Организация учебного процесса. 1. Актуализация прошлого опыта учащихся
1. Актуализация прошлого опыта учащихся. Применение известных знаний и навыков в новой ситуации. Формирование оценочных суждений у учащихся. 2. Анализ рисунков, выполненных на прошлом уроке. Учитель раздает учащимся рисунки, выполненные в параллельных классах — 6а и 6б. — Представьте себя критиками-ценителями. Проанализируйте эти рисунки с точки зрения задач, сформулированных вамп на прошлом уроке. Оцените их, дайте обоснованные оценки: почему оцениваете на 5, 4 или 3, 2. Оценки и их доказательства кратко запишите на отдельных листах бумаги (предварительно розданы учащимся). Двое учащихся будут оценивать рисунки у доски. Затем мы всем классом проанализируем их и попытаемся прийти к общему мнению. Учащиеся выполняют задание самостоятельно: вспоминают «план действия художника», составленный ими на прошлом уроке, задачи, которые решались в процессе изображения с натуры стакана с водой, и проверяют их выполнение в предложенных учителем, рисунках. Оценивают рисунки по пятибалльной системе. Записывают доказательства оценки: выделяют достоинства и ошибки рисунков. Двое учеников записывают доказательства на классной доске. Учитель обращается к ученикам, выполняющим задание на классной доске: С какой задачи лучше начать проверку и оценку рисунков? Учащиеся. С проверки выполнения первой задачи: «компоновка изображения». Анализируют выполнение этой задачи. Учитель. Объясните последовательность дальнейшей проверки; „ 149 —
Учащиеся....Затем проверяем и оцениваем выполнение второй задачи: «построение формы, пропорций предметов, их расположение на плоскости столика»; затем третьей: «передаче материальности предмета — прозрачности, хрупкости, глянцевитости стекла, мягкости драпировки...». Учитель. Как вы считаете, как удобнее, правильнее оценить рисунки: ставить оценки сразу за все задачи или по отдельности за каждую? Учащиеся задумываются, выдвигают предложения. В итоге приходят к выводам: — Вначале лучше оценить выполнение задач в отдельности, а потом поставить общую среднюю оценку. — Я с этим согласна, но считаю, что в общей оценке должна больше учитываться третья задача, так как она была самой главной на уроке. (Большинство остальных учащихся класса наблюдают за ходом рассуждений своих товарищей, учитывают и применяют их в выполнении задания.) Учитель обращается к классу: А как вы, ребята, думаете: кто более прав из них в подходе к оценке рисунков? Учащиеся поддерживают второе предложение и стараются применить его в оценке рисунков. После анализа оценок, который проводится учащимися под руководством учителя, предлагается новое задание на усвоение элементарных методов художественного творчества: сочинение композиции натюрморта, выражающего состояние, настроение, определенную тему. Частные проблемы: 1) способы сочинения тематического натюрморта, выражающего состояние, настроение (художественно-творческая задача); 2) композиционное решение тематического натюрморта (художественно-творческая задача); 3) способы и приемы изображения композиции натюрморта в материале (построение изображения — художественно-познавательная задача). 1-е задание: решение познавательной задачи о художественно-образной сущности натюрморта, передающего состояние, настроение, время, эпоху. Учитель. На прошлом занятии я ставила перед вами такой вопрос: могут ли предметы передавать состояние, настроение?— и давала на дом задание подумать и попытаться ответить на него. Кто готов ответить? Учащиеся высказывают мнения: — Букет цветов вызывает радостное настроение. — Игрушки вызывают веселое настроение. — Книга — задумчивое настроение. — Диван — «сонное» настроение (смех в классе). — Коробка с конфетами и мороженое — «сладкое» настроение... — Молоток — серьезное, «трудовое» настроение и т. д.
Некоторые учащиеся принесли открытки с репродукциями натюрмортов: цветы, фрукты, посуда и т.д. Учитель. Подумайте, о чем могут рассказать вещи, принадлежащие людям? Попробуйте мысленно подобрать предметы, пещи, самые характерные для определенного времени развития пашей страны — 20-х, 30-х, 40-х, 70—80-х годов. Для облегчения выполнения задания вспомните, какие основные события происходили в те годы, проверим, кто хорошо знает историю развития нашего государства. (Каждое звено класса получает в свое «распоряжение» по два периода — для сравнения.) Учащиеся по звеньям обсуждают задание, делают предположения, доказывают их. После анализа выполненного задания (анализ проводится комментировано — по звеньям) учащиеся самостоятельно делают необходимые выводы: предмет способен передавать не только характер, материальность, декоративность вещей, но характеризует время, эпоху, человека. Учитель. по фрагментам произведений (выбираются фрагменты с изображением натюрморта, бытовой утвари, служащих человеку в разные времена и эпохи, во времена исторических, военных, революционных событий и т.д.) различных жанров (исторический, бытовой, интерьер, натюрморт, батальный и др.) 1) определите время, эпоху; 2) попробуйте охарактеризовать человека, которому они могли бы принадлежать; 3) попробуйте представить «сюжет» произведения через их изображение; 1) попытайтесь определить «характер» натюрморта: парадный, лирический (настроения), декоративный, Патриотический, исторический и т.д. Обоснуйте свои суждения. Учащиеся работают, звеньями — «экспертными группами». Обсуждают, предполагают, советуются с учителем, пытаются докучать свои суждения. Учитель в конце выполнения задания для проверки правильности рассуждений учащихся раздает «экспертным группам» репродукции произведений, из которых были выделены фрагменты. Учащиеся с огромным удовольствием проверяют свою экспертную работу: ищут по фрагментам целое произведение или по целому — фрагмент, убеждаются в правильности своих предположений (гипотез), ищут причины ошибок, спорят, доказывают (эмоциональное напряжение в этой ситуации у класса очень велико). — 151 —
За выполнение каждого частного задания ставят оценку, обсуждают ее с учителем. Подсчитывают общее количество баллов. Вместе с учителем определяют (по количеству баллов) лучшую «экспертную группу». Учитель дополняет суждения, выводы, доказательства учащихся, приводит интересные примеры из «Жизни вещей» в натюрморте, проводит небольшой экскурс в историю развития натюрморта как жанра. 2-е задание:самостоятельное составление, сочинение натюрморта на основе учебных постановок. Учитель. Сейчас попытаемся поработать творчески, как художники. Перед вами знакомые вам постановки. Попробуйте дополнить их одним—двумя предметами так, чтобы получился натюрморт, раскрывающий определенное состояние, настроение, время, явление, эпоху, конкретную тему. Вспомните для этого и представьте различные жизненные ситуации, факты, в которых наш «главный» предмет — стакан и связанные с ним по смыслу другие предметы играли бы какую-то роль, выражали характер события, явления. Можете использовать для выражения своих мыслей и чувств бумагу и карандаш. Стакан можете «наполнить» любым напитком, Из самых интересных и приемлемых в наших условиях предметов, предложенных вами, мы будем составлять, «сочинять» натюрморт. Учащиеся выполняют задание: предлагают предметы, из множества которых вместе с учителем выбирают наиболее выразительные для передачи темы, настроение, состояния. Драпировки подбирают соответственно замыслу. После отбора дополнений к постановке учащиеся коллективно составляют композицию натюрмортов. Предлагают различные названия натюрмортов: «Осенний», «В госпитале у постели раненого», «Утренний завтрак», «Мама гладит» (натюрморт с утюгом), «1941 год. Советский тыл», «Дары осени», «В мастерской художника», «Деревенский завтрак», «Грустная осень», «Мой рабочий стол», «Обед строителей», «9 Мая». Учитель. Скомпонуйте эскизы своих натюрмортов. Дома попытайтесь по памяти выполнить эскиз в цвете на небольшом формате 1/2 листа альбома.
|