Организация учебного процесса
Самостоятельная работа учащихся. Учащимся предлагается два задания. 1-е задание: нарисовать стакан с водой по памяти и представлению (7—10 мин.). 2-е задание: нарисовать стакан с водой с натуры (25— 30 мин.). Условия выполнения заданий. Прошлый опыт учащихся: учащиеся имеют опыт изображения конкретных предметов по памяти, представлению и с натуры (отдельные предметы геометрической формы: гипсовые и бытовые предметы, натюрморты из бытовых предметов и предметов декоративно-прикладного искусства, гипсовых слепков и др.) до традиционной методике. Учащиеся выполняют задания полностью самостоятельно. В классе семь постановок: драпировка и стакан с водой. Первое задание учащиеся выполняют в карандаше. Второе — по выбору: карандаш, акварельные краски, бумага. В конце урока учитель собирает рисунки. 4б и 6а классы — экспериментальные по отношению к 4а и 6а классам, контрольные — по отношению к 4в и 6в классам. Задачи урока. I. Дидактические: 1) выяснить уровень прошлого художественного опыта учащихся и изображении знакомых предметов по памяти и представлению; 2) закрепить навыки изображения предметов цилиндрической формы с натуры; 3) познакомить со способам передачи материальности предметов (стекло, ткань): сочетание приемов работы по влажной поверхности бумаги с лессировкой (гризайль), смешанная техника (гризайль, гуашь, белила). II. Учебные: 1) актуализация и закрепление навыков изображения конкретного предмета по памяти, представлению и с натуры; 2) усвоение способов и приемов передачи материальности предметов, последовательности выполнения натюрморта с натуры.
Организация учебного процесса [17] I. Самостоятельная работа учащихся. Практическое задание (то же, что в контрольных классах). В конце задания учитель анализирует результаты, объясняет ошибки. II. Объяснение нового учебного материала. Рисование с натуры стакана с водой (гризайль) — 10—15 мин. Деятельность учителя: учитель объясняет последовательность изображения постановки, показывает приемы передачи материальности предметов, применяя для этого традиционные методы изложения (объяснительно-иллюстративный метод). Показывает на доске процесс изображения, используя для этого схемы построения рисунка, таблицы с методическим рисунком изображения данного па уроке натюрморта. Показывает репродукции с произведении (натюрморт), анализирует их с точки зрения передачи материальности предметов (И. Хруцкий, М. Врубель, К. Коровин, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов). В ходе объяснения учитель задает учащимся вопросы наводящего характера. Деятельность учащихся сводится к запоминанию последовательности и приемов работы, указанных учителем. III. Практическая работа учащихся. Изображение с натуры натюрморта с передачей материальности предметов. Перед выполнением задания учитель просит учащихся словесно повторить, (пересказать) последовательность изображения. Учащиеся выполняют задание. Их деятельность носит воспроизводящий характер. Большинство мало обращает внимания на натуру, пытаются воспроизвести (вспомнить) рисунок, сделанный учителем или изображенный на таблицах (наглядность учитель убирает). Учитель следит за правильностью выполнения задания; при необходимости почувствовав затруднения учащихся, приходит им на помощь: снова объясняет, показывает на классной доске или бумаге всему классу (фронтально) или отдельным учащимся. IV. Подведение итогов урока — 3 мин. Учитель просматривает рисунки учащихся, указывает на ошибки, выделяет наиболее удачные работы, Собирает рисунки (оба задания)[18].
4в и 6в классы — экспериментальные. Задачи урока. I. Дидактические: 1) выяснить уровень прошлого художественного опыта учащихся в изображении предметом по памяти и представлению[19]; 2) выяснить прошлый художественный опыт учащихся и изображении конкретных предметов с натуры; 3) организовать поисковую деятельность учащихся по нахождению способов и приемов передачи материальности предметов (стекло, ткань): различные приемы сочетания работы по влажной поверхности бумаги и лессировки, приемы смешанной техники - гризайль - акварель, белила — гуашь; 4) формирование у учащихся навыков художественно-эстетической оценки продуктов собственной изобразительной деятельности и деятельности товарищей. II. Познавательные: 1) актуализация прошлого опыта в изображении предметов с натуры, по памяти и представлению: 2) усвоение новых способов и приемов передачи материальности предметов; 3) усвоение элементарных методов художественно-познавательной деятельности: составление плана действий, отбор наиболее существенных из них для передачи материальности изображаемых предметов; 4) ознакомление со способами художественно-эстетической оценки продукта собственной изобразительной деятельности и деятельности товарищей.
Организация учебного процесса [20] Актуализация прошлого опыта. Самостоятельная работа учащихся: изображение по памяти и представлению стакана с водой. (7 мни.)[21]. Деятельность учителя. Из материалов прошлых уроков вы знаете, что пейзаж передает состояние, настроение. Проверив ваши работы, я убедилась в том, что большинство из вас усвоили тему. В дальнейшем мы еще вернемся к ней. Перед вами листы бумаги (1/2 формата альбома) и художественные принадлежности. Вы должны выполнить самостоятельно следующее задание: нарисовать но памяти и представлению стакан с подои. Учащиеся выполняют задание. Некоторые успевают нарисовать стакан всего за 3 мин, (7 человек), часть учащихся;— за 5 мин. (8 человек), хотя на задание отводится 7 мин. Учитель, убедившись в окончании работы, задает вопрос: «Может ли нарисованный вами стакан с водой передавать состояние, настроение? Попытайтесь объяснить ответ». Учащиеся рассматривают свои рисунки и рисунки своих коллег. Вопрос заставляет их задуматься, сопоставить прош-
лый опыт (передача в пейзаже состояния, настроения) с настоящим (изображение стакана) - Не может, потому что он не пейзаж, он неинтересный. - Он ничего не выражает: ни радости, ни грусти. Он просто предмет[22]. Учитель. Значит, пейзаж может передавать настроение, а предмет не может? Учащиеся. Наверное, может, если он красивый. — Если он очень нужный и красивый, например, цветы или Приводят другие примеры. Учитель. Выходит, по-вашему, ваза красивая, а стакан некрасивый. Попробуйте представить себя на месте художника. Как бы он «увидел» этот стакан? Какие его качества выделил? Учащиеся (по памяти) пытаются словесно воспроизвести основные качества стакана: - Он круглый (цилиндрический), стеклянный, прозрачный. Учитель открывает постановки натюрморт: драпировка, стакан легко подкрашенной или чистой воды, в зависимости от цвета фона). До этого момента постановки были закрыты драпировками. - Внимательно рассмотрите постановки. Посмотрите па них Учащиеся словесно выделяют тс качества натюрморта, которые бы «понравились» художнику: - Натюрморт красивый. Очень красиво сочетание прозрачного стекла и мягкой ткани. - Сквозь стекло просвечивает вода и фон ткань. - Красивое сочетание ткани, бликов на стакане и теней и т. д. Учитель. Вот вы и убедились в том, что и стакан может быть красивым предметом, если посмотреть на пего «глазами художника». Важно но только «увидеть» красивые качества предмета, по и суметь передать это в изображении. Я предоставляю вам такую возможность. Возьмите чистый формат (1/2 листа ученического альбома), выберите любые материалы и рисуйте. Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Большинство выбрали акварель. Результаты их деятельности неудачны:
стакан прозрачным не получился, так как его изображают (раскрашивают) безотносительно к фону, отдельно. Рисуют контурно. Недовольны своим рисунком. Некоторые ученики бросают начатую работу, берут новый лист бумаги, начинают рисовать карандашом. Рисунки в карандаше более убедительны: обозначается овал поверхности воды в стакане, наносится штриховка на теневую часть. В большинстве рисунков допущены грубые ошибки в построении, в определении пропорций, не соблюдена точка зрения и др. Учащиеся в растерянности. (Проблемная ситуация.) Учитель. Я вижу, что большинство из вас недовольны своим рисунком. Почему? Учащиеся. Не получается стакан прозрачным.