Студопедия — Игры. Обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В.Петрусинского. Книга 5. Педагогические игры. Москва, 1994. 11 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Игры. Обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В.Петрусинского. Книга 5. Педагогические игры. Москва, 1994. 11 страница






 

5.2.28. ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УДЕРЖИВАНИЯ ВНИМАНИЯ

(раздаточный материал) Ознакомьтесь с основными.приемами удержания внимания.

 

№п/п Название приема Описание приема
  Голосовая и эмоцио­нальная модуляция. Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота).
  Модуляция темпа речи. Выдерживание паузы: изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки. Резкое изменение скорости речи.
  Прерывание речи, ис­пользование антиципации (догадки). Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить их вслух всем, кто догадался на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно либо отметкой (баллами).
  "Провалы памяти". Якобы забывание достаточно очевидных для аудито­рии элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п., - с просьбой помочь вспомнить, по­ощрение активных.
  Жестикуляция. Сопровождение речи мимикой и адекватной содер­жанию эмциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободные.
  Риторические вопросы. Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который, после небольшой паузы дает ответ сам докладчик.
  Контрольные вопросы. Задается вопрос по только что изложенному матери­алу с требованием исчерпывающего ответа; поощрение активных.
  Наводящие вопросы. В случае затруднения с ответом на контрольный воп­рос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения.
  Вопрос-предположение. Смысловая антиципа­ция. Выводы. На основании изложенного, задается вопрос-пред­положение, требующий для ответа смысловой догадки о чем далее пойдет речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.
  Уточняющие вопросы. Встречные вопросы. Слушателям предлагается после каждого смыслово­го фрагмента сообщения задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопро­сы на догадку: о чем пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой (баллами).
  Свободное конспектиро­вание. Пересказ. Предлагается слушателям составлять по ходу изло­жения конспект в свободной форме. Контроль в виде поочередного пересказа темы с использовани­ем личного конспекта.
   

 

Nsn/n Название приема Описание приема
  Конспектирование опор­ных (ключевых) слов. Слушателям предлагается записывать опорные (ключевые) слова сообщения. Один из слушателей может это делать на доске. Контроль зачитывания по очереди опорных слов с подчеркиванием повторяющихся у слушателей слов; объяснение отли­чия опорных слов от слов контекста.
  Конспект-рисунок. Ассо­циативный рисунок. Слушателям предлагается зарисовывать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути. Контроль в виде конкурса рисун­ков, их обсуждение.
  Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер). Преподаватель начинает чтение материала, затем передает учебник одному из слушателей (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. За­тем учебник передается другому слушателю и т.д.
  Активное ассистирование. Закрепление. (Эстафета). Преподаватель начинает пересказ материала, затем т.п.) одному из слушателей, тот по команде препода­вателя (хлопок ладонями), следующему слушателю и т.д.
  Активное ассистирование. Контроль. (Бейсболл). Преподаватель задает вопрос и бросает мячик одно­му из слушателей. Тот отвечает (исчерпывающий вопрос и бросает мяч другому слушателю или препо­давателю. Кто первый наберет 10 баллов, тот получает оценку (зачет).
  Тренировка кратковре­менной слуховой памяти. (Эхо). Преподаватель прерывает рассказ буквально на по­луслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажений: "Как эхо".
18 19 Экстра раздражители (звуки или световые сиг­налы не связанные с содержанием сообще­ния) Неожиданные раздражители вызыва­ют ориентировочную реакцию и активизиру­ют внимание. Тренировка внимания. (Карта острова сокро­вищ). Неспецифическая активация внимания кос- удерживать внимание на изложении учебного материала. Главное условие — внезапность: как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул; включить на мгновение магнитофон, радиоприемник; включить или выключить свет, проектор, опустить (Поднять) шторы (занавески); громко захлопнуть дверь (окно) и т.п. Преподаватель предлагает слушателям нарисовать план класса и во время урока отмечать его перемещения по классу: линии - движение, кружки с крестиком внутри - остановки. Там где он будет останавливаться реже всего, спрятано "сокровище" (сувенир, игрушка, лакомство). Приз получит тот, кто назовет это место и чья карта аккуратнее и подроб­нее.

