Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Игры. Обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В.Петрусинского. Книга 5. Педагогические игры. Москва, 1994. 8 страница




 

5.1.41. МЕЦЕНАТ

 

Представьте себе на минуту, что кто-то из вас нашел источник практически неограниченных средств. Например, осуществил давнишнюю мечту алхимиков — нашел способ изготовления золота, придумал элексир против всех болезней и старости, открыл минеральный источник универсального питательного вещества и т.д. Ситуация необычная, фантастичная... Но, готовы ли мы к тому, чтобы реально использовать возможности, которые рано или поздно человечество все равно откроет - как известно из истории: много раз лучшие достижения человеческого разума оборачивались для него злом. Все же посмотрим, готовы ли мы сегодня. Разумно использовать возможные ценности. Для начала, давайте примем версию,

какой источник неограниченных ценностей мы беремся обсуждать. Просим вас. (Гонг) А теперь, давайте каждый попытается продумать проект использования предполагаемого богатства на благо человечества. Но обязательно нужна группа оппонентов, которые подумают, какие негативные последствия может иметь это благо. Итак, всем дается три минуты для обдумывания проектов использования богатства на благо человечества и как избежать возможного зла при этом. Присту­паем! (Пауза 3 мин.) Заканчиваем. (Гонг). Теперь давайте обсудим ваши проекты. Ведущий, руководите дискуссией. После высказывания каждого проекта давайте слово оппонентам. Постарайтесь в вашей дискуссии учесть, что самое большое богатство человека — его духовные ценности, которые, по-видимому, не заменить никакими источниками материальных богатств. Ведущий, руководите. Просим вас (Гонг) Заканчиваем. (Гонг). Давайте подведем итоги нашей встречи. Ведущий, вам слово. (Гонг). Спасибо, наша встреча закончена. (Гонг).

 

5.1.42. ПОДАРКИ

 

Знакомо ли вам чувство удовлетворения, когда вы дарите хорошую вещь другу, зная, что именно в этом человек нуждается? Вспомните, когда вы последний раз дарили подарок... У кого свежи такие воспоминания, давайте организуем две равноценные команды, остальные войдут в жюри. Итак, организуем две команды, которые придумают друг другу подарки и отдельно — жюри. Просим вас. (Гонг) Сейчас, каждая команда, соберитесь в небольшой кружок, чтобы можно было об­суждать втайне от соперников свои подарки. Можно включить музыку. Пожалуйста, (Гонг). Сейчас, задача каждой команды — придумать подарки команде соперни­ков. Один подарок — общий и несколько подарков — персональных, для членов команды соперников. Желательно охватить всех. Разумеется, каждый подарок дол­жен быть со смыслом. В нем — и вкусы каждого объекта вашего внимания и ваше отношение к нему. Проблемы покупки подарка для нас не существует — мы можем его просто изобразить на бумаге, а может быть и изготовить из подручных средств Только теперь все больше ценятся подарки не материальные, а чисто интеллекту­альные — стихотворения, посвящения, пародии, послания, эпиграммы. Итак, за работу! Вложите в ваши подарки все ваши чувства друг к другу, ваш юмор, наблю­дательность и интеллект! В вашем распоряжении — пять минут. Просим вас! (Гонг). Заканчиваем. Команды, подготовьте свои подарки! Сначала предоставим слово первой команде, которая выступит со своими презентами. Просим вас. (Гонг). Спасибо. Вторая команда, вам слово! Пожалуйста! (Гонг). Спасибо. Теперь заслу­шаем мнение жюри. Просим вас! (Гонг). Спасибо, наша встреча закончена. (Гонг).

 

5.1.43. ОБМАН

 

