Игры. Обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В.Петрусинского. Книга 5. Педагогические игры. Москва, 1994. 10 страница
5.2.16. НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ (нужно подобрать учебный материал для усвоения)
Недостатком любого курса обучения является то, что какая-то часть материала оказывается плохо усвоенной. Можно ли этот недостаток обернуть в позитивное качество? Можно ли этим воспользоваться и скомпенсировать трудности усвоения? Давайте попробуем провести эксперимент. Каждому даем учебник. В ограниченное время, пролистав учебник, нужно усвоить заданную главу. А потом посмотрим, что оказалось за пределом усвоения. Итак, ведущий определите, какую главу учебника мы будем изучать. Задайте время, не более 10 минут для изучения текста. Возьмите учебники, найдите нужную страницу. Пока без команды не начинайте изучение. (Гонг). А теперь, если все готовы, приступайте к изучению. Начали. (Гонг). Заканчиваем. Закройте учебник. Теперь каждый сформулируйте несколько вопросов — что вам оказалось непонятным в данном тексте. Напишите эти вопросы. Просим вас. (Гонг). А теперь можно провести конкурс на самый полный и интересный вопрос. Ведущий, соберите все записки и найдите среди них самый интересный вопрос. Пока ведущий ищет, предлагаем каждому пролистать еще раз учебник и постараться найти ответ на интересующие вас вопросы. Пожалуйста,. (Гонг). Итак, заканчивайте. Ведущий, опубликуйте самый интересный вопрос. Просим вас. (Гонг). Если есть желающие ответить на него, пожалуйста. Но мы, все-таки, даем возможность всем желающим просмотреть еще раз текст и найти ответ на него. Пожалуйста. (Гонг). Заканчиваем. Теперь можно дать ответ на самый интересный вопрос. Просим вас. (Гонг). Если есть еще интересные вопросы, сообщите о них, возьмите время на подготовку, давайте заслушаем желающих. Пожалуйста. (Гонг). Теперь давайте подведем итог. Желающие могут выступить. Пожалуйста. (Гонг). На этом занятие закончено. (Гонг). 5.2.17. СОРЕВНОВАНИЕ НА ЛУЧШУЮ ШПАРГАЛКУ (нужно заготовить учебный текст)
Известно, если сделать хорошую шпаргалку, легко и без нее сдать экзамен. Конспектировать учебные материалы пытаются видимо все, но ведь никто не учит искусству краткого, образного и доходчивого отображения учебной информации так, чтобы это было понятно всем. Давайте попробуем провести соревнование, на лучшую шпаргалку. Всем раздаем учебный материал, ведущий определяет тему и каждый в заданное время пытается составить по ней шпаргалку. И не просто шпаргалку, а произведение искусства. В центре шпаргалки постарайтесь изобразить несколько самых главных ключевых понятий. Напишите их разным шрифтом, обведите. В стороны проведите стрелки, линии. Отразите, с какими понятиями соотносятся ваши ключевые слова. Можно изобразить рисунки-символы. Можете творить, выдумывать, пробовать. Одно лишь условие: сама шпаргалка должна быть понятна любому из присутствующих. Спустя заданное время мы устроим конкурс. При этом, в оценке шпаргалок будут участвовать все. Итак, взяли учебники и листы бумаги, каждый самостоятельно делает шпаргалку, но свое творение пока не публикует. Начали процесс творчества. Просим вас. (Гонг). Время истекает. Сейчас давайте проведем оценку сделанной работы. Для удобства, ведущий, соберите работы и перетасуйте их. (Гонг). Теперь договоримся: кто кому передает для оценки шпаргалки. Ведущий раздает шпаргалки для их оценки каждым и передачи соседу. Ставьте на листочке оценку от 0 до 3 баллов. Все шпаргалки передаете по кругу. Начали оценку. (Гонг). Заканчиваем. Итак, игроки, найдите свою шпаргалку и просуммируйте баллы. Пожалуйста. (Гонг). Ведущий, определите победителей сегодняшнего соревнования - первые 5 мест. Пожалуйста. (Гонг). Пусть авторы расскажут о своих замыслах. Просим вас. (Гонг). В заключение, подведем итог. (Гонг). Занятие окончено. (Гонг).
5.2.18. ДЕТЕКТИВЫ (нужно подготовить учебные тексты и замазать в них несколько важных слов)
Как ни странно, человеческая натура не всегда уважает простоту и ясность. Процесс распутывания сложного клубка событий и фактов позволяет прийти к простоте и ясности. Воспользуемся этим. Раздадим текст, в котором отсутствуют весьма важные понятия, без знания которых текст не может быть понят. Но, если среди присутствующих найдутся детективы, которые докопаются до истины и додумаются до смысла, усвоить весь текст не составит никакого труда. Итак, раздаем текст. Каждый пытается определить, что именно там замазано, и, как только появится обоснованная версия, поднимает руку. Просим вас. (Гонг). Не торопитесь высказывать свои догадки, тихо напишите догадку в листочек и сверните его. Теперь, когда большинство додумалось, опубликуем результат и отметим победителей. Ведущий, руководите. (Гонг). Подведем общий итог. (Гонг). На этом занятие заканчивается. (Гонг).
5.2.19. ПОДСКАЗКА (заготовить учебный текст)
Плохо, когда на уроке подсказывают. С этим можно бороться разными способами. Но можно попытаться использовать такое стремление любителей подсказки на благое дело. Попробуем это сделать. Давайте весь урок построим на подсказках. Заранее договоримся об одном условии. К доске выходит учащийся, который совсем не знаком с изучаемой темой. Разрешается всем желающим подсказать ему содержание урока, называя только одно слово. Каждому разрешается в течение всего рассказа сделать только одну подсказку из одного слова. За выдающуюся подсказку, отмеченную выступающим словом "приз", можно получить право на повторную подсказку. Итак, желающий выступить в роли рассказывающего "то, не знаю, что" может на минуту выйти из класса, а ведущий тем временем определит тему и раздаст учебный материал всем подсказывающим. Итак, водящий выходит из класса, а ведущий готовит ему сюрприз. Пожалуйста. (Гонг). Итак, готовы? Приглашаем водящего - выступающего. (Гонг). Продумываем свои наводящие реплики - подсказки, стараясь получить приз водящего. Ведущий.также имеет право разрешит» внеочередную подсказку. Итак, начните с формулировки темы, далее - содержание урока. Начали. (Гонг). Заканчиваем. (Гонг). Теперь давайте подведем общий итог: оценим подсказки, интуицию и находчивость выступающего. Пожалуйста. (Гонг).
5.2.20. ПСИХОДРАМА (каждому участнику предварительно подготовить сценарий, в котором скрыто представлен какой-либо из недостатков присутствующих)
Каждый из нас делает ошибки. Но особенно нелепыми представляются недостатки, когда на них смотришь со стороны. А ведь именно недостатки мешают нашему совершенствованию, внутренней и внешней гармонии, уравновешенности, взаимопониманию, любви и согласию. Давайте представим себе, что мы в зрительном зале. Пришли посмотреть со стороны жизнь — как она видится глазами выступающих. Поразмыслить... И где-то увидеть себя глазами других людей... Давайте сейчас каждый выступит и расскажет, а, может быть, и покажет, драму, которой могло бы и не быть, если бы не недостатки. Но эти недостатки срисованы с жизни, т.е. с присутствующих здесь. И, будучи зрителем, каждый может задуматься ощутить себя действующим лицом, если ему эти недостатки также присущи. Пусть каждый попытается соотнести трагедию героя со своими проблемами и, может быть, узнать себя в герое. В сюжете герой мог бы достичь вершин и успеха, но именно остаток сыграл решающую, может даже трагическую роль — и все благие порывы оказались неосуществленными. Пусть это будет трогательная, эмоциональная история, где случай определяется фактически реально созданными жизнью условиями. Постарайтесь вызвать у присутствующих глубинные чувства, эмоции, сострадание и желание самовозрождения. И будем оптимистами — еще не все потеряно и зависит только от нас. Поэтому нужно только очень захотеть сделать шаг навстречу себе! Именно такое желание должно вызвать каждое выступление. Не бойтесь навернувшихся слез, обиды за себя и других, неожиданных эмоций... Итак, на подготовку ваших кратких выступлений отводится не более пяти минут. Можете написать себе короткий план. Можете объединиться с кем-то для совместного выступления и его репетиции. Пусть ваша фантазия работает без ограничений. Просим вас. (Гонг). Заканчиваем. Теперь просим выступить всех желающих. Зрители могут оценить выступления оценками от 0 до 3 очков. Записывайте. Ведущий, руководите. Начали. (Гонг). Заканчиваем выступления. Давайте определим победителей и среди выступающих (кто набрал наибольшее количество очков), и среди зрителей (кто поставил наибольшее количество очков). Ведущий, подведите итог. (Гонг). На этом наша встреча заканчивается. (Гонг). 5.2.21. ЛОЖЬ ИЛИ ПРАВДА (раздаточный материал) Ознакомьтесь с основными признаками проявления в жестах правды или лжи:
