Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ





Классы Количество учащихся Грамотность Выразительность
        средний балл         средний балл
6а самостоятельная работа   -       2,9         3,0
6б традиционное обучение   -       2,9 -       3,0
6в проблемное обучение   -       3,0 -       2,9

 

Второе задание. По результатам его выполнения можно определить разницу уровня знаний и навыков учащихся в зависимости от дидактических и методических условий выполнения задания. Во всех классах заметно возрос уровень грамотности выполнения задания, хотя между тремя классами (6а, 6б, 6в) повышение иго различно. Наиболее высокие ре­зультаты у 6а и 6б классов. Намного ниже уровень грамот­ности в 6а классе (см. табл. 2).

Таблица 2

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА С НАТУРЫ (ГРИЗАЙЛЬ)

Классы Количество учащихся Грамотность Выразительность
        средний балл         средний балл
6а самостоятельная работа   -       3,0         3,1
6б традиционное обучение           3,5         3,2
6в проблемное обучение         - 3,8       - 3,9

Причины такой разницы мы, исходя из анализа процесса деятельности учителя и учащихся, объясняем следующим образом.

6а класс — контрольный. Результаты выполнения второго

задания выше, чем первого, потому что второе задание более конкретно, наглядно: сама натура побудила учащихся к более тщательному и конкретному изображению предмета. Учащиеся уже имели опыт рисования с натуры различных бытовых предметов (кроме стеклянных). Сама постановка наглядно «выделила» свойства изображаемого предмета: его объем, пропорции, расположение в пространстве, форму, конструкцию, особенности фактуры. Визуальное наблюдение свойств объекта пробудило желание передать их в изображении.


 

Однако отсутствие объяснения учителем способов и после­довательности изображения, к которому привыкли учащиеся в процессе своего прошлого опыта, затруднило деятельность учащихся. Не имея опыта в передаче материальности данных в постановке предметов, учащиеся, не привыкшие к самостоятельным поискам необходимых способов изображения, почув­ствовав затруднения, вернулись к обычным, известным спосо­бам, и в результате большинство учащихся (около 75%) не смогли решить задачу на передачу материальности предмета. Необходимо отметить, что у некоторой части учащихся (при­мерно 20%) наблюдались попытки поисков решения задач. Характерно, что у них рисунки более выразительны по сравне­нию с учащимися 6б класса (традиционное обучение). Свежесть впечатления, не «задавленная» строгим алгоритмом процесса изображения, предложенного учителем, способствовала прояв­лению в рисунках личностного отношения к изображаемому объекту. Эти учащиеся самостоятельно пытались найти способы выразительности, наиболее адекватные представлению о пред мете.

6б класс. Учащиеся 6б класса обучались по традиционной методике, то есть последовательно выполняли указания и объ­яснения учителя. Их рисунки в большинстве (более 50%) пра­вильно построены, аккуратно выполнены в тоне.

Однако, строго следуя за учителем, учащиеся утеряли «чув­ство новизны» восприятия объекта, его художественный образ и свели изображение к решению чисто технических задач, ис­ходящих не из собственного видения объекта изображения, а из образца, показанного учителем.

Отсюда усвоенные способы изображения воспринимались и применялись учащимися оторвано от образа конкретного объекта, от его эстетической и художественной сущности. Рисунки, в отличие от рисунков 6а класса, более «сухи» и в большинстве своем стереотипны, одинаковы. Некоторые учащиеся (5 чело­век) даже рисовали не ту постановку, которая стояла перед ними, а изображение, наглядно продемонстрированное учи­телем.

6в класс — проблемное обучение.

Рисунки учащихся экспериментального класса отличались своеобразием выбора способов и приемов передачи материаль­ности предмета, так как в процессе выполнения задания деятельность учащихся была организована учителем так, что у детей возникла потребность в поисках неизвестных способов изображения.

Вначале учащиеся «открывали» красоту объекта изображения, выделяли качество формы, фактуры поверхности, то есть «любовались» предметом и изучали натюрморт «глазами ху­дожника». У них возникло желание передать сложившееся впечатление об объекте в собственных рисунках. Однако в процессе, выполнения задания возникли затруднения.


 

Учитель не спешил разрешить создавшуюся проблемную ситуацию, а организовал самостоятельную работу учащихся по поиску не­обходимых способов и приемов изображения. Учащиеся само­стоятельно (используя прошлый опыт) словесно составляли «план действия художника», выделяя из него наиболее трудные задачи, предлагали варианты решений. Убедившись в необхо­димости и своевременности информации, не известной учащимся, учитель показал несколько вариантов разрешения затруднения (способов передачи, материальности предметов), тем самым создав условия для выбора способов и приемов каждым уча­щимся в зависимости от замысла. Изобразительно-технические приемы п способы изображения воспринимались детьми не как самоцель, а как средства передачи собственного впечатления от воспринимаемого объекта. Отсюда разность видения объекта, поиски наиболее выразительных средств изображения, целе­направленное овладение новым материалом.

Большую роль в повышении эмоциональной и художественной активности учащихся сыграла организация оценки рисунков самими детьми (своего и товарищей) по критериям, опре­деленным также самими учащимися. Из таблицы видно, что результаты выполнения второго задания по всем критериям выше, чем у 6а и 6б классов, хотя по грамотности они нена­много превышают результаты 66 класса. Однако уровень ка­чества усвоенных знаний и навыков, полученных учащимися н 6б, и 6в классов, определить достоверно при выполнении дан­ного задания невозможно. Эффективность усвоения нового ма­териала учащимися проверялась на последующих, контрольных заданиях, результаты которых даются ниже[25].

Третье задание. Тематический натюрморт — изображение в цвете.

6а класс — самостоятельная работа.

Результаты выполнения задания оказались почти на том же уровне, что и при выполнении второго (см. табл. 3).

Опыт изображения предмета графическими средствами сыграл положительную роль в выполнении третьего задания. Од­нако новые задачи (цветовое решение натюрморта) оказались сложными для учащихся. Выполнение изображения натюрморта в цвете потребовало от учащихся приобретения новых знаний и навыков, которые им предстояло найти самостоятельно. Но учащиеся, не имея опыта поисковой деятельности, почувствовав


 

Таблица 3







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 275. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия