Зрительное осознание
Одна из хорошо проработанных концепций (Крик, Кох, 1992) основана на анализе осознания зрительно воспринимаемых событий. Она называется прожекторной теорией и основывается на роли внимания, создающего “луч прожектора”. Эта теория восходит к представлению И.П. Павлова о сознании как светлом пятне — фокусе возбуждения, перемещающемся по коре мозга. Любая удовлетворительная теория должна пытаться объяснить как можно больше различных аспектов сознания: эмоции, воображение и т.д. Посредством зрения человек получает наибольший объем информации. Зрительное осознание — не просто рассматривание находящихся перед глазами предметов: мозг при этом совершает сложнейший анализ поступающей информации и сопоставляет ее с той, что хранится в памяти. Он постоянно фиксирует трехмерное представление о среде, в которой пребывает. Рис. 12.1. Ш.Е. Супоров. Апокалипсис (Science. 1998. January/February). При восприятии объектов мозг не только схватывает видимую человеком часть, но и вызывает к жизни зрительный образ того, что находится на недоступной глазу в настоящий момент стороне (рис. 12.2). Это хорошо прослеживается по детским рисункам, где ребенок, глядя на предмет, рисует не то, что реально составляет его зрительный образ, а то, что знает о предмете. Например, он может нарисовать четыре ножки у стола, хотя ему видны только две (рис. 12.3). Таким образом, доступная глазу информация не обеспечивает ту интерпретацию событий, которую мы воспринимаем на ее основе. Для этого мозг активно восстанавливает необходимую дополнительную информацию из памяти и использует предшествующий опыт. Это позволяет, например, воссоздать объемное изображение при восприятии двухмерных сигналов, падающих на сетчатку глаза. Ярким примером активной включенности мозга в анализ зрительной информации может быть достраивание каждым полушарием целого лица на основе изображения той половины лица, информация о которой попадает в это полушарие (см. гл. 4).
Р. Джекендофф (см.: Крик, Кох, 1992) выдвигает предположение о существовании промежуточного уровня сознания. Он обосновывает свои умозаключения тем, что человек осмысливает лишь часть преобразований мозга по восприятию зрительного сигнала. Образ, который видит человек, связан с его представлением о непосредственно воспринимаемых плоскостях вместе с их очертаниями, ориентацией, цветом, текстурой, движением. Это изображение больше, чем двухмерное, поскольку несет в себе ориентацию видимых плоскостей. Но оно меньше, чем трехмерное, потому что информация о глубине в явном виде в нем не представлена. На более высоком уровне переработки информации мозг восстанавливает из нее объемное изображение. Мозг не только преобразует плоское изображение в трехмерное, но и осуществляет обратную операцию. Р. Джекендофф убежден, что у человека нет зрительного осознания такого трехмерного представления. Изображение может быть представлено в явном и неявном виде. Явное изображение — это то, что символизируется, не подвергаясь дальнейшей переработке. Неявное изображение содержит точно такую же информацию, но требует дополнительной переработки, чтобы стать явным. Например, набор цветных точек на телевизионном экране несет представление об объекте в неявном виде, в явном виде заданы лишь сами точки и их место- положение на экране. При просматривании такого изображения мозаика активности нейронов воссоздает явный образ объекта. Этот паттерн разряжающихся нейронов называется активным представлением (Крик, Кох, 1992). В мозге хранится и скрытое представление об этом же объекте, возможно, в виде особого сочетания синаптических связей между нейронами. По-видимому, мозг сохраняет в латентном состоянии огромное количество подобных паттернов об известных ему объектах. Когда человек задумывается о том или ином объекте, образ переходит из неявного состояния в активное, что сопровождается импульсным возбуждением соответствующих нейронов. Один и тот же объект может быть представлен в мозге различным способом — в виде зрительного образа, набора слов, соответствующих звуков, прикосновения или запаха, которые тесно взаимодействуют между собой, поддерживая друг друга. В создании представления участвует множество нейронов, расположенных в различных областях мозга и включенных в сложную иерархическую и пространственную организацию. Изучение импульсной активности нейронов в разных отделах мозга обезьяны и человека, а также наблюдения за последствиями некоторых мозговых травм свидетельствуют о том, что различные характеристики одного и того же объекта и связанные с ним представления об отношениях между объектом и рассматривающим его человеком могут быть обеспечены возбуждением нервных клеток в разных отделах мозга. Полное представление о каком-то предмете формируется на основании более частных представлений. Одним из них может быть общая характеристика предмета. Нейроны, участвующие в ее организации, чувствительны к" точным параметрам объекта и слабо реагируют или не отвечают совсем на другие, например, изменения его ориентации в пространстве. Так, у обезьян одни нейроны возбуждаются на поворот лица в определенном направлении, другие — на направление, в которое устремлен взгляд. Частные представления о том же предмете могут включаться как в полное, так и располагаться в других отделах мозга. Например, в случае представления о лице такие признаки, как пол человека, особенности его характера и темперамента, была ли с ним встреча прежде, могут коррелировать с нейронной активностью в различных участках мозга. Ф. Крик и К. Кох допускают возможность существования очень нестойкой формы “мимолетного” сознания, в которой имеются лишь относительно простые признаки объекта и которая не связана с подключением внимания. Мозг воссоздает из активности “мимолетного” сознания образ, на котором сосредоточивается наблюдатель, т. е. то, что он ясно и живо видит и что требует работы внимания. Последнее активирует объемные представления об объекте и подключает представления более высокого когнитивного порядка. Ясное сознание отличается рядом особенностей. В частности, полное осознание возможно лишь при наличии активного внимания и неповрежденной кратковременной (оперативной) памяти. До сих пор нет четких доказательств необходимости участия долговре- менной памяти в процессе осознания. Однако воипршнис mnui^ ” требует обязательного обращения к энграммам, долговременно хранящимся в мозге, для полноценной переработки информации, поэтому в норме она, безусловно, включена в процесс осознания. Вместе с тем, как показывают некоторые наблюдения за больными, способность к долговременному запоминанию нового материала для сознания не является облигатной, в то время как сохранность оперативной памяти — необходимое условие. Для понимания того, что представляет собой человеческое сознание, используют математическую теорию хаоса. С этой точки зрения, изменяющееся состояние динамической нейрональной суперсети с ее варьирующими участниками в виде ансамблей нейронов коррелирует с изменениями состояния сознания. Таким образом, поток траекторий суперсети в гиперпространстве и являет собой поток сознания (Globus, Arpaia, 1994).
|