 

N n/п Название приема Описание приема
  Тренировка внимания. (Соколиный глаз). Преподаватель предлагает следить во время урока за его жестами. Можно составить список жестов. Один из этих жестов - контрольный. Кто правильно подсчитает, сколько раз использовался этот жест (на­пример: поправление волос, очков, руки за спину, потирание рук и т.п.), получает приз. Преподаватель записывает название контрольного жеста и количе­ство его повторов на листочке и кладет себе на стол. В конце урока проводится опрос слушателей и выяв­ляется победитель, который награждается призом и титулом "Соколиный глаз".
  Активация внимания. (Будильник). Рекоменду­ется для вечерних занятий и во всех случа­ях, когда в группе слушателей ощущается усталость. Перед уроком преподаватель пишет числовой ряд на листочке, разбивая время урока на интервалы, кратные 3 мин., а напротив них пишет в случайном порядке фамилии слушателей. Кидается жребий сре­ди слушателей: кому быть "будильником". * "Будильник" получает листочек с временными ин­тервалами и фамилиями. Ему нужно будет следить за часами и по истечении каждого временного ин­тервала громко говорить фразу: "Иванов, (Сидоров, Петров) вставай, нас ждут великие дела!". Назван­ный слушатель должен встать и ответить: "Уже стою", - затем вновь сесть на свое место. Преподава­тель должен продолжать изложение материала не обращая никакого внимания на их диалог.

 

5.2.29. КАК ПРИВЛЕЧЬ И УДЕРЖАТЬ ВНИМАНИЕ

(игровая часть; используется раздаточный материал: реквизит — 5-8 книг научно-популярного содержания, классная доска, письменные принадлежности, теннисный мячик)

 

Умение завоевывать и удерживать внимание аудитории несомненно одно из важных профессиональных качеств преподавателя. Каждый из вас наверняка имеет набор своих излюбленных приемов по управлению вниманием группы слушателей. Некоторые приемы, с которыми вы познакомитесь в этой игре, наверняка вам известны: но одно дело знать, а другое дело - уметь использовать. Итак, возьмите раздаточные листки с перечнем и описанием приемов управления вниманием. У вас 10 минут, чтобы ознакомиться с написанным и выбрать себе по 2-3 приема, которые вы будете демонстрировать перед остальными слушателями вашей группы. Начали! (Гонг, пауза SO мин.) Внимание! В качестве учебника вы можете использовать книги научно-популярного содержания, можете также, если это позволяет выбран­ный вами прием, делать сообщение на любую произвольную тему даже типа "Есть ли жизнь на Марсе" или "Россия - родина слонов". Сейчас важно не содержание, а форма проведения занятия. Теперь кто-нибудь из вас пусть напишет на отдельных листочках номера по количеству слушателей вашей группы. Устроим жеребьевку; кому какой порядок выступления достанется. Будете по-очереди вытаскивать сло­женные листочки и говорить остальным, какой номер вам достался. Этот номер будет определять очередность выступления каждого из группы. Будете работать самосто­ятельно. Регламент каждого выступления - не более 10 минут. Таким образом, мы как бы моделируем ситуацию в классе или аудитории: один из вас будет, играя роль преподавателя, делать свое сообщение или излагать тему по учебнику, используя приемы привлечения внимания, выбранные им по таблице, а другие - будут играть роль слушателей. Впрочем, можно использовать во время выступления, и любые другие известные вам приемы привлечения внимания. В конце занятия мы все вместе обсудим, какие из приемов показались вам наиболее эффективными и, если в этом будет необходимость, дополним исходный перечень и описание приемов. Итак, после того, как после жеребьевки определится порядок выступающих, вы начнете по очереди играть роль преподавателя, используя при этом приемы привлечения и удержания внимания. Каждое выступление - не более 10 мин. В конце занятия обсудим результаты. Начали! Успехов вам! (Гонг). Спасибо за участие, наша встре­ча закончена. (Гонг).

 

5.2.30. РИТОРИКА

(подобрать учебный материал)

 

Друзья, обратимся к этой древней науке об ораторском искусстве. Напоминаем вам, что риторика состояла из 5 частей: 1. Нахождение материала, 2. Расположение его, 3. Словесное выражение (отбор слов, сочетание слов, стилистические фигуры). 4. Запоминание, 5. Произнесение.

