Студопедия — КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. А Б В Г Д Е Ж З И-Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. А Б В Г Д Е Ж З И-Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я






А Б В Г Д Е Ж З И-Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Я

ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ
ЯЗЫК СИМВОЛОВ
ЯКОБСОН Роман Осипович (1896-1982)
ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (1883-1969)


ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ — совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой (комплексом устойчивых отношений, инвариантных при любых преобразованиях), явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов (производства культурных текстов).


Я.к. формируется и существует только во взаимодействии людей, внутри сооб-ва, принявшего правила этого языка. Совокупность Я.к. — осн. коммуникационное средство в культуре (субкультуре), поэтому освоение Я. к. — ключевой элемент социализации, аккультурации. Каждому Я.к. соответствует, как правило, своя область действительности или человеч. деятельности, представленная в опр. смыслах, а также собственно знаковая система — выразит, средство языка.


Изучением Я.к. занимаются семиотика (анализ знаковой представленности Я.к.), лингвистика (анализ естеств. языков), культурная семантика (изучение Я.к. как средства выражения смысла).


Набор знаков (алфавит, лексика) и правил их сочетания (грамматика, синтаксис) в Я.к. всегда конечен, а потому ограничен по отношению к многообразию явлений действительности и смыслов. Поэтому закрепление смысла в языке, его означение предполагает не только формализацию, но и метафоризацию, опр. искажение; означающее тяготеет над означаемым. Данная ситуация усугубляется при “переводе” информации с одного языка на другой, причем искажение тем значительнее, чем сильнее различаются принципы означения (референцирования) в этих языках. Разнообразие выразит, средств Я.к., а следовательно, и принципов их означения делают вопросы их “переводимости” (возможности выражения смысла средствами разл. языков) и “приоритетности” (выбора того или иного языка в конкр. коммуникативной ситуации) весьма сложными (эти проблемы рассматривались Куайном, а также в лингвистич. философии).


Другим важным моментом функционирования Я.к. является понимание. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствует опр. неадекватность понимания (обусловленная различием индивидуального опыта, степенью знакомства с языком и т.п.), момент интерпретации (переосмысления), искажающий исходный смысл. Понимающий всегда обладает опр. представлением о понимаемом, ожидает опр. смысла и интерпретирует знаки в соответствии с этим представлением (эта проблематика рассматривается в этнометодологии, лингвистич. философии и герменевтике).


Искажение смысла при означении и понимании (трагичное для логич. семантики) для Я.к. является важным фактором, обеспечивающим их изменчивость (наряду с введением новых актуальных знаков и значений, истор. и геогр. динамикой языков, их взаимопроникновением).


Свойственная Я.к. многозначность (полисемантизм) приводит к появлению “языков в языках”, т.е. самостоят. языковых образований, формирующихся в рамках выразит, средств другого языка или интегрирующих в себе средства нескольких разл. языков (напр., дипломатический лексикон или язык моды). Существование таких языков значительно влияет на исходные языки и также является важным динамич. фактором (эта проблема освещена в работах структуралистов, в частности Р. Барта и Деррида).


Я.к. можно дифференцировать по отнесенности к опр. области действительности или человеч. деятельности (язык искусства, сленг математики); по принадлежности опр. (этнич., проф., историко-типологич. и т.д.) субкультуре, языковому сооб-ву (англ. язык, язык хиппи); по знаковой представленности, ее типам (вербальный, жестовый, графич., иконич., образный, формализованный языки) и видам — опр. культурным порядкам (язык причесок, язык костюма); по специфике смысловой выразительности (информационно содержательные, эмоционально выразительные, экспрессивно значимые) и ориентации на опр. способ восприятия (рац. познание, интуитивное понимание, ассоциативное сопряжение, эстетич. вчувствование, традиц. отнесение); по специфике внутр. грамматич., синтаксич. и семантич. правил (семантически открытые и замкнутые языки, языки с полным и неполным синтаксисом и т.д.); по ориентации на опр. коммуникативные и трансляционные ситуации (язык полит, речей, язык офиц. документов);


423


с т. зр. приоритетности и популярности на том или ином уровне культуры, в той или иной ее специализир. форме, в той или иной субкультуре.


В лингвистике также принято достаточно условное разделение языков на естественные (не имеющие явных правил осмысления и употребления, точно установленного происхождения — исторически сложившиеся вербальные языки) и искусственные (более четко формализованные, с явной историей).


В философии культуры Я.к. рассматривались, как правило, в общем контексте символич. деятельности человека как “символич. комплексы”, “символич. формы”. В культурной и социальной антропологии (и в историко-типологич., и в конкретно-истор. исследованиях) получили рассмотрение локальные вопросы генезиса и функционирования Я.к. (анализ отд. языков традиц. об-в в этнологии, анализ совр. ситуаций языковой коммуникации). Значит, шагом в изучении Я.к. стали кросскультурные исследования структурного функционализма (выявление структурных особенностей Я.к., анализ функциональных аспектов языковой деятельности). В лингвистике и семиотике были разработаны высокоэвристичные методы анализа естеств. языков (структурно-семантич. и структурно-семиотич. анализ), успешно применялись элементы теории информации, математич. моделирования, были выявлены универсальные грамматич. правила, правила семантич. согласования. Применение лингвистич. и семиотич. методов к Я.к., осуществленное структурализмом, хотя и не дало ожидаемых универсальных рез-в, однако позволило существенно расширить представления о языковой деятельности в локальных аспектах культуры, выявить отд. структурные элементы культурных текстов и механизмы их образования и преобразования.