Современная жизнь полна неожиданностей. Так трудно уследить за поворотами судьбы, а тем более разобраться и предусмотреть ее сюрпризы. Ждешь одного, а судьба преподносит тебе... Кто из вас не знаком с ситуацией, когда ожидаемое не сбывается, прогнозы не осуществляются, иллюзии растворяются, потраченные уси­лия оказываются бесполезными, а видимое благополучие оказывается тонким об­маном... И чем человек простодушнее, тем чаще он становится жертвой обмана. И не только того, веселого обмана-розыгрыша, из за которого мы так стремимся в «цирк, чтобы посмотреть фокусников-иллюзионистов. А того самого обмана, кото­рый строится на наших слишком идеальных представлениях об окружающих нас людях и той доверчивости, которой злоупотребляют не слишком честные люди. Ну так что, значит никому нельзя верить? Значит, всех надо подозревать в худших намерениях? Давайте поразмышляем об этом и попробуем воспользоваться дове­рием друг друга, но не забывая о бдительности. Для начала, желающие могут рассказать о различных курьезных случаях обмана, с которыми им приходилось в жизни сталкиваться. Предлагаем только сделать следующее. Человек расска­зывает о случае обмана, но перед последней фразой, где собственно раскрывается обман, он делает паузу и просит всех желающих предугадать концовку. Побеж­дают те, кто оказывается наиболее дальновидными и бдительными. Итак, веду­щий, предоставляйте слово обманутым. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Подведем итог — определим наиболее бдительных и дальновидных участников первого тура нашей встречи. Просим вас. (Гонг). Продолжим. Во втором туре есть воз­можность всем желающим выступить с весьма добрым и очень невинным обма­ном — показать какой-либо фокус, розыгрыш, шутку. Можно объединиться в группы и устроить коллективный "заговор" против кого-то. Можете уединиться. На обсуждение веселого обмана отводится не более трех минут. Пожалуйста. (Гонг). Если все готовы, посмотрим эти выступления. Надеемся чувство юмора вас не подведет. (Гонг). Подводя итоги второму туру, просим отметить победи­телей. Пожалуйста. (Гонг).А теперь, во избежание дальнейших обманов, как жизнь показывает — не всегда добрых, предлагаем желающим подготовить вы­ступления, в котором содержится некоторый обман, а всем присутствующим предлагается его разгадать. Для подготовки можно разбиться на группы. Победит наиболее прозорливый. Время на подготовку дается не более трех минут, можно уединиться и подготовить специальный реквизит. Итак, подготовка — не более трех минут. Начали. (Гонг). Время истекло. Начинаем заключительный тур. После каждого выступления желающие могут взять слово для раскрытия обмана. Ваш выход! (Гонг) Заканчиваем. Подведем итоги третьего тура и всей встречи. (Гонг).На этом встреча заканчивается. (Гонг).

 

5.1.44. ВЫДЕРЖКА

 

Давайте проведем игру на выдержку. Определим самого выдержанного чле­на нашего коллектива. Условия игры следующие. В первом туре каждый подыски­вает себе партнера, с которым он вместе выходит вперед, становится напротив друга, и они внимательно смотрят друг другу в глаза. Пройдет совсем немного времени и кто-то либо моргнет, либо отведет свой взгляд. Как только кто-то проиграл, победитель поднимает руку и выходит вперед к доске. Там образуется команда для второго тура. Второй тур проводится у доски из числа тех, кто хорошо прошел первый тур. Также подбираете себе партнера, становитесь друг против друга, концентрируете взгляд. Проигрывает тот, кто первым отведет взгляд. Победитель поднимает руку и выходит в сторону окна, где образуется новая команда для третьего тура. Аналогично проводим третий тур. А могут быть даже и дополнительные. В результате образуются победители всего соревнования — самые выдержанные люди. Они могут поделиться своим опытом со всеми. Итак, определитесь для прохождения первого тура. Найдите себе партнера. Просим вас. (Гонг). Заканчиваем. Готовим второй тур. Победители выходят к доске, остальные садятся и наблюдают в качестве членов жюри. Начинаем второй тур. Внимание. ('Гонг/Спасибо. Подготовим команды для третьего тура. Пожалуйста. (Гонг). Приступаем к третьему туру. Победитель поднимает руку и выходит к стенке у окна. Просим вас. (Гонг) Заканчиваем. (Гонг). Победители третьего тура могут решить, сколько туров дополнительно они еще проведут. Организуем их самостоятельно. Итак, несколько туров дополнительных, пока не выяснятся самые выдержанные люди. Просим вас. (Гонг). Заканчиваем. Давайте представим всем победителей этого соревнования. Пожалуйста. (Гонг). На этом наша ветре ,,. закончена. (Гонг).

