Исследовательские правила и процедуры в бихевиоризме и экзистенциально-гуманистической традициях. Операционализм и феноменологический метод
1. Принцип целостности и уникальности человека. Принцип, который закрывает науке вообще какие-либо возможности сразу. Потому что если мы нечто не можем рассмотреть в каких-то аспектах, то уже изучить ничего не можем. Центральная категория, понятие, которое к этому принципу относится – это понятие ОПЫТА, ЦЕЛОСТНОСТИ и ВЧУВСТВОВАНИЯ. Если человека нельзя ни на какие аспекты разделить, ничего там выделить нельзя – мы обречены только на один способ понимания – это вчувствование. Мы обречены понимать (объяснять нельзя) и вчувствоваться. 2. Принцип наличия природного позитивного начала в каждом человеке. Согласно этому принципу каждый человек от природы хорош, обладает творческими способностями и личностным потенциалом. Это гуманистический принцип. 3. Принцип самоактуализации, согласно которому потребность самоактуализации является базовой потребностью человека. К понятию самоактуализации можно еще добавить понятие исполненности. То есть в гуманистической психологии – это понятие самоактуализации, а в экзистенционализма – это понятие исполненности. Исполненность возможности дазайна – насколько смогли это реализовать. Стремление к исполненности и самоактуализации в экзистенциальной психологии базируется на идее смерти – как условие такой потребности и стремлений человека. 4. Принцип неразрывной связи человека с миром. Человек открыт миру, и в то же время обладает определенной свободой от него благодаря смыслам и ценностям - и в этом смысле может менять его. И здесь – в этом принципе – соответственно, категории, понятия «смысла» и «ценности» играют особую роль. Они связывают человека с миром, делают его единым с ним и в то же время позволяют действовать и менять этот мир. 5. Принцип самодетерминизма. Согласно этому принципу человек непрерывно развивается через сознательные решения и выборы, только если его сознание открыто новому опыту. Человек находится в состоянии непрерывного самоопределения и самосозидания. Моделирующие представления о нормальном психическом развитии и механизмах отклонения от него в методологическом бихевиоризме и информационном подходе (концепции А.Бандуры, Д.Роттера, А.Лазаруса, понятие атрибутивного стиля). Бандура, Роттер- являются так называемыми методологическими бихевиористами; предметом исследования психологии они признают внутренние когнитивные процессы. Бандура- автор концепции самоэффективности, в которой сказано что человек может научиться контролировать события влияющие на его жизнь.
Источник развития: среда Движущие силы развития: среда и + реципрокный детерминизм Механизм Развития: социальное научение Условие работы механизмов: викарное подкрепление. Необихевиоризм: Толмен, Скиннер, К. Халл, Бандура, Дж. Роттер, Селигман. Модель психического здоровья – формирование правильных реакций, адекватных, с широким репертуаром вариантов, полезных навыков. Патология – набор неадекватных навыков. Основа больной личности по Уотсону – извращение навыков. Другая сторона патологии – дефицит адаптивности. Полезные навыки помогают адаптироваться в обществе. Личность по Уотсону это реагирующая масса как целое. В норме самая крупная ее часть – адаптивные навыки, полученные в результате воздействия с действительностью. В необихевиоризме стали учитываться внутренние образования. Здоровая личность в представлении Бандуры – личность с развитой самоэффективностью.
|