Студопедия — СУБЪЕКТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СУБЪЕКТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА






Возможно, что в сотрудничестве некоторые дети будут проявлять себя как «организаторы-координаторы». Их деловые предложения в большей степени влияют на процесс решения учебно-познавательной задачи в ат­мосфере сотрудничества. Они ориентированы на то, чтобы адресовать инициативы и предложения партнерам, аргументировать их, предлагать варианты, связанные с организацией совместной деятельности, исполь­зованием определенной модели. Эти дети проявляют себя как носители идей и инициаторы, предлагающие практические варианты решения за­дачи, и вместе с тем координаторы индивидуальных вкладов и действий участников, поддерживающие единый темп и ритм деятельности, атмо­сферу равнозначной активности партнеров. Для них характерны положи­тельный эмоциональный настрой, открытость в общении со сверстника­ми, стремление к деловитости и справедливости, постоянная готовность дать совет, оказать реальную помощь сверстнику. В процессе сотрудни­чества они способны удерживать в поле зрения действия всех участников, успевая следить за качеством выполнения каждого. По ходу взаимодейст­вия их интересуют организованный путь к результату и его качество. В оценках итогового результата дети отмечают именно качественные ха­рактеристики партнеров, участвующих в его достижении. Для них явля­ется важной престижность работы группы.

Дети, активно взаимодействующие, в большей степени оказывают поддержку «организаторам». Они составляют основную команду детей, качественно и квалифицированно реализующих цель совместной дея­тельности. Они доброжелательны по отношению к сверстникам, умеют наладить контакт, основанный на умении договориться, согла­совывать действия с партнерами, при необходимости уступить, прийти на помощь. Их участие в сотрудничестве характеризуется организо­ванностью на основе добровольной ответственности и равенства в достижении общих целей и результатов деятельности. После принятия цели совместной деятельности в большей степени детей данной груп­пы интересует сам процесс. Они отличаются требовательностью к себе и партнерам, добросовестностью. Поэтому постоянно пользуются вза­имной оценкой, проявляют внимание к работе других участников, дают указания по качеству выполнения.

Дети, отличающиеся меньшей деловитостью и активностью, лучше понимающие сверстников, создающие положительный эмоциональный


фон взаимодействия, умело действуют в общем русле, принимают ини­циативы партнеров, отличаются открытостью и уступчивостью. Их привлекает и беспокоит именно то, чтобы сотрудничество было на­полнено доброжелательностью, дружелюбием. В оценках результата совместной деятельности отмечают наличие дружеской атмосферы, подчеркивают особенности отношений между участниками.

Дети, тяготеющие к исполнительской позиции, чаще принимают инициативы партнеров и действуют под их руководством. Они редко вносят конструктивные предложения. Участвуя в сотрудничестве, они добросовестно выполняют практические действия, по необходимости консультируются, задают вопросы. Они недостаточно уверены в своих действиях, часто переспрашивают сверстников, обращаются с тем, чтобы им показали, как выполнять задание, постоянно ждут помощи от партнеров. Оценка ими итогового результата не отличается кон­кретностью, имеет обобщенный характер, чаще они акцентируют вни­мание на факте оказанной им помощи со стороны партнеров. Им нравится участвовать в сотрудничестве, они получают удовлетворение от взаимодействия, но их деловые качества нуждаются в дальнейшем развитии. Пассивность детей данной группы можно объяснить недо­статком ручной умелости и отставанием в общем развитии.

Обобщение и анализ полученных результатов диагностики убедит в том, что опыт детского сотрудничества складывается постепенно, для каждого ребенка характерна индивидуальная линия его накопле­ния, своеобразна степень его освоенности и применения в практичес­кой деятельности. Названные особенности помогут педагогу опреде­лить содержание индивидуальной работы с детьми, некоторые подхо­ды к проектированию которой мы предлагаем.