 

5.1.45. МАНЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ

 

"Что такое хорошо, что такое плохо",— эти вопросы волнуют нас с детства, но порою в течение всей жизни так и не удается на них ответить. Что хорошо в одной ситуации, может оказаться плохим в другой. И, наверное, у каждого в жизни встречались ситуации, в которых он выступал не самым оптимальным образом, Давайте попробуем все вместе воспроизвести наиболее интересные и ответствен­ные ситуации, в которых ваше поведение, как потом оказывается, было не самым оптимальным. Попробуем предложить наиболее рациональные варианты пове­дения в этих случаях. Давайте, каждый подумает и вспомнит такие ситуации. Можно также предложить совершенно абстрактные ситуации. Например, как повести себя, когда вы приглашены на званный прием в незнакомую вам компа­нию. Просим вас сейчас продумать такую ситуацию и записать ее на маленьком листочке бумаги в течение одной-двух минут. Итак, взяли листочки бумаги, кратко описываем ситуацию с указанием действующих лиц. Время 1—2 минуты Начали. (Гонг). Заканчиваем. Продумаем теперь, кто бы мог участвовать в каждой из таких сценок. Кого вы пригласите на главные роли, какова будет ваша личная роль. Продумайте и переговорите с вашими коллегами. Просив вас. (Гонг). Заканчиваем. Теперь утвердим жюри. В его составе, по-видимому, будет ведущий и, на его усмотрение, кто-то из участников. Ведущий, сформируйте жюри. Просим вас. (Гонг). А теперь давайте начнем игровую часть нашей встречи. Самый смелый предлагает свою ситуацию, распределяет роли и предает эту ситуацию всем на обсуждение. Жюри оценивает и указывает на недо­статки игры актеров. И основное, что требует обсуждения — верность подхода и манер при общении друг с другом. Ведущий, берите инициативу в свои руки;

предоставляйте слово последовательно всем командам, а затем и жюри. Прошу вас. (Гонг). Заканчиваем. Предоставим заключительное слово жюри. Пожалуйста. (Гонг). На этом наша встреча закончена. (Гонг).

 

5.1.46. ТЕРРОРИСТ

 

В каждодневной суете мы довольно быстро привыкнем друг к другу и не все подозреваем о некоторых скрытых возможностях каждого из нас. И только в чрезвычайной ситуации обнаруживается истинное глубокое внутреннее духовное содер­жание каждого. Конечно, приятно, когда жизнь течет размеренно и спокойно. Но иногда жизнь готовит нам самые невероятные испытания. Представьте себе случай, который сегодня, к сожалению, не является уникальным. Поэтому неплохо бы быть готовым к таким поворотам судьбы. Немного фантазии, и всего через несколько минут в этот учебный класс ворвется ватага вооруженных экстремистов. Обычно, мало кто подготовлен к таким неожиданностям и поэтому не удивительно, если сразу все оробеют. Но если заранее предвидеть такое, вполне можно мобилизовать свои глубинные защитные механизмы, чтобы справиться с такой ситуацией, не используя физическую силу, но используя силу слова и те твердые черты характера, которыми несомненно каждый наделен в той или иной степени. А когда на карту ставится собственная жизнь, внутренние возможности каждого могут быть мобилизованы весьма неожиданным образом. Сейчас мы предлагаем разбиться на три группы. В первую могут войти те, кто мог бы сыграть роль террористов, берущих в заложники игроков второй группы. Вторая группа может сесть поближе к двери. Третью группу составит группа экспертов и наблюдателей, берущих на себя роль жюри. Итак, делимся на три группы. Террористы выходят из класса и готовятся к нападению. Группа будущих заложников садится у двери. Жюри занимает места поодаль. На обдумывание ваших действий отводится не более трех минут. Начали. (Гонг). Итак близится минута неожиданного вторжения. Твердость воли, хорошие душевные качества, врожденная защитная реакция, а также находчи­вость сейчас решат все. Друзья, внимание! Ждем непрошенных гостей. Вот они! (Гонг). Внимание! В нашей встрече вводится такое правило. Жюри или ведущий могут прервать игру. Для этого кто-то встает с поднятым платком и говорит слово "стоп". В этой паузе все должны застыть на месте, а взявший таким образом слово может уточнить ситуацию и задать какие-то новые условия или сделать поясне­ния. Внимание! (Гонг). Мы продолжаем нашу игру. Возможно, ведущий или жюри захотят сделать попутные замечания или уточнить условия. (Гонг).Мы завершаем нашу встречу. Надеемся, жюри есть что сказать и оценить всю силу душевных порывов и поступков присутствующих здесь. Просим вас. (Гонг). На этом наша встреча закончена. Всех благодарим на участие. Надеемся, все, что здесь произошло, будет весьма поучительным. (Гонг).