5.2.22. ДОВЕРИЕ - НЕДОВЕРИЕ (раздаточный материал) Ознакомьтесь с основными проявлениями в жестах доверия или недоверия:
5.2.23. ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ(игровая часть; используется раздаточный материал)
Известно, что при общении около половины информации передается за счет невербальных средств, главное из которых - язык телодвижении. Язык телодвижений особенно значим для оценки межличностных отношений. Опытный преподаватель умело использует анализ языка телодвижений учеников для контроля за эмоциональной ситуацией в классе, правда, делает это чаше всего неосознанно. В этой игре мы предлагаем вам использовать наблюдения за непроизвольными телодвижениями собеседников для оценки степени достоверности передаваемой информации и эмоциональной реакции при ее восприятии. Пусть один из вас будет рассказчиком, а другой — слушателем. Остальные — разбейтесь примерно на две равные группы - вы будете наблюдателями. Итак, два волонтера, один из которых сначала будет рассказчиком, а другой слушателем, выйдите вперед и встаньте или сядьте так, чтобы вас было хорошо видно наблюдателям. (Гонг). Группа наблюдателей должна сесть слева от собеседников, а другая - справа, пожалуйста. (Гонг). Собеседники, постарайтесь вспомнить или придумать по две истории, которые бы; внешне выглядели достаточно обычно и правдиво, но вы-то точно бы знали, что все это либо правда, либо ложь от начала до конца. Пока собеседники думают, кто-нибудь из членов левой or собеседников команды наблюдателей, возьмите раздаточные материалы (ложь — правда) и ознакомьте с его содержанием свою команду. Члены правой команды наблюдателей, возьмите листочек с признаками верю — не верю. Члены обеих команд, приготовьтесь записывать. Каждому из вас нужно будет фиксировать все жесты и телодвижения, которыми будет сопровождаться беседа. (Гонг). Внимание! Сейчас по команде один из собеседников начнет свой, якобы правдивый рассказ, а командам наблюдателей нужно будет внимательно смотреть за жестами и микродвижениями, которыми будет сопровождаться беседа и по ним решить — правдиво изложена рассказчиком история, или нет, а также поверил этой истории слушатель или не очень. Левая команда слушает, сверяясь со своим листочком, и решает, грубо говоря, "врет или не врет" рассказчик. Правая команда оценивает "верит или не верит" слушатель. Начали! Разговаривать наблюдателям с собеседниками — нельзя! (Гонг). Внимание! Теперь собеседники меняются ролями. Тот, кто рассказывал — слушает, тот, кто слушал — рассказывает. Наблюдатели работают как и в предыдущем случае. Начали! (Гонг). Внимание! Члены левой команды, выскажите свое мнение о том, какой рассказчик лгал, а какой говорил правду. Обоснуйте • свои высказывания используя ваш листок. Начали! (Гонг). Внимание! Члены правой команды, выскажете свое мнение о том, какой слушатель поверил рассказу, а какой нет. Обоснуйте свое решение. Собеседники молча слушают и "мотают на ус", у них в запасе еще по истории. Начали! (Гонг). Внимание! Собеседники, скажите нам чистую правду — можно ли верить вашему рассказу и поверили ли вы сами в рассказ вашего партнера? (Гонг). Внимание, команды! Обменяйтесь листочками. Теперь левая фиксирует реакции слушателя, а правая - жесты рассказчика. Постарайтесь не ошибиться, а>чтобы вам это было не просто, пусть собеседники постараются сгладить или исказить свои двигательные эмоциональные отклики. Посмотрим, насколько это им удастся. Итак, слушаем рассказы, затем обсуждаем реакции рассказчика и слушателя, сопоставляем свои оценки с мнением собеседников, еще раз обсуждаем и заканчиваем игру. А пока -слушаем рассказы, начали! (Гонг).