Напомним подробнее: стилистические фигуры - это такие обороты речи, кото­рые усиливают ее выразительность:

анафора - повторение начальных частей фразы, например: "Город пышный, город бедный..." А.С. Пушкин;

эпифора - повторение конечных частей фразы;

симплока - повторение середины при разном начале и конце ("И я сижу, печали полный, один сижу на берегу")

эллипс- пропуск структурно-необходимого элемента ("Не тут-то [было]. Море не горит" И.А.Крылов)

инверсия - изменение обычного порядка слов, используется для придания пред­ложению особого смысла

градация - постепенное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных слов ("Не жалею, не зову, не плачу..." С.Есенин)

хиазм - расположение частей двух параллельных фраз в обратном порядке ("Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть")

Как известно устное изложение материала сильно отличается от письменного. При устной речи появляется много дополнительных средств окраски того, о чем говорится. Речь нужно развивать, чтобы свободно владеть ею.

Предлагаем вам поработать с материалом на заданную тему, с тем, чтобыпотомпроизнести речь, используя риторические приемы.

Пожалуйста, выберите для себя отрывки текста, темы илиназвания тем. Каждо­му из вас предлагается подготовить трехминутное сообщение по одной из понра­вившихся вам тем. При работе со статьями припомните 5 частей риторики и следуйте им в своей работе, а именно - отыщите то, что, на ваш взгляд, наиболее соответствует данной теме. Учитывайте при этом, что доклад должен быть коротким, так что вам нужно обращать внимание только на самое существенное. Далее расположите этот материал, постройте композицию так, чтобы у слушателей была возможность легко и эффективно усвоить изложенное. Далее продумайте словесное выражение речи, постарайтесь использовать при этом как минимум 2-3 стилистические фигуры, веденные выше, для усиления выразительности сообщения. И, наконец, запом­ните доклад, но не заучивайте его, а оставьте в голове в виде стройной схемы, которой вы будете придерживаться во время выступления. Итак, пожалуйста. Нача­ли подготовку .(Гонг). Хорошо Приступим к докладам. Пожалуйста, по очереди, выходите с маленькими выступлениями на заданные темы. Каждый из слушателей будет оценивать выступление по пятибалльной системе, учитывая четкость, лако­ничность изложения, выразительность речи, ее богатство, а также умение владеть Интонацией речи, ее эмоциональность. Пожалуйста. Приступайте к докла­дам. (Гонг). Спасибо. Подведем итоги. Кто набрал наибольшую сумму баллов? (Гонг). Спасибо. Поздравляем победителя игры и просим его произнести заключи­тельную речь о том, что он чувствует и думает по поводу этой игры и ее участников. Благодарим вас. (Гонг).

 

5.2.31. ЭРУДИТЫ

(подобрать учебный материал)

 

Современный образованный человек свободно может рассуждать на множество тем, которые не носят узкоспециализированного характера. Однако, многие люди имеют массу внутренних барьеров распространяться о том, в чем они не чувствуют себя специалистами, боятся выступать экспромтом. А между тем, вовсе не исключено, что человечество теряет от этого много ценных соображений, творческих идей свежих мыслей. Очень полезно научиться говорить экспромтом на самые различные темы. Сейчас ведущий назовет тему сообщения. После минутного раздумья желающий выступить с коротким докладом по этой теме может выйти на середину круга. Темы могут быть самые разнообразные, например: "Экологические проблемы", "Искусство Древней Греции", "Киты", "Жизнь Л.Н. Толстого". Ваша задача: быстро сообразить, что ценного вы можете сообщить по данному вопросу, а также подумать, как сделать так, чтобы ваши пробелы в знаниях, (которые есть у всех идей), не мешали бы вам свободно рассуждать и строить повествование на имеющихся сведениях. Подойдя к делу творчески, мы можем обойтись совсем минимумом фактического материала. В конце концов, можно придумать юмористическую историю, и это тоже будет выходом из ситуации. Используя собственные мозги по (значению, мы можем достигать совершенно неожиданных результатов. Итак, ваша задача: действовать оптимальным образом и выйти победителем над самим собой - преодолеть барьеры скованности и консерватизма. А сейчас, начнем конкурс

выступлений. Пожалуйста, ведущий, называйте первую тему. (Гонг). Кто хочет выступить? Просим вас. (Гонг). Спасибо. Остальные участники игры, оцените выступление по 10-балльной системе, учитывая содержание доклада, его форму, ост->ту ума докладчика, а также богатство речи, ее правильность и выразительность. Можно выставить отдельную оценку за артистичность и находчивость. Пожалуйста. (Гонг). А теперь новая тема. Пожалуйста, ведущий, назовите ее. (Гонг) Благодарим с за замечательные выступления. В заключение игры подведем итоги. Чей доклад оказался наиболее удачным? А кто проявил наибольшую находчивость и артистичность? Пожалуйста, обсудите это между собой. (Гонг.) Спасибо. Поздравляем победителей. Игра закончена.

 

5.2.32. МОЗГОВОЙ ШТУРМ

(подготовить учебный материал проблемного характера)

 

Иногда, для решения некоторых сложных проблем очень эффективно исполь­зовать коллективный разум. Например, некое подобие "мозгового штурма", где путем консилиума - совещания врачей по вопросу о диагнозе и лечении больного -находится оптимальное решение и разрабатывается схема лечения данного челове­ка. Техника "мозгового штурма" часто применяется при решении конструкторских, технических задач. В принципе, этот метод можно применять гораздо шире. Можно его использовать как обучающий метод - для развития творческого мышления, g также для научения совместно творчески мыслить, умения подхватывать и развивать ценные идеи других с тем, чтобы найти общее оптимальное решение вопроса. Давайте и мы с вами попробуем "штурмовать" некоторые проблемы. Пожалуйста ведущий, объясните, в чем суть задачи, которую участникам игры предстоит совме­стно решать (Гонг). А теперь - ваши версии решения. Ведущий будет записывать наиболее ценные идеи на доске. Пожалуйста, высказывайте ваши соображения .(Гонг). Спасибо. Перед нами на доске несколько наиболее удачных вариантов решения вопроса. Давайте путем голосования определим наиболее смелое и остро­умное решение. Пожалуйста. (Гонг). Хорошо. Поздравим остроумного автора и попросим его поделиться с участниками насколько ему помогали или, может быть, мешали идеи других игроков. Удалось ли ему обобщить и извлечь пользу из мнений окружающих. Просим вас .(Гонг). Благодарим вас. На этом игра закончена. (Гонг).

 

5.2.33. ОБУЧЕНИЕ С МЯЧИКОМ

(подобрать учебный материал)

 

Умение сочетать серьезные дела с веселыми и подвижными - весьма полезное качество. Только как это сделать? Например, можно сочетать "вопросы и ответы" по изучаемому материалу с игрой в мяч. В начале поработаем с учебным материа­лом. Участники игры, садитесь, пожалуйста, за стол. (Гонг). Перед вами учебный текст. Вам предлагается освоить его и по ходу изучения придумать 10-12 коротких вопросов по содержанию текста. Вопросы должны быть поставлены в такой форме,, что на них можно ответить только "да" или "нет". Пожалуйста, начинайте работу. (Гонг). Хорошо. Молодцы. Все участники игры встают в круг и играют в мяч. Тот, кто кидает мяч первым - задает свой вопрос. Тот, кому адресован мяч - отвечает "да" или "нет". Если ответ верный - игрок в свою очередь задает вопрос и бросает мяч другому игроку. Если ответ неверный - ошибившийся выходит из игры. Итак, если условие понятно, то приступим к игре в мяч. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. А сейчас - другой вариант игры. Участники делятся на две команды. Одна команда задает вопросы, другая - отвечает. Встаньте в две шеренги напротив друг друга на большом расстоянии. Задающий вопрос кидает мяч одному из отвечающих, а тот, кто отве­чает, после своего "да" или "нет", возвращает мяч в шеренгу задающих вопросы. Ес­ли ответ верный - то игрок делает прыжок вперед на максимальную для себя длину. Если ответ неверный - остается на месте. Тот, кто первый достигнет шеренги зада­ющих вопросы - победитель. Для победы важно сочетание умственных способностей и физической подготовки. Пожалуйста. Начали игру. (Гонг.) А теперь команды меняются ролями. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Поздравляем победителей обеих команд. На этом игра закончена. (Гонг).

 

5.2.34. АССОЦИАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

(подготовить учебный текст)

 

Многие люди обладают хорошей ассоциативной памятью, но редко используют эту свою способность, так как традиционно не принято широко использовать этот вид памяти при обучении. Попробуем поиграть в такую игру. Сейчас ведущий будет читать вслух некоторый текст, останавливаясь после каждого абзаца. Ваша задача -кроме того, что понять смысл прочитанного - проследить, какие ассоциации вызы­вает содержание текста и записать их на своем листочке бумаги - по одной ассоциа­ции на каждый отрывок текста. Пожалуйста, ведущий, начинайте. (Гонг). Спасибо. Текст закончен, а у вас осталась последовательность ассоциаций, записанных на бумаге. На первый взгляд они весьма удалены от содержания прочитанного, но только вы знаете ключик, при помощи которого смысл текста может быть восста­новлен по ассоциациям. Итак, предлагаем желающим выйти и воспроизвести вслух содержание текста, пользуясь собственными ассоциациями. Все остальные игроки оценивают точность ответа по десятибалльной системе. Пожалуйста. (Гонг). Спаси­бо. В заключение, посоветуем вам развивать как можно больше ассоциативную память, т.к. помимо простого запоминания при этом развивается творчество мысли. На этом игра закончена. (Гонг).

5.2.35. ФАКУЛЬТАТИВ

 

При не очень четко сформулированной жизненной позиции, подростки часто попадают в сомнительную компанию, члены которой представляют, на каких стру­нах самолюбия, амбиций и интересах личности можно сыграть, чтобы втянуть такого неопределившегося человека в свою компании. А как противостоять этому нажиму? Что поставить в противовес соблазну общения в необычной компании? И вообще, почему такая ситуация возникает? По-видимому, основой всего является стремление человека к чему-то новому, интересному, загадочному, непознанному. Но, в отличие от обязательной школьной программы познания окружающего нас мира, уличная компания притягивает полной свободой выражения мнения без всяких ограничений с позиций доступных для понимания не сложившейся личностью. Поскольку препо­даватель, как правило, по возрасту и по интеллекту весьма отличается от континген­та учащихся, нелегко понять психологию учащегося. Но, не почувствовав себя в шкуре учащегося на распутье своих интересов, преподаватель вряд ли сможет быть педагогом и воспитателем. Сейчас есть возможность всем вместе проиграть такую ситуацию. Давайте разобьемся на три группы. Пусть представители первой группы постараются вжиться в роль типичного "трудного" ученика на распутье. Внешне каждому знакомо его поведение, но внутренние мотивы могут открыться лишь в полемике. Поэтому вторая группа будет играть роль уличной компании со всеми ее соблазнами. А третья группа — всего того педагогического начала, которое называ­ется школой, семьей и обществом. Итак, предлагаем разбиться на три группы и одновременно подготовиться. Играющие роль учеников могут быстро сымитировать прическу, некоторые элементы одежды, подражая ученикам. Уличная компания. тем более для полного вхождения в роль, может позволить себе самые разные вольности в одежде. Зато группе педагогов-воспитателей неплохо подготовить свою тактику, стараясь отрешиться от традиционной тактики "навязывания сверху", а постараться задеть весьма глубинные струны учащегося. Итак, делимся на группы, определяем в каждой группе лидера и в каждой группе готовимся к схватке интел­лектов. На подготовку дается не более 5 минут. Просим вас (Гонг). Теперь начинаем нашу необычную схватку интеллектов. В этой схватке в качестве судей будут выступать в конечном итоге учащиеся — члены первой группы. Представьте себе такую ситуацию. Намечается факультативное занятие. На него можно идти, а, можно спокойно идти на улицу в объятия уличной компании. Представьте, какой разговор возникнет в коридоре у дверей класса: "Пойти в класс или пойти на улицу?". Разговор начинает кто-то из учеников и т.д. все по очереди. Каждый выясняет для себя: к какой компании ему присоединиться — к уличной или школь­ной. Кто самый смелый из учащихся начинает и после нескольких фраз словесной перепалки либо пересаживается к уличной компании, либо садится в группу учите­лей. Посмотрим, чья возьмет? Начали! (Гонг). Мы заканчиваем нашу острую схват­ку. Давайте подведем итог и посмотрим, какая из двух групп — уличной или учительской компании пополнилась новыми рядами. Ведущий, посчитайте и оцени­те итог. Просим вас. (Гонг). На этом наша встреча закончена. (Гонг).