 

5.1.47. СМЕХ

 

Манера смеяться — это своеобразный тест на воспитанность. Будьте веселы­ми в меру. Помните мудрое изречение: "Тот, кто смеется все время — глупец, кто никогда не смеется — притворщик". Давайте понаблюдаем за тем, как мы смеемся. Для этого сначала приглашаем в центр желающих рассказать смешную историю или анекдот. Пожалуйста, кто хочет повеселить публику, просим вас! (Гонг).А. теперь задание к слушателям. Проследите за собой, за своими соседями во время смеха и отмечайте все, что с вами происходит. Что-то можно даже записать. Например, кто-то стучит ногами и хохочет, держась за живот. Кто-то дергается и вытирает слезы с глаз, тихо постанывая. А иной может так громко гоготать, раскрыв широко рот, что становится не слышно рассказчика. Итак, если задание понятно, то начали слушать веселых рассказчиков. (Гонг), Хорошо, спасибо. Пришла пора серьезного обсуждения, хотя переключится многим будет трудно. Пожалуйста, желающие, выступайте со своими наблюдениями во время смеха: что вы заметили особенного, что вас покоробило, что раздражало, и при этом не указывайте имен. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Выводы о том, как нужно смеяться и как не следует вы сделайте сами — посмеетесь над собой уже после нас. Всего доброго, игра закончена. (Гонг).

 

5.1.48. ПРОСЬБА ИЛИ ТРЕБОВАНИЕ?

 

В одних случаях жизни мы просим, а в других проявляем настойчивость — требуем. И то и другое необходимое зависимости от ситуации. Некогда мы путаем их местами, взаимоотношения только проигрывают. Просьба перестает быть прось­бой и становится настойчивым требованием, когда вы даете другому каким-то образом понять, что вы ожидаете определенного ответа, что вы имеете право на определенный ответ, что вы себя будете чувствовать обиженными, если ваша просьба не будет удовлетворена. Все это — формы манипуляций. Например, ребенок обра­щается к маме: "Можно я поеду в летний лагерь, а то все ребята едут?" Подразуме­вается, что при таком нажиме мама должна согласиться. Сейчас предлагаем вам два упражнения. Для участия в нем разделитесь по парам. (Гонг). А теперь сядьте вместе с вашим партнером и для начала попросите его о чем-либо в требовательной форме. В зависимости от ответа, поинтересуйтесь, что при этом он почувствовал. Пожалуй­ста. (Гонг/Для выполнения второго упражнения соберите все свое расположение и уважение к собеседнику, искренность, вежливость и дипломатичность, чтобы ваша просьба вполне допускала свободу его ответа, но вы были заранее внутренне увере­ны в его ответе. Продумайте такую просьбу за пол-минуты. (Гонг). А теперь обме­няйтесь просьбами. Пожалуйста. (Гонг). Обсудим результаты, надеемся, они весьма поучительны! На этом и закончим нашу встречу. (Гонг).

 

5.1.49. ГРАФОЛОГИЯ

(реквизит: образцы писем или конспектов участников)

 