5.2.24. СИМПАТИЯ - АНТИПАТИЯ (раздаточный материал) Ознакомьтесь с основными проявлениями в жестах симпатии или антипатии:
5.2.25. СИМПАТИЯ - АНТИПАТИЯ (игровая часть)
Существует ряд коммуникационных жестов, зная которые, можно со значительной уверенностью определить эмоциональное отношение к вам вашего собеседника. Умение выделять и понимать эти жесты важно для любого человека, а особенно для тех, кому часто приходится выступать перед большой аудиторией. В этом случае, успех зависит прежде всего от того, симпатизирует ли вам большинство слушателей или нет. В этой игре мы попробуем освоить анализ языка жестов, отражающих эмоциональную оценку одного человека другим или, проще говоря, кто нравится, а кто не нравится. Большинство таких жестов на интуитивном уровне нам известно, и мы ими прекрасно пользуемся, поэтому попросим сейчас выйти вперед две пары добровольцев, которые уверены, что достаточно хорошо понимают, о чем пойдет речь. Им предстоит показать два этюда на предлагаемые обстоятельства, так, как это делают актеры. Один этюд мы назовем "Знакомство": в нем обаятельный мужчина должен попытаться познакомится и добиться взаимности в симпатиях с очаровательной незнакомкой. А второй этюд мы назовет "Презентация": в нем энергичный предприниматель (впрочем, это может быть и дама) должен вызвать симпатию к своим идеям и добиться их поддержки у влиятельного и богатого бизнесмена или, так сказать, "бизнесвумен". Итак, "Знакомство" и "Презентация" - два этюда. Просим выйти по два участника. (Гонг). Внимание! Каждый этк будет длиться по пять минут. Мы предлагаем тем участникам, кто будет игра роль очаровательной незнакомки и богатого бизнесмена подготовить по пять маленьких листочков, а на каждом листочке написать слово "да" или "нет. Всего должно быть три слова "да" и два "нет". Листочки эти вы потом свернете так, чтобы не было видно написанного, тщательно перемешаете, а затем, г сигналу гонга, которые будут звучать ровно через одну минуту, вам нужно будет выбирать по одному листочку и так, чтобы не подглядел ваш собесе ник, прочитывать их. Если написано "да", то вы будете поддаваться на уговоры, если "нет", то придется всячески возражать. Итак, подготовьте листочки этой своеобразной лотереи: три со словом "да" и два со словом "нет". Играющим роль обаятельного мужчины и энергичного предпринимателя совету{ собраться и продумать пока тактику и стратегию своего поведения, остальные участники игры путь возьмут раздаточный материал (признаки симпатии антипатии), ознакомятся в его содержанием, а затем приготовятся записывать. Вы будете зрителями, а точнее - наблюдателями. Вам нужно будет описывать все жесты наших "актеров", которые, по-вашему мнению, характеризуют их эмоциональную реакцию друг на друга. Итак, одни готов листки, думают над ролью, а другие - изучают признаки жестов симпатии антипатии. Пожалуйста! (Гонг). Внимание! Первым играем и смотрим это "Знакомство". По сигналу гонга очаровательная незнакомка быстренько выбирает и читает один из своих пяти листков, и, в соответствии с получены установкой, играет свою роль. Остальные внимательно наблюдают и записывают жесты, стараясь угадать по ним, какую очередную установку обыгрывают наши актеры. Начали! (Гонг). Далее еще четыре сигнала гонга через каждую минуту. Внимание! Достаточно, давайте обсудим результаты наблюдения. Бывшая очаровательная незнакомка, скажите пожалуйста, в как последовательности выпало вам соглашаться или отказывать. (Гонг).. Теге поднимите руки те, кто догадался об этой последовательности установок (Гонг). А теперь давайте обсудим игру актеров и соответствие их эмоциональных реакций тому списку, который вы получили от нас. Обоснуйте ев высказывания своими записями. Какие из жестов показались вам наиболее информативными и почему. Начали! (Гонг, пауза на обсуждение - 10 мин. Внимание! Теперь приглашаем актеров на этюд "Презентация". Энергично предприниматель должен завоевать расположение и получить покровитель' во и поддержку от богатого бизнесмена своим проектам и предложен!» Мнение богатого бизнесмена изменчиво и зависит от того, что по сигналу гонга он прочтет на своих записочках. Наблюдайте и записывайте. Начали. Записка номер один! (Гонг). Далее еще четыре сигнала гонга через каждую минуту. Внимание! Спасибо и аплодисменты нашим актерам. Теперь обсуждаем результаты наблюдения. Просим бывшего богатого бизнесмена огласить линию своего поведения. (Гонг). Поднимите руки те, кто с этим согласны (Гонг). Теперь обсуждаем. Выделите и обоснуйте наиболее информативные жесты эмоционального отклика партнеров на изменение ситуации разговор 10 мин. на обсуждение и мы завершим эту игру. А пока продолжаем. Ктопервый, начали! (Гонг). 5.2.26. УВЕРЕННОСТЬ - БЕСПОКОЙСТВО (раздаточный материал) Ознакомьтесь с основными признаками беспокойства или уверенности
5.2.27. УВЕРЕННОСТЬ - БЕСПОКОЙСТВО(игровая часть; используется раздаточный материал)
Для того, чтобы эффективно завоевать расположение собеседника или аудитории, где вы собираетесь выступа гь, неплохо бы знать толкование некоторых жестов, которые отражают в общении степень уверенности (самоуверенности) человека в себе и своей правоте и жестов, отражающих внутреннее напряжение, неуверенность человека в себе и своих возможностях, беспокойство, тревогу. Мы предлагаем вам разыграть два этюда. Этюд первый мы назовем "Интервью", этюд второй - "Следствие". Нам нужно будет по два исполнителя для каждого этюда. Подумайте, кто из вас решится участвовать в этих этюдах? А пока, послушайте задание. Сюжет этюда "Интервью" будет такой: начинающий журналист или журналистка берет свое первое интервью у самого влиятельного и вероятного претендента на пост президента страны. Последнее телевизионное интервью в последний день предвыборной компании. Если журналист удачно задаст вопросы - он, или она, - прославится; если удачно ответит на острые вопросы претендент - он президент великой страны. Это звездный час для обоих участников. Журналисту важно, преодолев свое волнение, сбить налет самоуверенности с великого политического деятеля, претенденту - не поддаться на провокации и показать свою силу и характер. Сюжет этюда "Следствие" будет таков: опытный следователь расследует очень запутанное дело и вызывает на беседу свидетеля, который может стать и обвиняемым, если скажет что-то такое, что может быть использовано против него. Уж следователь своего не \ упустит. Задача свидетеля показать абсурдность подозрений следователя и поставить его на место. Не те нынче времена, мол. Итак, просим выйти четырех желающих участвовать в этих этюдах. У вас будет около 10 мин, чтобы обсудить между собой план вашей сценки и отдельные ее подробности. Пожалуйста! (Гонг). Внимание! Остальные участники игры будут наблюдателями. Им нужно будет, вооружившись ручками и бумагой, описывать жесты и телодвижения, которые, по их мнении), отражают эмоциональное состояние участников этюдов. А пока исполнители готовятся, наблюдателям нужно будет взять листок раздаточного материала (признаки уверенности — беспокойства) и ознакомится с его содержанием. Начали! (Гонг, пауза около 10 мин.) Внимание! Разыгрываем и смотрим этюд "Интервью". Наблюдатели, прошу внимательно фиксировать даже самые, на первый взгляд, незначительные жесты исполнителей. Приготовились, начали! (Гонг, пауза — не более 10 мин). Внимание! Достаточно. Поблагодарим аплодисментами наших исполнителей. (Пауза). А теперь, сверяясь со своими записями, наблюдатели по-очереди должны высказать свои суждения о том, какие жесты исполнителей были наиболее информативны для определения их уверенности в себе, а какие выдавали их беспокойство. Начали! (Гонг, пауза - 10 мин.) Очень хорошо, достаточно. Теперь смотрим этюд "Следствие". Следователь старается заставить свидетеля признать причастность к преступлению, свидетель - показать всем своим видом беспочвенность этих оскорбительных подозрений. Начали! (Гонг, пауза 10 мин.) Спасибо, достаточно. Получите свои заслуженные аплодисменты. (Пауза). Просим наблюдателей высказаться, ссылаясь на свои записи, и обсудить: какие из жестов кажутся вам наиболее значимыми для раскрытия внутреннего спокойствия или, наоборот, волнения собеседников. Еще около 10 минут обсуждения, и мы закончим игру. А пока, высказывайтесь. Начали! (Гонг).
|