ТЕМАТИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА
Основной дидактической целью этого задания являлось определение эффективности методов обучения, применяемых па прошлых уроках, то есть мы попытались выяснить, как отражаются внешняя (дидактическая) структура и содержание уроков (деятельность учителя) на качестве знаний и навыков учащихся: какое из двух форм обучения — традиционное или проблемное — наиболее эффективно. Четвертое задание служило в нашем исследовании своеобразным критерием художественного развития учащихся, отражающим наличие или отсутствие у учащихся определенных качеств творчески развитой личности: художественного мышления, воображения, умения применить полученные ранее знания в новых ситуациях, умение, способность поставить и решить самостоятельно художественную задачу, способность к художественному обобщению.
Результаты выполнения контрольного практического задания показали различный уровень и качество усвоения пройденного материала. Учащиеся 6а и 6б классов в основном повторили композицию натюрмортов, выполненных на предыдущих уроках, Лишь незначительная часть детей использовала в сочинении нетрадиционные предметы. Поэтому по выразительности большинство учащихся получили низкие баллы (см. табл. 4). Их натюрморты в подавляющем большинстве состояли из бытовых, привычных по прошлому опыту, рисования, предметов: кувшины, банки, стаканы,. фрукты, овощи, цветы, школьные принадлежности. Наиболее творчески подошли к сочинению натюрмортов учащиеся экспериментального 6в класса (проблемное обучение). Опыт поисковой деятельности, апробированный ими на прошлых уроках, явился хорошей базой для выполнения контрольного задания. Особенно стимулировало творческую активность формирование оценочных отношений у учащихся к процессу и результату собственной деятельности и деятельности товарищей на основе коллективно выбранных критериев. Учащиеся убедились в необходимости постановки собственной художественной задачи и подчинении решению этой задачи всех выразительно-изобразительных средств. Поэтому все рисунки учащихся 6в класса отличались новизной содержания, свободным выбором изобразительных средств, их соответствием замыслу, большой эмоциональностью. Лишь небольшая часть учащихся выбрала известные по прошлым урокам мотивы изображения. Однако и эти рисунки не были буквальным повторением предыдущих, а скорее являлись реконструкцией знакомых композиций. О творческом подходе к выполнению задания учащихся 6в класса можно судить по названию композиций, данных самими учащимися: «Весна на окне», «Завтрак у нас на даче», «Хоккеисты отдыхают после матча», «У бабушки в деревне», «Фронтовые письма», «Обед космонавтов», «Мама готовит соления па зиму», «Грустный натюрморт», «Солдатский ужин», «После боя», «Военный натюрморт», «Ленинградская блокада», «Чапаевцы на отдыхе», «Мы стираем с мамой белье» и др. Анализ рисунков по грамотности показал также, что учащимся всех классов, в том числе и 6в класса, еще не хватает опыта изображения предметов по представлению. Композиции, интересные по замыслу, не всегда соответствовали требованиям грамотного построения, соблюдения пропорций, формы, конструкции изображаемых предметов. Изображение предметов, которые учащиеся рисовали на прошлых уроках, не вызывали особых затруднений.
Необходимо отметить разницу в отношении учащихся всех 6-х классов к выполнению контрольного задания. Большинство учащихся 6а класса выполняло задание без особого желания, по обязанности — сказались однотипный характер и условия задания. Так же и учащиеся 6б класса, у которых положительный настрой был вызван определенной целью — получить хорошую оценку, так как учащиеся воспринимали задание как проверку их знаний и навыков. Учащиеся 6в класса восприняли задание как творческую задачу художника — сказался опыт игровых ситуаций и организация поисковой деятельности на прошлых уроках. На уроке царила эмоционально-напряженная, творческая атмосфера поиска. Большинство учащихся были увлечены заданием, делились между собой замыслами, вспоминали и обсуждали внешний облик изображаемых предметов, советовались друг с другом. Были дети, увлеченные темой, но испытывали затруднения в ее практическом осуществлении. Некоторые из них (2 человека) даже записали на форматах названия предметов, а правильно нарисовать их не смогли, то есть поставили художественную задачу, а решить ее полностью практически не сумели. Однако они не бросили работу, не стали изменять замысел на более знакомую композицию (как и в 6б классе), а попросили у учителя разрешения доработать ее дома. Особенно показательны результаты выполнения задания па восприятие (см. табл. 5). Таблица 5
|