Тема 14. Основные категории философии права
Часа Цель занятия: – понять специфику категориального уровня правосознания; выработать мировоззренческую установку на признание историко-культурного своеобразия системообразующих категорий в праве различных обществ, народностей, сформировать умения сравнения систем права с позиции философии. План 1. Общая характеристика категорий права. 2. Категории, выражающие сущность права как формы организации социальной жизни общества. 3. Категории, определяющие своеобразие западноевропейского правосознания. 4. Категории, определяющие своеобразие российского правосознания. Темы докладов Выражение сущности права в системе философских категорий. Право как действительность свободы. Структура правосознания. И.Ильин: аксиомы правосознания. Основные парадигмы современного правосознания. Литература: [ №№1–4, 6, 10, 11] Методические рекомендации По первому вопросу. Материал по данному вопросу носит установочный для всего семинара характер. При изучении его необходимо исходить из раскрытой на предыдущем занятии специфики категориально-идейного уровня, который присущ каждой форме общественного сознания. Обоснуйте тезис о философском характере категорий правосознания. Следствием данного обоснования должно явиться понимание и раскрытие, по крайней мере, трех основополагающих идей: · в категориях правосознания выражается диалектика социальной реальности; · в категориях правосознания выражена совокупность условий существования права; · в категориях сконцентрированы принципы логики правосознания. По второму вопросу. Этот вопрос связан с раскрытием содержания и смысла тех категорий, которые отражают своеобразие права в системе форм социальной жизни людей. Они составляют основу структурно-функционального анализа права. Прежде всего, вы должны выяснить и выразить содержание таких категорий, как право, правоотношение, правомочие, притязание, мера, закон, норма, обязанность, ответственность и т.п. По третьему вопросу. Третий вопрос посвящен характеристике сущности западноевропейского права. Своеобразие этой сущности отражено в совокупности таких системообразующих категорий-идей, как свобода, равенство, справедливость, правовой закон, естественное право, гражданское общество. Из них первые три являются элементами и таких форм общественного сознания, как политическое, моральное, экономическое, религиозное. Что придает им философско-правовой смысл? Лучше всего вы поймете суть поставленных вопросов, если обратитесь к изучению трактовки этих категорий в философско-правовых теориях Г.Гегеля, И.Канта, К.Маркса. По четвертому вопросу. Последний вопрос семинарапосвящен характеристике сущности российского права. Своеобразие этой сущности выражено в таких системообразующих идеях-категориях, как, правда, милость (милосердие), служение, страдание и т.д. Основанием для выделения их и сопряженных с ними категорий является признание религиозно-нравственных доминант в российском общественном сознании. Как в свете этих категорий предстают в российском правосознании идеи свободы, равенства и справедливости? Большую роль в проведении семинара могут сыграть доклады на предложенные темы или краткие рефераты по произведениям названных мыслителей. Раздел III. Прикладные философские аспекты юридического знания Тема 15. Философия российской государственности и права Часа Цель занятия: - осмыслить философские представления о культурно-исторической специфике государственно-правового развития России, выявить особенности формирования российского правового государства, сформировать умения грамотно и обоснованно излагать собственную позицию по вопросам с учетом междисциплинарных связей. План 1. Историко-культурная специфика формирования российской государственности: философский анализ. 2. Правовая идеология российского консерватизма 3. Правовая идеология российского либерализма. 4. Правовое государство на современном этапе развития российского общества.
|