 

5.2.36. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

 

Для того, чтобы установить хороший контакт друг с другом людям бывает полезно научиться понимать партнера без слов. Если такой контакт найден, то обычное речевое общение становится легким и свободным. Попробуем научиться понимать друг друга без слов. Приглашаем двух добровольцев в центр круга. Пожа­луйста. (Гонг). Хорошо. Садитесь, пожалуйста, друг напротив друга и слушайте инструкцию. (Гонг). Мы предлагаем вам побеседовать на "тарабарском" языке. Вы можете в разговоре использовать все, кроме родного (или любого из известных обоим участникам) языка, это могут быть жесты, звуки, мимика... Ваша задача: завязать друг с кругом полноценный разговор, а лучше даже спор о чем-нибудь, стараясь при этом максимально сосредоточиться на всех проявлениях vis a vi, чтобы верно понять смысл его своеобразной активности. Задача зрителей: попытаться угадать, о чем, собственно, идет речь этих собеседников. Итак, если задание понятно, мы попросим вас начать свой диалог. Пожалуйста. (Гонг). Так, а теперь прослушаем сначала версии наблюдателей. О чем шла беседа? (Гонг). А теперь каждый из участников диалога поделится тем, о чем он говорил. Пожалуйста. (Гонг). Хорошо. Ничего, если все поняли по-разному. На невербальном уровне диалог все равно получился. Если продолжать тренироваться беседовать таким образом, то результат не замедлит сказаться. (Гонг).Хорошо. А сейчас, пожалуйста, разбейтесь на тройки. (Гонг). Попробуем теперь все пообщаться на "тарабарском" языке. Итак, в каждой тройке один - супервизор, а двое других - беседующие между собой участники. Супервизор наблюдает, замечая все нюансы общения и затем пытается угадать тему разговора. Пожалуйста, начали диалоги. (Гонг). Так... Пожалуйста, поделитесь между собой теперь уже на родном языке: о чем шла беседа, удалось ли понять друг друга участникам разговора? Что понял и увидел супервизор? (Гонг). А теперь поменяйтесь ролями в тройках так, чтобы все участники побывали как в роли беседующих, так и в роли супервизора. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Мы славно пообщались на никому неизвестном языке, но мы у знали друг друга, может быть даже лучше, чем если бы общение было обычным, так как сложная человеческая речь часто уводит нас от глубинного понимания друг друга на уровне эмоций и чувств. А это глубинное понимание лежит в основе всякого другого, более сложного вербаль­ного общения. Если контакт найден на базовом уровне, то речевое общение уже будет проходить значительно проще, партнеры будут себя чувствовать свободнее и увереннее. Спасибо. Занятие закончено. (Гонг).

 

5.2.37. МАЕВТИКА

 