ДИАГНОСТИКА СУБЪЕКТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ И РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРЫ)

Определение подходов к педагогической диагностике развития ре­бенка как субъекта игровой деятельности требует обращения к специ­фике сюжетно-ролевой и режиссерской игр — разновидностей сюжет­ных игр дошкольников.


Основной критерий игры — наличие воображаемой ситуации (Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев и др.)- Преобладание воображаемого плана над реальным в сюжетных играх позволяет ре­бенку строить игровые действия по логике игрового смысла вообра­жаемой ситуации.

К старшему дошкольному возрасту игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Как правило, дети включены в игровые объединения от двух до четырех-пяти человек, которые ста­новятся устойчивыми по составу. Устойчивость игрового объединения косвенно характеризует удовлетворенность ребенка игровой деятель­ностью и отношениями со сверстниками. Общение детей является необходимым условием возникновения и существования игры как со­вместной деятельности. Поэтому игровой процесс старших дошколь­ников выглядит как метакоммуникация — постоянный переход из плана игровых отношений в план реальных отношений, обеспечива­ющих организацию и осуществление игровых действий, проникнове­ние в замысел и намерения партнера, реализацию замыслов (Н.Я. Ми-хайленко, Н. А. Короткова).

Следовательно, игра может рассматриваться как интеграттная деятельность ребенка, в которой действия в воображаемом плане не­разрывно связаны с общением, направленным на их организацию и осуществление.

Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. В то же время необходимо определить, субъектом какой именно игровой деятельности становится ребенок старшего дошколь­ного возраста.

Классически дошкольный возраст определяется как период сюжет-но-ролевой игры. По мнению А. Н. Леонтьева, только самый конец дошкольного возраста характеризуется переходом к «рубежным» фор­мам игры — игре-фантазированию, драматическим играм и играм с правилами. Их «рубежный» характер определяется тесной связью с другими видами деятельности: литературным и художественным твор­чеством, учебной деятельностью, своеобразным сдвигом мотива игры с процесса на ее результат.

В концепциях игровой деятельности конца XX века (Л. А. Венгер, Е. М. Гаспарова, Н. А. Короткова, Г. Г. Кравцов, Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцова и др.) убедительно доказано, что развитие игры в до­школьном детстве — процесс сложный и неоднозначный. Развитие этой деятельности начинается с сюжетно-отобразительной и индиви­дуальной режиссерской игр, которые затем образуют две самостоя-


тельные линии становления игры. Сюжетно-отобразительная игра перерастает в сюжетно-ролевую, а индивидуальная режиссерская игра продолжает развиваться и к старшему дошкольному возрасту достигает своих вершин.

Развитие сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте связано с переходом к сюжетосложению как способу построения этой деятельности. Сюжетосложение основано на развертывании последова­тельности целостных игровых ситуаций, включает их обозначение для партнера и совместное пошаговое планирование. Роль «подчиняется» сюжету, происходят постепенное свертывание и сокращение условных игровых действий, их переход в план воображения. Поэтому игра ста­новится все больше речевой деятельностью ребенка, в которую вплета­ются условные игровые действия. Ребенка все больше привлекает про­дукт сюжетной игры — игровой сюжет. Часто у старших дошкольников возникает стремление зафиксировать придуманный сюжет, поэтому в игру включаются рисование, создание карт игрового пространства.

Наличие общества сверстников способствует тому, что из индиви­дуальной режиссерская игра превращается в развернутую форму со­вместной детской деятельности. По-видимому, по отношению к ребен­ку старшего дошкольного возраста возможно говорить о развитии субъ­ектной позиции — как в сюжетно-ролевой, так и в режиссерской игре.

Режиссерская игра — это разновидность сюжетной игры, специ­фика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер он выстраивает и развивает сюжет, управ­ляет игрушками и озвучивает их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова).

Режиссерская игра выполняет важнейшую социокультурную функцию в развитии ребенка дошкольного возраста. Активно при­сваивая культуру, ребенок отображает в режиссерской игре то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и «ожив­ляя» предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра — важнейший фактор социализации дошкольника и в то же время одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Ребенок подобно режиссеру представляет, как будут взаимодей­ствовать разные персонажи, что в результате этого произойдет; он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных


позиций — изнутри игры и извне — от самого себя. Научившись действовать в режиссерской игре с разных точек зрения, ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной дея­тельностью.

Режиссерская игра — естественное средство, обеспечивающее по­знание и оценку окружающей действительности, децентрацию лич­ности дошкольника, становление его самостоятельности.

Предметный мир режиссерской игры чрезвычайно многообра­зен — это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о том, что в режиссерской игре ребенок овладевает способностью переноса функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идет станошгение подлинной игры — символической де­ятельности,

В старшем дошкольном возрасте режиссерская игра принимает совместный характер. По ходу деятельности возникает содержатель­ное общение. Выдвигая и обсуждая игровые замыслы, ребенок по­лучает возможность самоутверждения, оценки своих возможностей, признания в кругу сверстников. Это указывает на то, что освоение позиции субъекта этого вида игровой деятельности является одним из необходимых условий эмоционального благополучия ребенка в груп­пе сверстников.

В режиссерской игре дети переходят к развернутому планиро­ванию игровых событий, в речь включаются описательные и по­вествовательные высказывания, оценка игровых образов и событий, что связано с развитием сюжетосложения. Режиссерские игры опи­раются на широкий социальный опыт — впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, телефильмов. Как следствие, сюжеты усложняются: от простейшей цепочки знакомых действий дети переходят к разыгрыванию разного рода ситуаций, в которых уча­ствует множество взаимосвязанных реальных и фантастических пер­сонажей. Игровой мир режиссерской игры позволяет ребенку «оп­редмечивать» сюжет, видеть его как бы со стороны.

Таким образом, для сюжетно-ролевой и режиссерской игр стар­ших дошкольников общими являются направленность на создание игрового сюжета как самоценного продукта игры, совместный ха­рактер этих видов игр. Различие проявляется в игровой позиции ребенка, где в первом случае она выступает как ролевая, а во втором — как режиссерская. При этом средства создания игровых


образов достаточно близки — речь, мимика и жесты, комментиро­вание проявлений игрового персонажа. Это позволяет выдвинуть единые позиции для определения субъектных проявлений ребенка в сюжетно-ролевой и режиссерской играх. Следует учитывать спе­цифику игры как интегративной деятельности, сочетающей вооб­ражаемые игровые действия с реальным общением участников иг­рового процесса.

Освоение ребенком старшего дошкольного возраста позиции субъек­та игровой деятельности может быть охарактеризовано как: ^ интерес к сюжетно-ролевой и режиссерской играм; ^ активность и избирательность, проявляемые в разных формах ини­циативности участия в сюжетных играх; ^ самостоятельность и творчество в выдвижении игровых замыслов, в использовании сюжетосложения как способа построения игры, в создании выразительных игровых образов, в общении, направ­ленном на согласование и реализацию замыслов (владение плани­рующими, поясняющими, обозначающими действиями); ^ владение коммуникативными умениями: аргументированность и адресо ванн ость организационно-делового обращения к партнеру для развития совместной игры, использование вербальных и не­вербальных способов общения, способность заметить настроение сверстника и проявить сочувствие, что создает общий эмоциональ­но-положительный фон игры.

Показатели освоения ребенком позиции субъекта игровой деятель­ности нарастают постепенно от группе к группе, что представлено в диагностических картах (см. приложение 1).

Исследовательская диагностика развития игровой деятельности старших дошкольников направлена на выявление особенностей освое­ния детьми позиции субъекта.

Для выявления интереса ребенка к участию в сюжетных играх может быть использована индивидуальная беседа по вопросам: Любишь ли ты играть?

В детском саду ты любишь играть один или с ребятами? В какие игры ты любишь играть больше всего? Кем ты чаще бываешь в играх? Кем бы ты хотел быть?

В какую игру ты бы хотел поиграть, но тебе никак не удается? Почему?

Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе? С ка­кими игрушками ты любишь играть?


Для выявления интереса детей к сюжетным играм, их содержанию, желания играть со сверстниками или одному, половых предпочтений может быть использована методика «Выбор картинки». Детям пред­лагается 10 карточек с изображениями разных видов игр и дается ин­струкция: «Разложи карточки в порядке убывания так, чтобы в начале лежали карточки, на которых изображены твои любимые игры, а в конце — игры, в которые ты любишь играть меньше всего». На кар­точках изображены (см. приложение 2): ^ дети, играющие в «дочки-матери»; ^ дети, играющие в «доктора»; ^ дети, играющие в «магазин»; ^ дети, играющие в «путешествие»; / дети, играющие в «корабль»; ^ дети, играющие в «строителей»; ^ дети, играющие в машинки; ^ дети, разыгрывающие сказку; ■^ дети, играющие в настольно-печатные игры; ^ ребенок, играющий один.

Ведущим методом диагностики проявлений избирательности, самостоятельности и творчества детей в сюжетно-ролевой и режиссер­ской играх является наблюдение за самостоятельными играми детей в утренний отрезок времени и после дневного сна (это время является наиболее благоприятным для самостоятельных творческих сюжетных игр детей). Наблюдение дает возможность выявить особенности игро­вого опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить твор­ческие возможности ребенка в игровой деятельности — степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сю­жета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.

В протоколе наблюдения фиксируются: ^ преобладающие виды игр, в которые играют дети; ^ тематика и содержание творческих сюжетных игр детей; ^ организация детьми игровой деятельности — сговор на игру, обо­значение и создание игрового пространства, распределение ролей, поясняющие и обозначающие действия; ^ наличие и характер действий, направленных на построение игро­вого сюжета, принятие партнерами действий по изменению игро­вого сюжета; ^ наличие и характер действий, направленных на выполнение роли в сюжетно-ролевой игре или создание образа игрового персонажа в режиссерской игре;


^ особенности использования детьми материалов, находящихся в

предметно-игровой среде; ^ продолжительность игры.

Регистрация полученных данных может вестись при помощи фо­тозаписи или с использованием диагностической карты (см. прило­жение 1).

Для изучения особенностей освоения коммуникативно-игровых умений может быть использован метод наблюдения за организацион­ным игровым общением детей.

В разные режимные моменты (утренний отрезок времени, прогул­ка, время после дневного сна) фиксируются:

V наличие и количество игровых объединений, их устойчивость, по­ловой состав; количество детей, играющих индивидуально, коли­чество участников игры в начале и в конце; ^ все обращения детей друг к другу во время игры, их содержание (просьбы, распоряжения, указания, вопросы, ответы и др.), сред­ства организации общения (экпрессивно-мимические, речевые, предметные действия); ^ эмоциональный фон общения (положительный, отрицательный, нейтральный), который проявляется в мимике, открытости или закрытости жестов и поз, речевой интонации, в преобладающем у ребенка настроении, легкости или трудности вступления в контакт со сверстниками, а также проявления сопереживания и сочувствия в общении со сверстником во время игры; ^ адресованность сверстнику инициатив, связанных с предложением темы игры, распределением ролей или игровых персонажей, раз­витием сюжета, созданием игровых образов; ^ аргументация замыслов и предложений для партнера.

Для выявления круга общения детей в игре используется метод одномоментных срезов. Наблюдая за играми детей после дневного сна, каждые пять минут фиксируются все игровые объединения, имеющие­ся на данный момент, и дети, играющие в одиночку. Необходимо получить не менее 10 срезов.

При обработке полученных данных анализируются численный (диады, триады и т.д.) и половой составы игровых объединений, определятся их устойчивость. Объединения, которые встречаются не менее чем в 40% срезов, считались устойчивыми, в 20—40% срезов — относительно устойчивыми, в 20% срезов — неустойчивыми. Устой­чивость игрового объединения свидетельствует о стабильности детских привязанностей,избирательности отношений.


Полученные данные оформляются в виде таблицы.