— Трудно рисовать красками стекло. Учитель. Попытайтесь сформулировать самое трудное для вас в этом задании. Учащиеся. Изображение в рисунке прозрачности стекла. — Изображение стекла и ткани, их разницу. Учитель. Художники называют это материальностью предметов, то есть из какого материала сделан предмет, какую оп имеет фактуру поверхности. В пашей постановке, как вы. сами определили, это стекло и ткань. Попробуйте дать такие определения этим предметам, чтобы, даже не видя их, можно определить их название и характер. Учащиеся. Стакан стеклянный, прозрачный, гладкий; в пего можно наливать поду. - Цилиндрический, глянцевитый. — «Холодный» но сравнению с тканью. - Ткань мягкая, топкая, лежит складками. — «Теплая» по сравнению со стаканом и т. д. Учитель. Чтобы передать в рисунке материальность предметов, необходимо знать определенные' приемы, способы. Художники их хорошо знают и применяют в своей работе. Это и будет главной задачей нашей темы. Вы ее сами определили, но чтобы се решить, давайте опять представим себя художниками. Какие задачи поставил бы перед собой художник? Попробуйте представить план работы художнику над данной постановкой (план действий). С чего бы он начал изображение? Составьте мысленно его план действий и обоснуйте, докажите каждый его пункт. Тем более, что опыт изображения с натуры у вас есть. Вспомните его. Учащиеся. Художник вначале нарисует натюрморт карандашом, а потом его раскрасит.
- Чтобы нарисовать натюрморт, нужно вначале вспомнить построение формы предметов. — Нужно вначале правильно расположить стакан на бу-1 маге. - Нужно нарисовать овалы стакана: дно и верхний овал. Вместе с учителем учащиеся определяют последовательность задач выполнения натюрморта: 1. Компоновка изображения: 2. Передача конструкции, пропорций, пространственного расположения предметов, тональных отношений. 3. Передача материальности предметов. (Учитель вывешивает перед классом таблицу с записью/ этих задач). Учитель. Выделите из этого плана задачи, которые «помогут» вам передать «характер» натюрморта: легкость, прозрачность, хрупкость и т. д. Л. сейчас приступаем к выполнению первого м второго пунктов этого плаца. Работайте карандашом1 легко, без нажима. Третий, самый трудный для вас пункт-задачу будем решать вместе. Учащиеся выполняют в карандаше построение натюрморта (новый лист 1/2 формата альбома). После выполнения зада-пня, эскиза, учитель и учащиеся анализируют рисунки. Учитель. Соседи по парте, поменяйтесь своими рисунками, проверьте в рисунках своего коллеги выполнение первых двух задач. Найдите ошибки и попробуйте их объяснить. Какую задачу сначала мы будем проверять? Учащиеся. Расположение рисунка на листе. Учитель. Проверьте ее выполнение. У кого встретились трудности и ее выполнении? Кто допустил ошибки? Учащиеся обсуждают рисунки. Учитель. Какая следующая задача стоит в вашем плане? Учащиеся. Форма, пропорции, конструкция, пространственное расположение. Учитель. В выполнении этом задачи многие, как видите, допустили ошибки, хотя и не осознали их. Попробуем вместе разобраться. Внимательно рассмотрите ваши постановки. Попытайтесь составить план работы по решению этой задачи. Я буду рисовать свой натюрморт, а вы внимательно смотрите и попытайтесь определить, в чем разница моего построения изображения и вашего (учитель строит углем на большом листе постановку, идентичную классным постановкам. Но его точка зрения очень высокая, так как он рисует стоя). Сравните свое построение и мое.
Учащиеся выделяют особенности построения; среди которых важное познавательное значение имеют следующие: — Ваша постановка такая же, как и наша, но вы рисуете стоя, а мы — сидя. Значит, у вас другая точка зрения, более высокая. — Раз другая точка зрения, значит, столик и стакан выглядят в построении иначе, чем в нашей постановке. — Другое пространственное расположение. Выделяют другие особенности, которые связаны с профессиональной разницей изображения и схемой построения. Учитель. Вы сами убедились в необходимости выбора правильной точки зрения и ее верной передачи в рисунке. Проверьте ваши рисунки и рисунки своих коллег по парте с вашей точки зрения на постановку. Исправьте ошибки в построении. Учащиеся исправляют рисунки расположение стакана на плоскости, соотношение величины овалов стакана: дно, уровень воды, верхнее основание). Учитель. Как формулируется третья задача вашего плана действия? Учащиеся, Передача материальности предметов. (Приемы и способы передачи материальности: стекло, ткань.). Учитель. Это новая для вас задача. Вы се выделили самостоятельно из общего плана действий. Будем решать ее. Вернемся еще раз к художникам. Посмотрите два произведения, в которых эта задача выполнена блестяще, но' совершенно по-разному. (Демонстрируются натюрморты И. Хрупкого и М. Врубеля. Вначале полностью, затем фрагменты-слайды, в которых дается изображение стакана.) — Давайте вместе полюбуемся этими произведениями. А вы попытайтесь образно передать свое впечатление от этих натюрмортов. Может быть, заметите какие-то особенности, интересные живописные приемы, передающие красоту предмета. Учащиеся анализируют произведения. Отмечают у Врубеля легкость, утонченность акварели, прозрачность мазка и т. д. У Хруцкого выделяют большую «похожесть», материальность предметов: «как в жизни». При выборе наиболее понравившегося натюрморта мнения учащихся разделились. Одним больше нравится Хрупкий, другим Врубель. Однако почти все отметили, что у Врубеля «много настроения», а Хруцкий «прекрасно умеет передавать разные материалы: ткань, стекло, металл». Учитель. Попытайтесь составить план действий художников но выполнению задачи в передаче материальности предметов. Вместе проанализируем ваши предложения и запишем их последовательность.
Учащиеся в затруднении. Однако отмечают, что по натюрморту Хруцкого трудно определить план действий, выделить приемы работы, а по натюрморту Врубеля это сделать легче так как Хруцкий пишет маслом и очень «гладко», а Врубель акварелью, у него видны «мазки» и «различная техника» акврели. Предлагают примерным план действии. - Сначала нужно написать фон, затем стакан, потом обозначить тени. — Вначале нужно «раскрасить» стакан, а потом ткань. — Нужно как-то писать все сразу: и драпировку, и стакан. Учитель. Я покажу некоторые технические приемы, которыми пользуются художники для передачи прозрачности стекла, воды. Вы внимательно смотрите и выбираете самые приемлемые для вас и вашей задачи. Демонстрирует готовые таблицы с изображением различных приемов письма: «аля-прима», по влажной бумаге, лессировка. Затем наглядно показывает процесс работы в смешанной технике (на большом листе бумаги гризайлью с гуашевыми, белилами), комментирует ход работы. Показывает приемы углем, другие приемы. Учитель (убирает наглядность). Сейчас каждый может выбрать для себя самые интересные и доступные приемы передачи материальности и применить в решении своей постановки. При работе не забывайте о задачах, которые перед вами стоят. Технику исполнения можете выбрать сами, но, наверное, лучше сегодня поработать графическими средствами (черно-белое изображение): уголь, гуашь-белила, черная, пли коричневая акварель. Задачи цвета мы будем решать па других уроках. Но я не ограничиваю нас. Если вы уверены в своих живописных возможностях, можете работать цветом. Учащиеся закапчивают работу над постановкой. Учитель. Сравните ваши работы с первыми рисунками: изображением стакана по представлению. Попробуйте дома самостоятельно оценить их, исходя из поставленных вами задач. Дома подумайте над вопросом, который я вам задавала в начале урока, может ли предмет передавать состояние, настроение, может ли предмет «говорить»? Обоснуйте ваши ответы. Анализ и оценку ваших практических работ будем делать на следующем уроке. При желании дома можете (кто захочет) порисовать предметы с точки зрения передачи их материальности, фактуры.
|