Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК





Еще одну возможность провести анализ игр дает так на­зываемый драматический треугольник, созданный транс­аналитиком Карпманом, который изучал, за счет чего со­здается напряженность в театральных драмах. При этом он установил, что классическими ролями являются роли жертвы, преследователя и спасителя. Смена ролей, напри­мер жертвы на преследователя, и вызывает напряжен­ность или создает драматизм.

Положив в основу это наблюдение, Карпман разработал драматический треугольник для анализа психологических игр. Здесь анализируются отдельные роли, которые берут­ся исполнить игроки.

Драматический треугольник может создать поначалу впечатление, что в игре должны участвовать три человека. Но это не так. В большей степени в этом треугольнике изу­чаются игровые роли одного и того же человека, который может исполнять роль спасителя, преследователя или пе­реходить от одной роли к другой.

Важным элементом человеческого общежития являет­ся то, что люди помогают друг другу, поддерживают. Обычно налицо соглашение — один человек недвусмысленно просит ему помочь, а другой готов оказать эту помощь. Таким образом, осуществляется открытая, прямая комму­никация, которая не завершается неприятными чувства­ми. Но бывает и так, что вы что-то делаете для человека, который сам в состоянии это сделать (если ему не помеша­ют какие-то чрезвычайные обстоятельства), но использует вас бессознательно через игру, рассчитывая на вашу под­держку. Одна часть вашего существа отдает себе отчет в том, что он сам вполне может выполнить эту работу, а дру­гая говорит, что вы должны ему помочь. Так образуется внутренний раскол и возникает нехорошее чувство. Важ­ным дополнительным моментом является то, что человек, нуждающийся в помощи, не просит об этом прямо. Это чувствуется только на скрытом уровне. В этом особенно ярко проявляется манипулятивный характер психологи­ческой игры. Графически драматический треугольник вы­глядит так (рис. 18).

Давайте проанализируем описанную ранее ситуацию, используя драматический треугольник. Господин Шуль­це — жертва приходит к Мюллеру. Мюллер занимает позицию спасителя, чтобы помочь ему в его проекте. Потом он меняет свою роль на преследователя. (Ну, заканчивайте же, господин Шульце! Вы же видите, что я должен уходить. Сколько еще мы будем говорить?) В это же время госпо­дин Шульце покидает комнату, оставаясь в роли жертвы.

Психологические игры имеют манипулятивный харак­тер. Поэтому я постоянно слышу: "Не надо рассказывать мне, что господин Шульце делает это ненамеренно. Это случается всегда именно в тот момент, когда господин Мюллер собирается уходить". И все же господин Шульце манипулирует не преднамеренно. Игра проходит без уча­стия сознания, присущего состоянию взрослые-я, она всег­да носит бессознательный характер. Но если вы рассматри­ваете психологическую игру как нечто, направленное лич­но против вас, для вас практически невозможно не вклю­читься в нее.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 243. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия