Билет №18. Языковая личность - совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов)
Языковая личность - совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: 1) степенью структурно-языковой сложности, 2) глубиной и точностью отражения действительности, 3) определенной целевой направленностью. Типы языковых личностей, ориентированных на использование ЛЯ.
Типы языковых личностей находящиеся за пределами ЛЯ.
По доминирующей установке на собеседника (К. Ф. Седов)
- конфликтно-агрессивный (открытая враждебность, речевые тактики - инвектива) -конфликтно - манипулятивный (собеседник – объект манипуляции, р.т: навязывание своего мнения, перебивание, смена темы, поучения и советы)
-активный (не способен встать на место другого человека, перебивает и меняет тему) -пассивный (говорит невпопад, ежик в тумане, выбор тактик не соответствует ситуации общения и интенции собеседника)
-кооперативный конформист (согласен с точкой зрения собеседника, даже если не разделяет; утешение, проявление сочувствия, комплимент) -кооперативный актуализатор (стремление поставить себя на место собеседника; неформальный интерес к собеседнику). По модели поведения (Э. Берн) -родитель (критик или опекун) -взрослый (объективный, заинтересованный, внимательный, допускает возможность обсуждения) -ребенок (капризный, с комплексами, креативщик). Профессия оказывает большое влияние на речь человека иногда даже незаметно для него (пример с бабушкой – учителем физ-ры). Профессионализмы. Стиль человека отличается от стиля языка оказзиональностью, особыми чертами каждой личности, их социальным положением, которые находят отражение в выбранных им речевых тактиках.
Билет №19 Теория речевых жанров в подходах разных авторов. Речевые жанры в понимании М.М.Бахтина. Первичные и вторичные жанры. Жанры и речевое общение. Внутрижанровые стратегии и тактики в различных ситуациях общения. Анкета РЖ. (по Т.Шмелевой). Тематическое содержание, стиль и композиционное построение — неразрывно связаны в целом высказывания и одинаково определяются спецификой данной сферы общения. Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами. (М.М. Бахтин.) Особенно важно обратить здесь внимание на очень существенное различие между первичными (простыми) и вторичными (сложными) речевыми жанрами (это не функциональное различие). Вторичные (сложные) речевые жанры — романы, драмы, научные исследования всякого рода, большие публицистические жанры и т. п. — возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного) — художественного, научного, общественно-политического и т. п. В процессе своего формирования они вбирают в себя и перерабатывают различные первичные (простые) жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения. Эти первичные жанры, входящие в состав сложных, трансформируются в них и приобретают особый характер: утрачивают непосредственное отношение к реальной действительности и к реальным чужим высказываниям; Жанры и речевое общение: Если бы речевых жанров не существовало и мы не владели ими, если бы нам приходилось их создавать впервые в процессе речи, свободно и впервые строить каждое высказывание, речевое общение было бы почти невозможно. Каждое отдельное высказывание — звено в цепи речевого общения. Каждый речевой жанр в каждой области речевого общения имеет свою, определяющую его как жанр, типическую концепцию адресата. Адресат высказывания может, так сказать, персонально совпадать с тем (или с теми), кому высказывание отвечает.
|