угрозе жизни или целостности организма, играют значительную роль в развитии самых разных форм психопатологии (С. Гроф, 1994). Например, если ребенок чуть не задохнулся при рождении или пережил разлучение с матерью сразу после рождения, пережил опыт смертельной угрозы, это оставляет неизгладимый отпечаток и влияет на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств - депрессии, тревожности, фобий, садомазохистских склонностей, сексуальных нарушений, мигрени или астмы. Затем, работая с человеком во взрослом состоянии по поводу его психосоматических расстройств с использованием трансперсональных технологий, мы можем вернуться в эти блоки памяти не только на уровне воспоминаний, но и войти в телесные ощущения этого опыта. Переживания этого уровня обычно сопровождаются яркими физиологическими проявлениями (удушье, учащенный пульс, рвота, изменение температуры тела, цвета кожи, появление кожных высыпаний, синяков, дрожь, судороги и другие феномены). В этот момент человек часто ощущает себя утробным плодом, может переживать различные аспекты биологического рождения с очень специфическими достоверными подробностями. Хотя полный спектр этих переживаний нельзя свести только к переживанию отологического рождения, родовая травма видимо составляет ядро процесса. Эта сфера бессознательного и называется перинатальной. Связь биологического рождения с опытом трансперсонального умирания и нового рождения очень специфична, так как позволяет человеку, пережившему этот опыт, прикоснуться к подлинно ду-чонным измерениям психики и стихии коллективного бессознательного. Этот момент никогда не проходит бесследно, а дает мощный толчок к саморазвитию. Столкнувшись с глубокими и сильными ооразами и переживаниями перинатальной сферы, человек самым i грьезным образом задумывается о причинах и смысле человеческого существования. Это провоцирует расширение возможностей го:шания человека и увеличение его жизненного потенциала. Перинатальный уровень бессознательного представляет поэтому важное пересечение индивидуально^ бессознательного с коллективным, традиционной психологии с трансперсональной. С. Гроф ^читает, что проявляется перинатальный опыт в четырех типичных паттернах переживаний, которые глубоко соответствуют четырем клиническим стадиям биологического рождения, которые и могут пить названы базовыми перинатальными матрицами (БПМ). Эти матрицы несут специфическое эмоциональное и психосоматическое содержание и действуют как принципы организации материала на других уровнях бессознательного. Перинатальное развертывание систем конденсированного опыта (СКО) в психотерапевтическом сеансе часто ассоциируется с разнообразными трансперсональными элементами - архетипическими видениями Великой матери или Ужасной Богини матери, Ада или Рая, идентификация с животными, опыт прошлых жизней. Перинатальные матрицы также имеют особое отношение к различным аспектам активности во фрейдовских эрогенных зонах -оральной, анальной, уретральной и фаллической.
|