Соц.-псих.феноменология толпы. Псих.причины влияния толпы на чел-а
Толпа это относительно кратковременное, слабоорганизованное и бесструктурное скопление (сборище) множества людей, связанных между собой общим эмо состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деят-ть. Лебон: толпа представляет собой продукт и проявление некой коллективной души. В соответствии с законом «духовного единства толпы» (Лебон), индивид, независ. от его образа жизни и рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать совершенно иначе, чем сам по себе. Он думает и действует так, как ему велит состояние «коллективной души» толпы. Черты толпы: импульсивность, изменчивость, заразительность и раздражительность, легковерие и податливость внушению, даже гипнозу, преувеличенность и односторонность чувств, нетерпимость, авторитарность и консерватизм. «Человек толпы»: в толпе сознат-ая личность исчезает, чувства и мысли всех участвующих в толпе приобретают одно направление; чувство отвественности исчезает; индивиди приобретает сознание непреодолимой силы=>он подается инстинктам, кот.никогда не дал бы волю, будь он один. Толпа по мнению Поршнева – случайное множество людей, между ними нет внутренних связей, они становятся общностью лишь в той мере в какой охвачены одинаковой негативной разрушительной эмоцией по отношению к чему либо. Этапы формирования толпы: 1) образование ядра толпы (объект интереса — возбуждающее событие; зачинщики; складывается по влиянием рационалистических соображений и ставит перед собой определен.цели;=>обрастает лавинообразно и стихийно (толпа увеличивается); начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять эмоц-ые потреб-ти через психич.взаимодействие); 2) процесс кружения (чувства обостряются сильнее и возник.готовность реагировать на инф-ию, поступающую от присутствующих; нарастает возбуждение); 3) появление нов.общего объекта внимания (на кот.фокусируются импульсы, чувства и воображение людей; обект интереса — образ, создаваем.в процессе кружения в разговорах участников толпы; объект становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое); 4) активизация индивидов через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту; побуждает приступить к конкретным, часто агрессивным, действиям). Слухи в толпе: характерный способ передачи и распространения инф-ии в толпе; функции: - ориентации участников толпы в складывающейся ситуации; - выступают в качестве коллективного процесса принятия решения. Олпорт и Постмэн сформулировали закономерность, согласно кот. интенсивность слухов является функцией, производной от степени заинтересованности людей в предмете слуха и уровня неопределенностей имеющейся информации по интересующему людей вопросу: интенсивность слуха = заинтересованность Х неопределенность; в процессе пересказа слухи упрощаются. Паника (возникает при авариях, пожарах, стихийн.бедствиях) — это соц-псих-ий феномен проявления группового аффекта страха. Первичным является индивид-ый страх, кот. выступает предпосылкой группового =>возникновение паники. Основная черта — стремление к самоспасению. При этом страх блокирует способность рационально оценивать ситуацию и препятствует мобилизации волевых ресурсов. В неорганиз-ых, слабо сплочен. группах может провоцироваться даже минимальной опасностью; не имеет границ. Терроризм (с лат. страх, ужас): 21 век — эра терроризма. Террор — это политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами. Псих-ия террористов: Весь мир замыкается на своей группе, орг-ии, на целях своей деят-ти; орг-ия накладывает жесткие требования на индивидуальность чел-а, ограничивая свободу его выбора; рацион-ые компоненты в поведении и характере почти отсутствуют, а эмоц-ые преобладают до степени аффекта; изварщенные представления о справедливости. Преступные группы характериз-ся: 1) разделением ролей; 2) наличием лидера; 3) общностью цели и совместной деят-ти; 4) устойчивыми межличн-ми отношениями и сплоченностью группы; 5) псих-им единством группы («мы»). Качества бойца (ислам.движение Хамаз): 1. Преданность своему делу и своей орг-ии; 2. Готовность к самопожерт-ию; 3. Выдержанность, дисциплинир-ть, способность контролир-ть св
|