Студопедия — Тема: Культура XIV – XV веков.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема: Культура XIV – XV веков.






Формирование русской культуры. К XIV в. в условиях раздробленности и влияния соседних народов появились особенности в языке, обычаях, культуре у народов разных частей Руси. Древнерусская народность распалась на три: русскую, украинскую, белорусскую. Стали формироваться самостоятельные культуры, в частности русская культура. Период XIV—XV вв. связан с развитием русской народности, с борьбой против ордынского ига и его свержением, с формированием Российского централизованного государства вокруг Москвы и укреплением феодальных отношений при первых московских князьях, затем при Иване III и Василии III. С середины XIV в. начинается подъем русской культуры, которая испытывает значительное влияние церкви как основы идеологии страны. Это связано и с тем, что в XV в. после падения Византии Россия становится центром православия.

С XIV в. используется бумага, что сделало более доступным обучение грамоте. В XV в. появилась скоропись. Продолжалось летописание. Первым общерусским сводом стала Троицкая летопись (Москва, начало XV в.), возник Московский свод (1479).

Живопись все больше отходит от церковных канонов. В XIV в. Феофан Грек расписал фресками храмы Новгорода, Москвы и других городов. С ним работал Андрей Рублеву (1360—1430) — известный автор иконы «Троица». Он создал роспись в Троице-Сергиевом монастыре, в Звенигороде, в Московском Кремле и др.

Развитие архитектуры связано с восстановлением каменного строительства. Развивались местные школы, среди которых выделялась новгородская. В XIV в. там построены церковь Федора Стратилата, церковь Спаса на Ильине. Крупное строительство осуществлялось в Москве при Иване Калите. Иван III отстраивает город как центр православия. При нем возводятся стены Кремля, Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, начинается сооружение колокольни Ивана Великого. В Россию приглашаются итальянские мастера Аристотель Фиорованти, Солярио, Алевиз Новый.

В культуре XIV—XV вв. при господстве церковных представлений и старых обычаев все больше использовались светские элементы, проявлялся большой интерес к Руси домонгольского периода. Происходило своеобразное возрождение культуры.

В семье женщина пользовалась уважением.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

Материальная культура. Занятия и быт. Археологические источники свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славян. Наряду с земледелием и Лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла. Особенно успешно развивалось оружейное и ювелирное производство. Глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга, была очень разнообразна и использовалась повсеместно. Столь же широко распространенным было плотницкое ремесло. Всего исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей.

Типичное жилище в Древней Руси - полуземлянка или бревенчатый сруб. Жилье отапливалось печью, топившейся по черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения большего тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. Основу внутреннего убранства жилья составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее время — меховой кожух.

Фольклор. Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве. Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок. Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий. Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.

Письменность и литература. Сообщения средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое распространение письменности началось? по-видимому, с распространением христианства и созданием славянского алфавита — кириллицы. В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже).

В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для «книжного учения». Грамотность распространилась довольно широко. В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях. На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести.

Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси — «Повесть временных лет» (ПВЛ) - возник в начале XII в. ПВЛ стала основой русского летописания. В летописи нередко включались публицистические и литературные произведения: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона было посвящено обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии. В «Получении» Владимира Мономаха был создан образ идеального князя. Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. Для средневековой литературы характерен жанр «хожений», рассказов о путешествиях.

Архитектура. С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные постройки были деревянными, но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм — Десятинная церковь. Типичный русский храм был крестово-купольным. Центральный барабан опирался на четыре столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. Древнейшим сохранившимся памятником -древнерусского зодчества является собор Св. Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.).

Изобразительное искусство. С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись. Особенно широко применялись фресковые росписи. Высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры.

Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигло высокого уровня культурного развития. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности. XII- XIII вв. - эпоха раздробленности. В этот период в связи с обособлением отдельных земель формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая единства, становится значительно богаче и разнообразнее.