Ныне изучение Я.к. осуществляется, в основном, на уровне прикладных исследований и теорий среднего уровня, с акцентом на совр. проблемах функционирования Я. к.


См. Смыслы культурные, Знаковая система.


Лит.: Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. Закономерности и процессы передачи информации. М., 1967; Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972; Барт Р. Избр.работы. Семиотика. Поэтика., М., 1994; Он же. S/Z. Анализ рассказа “Сарразин” О. де Бальзака М., 1994; Языки культуры и проблемы непереводимости. М., 1987; Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995; Михайлов А.Я. Язык культуры. М., 1997; Feleppa R. Convention, Translation and Understanding. Albany, 1988; Clarke S. The Foundations of Structuralism: a Critique of Levi-Strauss and the Structuralist Movement. Brighton, 1981; Rickman H.P. Understanding and Human Studies. L., 1967; Piaget J. Le structuralisme. P., 1968; Postmodernism. An Intern Anthology. Seoul, 1991; Ullmann S. Semantics. An Introd. to the Science of Meaning. Oxf., 1972.


А.Г. Шейкин


ЯЗЫК СИМВОЛОВ — древний метаязык культур, выражение внутр. красоты и смысла космич. целого. Происхождение многих символов коренится в глубине тысячелетий, в архаичных культурах и древних цивилизациях, органичным элементом к-рых они являлись. Символы можно рассматривать как язык, выражающий размышления о мире и бытии человека в нем, дошедший до нас от времени, когда концептуальные понятия еще не были выработаны. Однако появление последних отнюдь не отменяет символ, не лишает его существование смысла, поскольку символы не идентичны концепциям, их роль и функция различны. Все происходящее на трех уровнях бытия — в Космосе, на Земле, в человеке — символы раскрывают как проявление единой жизни. Взаимозависимость символа и его проявлений в разл. контекстах не следует понимать как монотонное повторение одного и того же значения: напротив, в каждом контексте символ раскрывает нечто новое. Благодаря установлению с помощью символики взаимозависимости между структурами человеч. и космич. бытия человек не чувствовал себя одиноким во Вселенной: он был открыт миру, к-рый ощущал близким себе.


Для древнего сознания внешняя красота вещи была неотделима от внутр., определявшейся положением вещи в стройной системе мироздания. Подобно слову, символ несет в себе туго свернутое, как росток, мифол. и филос. содержание. Бесконечное множество вещей и явлений приводится к неким общим знаменателям — символам, к-рые, соединяясь друг с другом, образуют в разл. культурах более или менее стройную картину мироздания: ее суть — в неразрывном взаимопереплетении божеств., природного и человеч. миров. В этих трех планах и могут трактоваться важнейшие символы, и прежде всего те, к-рые относятся к разумно устроенному пространству, противостоящему хаосу, библ. “тьме внешней” — город, храм, жилище. При посредстве символов устанавливаются аналогии между воссозданием космоса из хаоса и устройством отгороженного от мира дикой природы освоенного человеком культурного пространства: напр., “срединной крепости” Мидгард сканд. мифологии, противостоящей как миру внешнему, необжитому — Утгарду, так и миру небожителей — Асгарду. Такой же космогонич. аналогией становится и восхождение самого человека от природного состояния к высшим ступеням сознания, высвобождение в человеке его истинной сущности из хаоса инстинктов и страстей. Это символизировалось в выражениях “дважды рожденный” на Востоке и “альма матер” — “благая матерь”, “мать-кормилица” на Западе, в названии университета.


Любая вещь может быть наделена символич. значениями, к-рые варьируются от культуры к культуре и могут меняться с течением времени. Однако свойство основополагающих символов, отмеченное как зап. (Элиаде, Генон, А. Кумарасвами и др.), так и рос. (А. Уваров, Лосев, Флоренский) мыслителями, выразить кратко и без перевода то, что потребовало бы много слов и разъяснений, издавна превратило Я.с. в


424


особый универсальный язык религ. картины мира, передаваемой средствами изобразит, искусств и мифопоэтич. языка. По-видимому, с этим связано и то, что картины мира разных народов, вопреки внешнему разнообразию, удивительно схожи. Усложненные, “ученые” картины мира древних и ср.-век. художников и философов не противоречат народным представлениям, а скорее раскрывают их. Так или иначе, но издревле существовал универсальный язык для передачи космологич. содержания, относящегося к миру и к человеку в мире — язык букв (священный алфавит как система космообразующих принципов), чисел и геометрич. фигур, приводивших к общим знаменателям бесконечное разнообразие мифол. персонажей и в человеч., и в зверином облике.


О сущности и смысле символич. восприятия и описания действительности существует огромная лит-ра, от древности до наших дней. Она восходит к именам не только мифич. Тота — Гермеса Трисмегиста, но также Платона и Пифагора. На рубеже античности и ср.-вековья с особым вниманием отнеслись к разработке концептуальных основ символики раннехрист. мыслители, переосмысливая древние символы в соответствии с христ. вероучением.


Внимание к внутр. миру человека и осознание ограниченности рационалистич., формально-логич. мышления в постижении “высших истин” привело еще Филона Александрийского, а затем христ. авторов 2-3 вв. к филос. разработке проблем символа и образа. Впервые образно-символич. истолкование универсума в христ. понимании дал Климент Александрийский (3 в.). Первопричина, Божество, есть исходный пункт иерархии образов, первообраз-архетип всех последующих отображений. Первым образом Архетипа выступает Логос, подобный ему во всем; его образом является разум человека. а затем — образы изобразит, искусства. Подобные рассуждения нашли свое наивысшее завершение в учении раннехрист. мыслителя 5 в., писавшего под именем Дионисия Ареопагита. Его труды оказали огромное влияние на всю европ. ср.-век. эстетику. Согласно его воззрениям, символ выступает как своего рода посредник, связывающий мир, недоступный чувствам и невидимый, и мир человеч., земной. По его словам, существуют два способа передачи информации об истине: “один — невысказываемый и тайный, другой — явный и легко познаваемый; первый — символич. и мистериальный, второй — филос. и общедоступный. Высшие истины передаются только первым способом, потому-то древние мудрецы и пользовались постоянно таинственными и смелыми иносказаниями”. Все понятия о высших истинах переданы нам в символах, “ибо уму нашему невозможно подняться к невеществ, подражанию и созерцанию небесных иерархий иначе, как через посредство свойственного ему веществ, руководства, полагая видимые красоты изображением невидимой красоты”.


Согласно Псевдо-Дионисию, символы имеют противоречивую цель: одновременно выявить и скрыть истину. Скрытая внутри символа “красота” ведет к восприятию сверхсущностного духовного света. Красота эта, содержащаяся во всевозможных символах — словесных, изобразит., муз., культовых и т.п. — открывается только тому, кто “умеет видеть”. Поэтому необходимо учить людей “видению” символа.


Изучение древнего и ср.-век. искусства было бы весьма поверхностным без понимания его символич. природы. Проявление чувства сакрального в искусстве и роль языка символов в его передаче вылилась в совр. религиоведении в особое направление. Выдающимся авторитетом в этой области является Элиаде, в поисках универсалий человеч. мышления и основополагающих категорий культуры обратившийся к опыту “примитивных” народов и к архаич. мифол. системам. Именно в этой среде религия предстает не как идея и установление, но преимущественно как строй мысли и образ жизни. Огромную роль в сознании архаического человека играли символы, позволявшие мгновенно, интуитивно устанавливать связь между сакральным и профанным, между небесным “прототипом” и его земным аналогом. Выработанные Элиаде в итоге глубоких научных изысканий категории “Центр мира”, “Творение и время”, “Мировая ось”, “Единство противоположностей”, “Сакральное и профанное” и др. исполнены глубокого смысла и в приложении к такой области проявления “свободы” и “бессознательного”, как творчество.


Наиболее последоват. изложение “науки символов” содержится в трудах франц. мыслителя Р. Генона и его последователей-традиционалистов (Ж.-Л. Бенуа, Д. Колонь, Эвола, Р. Абеллио и др.). Фундаментальные символы “связанной науки”, являющейся “внутр.”, эзотерич. стороной религиозно-мистич. учений прошлого и настоящего, представляют собой, в его изложении, структурное, систематич. описание корпуса эзотерич. символов, встречающихся в религии и мифологии народов мира, к-рые, взаимно дополняя и раскрывая друг друга, дают картину “Изначальной Традиции”.


Лит.: Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982; Коб-зев А.И. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994; Флоренский П.А. Иконостас. М., 1995; Evola Ch. II mito del sangue. Mil., 1942; Idem. Fenomenologia dell'individuo assoluto. Rome, 1984.


T.M. Фадеева


ЯКОБСОН Роман Осипович (1896-1982) - рус.-амер лингвист, литературовед, специалист по поэтике и семиотике.


Окончил Лазаревский ин-т вост. языков и Моск. ун-т (1918). С 1921 работал в Праге в полпредстве РСФСР, в СССР не вернулся. Проф. Гарвард, ун-та и Массачусет. технологич. ин-та, член многих академий. Инициатор создания Моск., Праж., Ньй-Йорк. лингвистич. кружков, один из ведущих представителей структурализма; был близок к рус. формальной школе. Языковедч. работы Я. в осн. посвящены теор. лингвистике (фонологии,


425


соотношению диахронии и синхронии, общей теории падежей, информ. т.зр. на язык и др.) и изучению слав. языков.


