II ЭТАП. Особенности проблемного обучения изобразительному искусству[26].
Обнаружение противоречий, затруднений, постановка проблемы, предложения по ее решению. 1. Всем группам предлагается одна тема из программы Б. Неменского (В пашем случае была тема: 7-й класс. Обещая тема года: «Декоративно-прикладное искусство и мир интересов человека», III четверть: «Декор — человек — общество — время». Урок 7—9-й. Тема урока — «Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества»). Задача: каждая команда конструирует минимум две модели урока: а) с применением традиционных методов; б) с применением одного из методов проблемного обучения — того, которым названа команда. Например, 1-я команда конструирует модель традиционного урока и модель урока с проблемным изложением; 2-я команда — модель традиционного урока и модель урока с применением частично-поискового (эвристического) метода и т. д. 2. Защита выполненного задания каждой командой: а) в форме.имитации.фрагментов урока; б) в форме дискуссии по обсуждению этих фрагментов. Дискуссия предполагает включение дополнительных ролей — «учителей-методистов», «психологов», «специалистов в области декоративно-прикладного искусства», «специалистов в области проблемного обучения», членов экспертной группы. 3. Экспертная оценка работы команд по данному разделу на заседании «педсовета». Обсуждение результатов второго этапа игры. Выяснение затруднений, обнаружение проблем и предположений их дальнейшего решения. III ЭТАП — заключительный. Проводится после проблемной лекции «Особенности проблемного обучения изобразительному искусству». 1. Каждая из команд проектирует обобщающий урок (№ 10, III четверть), исходя из следующих заданных условий: а) применения ролевой имитационной игры; б) применения других видов искусств (взаимодействия искусств); в) организации проблемной ситуации па уроке и ее совместного разрешения с «учащимися».
2. Защита разработанных проектов урока в форме ролевой, учебно-имитационной игры. Каждая защищающаяся команда выполняет роль и учителя и учащихся. Остальные команды выполняют роли учащихся, а также «подсаживают» на урок «гостей» — «родителей»; «завуча» или «директора» школы, «представителя роно» и других «провоцирующих» как «положительные», так и «отрицательные» (конфликтные) ситуации в ходе урока. 3. Заседание «педсовета». Экспертная оценка защищаемых проектов. Обсуждение и анализ результатов третьего этапа и дискуссии по процессу и результатам всей игры. Подведение итогов и определение победителей игры. Постановка новых проблем, возникших в ходе игры. Форму проведения итогового «педагогического совета» целесообразно построить как учебно-имитационную ролевую игру, в которой участвуют и «учителя», и «администрация», и «ученики», и «гости» школы. План игры (заседания педсовета) разрабатывают сами ее участники заранее, но с обязательным условием: моделированием педагогических проблемных ситуаций, противоречивых моментов оппозиционных сторон в процессе обсуждения повестки заседания, регламента, содержания проблемных выступлении, вопросов и т. д. Приведем некоторые результаты работы студентов на ходе игры: 1) фрагменты моделей разработанных уроков на II этапе (7—9-й уроки III четверти: «Декор — человек — общество — время») и 2) фрагменты различных моделей урока № 10 (обобщающий урок III четверти), разработанного на III этапе игры. Уроки 7—9-й. Тема: «Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества». I. ВАРИАНТ УРОКА 1-й КОМАНДЫ — «ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ» Зрительный ряд: фрагменты живописных, графических произведений, фотографии, изображающие отдельные архитектурные, сооружения, жилища, интерьеры, убранство дворцов, изб, мебель, посуду и т. д.; изображение людей в одеждах различных стилей, сословий, профессий, социальных групп — различных эпох, времен и народов. Учитель. Внимательно рассмотрите эти изображения. Попробуйте ответить на вопрос, какое отношение к этому зрительному ряду может иметь пословица «По одежке встречают, по уму провожают?». Учащиеся предлагают различные варианты ответов: — Здесь есть изображение людей в различных одеждах, костюмах. — По костюму можно определить профессию, а также богатый человек или бедный, его эстетический вкус. — По одежде можно определить возраст человека и некоторые черты его характера, настроения и т.д.