Летописание. В XII в. общерусское летописание сменилось областным. Все летописцы сохранили понимание единиц Руси, но, продолжая его, описывали, главным образом, местные события. Крупнейшими центрами летописания в XII в. являлись Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли. Новгородские летописи создались не при княжеском дворе и не в монастырях, а в среде белого городского духовенства. Галицко-Волынская летопись создавалась в княжеском окружении. Она отразила острое противоборство между княжеской властью и боярством, характерное для Галиции. Летописание Северо-Востока отразило стремление утвердить первенство Владимиро-Суздальского княжества во всей Русской земле.

Архитектура. В связи с оформлением самостоятельных княжеств в XII в. быстро развивалось каменное строительство. Два направления в архитектуре XII — XIII вв. представлены зодчеством Новгорода и Владимира. В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на средства горожан, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве. На Северо-Востоке строили не из кирпича, а из белого камня. Многие здешние постройки испытали влияние романского стиля.

В XIII в. русские земли подверглись опустошительному монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным.

Материальная культура. Занятия и быт. Бытовые условия жизни русских людей мало изменились по сравнению с предшествующей эпохой. С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. На высоком уровне находилась обработка дерева.

Фольклор. Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII - XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания. Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями.

Письменность и литература. С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На смену торжественному «уставному» письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности. Пи прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей. Эта же тема преобладала и в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем». В конце XIV — начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая «Задонщина» и «Сказание о Мамаеве побоище». В XIII — XV вв. на Руси было создано много житий святых, которые имели, как правило, не только нравственно поучительное, но и политическое значение. Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть. Сохранился в русской литературе и жанр «хождений», самое значительное из которых — «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.

. Сознание единства Русской земли — ведущая тема литературы XII — XIII вв. Крупнейшим литературным произведением этой эпохи считается «Слово о полку Игореве», посвященное походу новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор «Слова» видит в распрях между князьями. На рубеже XII— XIII вв. было написано «Моление» Даниила Заточника, где автор восхваляет княжескую власть.

Общественная мысль. XIV— XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. В 70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников. Эта ересь пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники фактически отрицали необходимость церковной иерархии, пая, что священником может быть каждый образованной и праведный человек. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены. Иван III долгое время терпимо относился к ереси, проникшей и в Москву, так как государство было не прочь изъять обширные земельные владения церкви II самой церкви по этому вопросу существовали два течения. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их про-ппики — иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Иосифлянское духовенство стремилось утвердить превосходство церковной власти над светской. Обоснованию этой идеи была посвящена «Повесть о белом клобуке», которая утверждала превосходство церкви над царской властью. В противовес «Повести о белом клобуке» было создано «Сказание о князьях владимирских», провозгласившее происхождение великокняжеского рода от самого Августа-кесаря.

Изобразительное искусство. Визобразительном искусстве XIII — XV вв. выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева. Для фресок и икон Феофана Грека характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности настроения. Самым знаменитым его произведением является икона «Троица».

В XVI в. Русское государство вступало, завершив объединение русских земель. К концу XVI в. утвердилось новое наименование — «Россия». Важнейшим процессом развития русской государственности в XVIв. было завершение централизации.

Материальная культура. В XVIв. в городах стали появляться каменные жилые постройки, принадлежавшие боярам или богатым купцам.Господствующая система питания оставалась неизменной. Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, поведению в быту стал «Домострой», написанный протопопом Сильвестром в середине XVI в. Вопреки широко распространенным представлениям, «Домострой» старался смягчить нравы.

В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит Царь-пушка, отлитая Андреем Чеховым в конце XVI в. Очень развито ювелирное дело. В середине XVI в. для производства дорогого оружия и драгоценной утвари была создана специальная Оружейная палата.

Фольклор. В устном народном творчестве XVI в. видное mi-сто занимают сказания, связанные с деятельностью Ивана Грозного. Царь предстает в народных преданиях гневным, но нередко справедливым.