 

Количество игровых объединений Количество устойчивых игровых объединений и их участников, половой состав Количество относительно устойчивых объединений и их участников, половой состав Количество детей, переходящих из объединения в объединение, их пол Количество детей, не имеющих игровых объединений, их пол
         
         
         

Анализ результатов диагностики позволяет распределить детей по группам в связи с особенностями освоения позиции субъекта игровой деятельности. Субъектная позиция детей 5—7 лет в игровой деятель­ности проявляется по-разному.

Для детей группы «А» характерно оптимальное развитие позиции субъекта игровой деятельности. О развитии игровых замыслов сви­детельствует появление предварительного обозначения темы игры, двух или трех игровых событий. Ярко выражены индивидуальные творческие проявления детей. Дети заинтересованы совместной игрой. Интерес к игре снижает количество конфликтов внутри иг­ровых объединений, эмоциональный фон играющих положительный. Игровые объединения характеризуются устойчивостью и одновре­менно открытостью по отношению к новым игрокам. В игровой деятельности дети способны согласовать свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение парт­неру. Для них характерно использование просьб, предложений в об­щении с партнерами. Они способны проявить сочувствие, пожалеть, помочь, склонны к улаживанию возникающих конфликтов. Для детей этой группы характерно преобладание режиссерской игры над сюжетно-ролевой.

Активность детей проявляется по-разному. Для детей, условно на­званных «сочинителями», более интересны игры, которые в основном проходят в вербальном плане, с минимальным опредмечиванием сю­жета. Здесь хорошо заметен переход к «рубежному» виду игровой де­ятельности — игре-фантазированию. Как правило, дети-«сочинители» фантазируют, объединившись по вдвое и образуя устойчивое игровое объединение. В то же время они охотно принимают участие в коллек­тивных играх, где становятся носителями игрового замысла, и благо­даря им идет продвижение сюжета вперед. Игровые действия только


частично выполняются, частично проговариваются. Благодаря прого-вариванию создается общая игровая ситуация. Присутствие в игре «воображаемого героя» является важным признаком — это предтеча наиболее высокого этапа развития игровой деятельности (игры-фан­тазирования), целиком основанного на сюжетосложении — придумы­вании целостных сюжетных событий.

Дети адресуют игровые замыслы партнерам, аргументируют свои предложения, выдвигают инициативы, связанные с организацией и осуществлением деятельности. Это «заводилы», у которых придумы­вание игровых событий преобладает над их реализацией через созда­ние образов игровых персонажей и выполнение игровых действий.

Участие в совместных играх позволяет им полной мере реализовать свои игровые замыслы, так как их предложения по развитию сюжета отличаются оригинальностью и с удовольствием принимаются детьми. Для «сочинителей» характерно осуществление игры в речевом плане и воображении. Стремление аргументировать замыслы для сверстни­ков делает общение положительно направленным.

Для детей-тсполттелей» наиболее интересен процесс создания иг­ровых образов, управления персонажами. Для этого они используют разнообразные средства — мимику, жест, речевую интонацию, коммен­тирующую речь. Создаваемые образы выразительны, отличаются инте­ресными репликами. Дети-«исполнители» активно реализуют общий игровой замысел. Они доброжелательны по отношению к сверстникам, умеют наладить с ними содержательное общение, основанное на уме­нии согласовать замыслы, и при необходимости уступить.

Потребность в игре удовлетворяется у «исполнителей» в полной мере, так как в совместной деятельности они реализуют замыслы, которые возникли в ходе их совместного обсуждения (сюжетосложе-ния). Иногда — в реализации замыслов «сочинителей». Их участие в игре характеризуется увлеченностью.

О появлении детей-«режиссеров» свидетельствует их высокая ак­тивность — как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий. Их про­явления позиции субъекта максимальны в игровом организационном общении: они выступают посредниками в разрешении спорных ситуа­ций и конфликтов, отличаются развитым чувством справедливости, «дирижируют» замыслами игроков, способствуют их согласованию. Для детей-«режиссеров» характерны положительный эмоциональный настрой, открытость в общении со сверстниками, стремление к спра­ведливости.


Таким образом, проявления позиции субъекта связаны с возмож­ностью самореализации детей в игре, с творчеством. Проявления, ха­рактерные для группы «А», возникают при использовании современ­ных технологий педагогического сопровождения сюжетных игр до­школьников. В условиях традиционных педагогических технологий данные проявления носят эпизодический характер, наблюдаются у незначительной части старших дошкольников.

Наиболее типичны для детей проявления группы «В»у свидетельст­вующие о достаточном для старшего дошкольного возраста развитии позиции субъекта игровой деятельности. Для детей характерно постро­ение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. Началу игры предшествуют сговор, определяющий ее тему, и одно игровое событие, что свидетельствует о появлении в игре замысла.

Роли распределяются по ходу игры. В игре широко представлен ролевой диалог, который служит средством создания игровых образов. Дети постоянно меняют роли, что позволяет разворачивать сюжет и преодолевать его круговой характер. Особенно привлекательные игро­вые события могут повторяться несколько раз подряд, доставляя детям удовольствие. Речевой оборот «А давай теперь...» свидетельствует о намерении согласовать замысел с партнером. В целом игра непродол­жительна, так как способ построения сюжета — сюжетосложение — еще не освоен в полной мере. Следует отметить, что для данной груп­пы детей характерен переход от сюжетно-ролевой игры к режиссер­ской, происходит слияние этих игр.

Для игр свойственно отражение отношений между персонажами, которым подчинены их функциональные (профессиональные, «ска­зочные» и др.) действия, что является предпосылкой овладения сюже-тосложением. В то же время в сюжетных событиях детских игр часто находят отражение отрицательные эмоции игровых персонажей, кото­рые переносятся из мультсериалов и современных телесериалов для взрослых. Это приводит к Чрезмерному эмоциональному возбуждению детей в игре, которое проявляется в повышенных, крикливых речевых интонациях, беготне по группе, агрессивных действиях по отношению к играющим из других игровых объединений — ради забавы их могут толкнуть, дернуть, разрушить постройку и совершить другие аналогич­ные действия.

В игры девочек включается неигровое общение, в котором они подражают героиням телесериалов, используя темы, содержание их разговоров. Это провоцирует высмеивание тех сверстниц, у которых


хуже игрушки, наряды, им могут приписываться черты отрицательных героинь сериалов, их роли.

Недостаточное освоение обозначающих и поясняющих действий, умений обратиться к сверстнику, принять его предложение, аргумен­тировать замысел приводит к рассогласованию действий детей в игре, переходу от совместной деятельности к параллельной или индивиду­альной — и обратно к совместной.

Игровые объединения являются относительно устойчивыми. В играх детей появляется лидер — организатор, который задает тон игры в соответствии со своими желаниями и интересами, решает, кого принять в игру, а кого нет. Под влиянием.лидера в рамках играющей подгруппы проявляется внимание по отношению к партнерам, их предложения выслушиваются, хотя и не всегда принимаются. К детям со «стороны» проявляется или безразличие (например, просьбу сверст­ника принять его в игру дети «не слышат»), или недружелюбие, кото­рое выражается в речи или в экспрессии: «Тебе нельзя!», «Ты не бу­дешь с нами играть!» Недовольство выражается мимикой, отталкива­ющими движениями или жестами. Для общения характерны угрозы, приказания, отрицательные оценки партнеров. Аргументируя свои иг­ровые инициативы, дети находят значимые для себя обоснования, игнорируя при этом интересы сверстников, они не склонны к прояв­лению сочувствия по отношению к партнерам «со стороны».

По-видимому, указанные особенности связаны с тем, что в рамках общей игры каждый ребенок все еще стремится развивать свою тему; события, разыгрываемые совместно, чередуются с индивидуальной игрой. Ребенок «со стороны» воспринимается как помеха, которая может разрушить сложившийся игровой стереотип.

Наличие положительных оценок деловых качеств друг друга внутри игрового объединения свидетельствует о появлении заинтересованно­го отношения к партнерам по игре, их деловым качествам, от которых зависит совместная игра. В общении внутри своего игрового объеди­нения проявляются доброжелательность, склонность к проявлению сочувствия в ситуациях, требующих помощи. При этом часто дети не умеют адресовать общение сверстнику, не могут найти аргументы, чтобы отстоять свои замыслы, поэтому в общении с детьми с отрица­тельной направленностью взаимодействия чувствуют себя крайне дис­комфортно, попадают в зависимость от более инициативных сверст­ников-лидеров.

Таким образом, для детей группы «В» характерны недостаточная ориентированность на сверстника как на партнера по совместной


игре, противоречия между развивающимися игровыми замыслами и способами их реализации как в воображаемом плане, так и построении организационного общения. Показатели группы «В» являются наибо­лее характерными для детей старшего дошкольного возраста.

Общими для игр детей групп «А» и «В» являются различия в играх девочек и мальчиков. Девочкам более интересен подготовительный этап игры, он вызывает интенсивное игровое общение. Роли не при­нимаются играющими, они выступают от имени игровых персонажей, комментируют их действия и проговаривают реплики персонажей, пользуются речевой интонацией, что свидетельствует о наличии ре­жиссерской игры. Для мальчиков в большей степени характерно пред­метно-словесное обозначение игрового места (например, при помощи строительного материала — «давайте здесь гараж»), но чаще для них вся групповая комната — воображаемый мир, поэтому подготовка к игре занимает незначительное время.

Видимо, различия связаны с тем, что в играх девочек в большей степени присутствуют традиционные темы, представленные в пред­метно-игровой среде дошкольных учреждений («дочки-матери», «дет­ский сад», «больница» и др. и игры с куклой Барби). Мальчики чаще играют принесенными из дома игрушками — роботами, трансформе-рами, вольтронами, черепашками-ниндзя и др. Соответственно, в играх находят отражение путешествия, звездные войны, сражения чу­довищ, что не требует столь жесткого обозначения игрового простран­ства. Мальчикам интересен сюжет, основанный на борьбе добра и зла, они стремятся к точному воссозданию игровых образов, пользуясь интонацией, движениями.

Дети группы «С» характеризуются недостаточным развитием по­зиции субъекта игровой деятельности. Они преимущественно играют в сюжетно-ролевые игры, отражая в них традиционные бытовые и профессиональные темы. Типичный пример такого сюжета: «Мама приводит дочку к врачу, врач осматривает и лечит руку, мама с дочкой идут в магазин и покупают апельсины», затем ситуации повторяются с небольшими изменениями, приобретая «круговой» характер.

Наряду с предметно-игровым и действиями, используются заме­щающие и изобразительные, например «продавец раскладывает товар, берет плату, выбивает чек» (выбивание чека — «чик-чик-чик», при этом ребенок просто дотрагивается пальцем до стола, как бы выбивает чек). Вербальное пояснение изобразительных игровых действий отсут­ствует, что ведет к непониманию действий партнера и рассогласова-


нию замыслов детей в игре. Игра превращается в параллельную, где дети исполняют одинаковые роли и копируют действия друг друга.

Ролевой репертуар ограничен традиционными ролями, продикто­ванными материалами предметно-игровой среды группы, — врач, мат­рос, парикмахер, продавец и др. Ролевые диалоги короткие и слиты с обозначением игровых событий; это приводит к тому, что они не связаны по содержанию, дети не всегда понимают друг друга. Как следствие — негативная оценка детьми друг друга, создающая отрица­тельный эмоциональный фон игрового общения и определяющая переход от совместной к индивидуальной игре.

Сюжет строится через принятие роли и стремление завязать роле­вой диалог. Для детей характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей от игре к игре, что приводит к «ритуализа-ции» деятельности. Следовательно, позиция субъекта игровой деятель­ности выражена недостаточно, так как самостоятельность и творчест­во — минимальны.

Игровые объединения относительно устойчивы или неустойчивы. Обнаруживая стремление к организационному общению в игровой деятельности, дети не удерживают его цели, не умеют согласовывать замыслы со сверстниками, что приводит к прекращению деятельности как совместной или к возникновению конфликтов. Адресованность актов общения ситуативная и неустойчивая, аргументированность вы­сказываний отсутствует, поэтому преобладает отрицательный эмоци­ональный фон общения.

В практике работы ДОУ наблюдается «застревание» детей на этом этапе развития игровой деятельности, если педагоги уделяют сюжет­ным играм недостаточное внимание. В целом дети группы «С» про­должают использовать способы построения сюжетной игры, освоен­ные на более ранних возрастных этапах.

Характерной особенностью игр детей группы «О» со сниженным развитием позиции субъекта игровой деятельности является использо­вание игрушки в качестве партнера по игре, заменяющее игровое об­щение со сверстниками. Построение сюжета осуществляется на основе предметно-действенного замещения (действия с игрушкой — кормле­ние, укладывание спать и др.), что характерно для детей более млад­шего возраста. Дети отражают лишь внешний рисунок роли — дейст­вия и некоторые обороты речи. Например, доктор «слушает» больного, «выписывает рецепт» — отношение к больным не раскрывается. При­чиной этого является то, что внутренняя эмоциональная сторона от­ношений между людьми не является для детей объектом познания.


Несформированность обозначающих и поясняющих действий не позволяет согласовывать замыслы с партнерами по игре. Игровая де­ятельность детей разворачивается параллельно, контакта между игра­ющими практически нет. В связи с этим не создается общая для ее участников эмоционально-привлекательная атмосфера. Дети этой группы не являются членами игровых объединений и преимуществен­но играют в одиночку.

Дети, относящиеся к этой группе, разделены на две подгруппы: «наблюдатели» и «разрушители». «Наблюдатели» с интересом наблю­дают за тем, как играют другие дети, внутренне сопереживают проис­ходящим игровым событиям, что проявляется в их мимике (шевелят губами, как бы проговаривая игровые события) и позе. В индивиду­альной игре подражают увиденному в играх сверстников. О позиции наблюдателя свидетельствуют пассивность детей, их «уход» от совмест­ной игровой деятельности или полная зависимость от партнеров, под­чинение их замыслам, что делает совместную игру кратковременной, а игровое общение неэффективным. «Наблюдатели» не умеют адресо­вать акт общения конкретному сверстнику, аргументировать свои суж­дения. В общении с детьми избегают зрительного контакта, их речь тихая, невыразительная, голова опущена вниз, поза напряженная.

Для детей, условно названных «разрушители», свойственна реак­тивность, направленная на «разрушение» игр других детей. Они не умеют адресовать высказывание сверстнику, пользуясь социально при­нятыми формами. Например, могут взять ребенка руками за лицо и повернуть его к себе, громко кричать, обзывать в случае недовольства ответом. Как следствие — разрушение совместной деятельности и конфликт. Сверстники часто обижаются, на «разрушителей» жалуются воспитателю, поэтому к таким детям часто применяются наказания. «Операциональный» барьер и барьер общения, связанные с отсутст­вием умений действовать в воображаемом плане и коммуникативных умений, не позволяют им занять позицию субъекта игровой деятель­ности.

Таким образом, освоение позиции субъекта игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте может носить достаточно вариатив­ный характер, что обусловлено особенностями педагогического сопро­вождения детгй. Максимально возможные показатели достигаются детьми, если игра развивается как самостоятельная творческая дея­тельность ребенка дошкольного возраста. Это обеспечивается: ^ гибким сочетанием прямых и косвенных способов руководства игра­ми детей, поэтапным изменением тактики педагогического сопро-


вождения ребенка в игровой деятельности в зависимости от степе­ни освоения ребенком позиции субъекта игровой деятельности;

^ планированием деятельности педагога по сопровождению ребенка в игр







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 329. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия