Экзистенциальный подход к шизофрении (Р.Лэнг, Г.Бенедетти)
Р. Лэнг, Г. Бенедетти Проблему низкой дифференциации Лэнг описывает через особые понятия: Несчастное сознание (термин Канта)- противоречивое сознание, которое не может найти опору в самом себе. Утрата ориентиров и внутренних опор. Онтологическая неуверенность - в некоем смысле неуверенность в факте своего существования. Интегрированность представлений о себе и других – стержень, на котором держится реальность. Лэнг считал важным транспортировать себя в сознание пациента. Такие люди утрачивают себя при столкновении с другими людьми. Защита – изоляция от мира (чтобы не растворится в других). При этом сознание диалогично, есть потребность в другом – прорыв защиты есть поиск другого, с которым можно вступить в диалог. Окаменение – ощущение себя вещью, утрата субъектного начала человека. Человек как бы перестает быть субъектом своей жизни и поведения. Лэнг связывал это с воспитанием в семье, когда ребенок чувствует недостаток субъектности. Есть дети, у которых недостаточна субъектность и у которых ее нужно культивировать. Многие больные шизофренией в детстве были «идеальными детьми». Важно чувствует ли себя человек активным, он ли субъект своих действий или мать. Утрата онтологических границ – утрата границ между собой и миром, другими. Так В. Блейк описывал стремление многих больных стать тем, что они воспринимают (объекты, явления..) Лэнг: больной может считать себя скорее мертвым, чем живым, неиндивидуальным, частично может осознавать своя я, но отделенным от тела. Блейлер считал, что только определенный жизненный сценарий может открывать болезнь как ключом.
Бенедетти считал как и Роджерс, что важный механизм психозов есть дефект способности символизации опыта(что является путем к интегрированному я).в психотерапевте, как в зеркале отражается собственный опыт пациента. Все это является неподлинной экзистенцией – когда опыт не становится опорой для жизни, а диктуется социумом и другими людьми. В центре внимания Лэнга находится исторически определенный тип "несчастного сознания" - шизоидная личность. Это человек, у которого нарушены связи не только с окружающим миром, другими людьми, но и с самим собой. Он ощущает себя безысходно одиноким и изолированным. Его восприятие собственного Я расколото, внутренняя мотивация своего поведения и интерпретации поведения и отношения к нему других людей чрезвычайно сложны, противоречивы и запутаны. Возникновение шизоидного сознания, обусловлено столкновением изначально морального и гуманного (в понимании экзистенциальной философии) субъекта с обществом, конфликтом между подлинностью экзистенциального бытия и неподлинностью природно-социальной действительности. Характерной особенностью английского варианта экзистенциальной психологии является обращение к герменевтике и к теории языка, в частности, использование идей лингвистического номинализма позднего Людвига Витгенштейна. ПоЛэнгу, общество воздействует на индивида через язык, разрушая первоначальные значения и смыслы его внутреннего мира - экзистенции (экзистенциальный контекст бытия-в-мире). расколотая шизоидная личность включается в безысходную деятельность, состоящую в попытках связать привнесенное обществом в сознание содержание с контекстом ее экзистенциального бытия. В свою очередь, это приводит к созданию противоестественных мыслительных конструкций, которые воспринимаются со стороны как безумство, проявление шизофрении. Искалеченный цивилизацией современного общества индивид становится субъектом антигуманных идей и социальных рефлексов, способствующих его дальнейшему отчуждению. Шизофрению Лэнг считает крайней формой онтологического беспокойства, в основе которого лежат социальные условия. Понятия клинической психиатрии и психопатологии Лэнг считает совершенно неприемлемыми для понимания перехода от здорового способа бытия-в-мире к шизофрении, психотическому бытию-в-мире.
|