Учитель: Все, что вы говорите, правильно, но при чем здесь изображения архитектурных сооружений, интерьеров, мебели и другой утвари? (Возникает проблемная ситуация.) Учитель: Я помогу вам ответить. Рассказывает, ссылаясь на примеры из литературных источников, произведений изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, о стилевом единстве декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи, страны и социальной группы, о строгой регламентации одежды для людей разных сословий, например, в эпоху средневековья, когда по внешнему виду (прежде всего по одежде) можно было легко определить и конкретное занятие человека, и его место в иерархической структуре общества. Затем предлагает учащимся рассмотреть иллюстрации к сказкам братьев Гримм, Андерсена, Перро (можно по группам) и ответить па вопрос: «Как и в чем художники этой иллюстрации соблюдают общее стилевое единство декора?». Рассказ учащихся учитель дополняет новой информацией на примере русского средневековья. Практическое задание учащимся: выполнить по выбору варианты эскизов для разборных панно (для игры-викторины) «Дворцовый интерьер и бал во дворце», «Русский терем и пир (свадьба) в его палатах», «Улица средневекового города, городские жители разных сословий на улице». Работа индивидуально-коллективная. Домашнее задание: подобрать необходимый материал для выполнения панно в материале. 8—9-й уроки (продолжение темы). Учитель в начале урока вместе с учащимися анализирует эскизы, выполненные на прошлом уроке. Обнаруживает у учащихся затруднения и использует их для создания новой проблемной ситуации: — Очень беден у вас выбор представителей различных сословий и социальных групп. Давайте порассуждаем: как жили, чем занимались люди эпохи средневековья? кто правил страной? от кого, каких социальных групп зависела политика, экономика, духовная жизнь людей? Как строились отношения между гражданами разных сословий и социальных групп? какую роль в жизни страны играли духовенство, армия? Учитель сам отвечает па эти вопросы, приводит примеры. Учащиеся после рассказа дорабатывают эскизы, конкретизируют действия в сюжетах, дополняют число их «персонажей». Учитель вместе с учащимися рассуждает о декоре одежды и архитектуры, о деталях одежды, костюмах определенных персонажей (головных уборах, украшениях, платье, обуви, орнаменте), о деталях убранства интерьеров и архитектуры улиц (декоративных деталях фасадов, силуэте зданий, крыт, парадных и т. д.) на примере зрительного ряда. В процессе урока применяется музыка (песни, фрагменты опер, кинофильмов), отражающая характер страны и эпохи. В конце 8-го урока учащиеся утвержденные эскизы панно переводят на формат. Выбираются главные художники, распределяются конкретные задания каждой группе и ее членам. Выполняются наброски фигуры человека в движении. Домашнее задание: принести различные поделочные материалы (лоскутки тканей, кружева, фольгу, ненужные дома обрывки бус, бисера, меха и т. д.), гуашь, ножницы, цветную бумагу, клей.
На 9-м уроке учащиеся под руководством учителя выполняют разборное панно в материале. Затем каждая группа с помощью учителя защищает свое панно: рассказывает о стране, о жизни и быте ее жителей, об одежде, о стилевом единстве декора различных элементов среды: зданий, интерьеров, костюмов и т. д., по возможности используя литературные произведения, музыку, в том числе классическую и народную. II. ВАРИАНТ УРОКА 2-й КОМАНДЫ — «ЭВРИСТИЧЕСКИЙ» (ИЛИ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ) МЕТОД 7—9-й уроки (Тема та же). Зрительный ряд: 1) одежда различных эпох и людей, принадлежащих к различным сословиям и социальным группам России, а) крестьяне, купцы, бояре, князья, дворяне, мещане, ремесленники, учащиеся, студенты, интеллигенты; б) духовенство, к) армия —- дружинники, воеводы, стрельцы и т. д.; 2) архитектурные сооружения различных эпох и различного назначения; избы крестьян, терема, храмы, церкви, здания различных светских учреждений, театров, цирков, спортивных сооружении, загородных усадеб, дворцов, поместий и т. д.; 3) интерьеры различных зданий, дворцов, жилищ, их утварь, мебель, посуда, декор; 4)портреты людей различных эпох и сословий, социальных групп (живопись, графика, скульптура, фотографии, кадры кинофильмов); 5) элементы различной одежды, костюма, приготовленные учителем и учащимися заранее (дома, в кружке); 6) куклы — мужская и женская фигуры. Музыкальный ряд: народная музыка — частушки, праздничные, застольные, поминальные, свадебные песни; музыкальные фрагменты из онер, музыкальных спектаклей, кинофильмов, песни танцы.
Литературный ряд (фрагменты): сказки братьев Гримм, Андерсена, Перро, сказы Бажова; «Барышня и крестьянка» Карамзина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Принц и нищий» Марка Твена, «Россия молодая» А. Германа, «Евгений Онегин», «Борис Годунов» А. Пушкина, пьесы А. Островского, «Война и мир» Л. Толстого и др.
|