Знаете ли вы, что такое маевтика? Это греческое слово. В дословном переводе - это искусство принимать роды, то, чем раньше занимались повивальные бабки. Однако, у этого слова есть другой смысл. Когда люди беседуют между собой или спорят о чем-то, то умный спорщик может так повернуть разговор, придать ему такое новое звучание и ракурс, что обязательно родится некоторое свежее понимание, появится новый смысл предмета спора, полезный для обоих собеседников, который может их объединить. Это тоже называется маевтикой. В этом своем значении слово использовалось Сократом и означает ведение диалога таким образом, что в резуль­тате рождается истина. Развивать в себе это умение очень полезно, ибо часто люди беседуют не творчески - как заезженные пластинки, и эти беседы не приносят большой пользы, так как без рождения нового в спорах, сами эти споры становятся бессмысленным занятием. Итак, давайте поупражняемся в искусстве маевтики. Для этого разделимся на тройки. Пожалуйста.(Гонг). Один из тройки будет супервизо­ром или наблюдателем, другой пусть вспомнит историю из своей жизни или приду­мает какой-нибудь небольшой рассказ или сообщение на тему изучаемого предмета, третий будет задавать вопросы и поддерживать разговор со вторым таким образом, чтобы монолог второго резко менял свою направленность. Например, второй говорит: "Когда я учился в школе, у меня был друг Вася. Мы часто убегали с уроков, особенно мы не любили географию". Третий:" Что ты запомнил лучше всего из школьной географии?" Разговор переключается на географию. Допустим, речь пой­дет о горах и равнинах: рассказчик как-то особенно эмоционально говорит о горах. Тогда спрашивающий может задать, например, такой вопрос: "Где бы ты предпочел отдыхать: в горах или в лесу и почему?" В ходе беседы вдруг выясняется, что человек любит горы и вообще возвышенные места потому, что ему надо видеть перед собой большую перспективу или панораму, только тогда он чувствует себя сильным, видит больше возможностей. Другой же человек предпочтет лес, так как там можно спрятаться от людей - там ему безопаснее. Вариантов может быть множество. Тут важно отметить, что именно близко рассказчику, что его задевает - именно там кроются ресурсы новых открытий для этого человека и, возможно, для его собесед­ника. Итак, давайте сделаем первую пробу. Пожалуйста, рассказчик, обдумайте в течение трех минут свою тему. (Гонг). А теперь начнем. (Гонг). Хорошо. Суперви­зоры, сделайте свои замечания. Что по вашему усмотрению было удачно, а что менее удачно у спрашивающего партнера? (Гонг). Поменяемся ролями и возобновим диалоги уже в новом составе. (Гонг). Спасибо. Теперь сделаем общее обсуждение. Кто понял и прочувствовал, что же такое маевтика? У кого получилось рождение нового понимания вопроса или себя самого? А кто так и не понял ничего? Пожалуй­ста. (Гонг). Благодарим вас, на этом игра закончена.

 

5.2.38. ЛИДЕР

 

Почти всем людям приходится временами быть лидерами, хотя бы по отноше­нию к собственным детям. Однако, мало кто задумывается о природе своего лидер­ства: каково оно, нужно ли такое лидерство окружающим людям, эффективно ли оно? В отношении лидеров государства все имеют свое мнение и предъявляют массу требований правителям, но мало кто осознает, из каких компонентов складывается эта социальная роль, что делает лидера популярным и т.п.? Попробуем все вместе провести маленький эксперимент и изучить этот вопрос с тем, чтобы эффективнее играть эту роль в жизни. Для этого приглашаем в центр круга несколько желающих быть лидерами. (Человека 3-4) Пожалуйста. (Гонг). Теперь задание лидерам: при­думать свой лозунг, выражающий основную идею, которая должна была бы при­влечь массы. Например: "Мир - народам, земля - крестьянам!" А, кроме того придумать движение или жест, в котором в сжатой форме был бы представлен характер взаимоотношений лидера и масс. Вспомните, например, как было у Напо­леона. Конечно, это не лучший пример, но не исключено, что среди лидеров меньшего масштаба, из тех, кто лидерствует на своей кухне, вполне могут найтись некоторые подобия этому историческому примеру. И они часто недоумевают, поче­му у них такие результаты? Итак, пожалуйста, несколько минут на обдумывание лозунга и движения. /Гонг/Хорошо. Сейчас попросим лидеров продемонстрировать нам результаты своих раздумий. Остальным же участникам мы предлагаем выбрать себе того лидера, за которым бы они пошли, кто отвечает их надеждам и вызывает доверие. Итак, пожалуйста, лидеры, выходите по очереди. (Гонг). Так. А теперь пусть лидеры остаются в середине круга, а участники встанут со своих мест и подойдут к тому лидеру, которого они выбрали. Таким образом, у нас образуется несколько групп. Пожалуйста. (Гонг). Ладно. Очень хорошо. Обсуди­те в группах, что вас объединило, чем вас покорил именно этот человек? (Гонг). Обратите внимание, какая группа наиболее многочисленна, а какая - наименее? Давайте вместе проанализируем создавшуюся ситуацию? Каковы по вашему мне­нию причины предпочтения одних лидеров и непопулярности других. Имейте в виду, что непопулярность 0- это совсем не означает, что лидер плох, просто, может быть его идеи разделяют люди с определенным мировоззрением, которое редко встречается .(Гонг). Сейчас пусть каждый для себя мысленно проделает ту же процедуру, что делали лидеры, т. е. придумает лозунг и движение, а затем попробует спрогнозировать эффективность своего лидерства. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо, на этом игра закончена.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 181. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия