Социально-психологические механизмы общения.
Механизм общения – социально психологические явления и процессы, возникающие в результате взаимовлияния людей друг на друга, которые оказывают самое непосредственное воздействие на уровень их коммуникативной активности, глубину и полноту их психологического контакта и взаимопонимания, на характер и эффективность их коммуникативного поведения. Механизмы общения реализуют силу и потенциал внутригруппового и массового взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Но также включают в себя и способы дезинтерграции – групповой дифференциации, негативизма, деструктивного заражения. Механизмы общения носят преимущественно неосознаваемый, спонтанный и не поддающийся социальному контролю характер. Заражение и подражание имеют более древнее происхождение, нежели механизмы убеждения и моды. Заражение, внушение, подражание и мода доминируют в сфере психического бессознательного поведения, а механизм убеждения предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и духовного развития взаимодействующих индивидов. Механизмы общения создают эффект взаимоусиления (заражение, подражание, внушение). Механизмы общения действуют в режиме противоречия друг другу (убеждение и внушение). В одном механизме могут совмещаться противоположные механизмы, доминирующие на различных стадиях развития (мода). Заражение – форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека, характеризует бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям через передачу психического настроя, накал чувств и страстей. Сила нарастания накала страстей прямо пропорциональна величине аудитории и степени эмоционального накала индуктора. Заражение используется с целью усиления групповой сплоченности, как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности. Внушение – процесс одностороннего активного и персонифицированного воздействия одного индивида на другого или групп людей. Внушение рассматривается недавно, но является древним механизмом общения. Заражение и внушение влияют друг на друга, при помощи внушения может осуществляться заражение группы или большой массы людей сильными настроениями. В отличие от заражения внушение исключает психическое состояние равновеликого сопереживания идентичных эмоций и представлений объектом и субъектом внушения. Внушение носит односторонний характер, внушающий должен заразить других, но оставаясь на высоком уровне самоконтроля. Развитие внушения связано с развитие вербальной активности человека и его индивидуальности. Акт внушающего воздействия может носить в различной степени осознанный характер. В отличие от убеждения, внушение адресовано готовности получить распоряжение, инструкцию к действию, а не к логике и разуму личности. Внушение действует путем прививания психических состояний. Внушение действует на впечатлительных лиц, не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, неуверенных в себе, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений. Внушение применяется как метод активизации групповой деятельности, а также медицинских целях. Убеждение: 1.) специфический элемент системы представлений и взглядов человека, неотделимых от его жизненного опыта, и побуждений к деятельности; 2.) процесс освоения внешнего мира, предполагающий качественное изменение исходных установок под влиянием жизненного опыта и идейного воздействия извне; 3) способ сознательного и организованного воздействия на психику индивида извне. Убеждение используется для того, чтобы превратить сообщаемую информацию индивиду или группе лиц в систему установок и принципов личности. Убеждение основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение того, кто ее воспринимает. Степень эффективности убеждающего воздействия зависит от степени заинтересованности в этом человека, на которого направленно данное воздействие. Результатом убеждения может стать бессознательное поведение. Процесс слияния и перерастания убеждений в побуждения личности является одновременно и высшим критерием прочности и действенности сформировавшихся убеждений. Эффективность убеждений – предполагает воздействие на рациональную и эмоциональную сферы. Условие эффективности: 1.) содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности; 2.) убеждения должны строиться с учетом индивидуальных особенностей; 3.) убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным; 4.) убеждения должны содержать обобщенные положения и конкретные факты; 5.) необходимо анализировать факты поведения, которые одинаково известны собеседникам; 6.) убеждая других воспитатель должен сам глубоко верить в то, что он сообщает. Подражание – направленно на воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, которые характеризуются и сопровождаются при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью. Под влиянием подражания формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности – идеи, вкусы, наклонности, манеры поведения. Особенно велико положительное значение подражания на ранних ступенях становления и развития человеческой личности. Выделяют внешние и внутренние факторы предрасполагающие к подражанию. Внешние – поведение человека, находящегося в каких либо необычных обстоятельствах. Внутренние – бедность внутреннего мира индивида. Подражание – это не только слепое копирование и повторение, но и творческое воспроизведение того или иного примера. Подражание – воспроизведение образца или примера, с учетом имеющегося опыта и обстоятельств воспроизведения. Мода. Это специфическая и весьма динамичная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов и увлечений. Мода – это своеобразный социально-психологический механизм человеческого общения, придающий ему высокую подвижность. Мода оказывает влияние на экономическую жизнь и определяет потребление. Мода подчиняется действию ряда социально-психологических механизмов коммуникативного поведения людей: уподобления (конформность, не выделяться) и обособления (выделение из массы людей). Мода представляет собой определенный образец поведения, который обладает высокой степенью устойчивости и сопротивляемости в пределах своего существования. Мода обладает большой силой санкционирующего воздействия на поведение, вкусы, и систему ценностей различных социальных групп. Мода является формой нетрадиционного поведения и первоначально содержит в себе момент отрицания определенных эстетических и нравственных представлений, вкусов и обяззанностей. Мода консервативна потому, что возникнув и отрицая что-то в старом, она сама претендует на то, чтобы обрести авторитет непререкаемого стандарта, поощряющего лишь к воспроизведению заданного образца. Она также отличается ограниченностью, локальностью социальных масштабов всех модных нововведений. Мода является средством психологической защиты от различных стрессогенных факторов социальной жизнедеятельности людей. Она является фактором стабилизации образа жизни человека в потоке разнообразия и изменений порождаемых научно-технической революцией. Мода деперсонификациирует – она сводит к стереотипу человеческое поведение, эмоции, вкусы. Мода является стимулятором психической активности, инициативы перемен и разнообразия в образе жизни человека. Мода компенсирует неудовлетворенные потребности личности или социальной группы, выступая в качестве регулятора социальных потребностей. Мода является фактором стимуляции психической жизнедеятельности человека. Способствует психической разрядке, и обновлению жизненных впечатлений. Мода является способом самовыражения личности, с учетом ее индивидуально типологических особенностей. Мода компенсирует потребность индивида во внимании окружающих, в самовыражении, не требуя особых творческих усилий. Мода выступает как способ повышения самооценки. Мода является альтернативой творческой активности человека направленной на внутреннее обновление условий его жизнедеятельности. Мода освобождает индивида от доминанты прошлого опыта и помогает ему овладеть механизмом оперативного переключения внимания и активности с одной ситуации на другую. Но мода это всего лишь суррогатный способ замещения потребностей индивида.
|