В поэтике Я. прежде всего выступает как стиховед, специалист по метрике и рифме, синтаксич. и грамматич. строению стихов на разных языках (слав. и неславянских), много внимания уделяет анализу отд. произведений (наиболее известная работа “Кошки” Бодлера”, 1962, совместно с Леви-Строссом).


Собственно лит.-ведческие работы Я. посвящены древнеслав. поэзии, “Слову о полку Игореве”, Пушкину, Блоку, Хлебникову, Пастернаку, Маяковскому, польской и чеш. поэзии, Бодлеру, Гёльдерлину, Блейку и др. В качестве текстолога Я. публиковал и комментировал многие слав. тексты. Я. публиковал также работы по слав. фольклору, раннеслав. эпосу, слав. мифологии, ритуалу, живописи 20 в., семиотике кино, речевой афазии.


Основательность научной лингвистич. подготовки и раннее знакомство с практикой футуризма (Я. сам пробовал писать заумные стихи), с соответствующими ему теор. новациями (ранний формализм) определили судьбу его научной деятельности. Языковая специфика поэтич. произведения (“язык в его эстетич. функции”, материальная (речевая) объективация магич. потенциала поэзии, соотношение фольклорного и индивидуального в словесном творчестве, исследования влияния данного языка на характер поэтич. приема — всегда в центре его внимания. Характерно название одной из наиболее известных поздних работ “Грамматика поэзии и поэзия грамматики” (1961).


В качестве обобщающих семиотич. и культурологич. идей Я. обращается к общей теории симметрии, давая свою основанную на конкр. исследованиях интерпретацию ее закономерностей по отношению к разл. видам культурной деятельности и их продуктам, систематизация к-рых может осуществляться на основе связи элементов либо по сходству (вертикально, парадигматически, метафорически), либо по смежности (горизонтально, синтагматически, метанимически).


Обладая большим личным и научным авторитетом, Я. неизменно выступал против всех форм изоляционизма, постоянно ориентируясь на многосторонние связи лингвистики с этнологией, фольклором, мифологией, семиотикой, культурной антропологией и др., и гуманитарного знания в целом с биологией, физикой, математикой, системологией. Разносторонняя активность, энергия первооткрывателя, нерасторжимое единство личной судьбы и творч. устремлений (в частности, верность обретенным в юности революционным по духу основаниям его позиций в науке и культуре) сформировали, по словам Вяч.Вс. Иванова, “самый характер его трудов, не завершенных, как у классика... а раскрытых, как у романтика, навстречу будущему”.


Соч.: Избр. работы. М., 1985; Работы по поэтике. М., 1987.


Лит.: Иванов В.В. Лингвистический путь Романа Якобсона // Якобсон Р. О. Избранные работы. М., 1985; Он же. Поэтика Якобсона // Якобсон P.O. Работы по поэтике. М.. 1987; Якобсон — будетлянин. Стокгольм, 1992.


Л. Б. Шамшин


ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (1883-1969) - нем. философ-экзистенциалист, психолог, культуролог. Окончив в 1901 классич. гимназию, обучался на юрид. и мед. ф-тах Гейдельберг. ун-та. Большую известность Я. принесли работы по психопатологии выдающихся деятелей европ. культуры (Гёльдерлина, Сведенборга, Ван Гога, Ницше, Стриндберга). Филос. взгляды Я. нашли отражение в вышедшем в 1931-32 трехтомнике “Философия”. В годы нацизма он находился в оппозиции к правящему режиму. В послевоенное время Я. становится одним из духовных лидеров Германии.


Культурологич. воззрения Я. основываются на христ. миропонимании. Причины и начала культуры безусловно трансцендентны и непосредственно связаны с Богом. Опираясь на апостольские послания, Я. утверждает, что мистич. озарение превосходит всякое филос. мудрствование (ср. 1 Кор. 2:14; 3:19). Он полагает, что для понимания целей и задач культуры эмпирич. и интеллектуальные методы не годятся. Наука слишком рациональна для постижения потустороннего. Поэтому своеобр. квинтэссенцией культуры выступает искусство, в основание к-рого положен принцип интуитивного восприятия мира. Задача искусства заключается в восстановлении утраченной связи человека с Богом. Средством налаживания коммуникативных отношений с трансцендентальной реальностью является катарсис, во многом напоминающий мистич. экстаз.


Развивая идеи Кьеркегора и Ницше, Я. пытается установить истоки, пути развития и цель культуры посредством перехода от внешней, эмпирич. стороны бытия к “подлинной” культуре, находящейся в области человеч. духа, в сфере трансценденции. Прорыв в потустороннюю подлинную реальность связан у Я. с “пограничными ситуациями”. В эти ситуации человек оказывается вовлечен, когда перед ним возникает выбор, имеющий решающее значение для его судьбы (“Быть или не быть?” Гамлета, “Или-или” Кьеркегора). По мнению Я., подобные ситуации свойственны также истории и культуре. Осуществляя свой выбор и реализуя этим свою свободу, культура надолго определяет путь своего развития. Исчерпав потенции развития, культура входит в новую пограничную ситуацию, выход из к-рой связан с обретением нового (трансцендентного) знания. Пограничная ситуация не обязательно является логич. следствием внутр. развития культуры. Она может быть навязана извне: напр., экспансия персид. культуры была остановлена греками в 5 в. до н.э. Победа греков дала возможность продолжить развитие их нац. культуры, что явилось, с т. зр. Я., решающим для экзистенции зап.-европ. личности. А победа Рима над


426


Карфагеном окончательно гарантировала развитие идеалов культуры, свойственных совр. зап. об-ву. Т.о., динамика культуры связана с успешным продвижением культуры от одной пограничной ситуации к другой. Цель этого движения в абсолютном значении недоступна (в силу трансценденции), но в относит, смысле и ретроспективно постепенно уясняется.


Под культурой Я. понимает мир жизненных форм — институтов, представлений, верований, связанных с общностью происхождения, языка и судьбы. Создателем культуры стал человек, поскольку его предки оказались способны на прорыв в сферу осознанных актов и творений духа. Причины воплощения культуры через человека заключаются в изначально заложенной в предчеловеке открытости всем своим возможностям, что свидетельствует о небывалом предназначении человека.


Появление культуры связывается Я. с возникновением способности передавать другим поколениям духовное достояние; с рационализацией бытия посредством техники (орудий); с ориентацией на деяния предков, освобождающей от страха перед демонами, к-рые олицетворяли противостоящие человеку природные силы. Демонич. силы являлись истор. образом пережитой действительности. Однако, “великая альтернатива” — божественное или демоническое, многобожие или единая трансцендентная основа — была решена человеком в пользу Божественного. Громадное влияние на это решение оказало осевое время, время первой пограничной ситуации в рамках развитой культуры. В период 800-200 гг. до н.э. осн. культуры древности решили этот вопрос в пользу единобожия и надолго определили дальнейшее развитие культуры для всего человечества. Подобный выбор обозначил, что все мировые культуры связывает единство происхождения и перспектива их последующего слияния в общечеловеч. культуру на основе общих ценностей.


Культурно-истор. периодизация Я. находится в тесной зависимости от христ. концепции истории. Ось христ. периодизации — Иисус, поэтому история делится на две части — до и после Рождества Христова. Христ. периодизации свойственна также идея эпохальных событий, к-рые, в свою очередь, приводят к дальнейшему делению истории на части. Ось периодизации Я. проходит примерно через 500 г. до н.э. В это время возникает человек совр. культурного типа. Это подлинный, экзистенциальный человек, к-рый не подчиняется потоку истории, а преодолевает его, проживает как свою судьбу. Я. делит историю на “доосевую”, когда человек еще не познал свое предназначение, и “осевую”, когда теологич. предначертания развития культуры стали им все более усваиваться.


Цель человеч. существования, по Я., — личная независимость. Она достигается посредством обращения к подлинному (трансцендентному) бытию. Именно поэтому осевое время, время формирования подлинных культур, так дорого человечеству. По словам Я., “все великие взлеты человеч. бытия” происходили лишь посредством возрождения осевого мировоззрения или полемики с ним. Запад, напр., своей спецификой, основанной на феноменах свободы, личности, рациональности, науки и техники, обязан ценностям греч. культуры. Поэтому забвение античного наследия неизбежно приводило к варварству. Постоянный возврат к идеям осевого времени показывает, что ценности этой эпохи будут постоянно переосмысливаться, но никогда не будут отменены. Они носят универсальный характер. Понятие универсальности культуры раскрывается Я. и в подходе к объяснению ее истоков и цели. Изначально единая культура, пройдя ряд трансформаций, объединит человечество во всеобъемлющем духе, вбирающем в себя всех. Подобный подход, сочетающий в себе универсализм и эсхатологию, также роднит представления Я. с христ. концепцией культурно-истор. процесса.


Однако есть и отличия. По мнению Я., культурно-истор. процесс представляет собой соотнесенность всех его элементов, их всеобщую коммуникацию и беспрерывное преобразование. Важное значение для преобразования имеет нигилизм. Несмотря на отриц. к нему отношение, Я. признает его значение в качестве антидогматич. средства. Нигилизм предохраняет от абсолютизации и обеспечивает, в конечном счете, свободный выбор развития культуры. На сегодняшний день зап. культура, по мнению Я., слишком сильно пропитана нигилист, духом, что лишает ее необходимой конструктивности. Ее отход от идеи мирового порядка (Логоса) ставит перед ней две задачи общечеловеч. значимости. Они заключаются в обосновании подлинного разума в самой экзистенции и создания условий для безграничности коммуникаций любого уровня для всего населения Земли.


Соч.: Psychologie der Weltanschauungen. В., 1922;


Vernunft und Existenz. Groningen, 1935; Philosophie. Bd. 1-3. В.; Gott.; Hidb., 1956; Истоки истории и ее цель. Вып. 1-2. М., 1991; Смысл и назначение истории. М., 1994; Карл Ясперс: Филос. автобиография. М., 1995.


Лит.: Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М., 1972; Типсина А.Н. Философия религии К. Ясперса. Л., 1982.


А. В. Шабага

Указатель имен для второго тома М-Я


Дарне А.А. 139


Абаев В.И. 18


Абеллио Р. 425


Аберле Д.Ф. 282, 283


Августин Блаженный 88, 337, 347, 351, 387, 401


Авдеенко А.О. 227


Авербах Л.Л. 227


Аверинцев С.С. 396


Аверкиева Ю.П. 407


Аверлино А. 39


Агасси П. 74


Адлер А. 44


Адлер М. 82, 149


АдорноТ. 15, 149, 223, 310, 311, 331, 335


Айдукевич К. 196


Акбар 238


Аксельрод Л.И. 365


Акутагава Рюноскэ 84


Алвиани Г. 107


Алексеев В.П. 407


Алпатов В.М. 18


Альбер-Биро П. 239


Альберт Великий 42


Альварес-Перэр Ф. 410


Альтман И. 78, 419


Альтум Б. 418


Аммон О. 151


Анаксагор 347


Ананьев Б. Г. 182


АндреК.52


Андреев Д.Л. 33-35,375


Андреев Л.Н. 388


Анкерман Б. 317,412,415


Анненский И.Ф. 84, 85, 203, 213


Ансельм Кентерберийскйй 177


Антонович М.А. 387


Ануй Ж. 84


Анучин Д.Н. 407


Апдайк Дж. 55, 84


Апель К.-О. 62


Аполлинер Г. 239, 240, 314


Апресян Ю.Д. 411


Арагон Л. 240-242, 314


Аргедас Х.М. 266, 267


АрендтХ. 263, 378-381


Аренский А.С. 160


Аристотель 37, 42, 74,124, 164, 291, 296,297, 329, 337, 347, 373, 377, 390, 394


Арнольд Э. 82


Арнхейм Р. 40


Арон Р. 15, 82, 190, 263


Арсеньев А.С. 183


Арсеньев Н.С. 290


Арто А. 120, 241, 242, 321, 356, 357


Арутюнов С.А. 407


Асиз А. 107


Асмус В.Ф. 365


Астуриас М.А. 5


Афанасьев А.Н. 408


Ахиезер А.С. 164


Ахматова А.А. 35, 84, 85, 227, 378


Базелиц Г. 98


Байер X. 310


Байрон Дж.Г.Н. 203


Бакст Л.С. 85


Бакунин М.А. 23, 33


Балла Дж. 325,326


Баллестрем К. 263


Балли Ш. 218,219


Балтрушайтис Ю.К. 203


Бальзак О. 15


Бальмонт К.Д. 85, 203, 397


Бандура А. 220, 419


Барб Э. 242


Барбер Б. 60


Барт К. 87, 88, 252, 369


Барт Р. 56, 57, 60, 132, 140, 157, 185, 195-197, 210, 233, 235, 383, 423


Барт Ф. 171


Бартминский Я. 410


Барток Б. 417


Басов М.Я. 182


Бастиан А. 114, 415


Батай Ж. 241,242


Баталов Э.Я. 263, 265


Батащев Г.С. 15, 119, 183, 293


Баткин Л.М. 85


Батлер С. 146


Батюшков К.Н. 147


Бауманн Ю. 82


Бауш П. 341


Бауэр Э.С. 212


Бах И.С. 351, 352


Бахофен И.Я. 250, 273, 415


428


Бахтин М.М. 15, 24, 37, 39, 86, 119, 173, 174, 185, 196, 203, 226, 246, 258, 284, 293, 294, 337, 338, 355, 369, 395


Башляр Г. 199, 213, 242


Баюше С. 410


Бегби П. 259


Бедный Д. 227


Бейли Д. 79


БейсЙ. 120,341


Бейтсон Г. 75


Бекер Г. 209


Беккет С. 356


Бекон Ф. 98


Белинский ВТ. 14, 29, 121, 172, 387


Белл Д. 131, 158, 264, 386


Белмер Г. 241


Белый А. 85, 118, 184, 203, 204, 213, 229, 230, 301, 365, 387, 397,400


Бёме Я. 201,310


Бенайун Р. 242


Бене К. 357


Бенедикт Р. 49, 50, 75, 76, 90, 103, 111, 123, 223, 244, 273, 336, 412


Бенвенист Э. 196,219


БенуаА.Н. 160,391


Бенуа А. де 54


Бенуа Ж.Л. 425


Беннет А. 244


Беньямин В. 310,387


Берг А. 312


Бергер П. 44, 123, 293


Берглер Э. 60


Бергман И. 242


Бергсон А. 12, 55, 57, 81, 99, 123, 167, 239, 259, 298, 325, 334, 363, 367, 384


Беря Дж. 244


Бердуистел Р. 250, 254


Бердяев Н.А. 13, 15, 23, 27, 45, 55, 66, 81, 118, 119, 202, 212, 229, 230, 245,252, 262, 263, 266, 293, 298, 348, 378, 380, 387, 397, 400


Бердяев С.А. 266


Беренсон Б. 68


Бёрк К. 209, 254


Беркли Дж. 239,291,400


Бернар Э. 130


Бернард Л.Л. 282


Бернет Н. 92


Бернштейн Э. 82


БеррА. 91


Бертон Р. 232


Бетти Э. 126


Бетховен Л. 19,311


Бехер Э. 82


Бжезинский 3. 263, 264


Биас 163


Библер B.C. 84, 119, 212


Бидни Д. 193


Бизе А. 36


Билз Р. 254, 273


Биллингтон Д. 123


Биндер Ю. 81


Бинсвангер Л. 45


Бланшар Р. 194


Бланшо М. 240, 321


Блау П. 254


Блашке Ф. 81


Блейк П. 128


Блейк У. 56, 426


БЛОК А.А. 55, 85, 118, 203, 204, 213, 229, 246, 298, 397, 426


Блок М. 26,91,94,171,214,287,359


БлохЭ. 16,310,334


БлумХ. 132


Блумер Г. 60, 209, 220, 253


Блуртон Джонс П. 419


Боас Ф. 28, 49, 57-59, 75, 151, 193, 201, 215, 272-274, 277, 319, 406, 408, 409,412,413,417


Бовуар С. 149, 190


Богатырев П.Г. 196, 246


Богданов А.А. 15, 205, 227, 262, 397


Богданов А.Л. 365


Богословский М.М. 302


Богораз В.Г. (Тан) 58, 407


Воден Ж. 254


Бодкин М. 56


Бодлер Ш. 191,213,257,295,311,426


Бодрийяр Ж. 131-133, 197, 211, 212


Бодуэн де Куртенэ И.А. 184, 269


Божович Л.А. 360


Бозанкет Б. 79


Боккаччо Дж. 258


Бокль Г. 63, 172, 254


Болдуин Дж. 50, 180, 219, 253


Болланд Г. 80


Болтон Р. 78


Больцано Б. 292


Боман 3. 131


Бонвини Э. 410


Бонито Олива А. 266


Боннар П. 130


Борде Ж. 299


Борджа Ч. 286


Борхес Х.Л. 42, 45, 54, 84, 216


Боттичелли С. 68, 252


Боун Б.П. 80, 119


Бочнер М. 52


Боччони У. 325, 326


Брайтмен Э. 119


429


Браун Т. 341


Бреаль М. 218


Брейс С.Л. 111


БрейтвейтР.Б.54


Бремон К. 140, 196


Брентано Ф. 82, 292, 377


Бретон А. 45,239-241


Брехт Б. 262, 311, 388


Брик О.М. 184, 185


Бринтон К. 361


Бродель Ф. 94, 95, 359


Бродский И.А. 388


Бромлей Ю.В. 303, 407


Брук П. 242, 341


Брунеллески Ф. 39


Бруно Дж. 286


Брэдли Ф.Г. 18, 79, 384, 3.85


Брюно Ф. 313


Брюнсвик Л. 82, 238


Брюсов В.Я. 84,85,203,204,301,397


Буассье Г. 400


БуаффарЖ.А. 241


Бубер М. 173, 347, 369, 370


Бугле С. 312


Булгаков М.А. 54, 227, 388


Булгаков С.Н. 24, 33, 81, 118. 246, 252, 256,


262, 285, 301, 308,400


Бунин И.А. 311


Бунаков- Фондаминский И. 301


Бургиньон Э. 77, 419


Бурдье П. 47, 250


Бурдье Ф. 313


Бурлюк В.Д. и Д.Д. 326


Буслаев Ф.И. 172, 408


Бухарин Н.И. 15, 17, 262, 388


Бэббит И. 384


БэкД. 242


Бэкон Ф. 400


Бэнхем Р. 128


Бэр К.М. 407


Бэрроуз У. 381


Бэском 57


Бюффон Ж. 232


Бюхер К. 7


Вавилов Н.И. 161


Вагнер М. 152


Вагнер Р. 10, 55, 150, 160, 161, 201, 204, 212, 311


Вайда А. 373, 374


Вайц Т. 74, 151,415


Валери П. 84, 201, 381


ВальЖ. 81


Вальцель О. 184


Ван Гог В. 128, 325, 357, 426


Вандриес Ж. 219, 363


Варбург А. 113, 114


Варгас Льоса М. 266


Варо Р. 241


Вас Нуньес 80


Вассерманн А. 299


Введенский А.И. 82


Вебер А. 9, 110, 335, 383


Вебер М. 8, 33, 45-47, 83, 87, 115, 127, 128, 156, 193, 223,250, 264, 3)1-313, 324, 328, 334, 335, 367, 380, 417


ВебернА. 312


Веблен Т. 60, 169, 224


Веглин Ч.Ф. 409


Вежбицкая А. 411


Вейзингер 56


Beйль Г. 310


Вейнингер О. 370, 388


Вельмер А. 310


Вёльфлин Г. 40, 113, 165, 184, 232


Вергилий 41,42


Верлен П. 201, 213


Вернадский В.И. 99-101,182,247,300,337, 349, 375


Вернан Ж.-П. 26


Вертов Д. 242


Верхарн Э. 201,202,388


Веселовский А.Н. 140, 184, 196, 307, 357, 390


Вест Дж. 76


Вигор П. 73


Видаль де ла Блаш П. 152


Викери Дж. 56


ВикоДж. 51,55,126,217,281


Вилинская-Маркович М.А. 266


Вилсон Б. 357


Виндельбанд В. 47, 82, 120, 168, 169, 229, 267,298


Винкельман И. 232


Виноградов В.В. 140, 365


Виноградов П.Г. 254


Винокур Г.О. 365


Витгенштейн Л. 40, 92, 215, 342, 369


Витрак Р. 242


Витте И. 82


Виттфогель К. 244


Вознесенский А.А. 252


Войнович В. 388


Волынский А.Л. 28, 172


Вольтер Ф. 74, 280


Вольтман Л. 151


Вольф Г. 82


Воронский А.К. 15, 227


Ворришгер В. 166, 232, 363


Вотье Б. 341


Врубель М.А. 34, 84, 85


Вуд Дж. 361


430


Вульф В. 56


Вундт В. 7,74,292,361


Выготский Л.С. 196, 203, 359, 360


Вышеславцев Б.П. 97, 98, 256


Вэзэрли В. 107


Вэнси А. 361


Вюйяр Ж.Э. 130


Габричевский А. 365


Гадамер X. 126, 174,201,210,293,310,312,370


Галилей Г. 36, 142


Гальперин П.Я. 182, 360


Гаман И.Г. 175, 369


Гамелен О. 82


Гамильтон Р. 128


Гамсун К. 201


Ганди М.К.


(Махатма) 352, 393


Гаос X. 194


Гарнак А. 159,252,399,400


Гарсиа Лорка Ф. 241, 266


Гарсиа Маркес Г. 84


Гартман Г. 393


Гартман Н. 169, 293


Гартман Э. 82,201,250,352,354


Гарфинкель Г. 123, 201, 416


Гаспаров М.Л. 85


Гастер М. 56


Гаттари Ф. 131, 143, 242, 356, 357


Гаульхофер 250


Гауптман Г. 201


Гаф Х. 180


Гвардини Р. 263, 302


Гёбель Э.А. 273


Гегель Г.В.Ф.13, 16, 17, 40, 79-81, 97, 102, 158, 166-168, 173, 200, 216, 239, 240, 281, 291, 297,298, 310, 311, 320, 334, 337, 342, 347, 351, 353, 356, 365, 370, 373, 400


Гезелл А. 219


Гейм К. 370


Гейнч К.А. 266


Гелен А. 348, 354


Геллер Г. 81


Гёльдерлин Ф. 236,311,426


Геннеп А.ван 171


Генон Р. 371,424,425


Генрих IV 172


Георге С. (Ш.) 20)


Гераклит 41, 124, 175


Герберт Дж. 385


Гердер И.Г. 74, 126, 273, 280, 281,408


Геринг К. 82


Геринг Т. 81


Геродот 74, 225


Герреро Г. 266


Герцен А.И. 262, 365


Герцык Е.К. 391


Гершензон М.О. 302


Герье В.И. 172, 254


Гесиод 124, 281


Гессе Г. 54, 84, 388


Гессен С.И. 82, 229, 400


Гёте И.В. 10, 11, 15. 37, 68, 84, 160, 200, 201, 203, 286, 292,296, 308, 311, 313, 351, 352, 363, 387


Гильдебрандт А. 40


Гильен Н. 79


Гильфердинг А.Ф. 304


Гиппиус З.Н. 28, 29, 85, 203, 204


Гитлер А. 29, 113, 260


Глазунов А.К. 160


Глакмен М. 171,324


Глокнер Г. 81


Гоббс Т. 124, 250


Гобино Ж.А. 150, 151


Гобло Э. 60


Гоген П. 129, 130, 212


Гоголь Н.В. 68, 245, 281, 387


Годар Ж. 242


Голденвеизер А. 193, 272, 273,412


Голдфранк Э. 76


Голль И. 239


Гольдман Л. 15, 233


Гомер 37


Гончарова Н.С. 326


Гораций 273


Горер Дж. 50,75,76,90,223


Горки А. 241


Горнунг, братья 365


Горький М. 68, 173, 180, 205, 226, 387, 388, 393, 396, 397


Гофман Э.Т.А. 313


Гофмансталь Г. 201


Гоффман Э. 78, 171, 180, 209, 254, 284


Гоффман-Крайер Э. 72


Гощинский С. 266


Грабарь И.Э. 161


ГракЖ, 241,242


Грамши А. 15


Гране М. 313


Грант М. 151


ГребнерФ. 153,215,317,412


Гревс И.М. 111, 289


Греймас А.Ж. 60,140,195,196


Грейнджер П. 417


Григорий Нисский 400


Григорьев А.А. 290, 387


Грин Т.Х. 79


Гринуэй П. 57


431


Грифцов Б.А. 68


Гроссм







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 211. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.056 сек.) русская версия | украинская версия