ВЫПОЛНЕНИЕ С НАТУРЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА
(В ЦВЕТЕ)
затруднения, не получая помощи со стороны учителя, как и п прошлой ситуации (второе задание), отказались от поисков и перешли к элементарному «раскрашиванию». У некоторых учащихся наблюдалась попытка поисков цветовых отношений, передачи материальности цветом (примерно 25%). У данной группы детей рисунки выделялись декоративностью цвета, попытками выделить наиболее выразительные стороны постановки: отношение цвета фона и стакана, цвета воды па свету и в тени. Сама попытка этих учащихся в поисках способов разрешения возникших противоречий сыграла положительную роль в передаче выразительности изображения, поскольку каждый учащийся искал Способы изображения по-своему. Отсюда оригинальность рисунков, своеобразие композиции, выразительность натюрморта в целом. Если грамотность рисунков в 6а классе была намного ниже, чем в 6б, то выразительность оказалась даже чуть выше, чем у учащихся, обучающихся по традиционной методике. 6б класс — традиционное обучение. Результаты выполнения третьего задания по сравнению с предыдущим высокие (см. табл. 3), особенно с точки зрения грамотности. Однако и в выполнении этого задания повторился недостаток предыдущих рисунков. По сравнению с экспериментальным 6в классом в них преобладает контур, раскрашенность, не передано влияние цветовоздушной среды — они больше похожи на раскрашенные чертежи.
Композицию натюрморта в этом классе «сочинял» учитель. Учащиеся только наблюдали за процессом организации постановки. У учащихся не возникло потребности в поисках художественных средств передами выразительности изображения натюрморта, так как учитель дал им готовый образец изображения, «разжевал» все возможные трудности, заранее предусмотрел и не допустил возникновения художественных затруднений в их деятельности. Деятельность учащихся данного класса была направлена в основном на запоминание и добросовестное воспроизведение деятельности учителя, а не на анализ собственной деятельности и ее результата. Даже постановка натюрморта для некоторых учащихся явилась лишь формальным объектом, поскольку учащиеся старались воспроизвести в точной последовательности алгоритм, продемонстрированный учителем. 6в класс — проблемное обучение. В этом классе наиболее высокие результаты выполнения третьего задания и по грамотности, и по выразительности. Учебный процесс урока построен таким образом, что у учащихся возникли проблемные ситуации, которые учитель использовал для поисковой самостоятельной работы. Усвоенный на прошлом уроке опыт передачи материальности предметов учащиеся применяли в новой ситуации—при передаче материальности предметов живописными средствами. Это способствовало формированию творческого отношения учащихся к решению новой для них задачи. Учащиеся самостоятельно искали способы выразительности рисунка, исходя не из образца, показанного учителем (как в 6б классе), а из собственного наблюдения и анализа постановки. Положительную роль в передаче выразительности, материальности изображаемых предметов сыграл использованный учителем методический прием организации деятельности учащихся по самостоятельному поиску композиции тематического натюрморта, «сочинения» постановки на основе определенного самими учащимися замысла (темы, состояния, настроения). Учащиеся изображали «свое сочинение» натюрморта и поэтому пытались передать личное отношение к нему, искали средства, адекватные замыслу. Организованный учителем контроль и анализ собственной деятельности «коллег» по классу способствовал критическому отношению учащихся к процессу и результату своей работы и работы товарищей, создавал возможности предупреждения ошибок, желание работать лучше, стимулировал активность учащихся. Тем более что критерии оценки учащиеся определяли самостоятельно, исходя из поставленных задач.
Четвертое задание — контрольное во всех классах — выполнялось учащимися всех классов в одинаковых условиях и полностью самостоятельно. Оно состояло из двух видов деятельности: 1) практической работы по изображению самостоятельно сочиненного натюрморта и 2) восприятию произведений изобразительного искусства — натюрморта. Результаты оценки выполнения заданий отражены в таблице 4. Таблица 4
|