Тема: Культура начала XX века
Русская культура начала XX в. развивалась в условиях нарастания социально-экономического кризиса, войн и революций. Первые 15—20 лет XX в. стали «серебряным веком» культуры. Литературу и искусство отличало стремление к поиску нового, к обновлению традиционных форм и принципов (модернизм) Большую роль в развитии культуры продолжало играть меценатство (С.И. Мамонтов, С.П. Дягилев и др.) После Октябрьской революции деятели культуры русского зарубежья внесли большой вклад в мировую культуру, тогда как в новой России культура все больше идеологизировалась, обслуживая режим Советского государства. Образование. Грамотность с 21 % в 1897 г повысилась до 27% к 1914 г. Значительно увеличилось количество начальных школ. 40% из них было церковноприходскими, которые в 1910 г. Дума передала Министерству просвещения. Ставился вопрос о введении всеобщею начального образования, так и не осуществленного в царской России, где более 70% населения оставалось неграмотным. Открывались коммерческие училища, школы со среднетехническим образованием. Увеличилась сеть высших учебных заведений. Действовали сотни научных обществ. Большую роль стало трать книгоиздательство (И.Д. Сытин). Возникли независимые культурно-просветительные центры. В 1897 г. А.Л. Шанявский на свои средства открыл народный университет. Наука выдвинула всемирно известных ученых. И.П. Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности, об условных и безусловных рефлексах, за что в 1904 г. получил Нобелевскую премию. И.И. Мечников обосновал теорию иммунитета, проводил активную борьбу с эпидемиями, в 1908 г. стал лауреатом Нобелевской премии. К.А. Тимирязев создал русскую школу физиологии растений. Новое в науку внес В.И. Вернадский — один из основателей геохимии, учения о биосфере и экологии. Большой вклад в отечественную психиатрию внесли С.С. Корсаков и его ученик П.Б. Ганнушкин. Теорию практической космонавтики развил К.Э. Циолковский. Н.Е. Жуковскому принадлежит разработка основ аэродинамики. Начало русского самолетостроения положил И.И. Сикорский. П.И. Лебедев существенно продвинул вперед теорию физики (опыты по измерению давления света). В общественных науках видное место принадлежит историкам B.О. Ключевскому, П.Н. Милюкову, С.Ф. Платонову. Развивается религиозная философия (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, К.Н. Леонтьев). В 1909 г. Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, C.Л. Франк и др. выпустили сборник «Вехи», который всколыхнул всю общественность, выдвинул требование пойти на выучку к капитализму, отверг революционный путь развития, обвинил в революции интеллигенцию, толкнувшую народные массы к бессмысленной борьбе. По мнению авторов «Вех», следует идти к религиозному сознанию, соединению знания и веры, необходимо воспитывать буржуазную интеллигенцию, развивающую капитализм. «Вехи» вызвали широкую дискуссию, размежевание сил. В этот период в России развиваются идеи марксизма (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). В литературе завершается творчество Л.Н. Толстого («Воскресение», 1899; «Живой труп», 1903; «Хаджи-Мурат», 1904). В 1901 г. писатель был отлучен от церкви. А.П. Чехов в последние годы жизни создает драмы «Три сестры» (1900), «Вишневый сад» (1904), рассказы. Раскрывается талант В.Г. Короленко, М. Горького, Л.Н. Андреева, А. И. Куприна, И.А. Бунина и др. С позиций символизма выступали В.Я. Брюсов, А. Белый, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, 3.Н. Гиппиус. Среди «крестьянских» поэтов выдвинулись С.А. Есенин, Н.А. Клюев, С.А. Клычков. Развитие театра связано с открытием в 1898 г. Московского Художественного театра, созданного К. С. Станиславским и B.И. Немировичем-Данченко. На его сцене поставлены драмы Чехова, многие пьесы Горького. В труппу театра входили В.И. Качалов, И.М. Москвин, М.М. Тарханов, О.Л. Книппер-Чехова и др. В Малом театре продолжались выступления великой русской актрисы М.Н. Ермоловой. В Петербурге В.Ф. Комиссаржевская в 1904 г. создала свой Драматический театр. С.Я. Дягилев, связанный с группой «Мир искусства», проводил «русские сезоны» в Париже 1907—1914 гг., пропагандировал русское искусство, создал балетный театр (1911—1929). На сцене театра С. И. Мамонтова начал выступать Ф.И. Шаляпин. В Большом театре пели Л. Собинов, А. Нежданова. Крупнейшим балетмейстером был Мариус Петипа. Прославились балерины Анна Павлова, Тамара Карсавина. В 1894 г. А. А. Бахрушин создал театральный музей. В музыке достигло вершины творчество Н. А. Римского-Корсакова (оперы «Царская невеста», 1898; «Кащей бессмертный», 1902; «Сказание о невидимом граде Китиже...», 1904; «Золотой петушок», 1907). Известными композиторами стали А. К. Глазунов (балет «Раймонда»), С. В. Рахманинов (оперы «Алеко», «Скупой рыцарь»), И. Ф. Стравинский (балет «Петрушка», опера «Соловей»). В живописи продолжают творить И.Е. Репин («Заседание Государственного совета», 1901—1903), В.А. Серов (портрет М. Н. Ермоловой, 1905). Художники Н.К. Рерих, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, 3. Е. Серебрякова и др. вошли в объединение «Мир искусства» (1898—1924) во главе с А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. «Мирискусники» отвергали художественные принципы передвижников, считая, что искусство не должно зависеть от политических и социальных влияний. В это же время создает свои произведения художник-символист М. А. Врубель («Пан», «Демон», «Принцесса Грёза»). К. С. Малевич использовал в изобразительном искусстве геометрические фигуры («Черный квадрат», 1913). В 1898 г. в Петербурге открыт Русский музей. В скульптуре прославились А.С. Голубкина, С.Т. Коненков,C.М. Волнухин (памятник первопечатнику Федорову в Москве, 1909). В архитектуре утвердился стиль эклектики: Политехнический музей в Москве (завершен в 1907 г.), главный фасад Третьяковской галереи по эскизу В. Васнецова (1906). А.В. Щусев возводит Казанский вокзал. Эклектика сменяется модерном с использованием новых конструктивных средств, свободной планировкой, убранством, индивидуальностью зданий (Метрополь, 1903 — арх. Валькотт; дом Рябушинского, Ярославский вокзал, здание Художественного театра — автор Ф.О. Шехтель). Строится много невыразительных, помпезных домов для буржуазии. Несколько лет начала XX в. дали культуре образцы великих достижений как в науке, так в литературе и искусстве.
|