Студопедия — Современные принципы реставрационных методик.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Современные принципы реставрационных методик.






Реставрация, подобно любому другому виду человеческой деятельности, не является неизменной системой принципов и методов, имеет свое историческое развитие. В настоящее время методы реставрации принципиально зависят от того, во имя чего сохраняется и реставрируется памятник. Например, одна и та же икона в иконостасе действующей церкви, в коллекции старообрядца, собирателя древностей и в экспозиции картинной галереи не будет в полной мере равной самой себе.

В истории реставрации в России можно выделить несколько основных типов общественного отношения к памятникам искусства Древней Руси: религиозный, историко-церковный, или церковно-археологический, субъективно-эстетический, историко-художественный. Каждый из этих типов определяет соответствующие направления и методы реставрации: церковная реставрация, или поновительство, церковно-археологическая реставрация во имя восстановления "чистоты иконографического типа", коммерческая реставрация, научная реставрация. Выбор той или иной концептуальной схемы реставрации, а также и конкретной методики, зависит не только от степени сохранности объекта или технологических возможностей, но и от ориентации на определенный тип восприятия произведения искусства. Влияние реставрации на восприятие произведения, на его прочтение огромно. В этом состоит художественно-эстетическая сущность реставрации.

Основу теории современной реставрации исторических памятников составляет понятие о реставрационном методе и существовании разных реставрационных способов, из которых для современной реставрации имеют значение три:

- консервация, т.е. работы, не изменяющие облик экспоната, сохранившийся ко времени начала реставрации;

- аналитический метод, сложившийся в главных чертах в ходе работ на Афинском акрополе;

- синтетический метод, применяемый как исключение и имеющий в виду во всех случаях целостную реставрацию памятника.

Основные принципы аналитического способа, установленные 2-м Международным конгрессом архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Венеции (1964), можно свести к следующему: художественный памятник - это исторический документ, исторический источник. Отсюда с очевидностью вытекают исходные положения, которыми необходимо руководствоваться при консервации и реставрации памятников, заложенные в основу Венецианской хартии:

· основной целью реставрации является «прочтение» этого документа и тщательное укрепление подлинных древних частей памятника;

· для достижения цели реставрации проводится по возможности наименьший объем работ (все вновь добавленные элементы должны быть выделены, все пристройки выполняются в современном стиле);

· современные приемы реставрации допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений строительной техники и различных физико-химических методов;

· для реставрации могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был сооружен памятник, хотя подделка под подлинный материал не допускается;

· разборка подлинных частей памятника, как правило, исключается, так как современная техника реставрации позволяет укреплять поврежденную кладку без ее нарушения;

· реставрационным работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника: натурные (архитектурное и инженерное) и историко-архивные изыскания.

Современная реставрация произведений изобразительного искусства и материальной культуры видит одной из своих целей их восстановление в состоянии, наиболее близком к первоначальному. Сегодня научная реставрация развивается на основе изучения материалов и технологии создания объекта, причин и видов его разрушений и привнесенных искажений, глубокого изучения истории искусства и материальной культуры.

На современном этапе развития науки и техники общая тенденция при работе с памятниками сместилась в сторону консервации. На это указывают исследования Л.А. Лелекова, Ю.Г. Боброва, В.Г. Белозерова, А.А. Галышевича, Б.Т. Сизова, М.Г. Малкина и др.

Так, Л.А. Лелеков, в статье «Проблемы теории и методологии реставрации» пишет: «…Наметился ряд принципиальных подходов в области практической реставрации. Мы наблюдаем новый взгляд на «подлинность», методы реставрации и профилактики. Превентивная консервация становится все более актуальной и признается неотъемлемой частью реставрационной деятельности, и тем более необходимой становится объективная обоснованность практических методов. От них зависит подлинность оригинала, в том числе самого материала, формы и ее исторической значимости»[5].

Таким образом, важнейшими принципами современной научной реставрации являются: принцип минимального вмешательства в исторический материал, принцип обоснованности и определения любого реставрационного вмешательства, научности, стилистической реставрации, историзма и принцип правового урегулирования взаимоотношений в данном виде деятельности.

В настоящее время в связи с повысившимся интересом к антиквариату, появлением рынка произведений искусства, множества частных картинных галерей, на рынке появилось большое количество подделок под старину. Поэтому возрос спрос на специалистов в области реставрации. Спрос породил предложение, и открылось множество краткосрочных курсов, готовящих новые поколения реставраторов, уступающих по своим профессиональным качествам тем, которые прошли школу государственного обучения, высокопрофессиональных и научно подготовленных специалистов.

Сегодня понимание задач реставрации памятников культуры все чаще опирается на утверждение академика Д.С. Лихачева о том, что реставрирование... может рассматриваться как “лечение”. Всякое же лечение предусматривает диагностирование болезни, установление общего состояния организма и в дальнейшем частичное или полное его выздоровление. Но лечение может быть неправильным, и тогда действие времени на памятник не только не ослабляется, но усиливается. Порча, создаваемая неправильной реставрацией (неправильным пониманием ее существа, неправильным пониманием самого памятника) оказывается самой губительной из всех, которой так или иначе подвергается памятник, ибо неправильная реставрация захватывает самую суть памятника... Какую-то более или менее значительную его часть делает фальсифицированной, трудно отличимой... от живой и достоверной его основы. Всякий памятник есть документ своей эпохи. Неправильное лечение этого “документа”, неправильные задачи, которые ставит перед собой реставратор, или его попытки к “сотворчеству” приводят к тому, что документ частично или полностью заменяется макетом»[6].

Итогом исторического развития реставрационного дела в наши дни стало не только развитие профессионального образования реставраторов, но и утверждение и систематизация реставрационной терминологии. Был создан и опробован в работе словарь реставрационных терминов, в настоящее время создана база данных новейших материалов, инструментов, методик.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 244. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия