Моделирующие представления о нормальном психическом развитии и механизмах психической патологии в концепциях В.Франкла и Л.Бинсвангера
Источник, движущая сила – уникальный личностный потенциал, миропроект и самопроектирование. Он закладывается в раннем детстве. Но при этом отрицается детерменизм – противоречие. Механизм и условия развития – свободный ответственный выбор в процессе самопроектирования. Совесть. Главное понятие – смерть. Это то, что не дает откладывать выбор. Дуальный модус существования – существование в любви, в связи с другими – также условие существования. Это необходимость и способность постоянного духовного контакта. Франкл отдельно говорит о совести, которая подсказывает человеку, насколько ответственны его выборы. Проблема страха смерти нормальна для пациентов и характерна для людей, которые так и не начали жить. Важно задуматься, чем заполнена жизнь человека. Структура психики: Франкл не создал, отрицал. Бинсвангер: модусы существования. Основные – подлинный (отвественный выбор, направленный на актуализацию проекта) и неподлинный. Типы неподлинных модусов: 1 Модус заброшенности – данность существования, которую нужно принять (природа, судьба) Принятие своей заброшенности – важное условие прихода к здоровью (нельзя зацикливаться на своей исключительности). 2 Анонимный модус – модус удаленности от людей, отсутствие контакта Душевная жизнь – постоянная переработка опыта. Один из культурных способов символизации опыта – язык. В жизни важна исполенность жизненного плана. Макродинамика: жизнь как реализация плана. Этапов не выделено. Критерий психического здоровья: подлинное существование. По франклу: жизнь, наполненная смыслом. Психические расстройства с точки зрения экзистенционализма – это плата человека за отказ от роста и развития (от самопроектирования). И в этом плане смысл экзистенционализма Бинсвангера и основная цель его – это помочь человеку почувствовать себя свободным существом, способным к самодетерминации. 1. Бинсвангер отказывается от такого понятия «болезни» в психиатрическом смысле, и выделяет болезнь по критерию неподлинного существования – в Хайдеггеровском духе. Психическая болезнь – это отказ от подлинного существования и существование в неподлинных модусах. А, напомню, модусы, задающие подлинное существование – это проектный и дуальный. 2. Второй важный критерий – это непрерывность развития, становления, самореализации. Любая остановка в развитии означат опять же болезнь. 3. И третий критерий – это отсутствие подлинных отношений с людьми. То есть это зингулярный или анонимный модус существования в противовес дуальному. Понимание псих. болезни и здоровья: Л.Бинсвангер- основатель дазайн- анализа (дазайн-бытие, еденица исследования психического). Важен субъективный мир чел., наполненный смыслом. Особая экзистенциональная структура, кот. охватывает всю жизнь пациента (априорные категории)в работе выявляет экзистенциал (как чел. Структурирует свою жизнь). Для Э.Вест- это полнота. При патологии Д. Теряет свою целостность, полноту, индивидуальность. Здоровье- открытость возможностям, при псих. заболеваниях происходит сужение миропроекта, фиксация на экзистенциале, Д. Утрачивает свою свободу. Подлинное бытие: чел. может выбирать независимо от внешних обстоятельств жизненный план (аутентичное существование), он открыт будущему. Неподлинное: существование детерминировано прошлым, происходит сужение мира, обеднение, проекта нет- невротик не видит возможностей. По Франклу невротик- «всегда быть таким и никаким иначе» (потеря возможностей и аутичная жизнь). Картина жизни сужена и подчинена антиномии худоба- полнота. Поведение направляется экстравагантным идеалом, неестественным и несоответствующим жизненным ситуациям (худоба). В.Франкл- основатель логотерапии. Движ. сила в логотерапии- стремление к смыслу. Логотерапия- признает духовную сторону жизни чел. Ноогенные неврозы возникают в рез-те фрустрации потребности в смысле, дух. проблемы в основе. Экзистенциальный вакуум- скука, переживание пустоты и беспомощности. Цель психотер.- помочь чел. Стать таким каким он может быть (категория возможностей), достичь понимание индивидом своих жизненных задач (обретение смысла через ценности- созидательные, активные позиции, работы, деятельность). Экзистенциалы: духовность, свобода и ответственность. Чел. Определяет себя сам он сам решает о детерменантах своего существования.
|