Письменность и книгопечатание. Рукописные книги в XVI в. оставались большой ценностью, хотя количество их возросло. Основным материалом для письма стала бумага. В 1563 г. была организована типография, которую возглавили дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В этой типографии были изданы богослужебные книги «Апостол» и «Часословец», причем полиграфический уровень танин был очень высок. Печатные книги ни в XVI, ни в VII вв. не вытеснили рукописные, смысл печатания книг стоял тогда в исключении ошибок, неизбежных при переписывании.

Литература и общественная мысль. В 40-х гг. митрополит Макарий создал Великие Четьи Минеи, то есть сборники литературных произведений, включавших весь круг чтения, дозволяемого церковью. В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва — третий Рим». Теория Филофея возвеличивала московских государей, утверждала исключительность православия, служила основанием враждебного, презрительного отношения ко всему иноземному, иноверному. В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов. Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски «правды». Слово «правда» в данном случае следует понимать в широком смысле, не только как «истина», но, главным образом, как «справедливость». Вершинойэтого жанра стала переписка Ивана Грозного с князем Курбским. По мнению Ивана Грозного, «правда» заключается в служ Для XVII в. характерны новые явления в истории русской культуры, которая принимает более светский характер. Начало периода связано со Смутным временем, воцарением Романовых. В середине века укрепляется самодержавие, происходят церковный раскол, крупные народные волнения. В культуре развивается барокко - основное направление в искусстве конца XVI - середины XVIII в., характеризующееся динамизмом, пышностью, торжественностью.

В литературе проявляются два направления: 1)хвалебное — поэзия Симеона Полоцкого, в которой он прославлял правление Алексея Михайловича, будучи воспитателем его детей, одним из вдохновителей создания Славяно-греко-латинской академии (основана в 1687 г. его учеником Сильвестром Медведевым) народно-обличительное — «Житие протопопа Аввакума»; сатиры «Повесть о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку», «Повесть о Куре и Лисе» и др.

На смену исторической личности приходит вымышленный герой, собирательный образ («Повесть о горе-злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Сказание» Авраамия Палицына).

Театр. Первый театр возник при царском дворе Алексея Михайловича. Одним из его создателей был Симеон Полоцкий. Церковь добилась официального запрещения выступления скоморохов, а затем и царского театра. Преследовался также и возникший в народе кукольный театр.

В архитектуре для украшения храмов использовались изразцы, фигурный кирпич, белый камень в сочетании с красным (узорочье). Развивалось нарышкинское барокко, которое отличалось многоярусностью, пышностью убранства, строгостью пропорций (в Москве храм Троицы в Никитниках, 1651; церковь Покрова в Филях, 1693).

В живописи большую роль сыграл Симон Ушаков, который 30 лет возглавлял русскую школу иконописи. Его кисти принадлежат иконы «Спас нерукотворный», «Вседержатель» и др. Появились портреты (парсуны), первые пейзажи, использовавшиеся фоном для икон.

Расширялись знания по практической математике, лечению травами, географии и т. д. Печатались учебники, был издан «Синопсис» по русской и украинской истории. Для царя и его окружения составлялась рукописная газета «Куранты».

В XVII в. произошел переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Для того чтобы преодолеть имевшуюся культурную отсталость страны, России были необходимы преобразования.

Архитектура.. Русская архитектура тяжело пережила нашествие. Прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. — Москва. В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV в. С конца XV в. в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества. Прежние четкие различия архитектурных школ отдельных земель постепенно размывались.

В последней четверти XV в. начались большие строительные работы в Московском Кремле. В 1476 — 1479 гг. приглашенный из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти выстроил новый величественный Успенский собор. В XVI в. градостроительные работы продолжались и за пределами Кремля. На протяжении XVI в. мощные крепостные стены и башни были построены в Нижнем Новгороде, во многих подмосковных городах и монастырях. Продолжалось и храмовое строительство. Постепенно соборы становятся более устремленными вверх. Это достигалось за счет уменьшения ширины здания, более тесного расположения куполов. Появляются каменные шатровые церкви (ранее шатровыми строились только деревянные). В 1555 — 1561 гг. на Красной площади в Москве был построен знаменитый шедевр русской архитектуры - собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного).

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 208. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия