Экономическое поведение людей как социальные и цивилизованные факторы соц.-эк. процессов.
Эк. поведение – поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях, т.е. индивиды максимизируют удовлетворение своих потребностей, в соответствии с ценностями и интересами или прибылью предприятия, тогда как государство должно максимизировать общественное благосостояние. Эк. поведение – это ресурс субъекта как совокупность качеств, обеспечивающих жизнедеятельность в домохозяйстве, социализация не только для выживания, но и к расширению диапазона саморегуляции своего поведения, включая эффективное влияние на других субъектов. Человек живет в мире ограниченных возможностей: ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность ресурсов делает принципиально невозможным одновременное и полное удовлетворение всех потребностей всех людей. Эк. сознание – это система понятий, ориентирующих субъекта в системе существующих эк. отношений. Модель человека в любой теоретической системе тесно связана с общими представлениями ее автора о законах функционирования экономики и об оптимальной гос. политике. В связи с этим, выделяется два типа эк. мировоззрения: 1. Мировоззрение, ориентированное на тип модели человека, в котором его главным мотивом является собственный интерес, как правило, денежный, или сводимый к деньгам. В таких теориях общество рассматривается как равновесная, гармоничная система, в которой «компетентный эгоизм» всех ее членов через посредство свободной конкуренции ведет к наибольшему благосостоянию всего общества; 2. Мировоззрение, в котором помимо дохода и богатства предполагаются свободное время для саморазвития, соблюдение традиций, учитывающих не только личный, но и общественный интерес. На интересы и возможности его реализации налагаются существенные ограничения. Эк. культура – это трансляция ценностей и норм, продуцирующая духовный опыт в ориентирах эк. выбора и рациональных процедур, которые используются в достижении эк. целей при формировании человеческого капитала. При анализе эк. поведения человека в России необходимо учитывать, в несколько большей степени присущую ему субъективную рациональность, основанную на особенностях рос-го менталитета и эк. мышления. Поведенческая матрица обладает определенной устойчивостью и регулярностью. Выявление механизмов, структур и элементов этого порядка – актуальная задача теоретических исследований. Эк. интерес, система ценностей и эк. культура являеются конкретными ориентирами эк. выбора и тех рациональных процедур, кот. используются в достижении эк. целей. 50. Понятие «политический процесс» как базовое при научном анализе пол. действительности. Пол. процессы, их сущность и содержание, особенности и значение в жизни общества исследуются учеными на основе определенных категорий, или наиболее общих понятий, выработанных пол. наукой. Каждая из этих категорий представляет собой обобщенное отражение сущностных свойств пол. процессов, закономерностей их функционирования и развития. Понятие «пол. процесс», являясь базовым понятием в исследовании пол. действительности, отражает: 1. Объект пол. деятельности; 2. Вопрос о движущих; 3. Субъекты пол. процесса; 4. Побудительные силы; 5. Пол. потребности; 6. Пол. интересы; 7. Ценностные ориентации субъектов пол. процесса. Понятие «пол. процесс» во взаимосвязи с понятием «соц. процесс», «соц.-эк.», «эк. процесс» рассматривался в первом разделе данного учебного пособия. Любой пол. процесс выражает динамических характер пол. жизни общества или его пол. действительности, заключающийся в развитии как пол. институтов, так и отношений между ними. Понятие «изменение» выражает возникновение у пол. процесса каких-то новых характеристик, не вносящих принципиальных перемен в их содержание. Понятие «развитие» указывает на появление в пол. процессе принципиально новых свойств, а также новых составляющих, существенно меняющих его содержание и характер его воздействия на пол. жизнь общества. Развитие пол. процессов носит необратимый характер и заключается в переходе от одних состояний пол. действительности к другим, чаще всего более сложным. Это подтверждает существенное усложнение в последнее столетие пол. жизни общества, форм гос. устройства, способов пол. активности людей. Развитие пол. процессов ведет к повышению их роли и значения в обществе, что проявляется в политизации многих сторон общественной жизни. Тем самым возникают вопросы о пол. потребностях, интересах, целях и идеалах субъектов пол. деятельности, их ценностных ориентациях.
|