Возможно, всем известно, что черты характера человека непроизвольно отражаются в его почерке. Расшифровать почерк — значит дать человеку объ­ективную характеристику. При изменении черт характера обычно меняется и почерк. Мы предлагаем освоить основы науки — графологии, чтобы лучше разбираться в других людях и собственной сущности. Итак, соберите все имею­щиеся у вас образцы конспектов и писем, пронумеруйте их. Пусть каждый запомнит свой номер. Прикрепите к каждому образцу чистый листок. Передайте образец по кругу вправо. Пожалуйста. (Гонг). Сейчас мы будем передавать образцы почерка по кругу и тут же составлять на каждого автора характеристи­ку. Для начала оценим гармоничность письма. Просмотрите и оцените в имею­щемся у вас образце почерка гармонию письма (рисунок отдельных букв может быть и некрасив) напишите на чистом листочке, в какой мере его автор обладает вкусом и внутренней культурой. При этом, чем почерк больше отлича­ется от идеального каллиграфического образца, тем более оригинальной личностью является автор письма. Итак, отметьте степень гармоничности и графологичности письма первой фразой характеристики, затем передайте вправо по кругу образец письма. (Гонг). Теперь давайте отметим геометрическую выдержанность письма — ровность линий, строк и полей, равномерность интервалов между словами и нажима. Степень геометрической выдержанности определяет обычно общую уравновешенность, степень волевого развития человека, его работоспо­собность. Допишите эти качества в характеристиках тех авторов, где явно при­сутствует геометрическая выдержанность и передайте образец по кругу. (Гонг). Давайте оценим нажим. Как правило, сильный нажим бывает у людей сильных, энергичных. Ровный, умеренный нажим говорит об уравновешенности, самооб­ладании. Неровный, импульсивный нажим говорит об импульсивности, неурав­новешенности, порывистости. Итак, оцените в ваших характеристиках силу нажима и передайте письмо по кругу. (Гонг). Оценим направления строк. Строки прямые — уравновешенность, последовательность, самообладание. Волнистые — дипломатичность, гибкость мышления. Параболические — импульсивность, нетерпеливость, горячность. Поднимающиеся — энергичность, деятельность, инициатива, самоуверенность. Спадающие — пессимизм. Оцените в характери­стиках направление строк и передайте их дальше. (Гонг). Оценим связь между буквами и наклон букв. Беглость почерка за счет рациональных связок между буквами характеризует предприимчивость, деятельность. Несвязанность — мечта­тельность, развитое эстетическое чувство. Буквы вертикальные (без наклона) — сдержанность, самообладание, выносливость. Опрокинутый влево почерк указывает на своенравность, упрямство, требовательность. Разнотипность наклона — поры­вистость, несдержанность, разбросанность в устремлениях. Итак, оцените эти каче­ства в характеристиках и передайте письма по кругу. (Гонг). Оценим размеры и начертание букв. Мелкий почерк говорит о сдержанности, наблюдательности, хладнокровии. Сжатый по ширине почерк характеризует осмотрительность, бережливость, расчетливость. Беглый размашистый почерк указывает на пред­приимчивость, деятельность. Люди с круглым почерком готовы смягчать проти­воречия и идти на компромисс. Угловатый почерк позволяет предположить резкость, неуступчивость, упорство, требовательность. Открытые сверху глас­ные (отсутствует часть дуги) говорят о добродушии, доверчивости. Открытые снизу — о лицемерии и лживости. Оцените эти качества, отметьте их в характе­ристиках, передайте письма дальше. (Гонг). Рассмотрим еще некоторые штрихи. Подпись без росчерка отражает культурность и вкус. Росчерк падающий вниз -энергичность, решительность. Подчеркивание — чувство собственного достоин­ства. Загибающийся вниз влево конечный штрих говорит об эгоистичности. Преувеличенный размер заглавных букв говорит о самолюбии. Клинообразное окончание слов говорит о скрытности и осмотрительности. Оценим эти качества и дополним проходящие через вас характеристики. (Гонг). Итак, мы освоили некоторые особенности анализа характера по почерку. Наша встреча подходит к концу. Пусть каждый найдет свою характеристику. Прочтите ее. Если считаете нужным, подпишите вашу фамилию и проведите под характеристикой черту. Пожалуйста. (Гонг). Теперь можно отправить характеристику по кругу. Допол­ните проходящие через вас характеристики. Пожалуйста. (Гонг/Теперь давайте подведем итоги нашей встрече. Каждому полезно задуматься над своей характе­ристикой. Ведущий, руководите! (Гонг). Благодарим всех за участие! (Гонг).

 

5.1.50. ТОЛЬКО ПРАВДА

 

Давайте сегодня поиграем ч игру, которая прояснит нам один весьма сокровен­ный вопрос — нашей откровенности. Давайте попытаемся в течение всей нашей встречи сегодня говорить только правду. Посмотрим, что из этого получится. Для начала окиньте взором всех присутствующих и оцените, с кем вы могли бы общаться весьма откровенно, т.е. называть все своими именами, умалчивая или опуская только отдельные тонкости. Напишите, пожалуйста, эти фамилии на бумажке и отправьте их ведущему. Просим вас. (Гонг). Пока ведущий напишет на доске список всех перечисленных в записках фамилий, каждый продумайте — с кем из названных вами лиц вы смогли бы быть абсолютно откровенными, т.е. говорить обо всем безо всякого исключения. Подумайте, просим вас. (Гонг). Теперь, когда фамилии на доске перечислены, каждый желающий может встать и подчеркнуть тех людей в списке, с которыми вы могли бы быть абсолютно откровенными. Пожалуйста, просим вас. (Гонг). И.так, мы можем познакомиться с самыми надежными людьми в нашем коллективе. Теперь есть возможность услышать от самых откровенных людей их откровенное мнение о том, чего не хватает всем остальным, чтобы попасть в этот список. Итак, если нет возражений, выслушаем откровения. Приглашаем желающих по-очереди к доске. А может быть, лучше все-таки поговорить с глазу на глаз? Пожалуйста. (Гонг). Мы заканчиваем нашу встречу. Надеемся, все сделали правильные выводы. (Гонг).

 

ГЛАВА 5.2.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ ИГРЫ

(игры освоения новых приемов обучения)

Чтобы преподавателям научиться про­водить игровые занятия, предлагается система игр по освоению современных активных методик и приемов обуче­ния. Можно сначала попробовать игры на своих коллегах—преподавателях, за­тем этот опыт использовать для ра­боты с учениками.

 

Введение

В отличие от других ••лае данного сборника, настоящая глава пред­назначена для проведения, игр на контингенте самих преподавателей с целью освоения новых приемов и методик обучения. Методов обучения существует множество. Но практический преподаватель, как правило, владеет всего несколькими - прежде всего связанными с объяснениями нового материала и опросом учащихся в традиционных формах. От со­временного преподавателя требуется умение преподносить учебный ма­териал в самых разных формах и не только с помощью голоса и классной доски, а с использованием современной техники и большого разнообразия видов деятельности в учебном процессе. Прошли те времена, когда осно­вой учебного процесса было объяснение или опрос в традиционных фор­мах. Даже лекция сейчас приобретает иные формы, если использовать иллюстративные материалы, видео- кино- слайда- аудио- материалы. Семинарское занятие уже давно постепенно превращаются в дискусси­онную форму общения преподавателей и учащихся. А если говорить об опросе, то современная техника программированного обучения в виде обучающих машин и компьютеров и даже простых программированных пособий, даете возможность этот процесс проводить на новом уровне. В учебный процесс входят ролевые игры. психотренинг и психодрама, песенно-музыкальные фрагменты, "мозговой штурм" и самые разные вари­анты самовыражения творческой личности. Взаимоотношения преподавателя и обучаемого тоже претерпели существенные изменения. Педагогика сотрудничества, сопереживания моделированием реальных ситуаций жизни в сочетании с психологическим единоборством и кол­лективным взаимодействием, использованием "второго плана" в игро­вых формах создает новые предпосылки для построения современного учебного процесса.

В данной главе каждая из предлагаемых игр подразумевает освоение преподавателем нового приема или методики обучения. Игры рассчита­ны на проведение в среде преподавателей, чтобы на следующем этапе преподаватели смогли использовать их на своих учебных занятиях с учащимися. Занятия планируются таким образом, что каждому препо­давателю — участнику занятий необходимо предварительно ознако­миться с предлагаемым сценарием игры, подготовить необходимый реквизит и дидактические материалы, продумать и выбрать тему. Затем, ознакомленные со сценарием преподаватели — участники игры, собираются для занятия. Проведением занятия руководит ведущий, который ориентируется на содействие специалиста по каждой теме. Сценарий игрового занятия предусматривает освоение основных при­емов и этапов обучения по данной методике. После проведения каждого занятия предполагается, что преподаватели смогут проводить их са­мостоятельно с учащимися.

Другой весьма важный вопрос, на который следует обратить внима­ние преподавателям — выбор необходимого метода обучения соответ­ствующего характеру изучаемого материала, тематике и составу учащихся. Только изучив предварительно разные методики, их достоин­ства и недостатки, личностные особенности самих преподавателей и учащихся, реально почувствовав свою готовность к проведению таких занятий следует приступать к работе с учащимися.

Мы желаем вам успехов в деле освоения новых методик и приемов обучения!

 

5.2.1. КОНТАКТ

(вводное занятие)

 

Прежде чем начать цикл занятий в преподавательском коллективе, нужно опре­делить: насколько мы все вместе и каждый в отдельности готовы участвовать в таких занятиях, насколько психологическая ситуация благоприятна для ведения таких занятий. А если не благоприятна, то надо знать — как создать коллектив и психоло­гическую ситуацию, благоприятную для занятий. Игра является. по существа моде­лированием условностей реальной жизни. Сделать шаг от условностей жизни к условностям игры оказывается не всегда простым делом. Но попробуем это сделать сейчас, чтобы затем эту систему использовать в классе с учащимися. Каждому участнику игры желательно найти такую роль, при которой он чувствовал бы себя "как рыба в воде". Для этого предлагаем проделать всем вместе несколько упраж­нений. Невидимому, в каждой игре должен быть затейник - игротехник. Давайте, каждый на листочке бумаги напишет фамилию тех, кто по вашему мнению больше всех годится на роль массовика-затейника. Итак, напишите на листке каждый — фамилии тех присутствующих, кто мог бы успешно выполнять роль массови­ка-затейника. Просим вас. (Гонг). А теперь давайте посмотрим: кто сколько голосов набрал на роль массовика-затейника. Давайте выберем группу затейников, набрав­ших большинство голосов. Пожалуйста. (Гонг). Кто набрал максимальное количе­ство голосов, будет основным ведущим в сегодняшней игре. Пожалуйста, ведущий, берите инициативу в свои руки — выходите вперед. (Гонг). Сейчас под руководст­вом ведущего организуем несколько команд; Во главе команды будет один из признанных массовиков-затейников, который сам себе подберет команду. Торопи­тесь попасть в команду самого интересного для вас массовика-затейника. Капитану команды желательно включить в свою команду самых интересных игроков. В каж­дой команде необходим сценарист, постановщик. Если капитан не боится, весьма полезна здоровая оппозиция. Особенно котируются юмористы, весельчаки и люди, просто приятные. Идеально, когда в одном человеке сочетаются несколько качеств. Итак, пожалуйста, капитаны, подберите себе команды и соберите их вокруг себя. В команде должно быть не менее трех человек. Просим вас. (Гонг). Сейчас, для разминки предлагаем внутри каждой команды устроить конкурс юмористов. Каж­дый желающий может рассказать анекдот, забавную историю, шутку, поговорку, афоризм или вообще что-то интересное. На соревнование отводится 2-3 минуты. Просим вас. (Гонг). Сейчас, в каждой команде оцените победителей и пусть они поделятся своим творчеством со всеми. На общий конкурс юмористов каждая ко­манда выставляет свой лучший номер. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Ведущий, определите самую остроумную команду. Просим вас (Гонг). Сейчас, после духовной разминки полезна физическая разминка. Давайте внутри каждой команды проведем небольшой конкурс детских игр. Можно сыграть, например, в ладушки, в мячик и т.д. Ведущий, оцените, какая команда быстрее включится в игру с максималь­ным количеством игроков. Начали. (Гонг). Спасибо. Сейчас предлагаем команде-победительнице провести уже со всеми участниками игру в которой вы сориентировались быстрее всех. Просим вас. (Гонг). Спасибо. Отметим победителей. (Гонг). А теперь - коллективная разминка. Все, кто принимал участие в играх, могут встать в большой круг. Кто не успел это сделать быстро, под руко­водством ведущего образует жюри. Пожалуйста. Начали. (Гонг). Сейчас, взявшись за руки, круг придет в движение. Каждый будет пытаться навязать всем какие либо движения, позы, гримасы или что-либо забавное, а жюри оцените, чьи примеры и манеры пользуются максимальным успехом. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Теперь пригласите в центр круга самого популярного заводилу. Пожалуйста. (Гонг). Пусть теперь заводила пригласит в круг самых лучших своих последователей. Просим вас. (Гонг). Теперь те, кто в центре круга, будут инициировать все начинания - это будет группа "Инициативы". Но всякой инициативе необходимо здоровое, отрезвляющее противодействие. Давайте создадим группу "Оппозиции". Желающие могут выйти из круга в группу Оппозиции. Просим вас. (Гонг). Теперь, чтобы между Инициа­тивой и Оппозицией была разумная дистанция, полезна группа судей в качестве "Жюри". Дополним или образуем заново группу Жюри, пусть они также выйдут из круга. (Гонг). В заключение/в новых ролях обсудим программу дальнейших заня­тий. Группа Инициативы предлагает, Оппозиция критикует, а мудрое Жюри подво­дит итоги. Пожалуйста. (Гонг). Заканчиваем нашу первую встречу. Надеемся, теперь ведущему яснее: в каком составе собираться для дальнейших занятий. Оче­видно, что среди участников не должно быть просто наблюдателей. Но и среди выступающих не должно быть лиц, создающих дискомфорт. Поэтому неплохо со­здать несколько учебных групп с разными задачами. До новых встреч! (Гонг).


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 95. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.046 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7